Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

О проведении аттестации рабочих мест.


Аттестация рабочих мест: руководствуемся новым порядком


Новый порядок подготовки и проведения аттестации рабочих мест, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.07 N 569 (далее - порядок), вступил в силу 1 сентября 2008 года.
До 1 сентября 2008 года действовало постановление Минтруда России от 14.03.1997 N 12 "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда"

Аттестация рабочих мест - обязанность по Трудовому кодексу

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда вменено в обязанности работодателя статьей 212 ТК РФ. Эти обязанности именуются обеспечением безопасных условий и охраны труда (данное определение нам пригодится для целей налогового учета расходов на аттестацию и сертификацию).
В статье 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда. Пользуясь такой общей формулировкой, некоторые трудовые инспекторы взыскивают по данной статье штрафы с работодателей за непроведение аттестации рабочих мест с последующей сертификацией (вменяется нарушение статьи 212 ТК РФ). Суммы этих штрафов, согласно статье 5.27 КоАП РФ, составляют от 1000 до 5000 руб. - для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей (ПБОЮЛ) и от 30 000 до 50 000 руб. - для юридических лиц. Заметим, что арбитражные суды отказываются рассматривать споры работодателей с трудинспекцией по этому поводу в связи с их неподведомственностью арбитражу (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.07 N А21-2310/2007).

Если в результате аттестации будут выявлены вредные (опасные) условия труда, то работникам предоставляются следующие гарантии:
сокращенная продолжительность рабочего времени (ст. 92, 94 ТК РФ);
ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска (ст. 116 ТК РФ);
повышенный размер оплаты труда (ст. 146 ТК РФ);
дополнительные компенсации (ст. 219 ТК РФ);
обеспечение работников СИЗ (ст. 221 ТК РФ);
выдача молока (или соответствующей денежной компенсации) и лечебно-профилактического питания (ст. 222 ТК РФ).
Работодатель обязан аттестовывать все рабочие места не реже одного раза в пять лет (п. 1, 5 порядка). Новое рабочее место подлежит аттестации после ввода его в эксплуатацию (п. 7 порядка).

