Актуальные консультации от адиторской фирмы "Капитал Аудит" Учет расходов на асфальтирование арендованного участка.
Как учесть расходы на асфальтирование земельного участка перед арендованным складским помещением?
(Клиент - ООО, вид деятельности - оптовая торговля).
Арендатор, потратившийся на капитальные работы по благоустройству арендуемого земельного участка, вправе
уменьшить налогооблагаемую прибыль за счет начисления амортизации на произведенные неотделимые улучшения. Напомним, что это стало возможным с 1 января 2006 года в соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса: "Амортизируемым имуществом ... признаются капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя". В разъяснениях налоговых органов нет единого подхода.
Так
в соответствии с письмами УФНС по г. Москве от 17 марта 2006 г. N 18-11/20791, от 18 ноября 2005 г. N 18-11/85322 в качестве подлежащих амортизации неотделимых улучшений можно признать асфальтирование, мощение земельного участка, покрытие площадок тротуарной плиткой, а вот озеленение, устройство газонов - нет. Ведь "затраты по озеленению имеют непроизводственный характер" (объекты озеленения не относятся к основным средствам) и не соответствуют положениям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса, поэтому
их сумма не может уменьшать налогооблагаемую прибыль.
Минфин, высказывавшийся позднее столичного УФНС, не разрешил учесть в целях налогообложения прибыли и расходы арендатора, понесенные при мощении земельного участка (объекта основных средств). Даже несмотря на наличие в договоре аренды условия об обязанности осуществления арендатором работ по поддержанию земельных участков в состоянии, пригодном для дальнейшего использования. В качестве достаточного обоснования такой позиции чиновники упомянули
лишь положение подпункта 4 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса (письмо Минфина от 28 марта 2007 г. N 03-03-06/1/178).
При проведении камеральных проверок налоговики зачастую пытаются переквалифицировать произведенные предприятиями расходы на ремонт, например, асфальтированного покрытия в затраты по созданию новых объектов (асфальтированных площадок). В такой ситуации суды поддерживают налогоплательщиков (постановления ФАС Центрального округа от 20.03.06 N А08-3150/05-7; ФАС Северо-Западного
округа от 06.03.06 N А05-11776/2005-9). Также необходимо помнить, что ремонтировать можно только реально существующий объект (собственный или арендованный). Попытка представить в качестве расходов на ремонт затраты на первичное асфальтирование участка не увенчается успехом. Примером может служить постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.04.06 N Ф08-1333/2006-553А, в котором судьи указали, что нельзя ремонтировать объект, не существующий в бухгалтерском учете и первичных документах.
Расходы
по благоустройству прилегающей к складу территории лучше предусмотреть в договоре аренды. Тогда у работников налоговых служб не должно возникнуть вопросов. - во-первых, п. 1 ст. 607 ГК РФ установлено, что в аренду могут быть переданы, в частности, земельные участки. При этом арендатор обязан нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды (п. 2 ст. 616 ГК РФ); - во-вторых, в пользу фирм свидетельствует и арбитражная практика, например постановление
Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.03.03 N А79-3984/02-СК1-3527. Суд рассмотрел обыденную ситуацию: организация заасфальтировала участок около арендованного магазина и отнесла эти затраты на себестоимость. Налоговики сочли такие действия неправомерными, поскольку они не были предусмотрены договором аренды. В этом договоре было сказано лишь то, что арендатор обязан соблюдать в помещении и на прилегающей к арендованному объекту территории правила в области жилищно-коммунального
хозяйства и благоустройства. В итоге суд установил, что проведенные работы являются: мерой по поддержанию основных фондов в надлежащем рабочем состоянии и мерой по поддержанию чистоты; санитарно-гигиеническим требованием, предъявляемым к торговому предприятию; а также требованием, предъявляемым к арендатору. Такие затраты уменьшают облагаемую налогом прибыль. В другом деле речь шла об асфальтировании подъездных путей к зданию фирмы и установке металлических ограждений. Сославшись на то, что стоимость
подобных работ можно учесть как расходы на транспортное обслуживание и затраты на обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности, ФАС Московского округа в постановлении от 09.08.02 N КА-А40/5144-02 оправдал фирму.
Общие выводы и рекомендации: Для того, чтобы учесть расходы по асфальтированию площадки перед складом, как расходы по ремонту арендованного имущества необходимо:
В договоре аренды указать,
что недвижимость передается в аренду с прилегающим земельным участком.
Должны быть четко указаны его границы и состояние (твердое покрытие, бордюры и т.д.)
Идеальным вариантом будет передача участка, как отдельного объекта, учитываемого у арендатора в качестве основного средства.
Определить в договоре обязанность арендатора по производству текущего ремонта объекта и порядок возмещения расходов арендатора,
если они возмещаются.