Порядок проведения

Вначале руководитель обязан издать приказ о создании аттестационной комиссии со сроками и графиком мероприятий (п. 9 порядка).
Перечень должностных лиц организации, которых рекомендуется включить в комиссию, приведен в пункте 10 порядка. Если привлекается аттестующая организация, то ее представители включаются в состав комиссии на паритетной основе.
В функции комиссии включена в том числе разработка плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда по результатам аттестации (п. 11 порядка). Некоторые из таких мероприятий могут быть весьма затратными. После утверждения этого плана комиссией, работодателем, профсоюзами или иными представителями работников указанный документ включается в коллективный договор.
Комиссия также составляет перечень рабочих мест, определяет аналогичные рабочие места и оцениваемые при аттестации условия труда. Замеры могут производиться на 20% (но не менее двух) рабочих мест. Полученные результаты распространяются на аналогичные рабочие места, определение которых дано в пункте 12 порядка.
Новеллой порядка является уточнение правил аттестации нестационарных рабочих мест (например, для слесарей-сантехников, электриков, строительных рабочих и др.). В этом случае определяются типичные технологические операции с относительно стабильным набором и величиной вредных и (или) опасных производственных факторов. Время операций определяется с помощью экспертной оценки (п. 14 порядка).
При аттестации производится гигиеническая оценка условий труда. Так, оцениваются все имеющиеся на рабочем месте вредные и (или) опасные производственные факторы (физические, химические и биологические), тяжесть и (или) напряженность труда. Инструменты и приборы для таких измерений должны проходить государственную поверку в установленные сроки (п. 15, 16 порядка).
Результаты измерений оформляются протоколами по каждому фактору на отдельное рабочее место. Допускается измерения по одному фактору отражать в сводном протоколе для группы рабочих мест (п. 19 порядка). Протоколы являются неотъемлемой частью карты аттестации рабочего места по условиям труда.
Следующим этапом аттестации является оценка травмобезопасности рабочих мест. На соответствие нормативным актам по технике безопасности проверяются: производственное оборудование, приспособления и инструменты, обеспеченность средствами обучения и инструктажа, техническая документация (п. 21-23 порядка). В комплекс производственного оборудования, как правило, включают территорию, элементы зданий и сооружений (к примеру, проверяют наличие противоскользящих покрытий пола, расположение аварийных выходов в тепловых пунктах и т.д.) (п. 26 порядка). В ходе этого этапа проверяют свидетельства и другие документы о прохождении работниками инструктажа по охране труда, паспорта (инструкции по эксплуатации) на производственное оборудование.
Оценка травмобезопасности рабочего места, на котором присутствуют объекты данной оценки, оформляется протоколом. В нем фиксируются выводы о соответствии (несоответствии) рабочего места нормам техники безопасности, уровень травмобезопасности (оптимальный, допустимый или опасный), необходимые мероприятия по соблюдению техники безопасности. Результаты оценки, согласованные с организацией, вносятся в карту аттестации.
Затем проверяют обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты. Для этого используют полученные результаты первых двух этапов контроля и сопоставляют соответствующие выявленным при аттестации условиям труда нормы бесплатной выдачи рабочим и служащим сертифицированной специальной одежды, специальной обуви, а также смывающих и обезвреживающих средств с тем, что фактически выдано работникам. Проверяется также наличие личных карточек учета средств индивидуальной защиты, сертификаты (если они полагаются) на эти средства. Оформляется протокол.
Выявленные в результате инструментального контроля факторы производственной среды сопоставляются с нормативами - производится оценка фактического состояния условий труда на рабочем месте. Определяется класс условий труда и степень вредности и (или) опасности для каждого вредного производственного фактора и для рабочего места в целом.
Если гигиенические нормативы и требования травмобезопасности соблюдены, обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты в норме, то рабочее место признается аттестованным с классом 1 или 2 и с оценкой "соответствует требованиям обеспеченности средствами индивидуальной защиты".
Если условия труда соответствуют классу 4 (опасному), то организация должна срочно разработать комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов либо на уменьшение времени их воздействия.
Перечень обязательных документов из пакета, сформированного по результатам аттестации, приведен в пункте 45 порядка.
Еще одной жесткой новеллой порядка является указание о направлении в государственную инспекцию труда в субъекте РФ (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости) следующих документов из этого пакета:
перечня рабочих мест;
ведомостей рабочих мест и сводной ведомости рабочих мест организации с результатами аттестации.
К этим документам добавляется "информация" - заполненный бланк по форме из приложения 10 к порядку, в котором содержатся некоторые сведения об организации (или ПБОЮЛ), о ее учредителях, о привлеченной аттестующей организации, о видах измерений и о средствах контроля.

Что обязательно, а что не очень

Порядок не содержит прямых указаний об обязанности работодателя привлекать для аттестации рабочих мест стороннюю аттестующую организацию. Вместе с тем организация должна оценить все плюсы и минусы обращения к специалистам по охране труда.
В качестве примера приведем выдержки из прейскуранта одной из таких организаций в г. Санкт-Петербурге. Отметим, что она заявляет о наличии аккредитации Минтруда России на часть испытаний и о наличии аккредитованных "субподрядчиков".
Итак, аттестация одного рабочего места (включая оформление протоколов замеров и карт аттестации) стоит: в офисе - от 2800 руб., на производстве - от 3000 руб. Подготовка к аттестации обойдется в 1200 руб., составление сводных ведомостей - в 600 руб., проект плана мероприятий для аттестации - в 600 руб. Если рабочих мест много, то предоставляются небольшие скидки.
Как видим, аттестация рабочих мест является обязательной по ТК РФ, но стоит недешево.
А вот насчет обязательности сертификации работ по охране труда, которая упоминается в качестве обязанности работодателя в статье 212 ТК РФ, можно поспорить.
Обратимся к Федеральному закону от 27.12.02 N 184-ФЗ "О техническом регулировании". В статье 2 этого закона дано определение сертификации. Это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Согласно пункту 1 статьи 20 закона N 184-ФЗ, сертификация бывает добровольная и обязательная. А пунктом 1 статьи 23 закона N 184-ФЗ установлено, что объектом обязательного подтверждения соответствия (сертификации) может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ.
Кроме того, в отличие от продукции в перечне объектов, подлежащих обязательной сертификации, не фигурируют работы и услуги. Этот перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1013 и действует до введения специальных регламентов для каждого объекта.
Поэтому есть мнение, что сертификация работ по охране труда проводится только в добровольном порядке.
Но если работодатель планирует все-таки получить такой сертификат, то ему следует обратить внимание на правила сертификации работ по охране труда, утвержденные приказом Минтруда России от 24.04.02 N 28.
Если аттестацию провела организация, аккредитованная в системе сертификации охраны труда (ССОТ), то получение сертификата будет носить формальный характер.
Подтверждения результатов ее замеров не требуется. А если аккредитация у того, кто проверял рабочие места, отсутствует, то вначале орган сертификации проведет выборочные (контрольные) измерения от 5% до 30% рабочих мест с привлечением аккредитованной организации. И если замеры не совпадут с представленными результатами, то проверяющие могут принять решение о повторном контроле рабочих мест в полном объеме. Все это придется оплачивать (возможно, повторно) работодателю.

Сэкономить с помощью аттестации

Привлечение аккредитованной аттестующей организации может помочь работодателю в получении "финансовой помощи" на проведение аттестации. Помощь заключается в экономии страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно правилам финансирования в 2008 году и в плановый период 2009-2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 30.01.08 N 43н), за счет сумм указанных страховых взносов подлежат финансированию расходы, в том числе на проведение аккредитованным органом (организацией) аттестации рабочих мест по условиям труда.
На все предупредительные меры (включая аттестацию) позволено использовать не более 20% сумм страховых взносов, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных в предшествующем календарном году.
Заявление о финансировании подается в исполнительный орган ФСС России по месту своей регистрации до 1 августа текущего календарного года. В составе документов, прилагаемых к заявлению, упомянуты: копия договора с аккредитованным органом (организацией) на проведение данных работ, калькуляция стоимости его услуг, копия аттестата аккредитации, выданного этому органу с областью аккредитации.

Бухгалтерский учет

Операции, связанные с финансированием профилактических мер за счет организации, в бухгалтерском учете могут быть признаны в составе расходов по обычным видам деятельности. Это следует, в частности, из пункта 5 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99) (утв. приказом Минфина России от 06.05.08 N 33н). Положения этого пункта относят к расходам по обычным видам деятельности затраты, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг. Аналогичные расходы упоминаются и в пункте 7 ПБУ 10/99.
Все расходы на финансирование профилактических мер отражаются в учете следующими записями:
Дебет 60 Кредит 50, 51
- оплачены товары (работы, услуги), связанные с проведением профилактических мероприятий;
Дебет 20 (23, 25, 26 и др.) Кредит 60
- отражена часть затрат на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний, относимая на расходы организации;
Дебет 69-1 Кредит 60
- зачтена фондом часть расходов по предупреждению производственного травматизма согласно утвержденному плану;
Дебет 19 Кредит 60
- учтен НДС;
Дебет 68 Кредит 19
- предъявлен к возмещению из бюджета НДС в части затрат, относимых на расходы организации;
Дебет 69-1 Кредит 19
- отражен НДС в части расходов, финансируемых за счет ФСС России.
Учет полученного финансирования подразумевает в том числе ежеквартальную отчетность перед фондом об использовании средств, а также представление документов, подтверждающих произведенные расходы.
Также проведение аттестации рабочих мест может способствовать получению работодателем скидок к тарифам на "несчастное" страхование. Правила установления и методика расчета указанных скидок утверждены соответственно постановлениями Правительства РФ от 06.09.01 N 652 и ФСС России от 05.02.02 N 11).
Максимальный размер скидки составляет не выше 40% страхового тарифа (п. 2 правил установления скидок). А обязательным условием для ее получения является в том числе уровень проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, соответствующий не менее 30% от всех рабочих мест (п. 12 методики). Про обязательную сертификацию работ по охране труда в правилах и в методике не говорится.

Расходы на аттестацию и налоговый учет

В налоговом учете при общей системе налогообложения расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ (в рассматриваемом случае - ТК РФ), относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).
У "упрощенцев" конкретных позиций об аттестации рабочих мест с последующей сертификацией в закрытом перечне расходов, установленном пунктом 1 статьи 346.16 НК РФ, нет.
Но, во-первых, с некоторой натяжкой можно использовать подпункт 26 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ, в котором указаны расходы на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. А во-вторых, при "упрощенке" материальные расходы определяются по правилам главы 25 НК РФ (подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Перечень материальных расходов (п. 1 ст. 254 НК РФ) является открытым. При этом, согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 254 НК РФ, к материальным расходам относится приобретение работ и услуг производственного характера, в том числе связанных с контролем за соблюдением установленных технологических процессов, и других подобных работ.

Смотрите на нашем сайте - актуальные консультации по праву и налогам


В избранное