Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Актуальные консультации от адиторской фирмы "Капитал Аудит" Учет расходов на асфальтирование арендованного участка.


Как учесть расходы на асфальтирование земельного участка перед арендованным складским помещением?

аудиторские услуги в Твери (Клиент - ООО, вид деятельности - оптовая торговля).

Арендатор, потратившийся на капитальные работы по благоустройству арендуемого земельного участка, вправе уменьшить налогооблагаемую прибыль за счет начисления амортизации на произведенные неотделимые улучшения. Напомним, что это стало возможным с 1 января 2006 года в соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса: "Амортизируемым имуществом ... признаются капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя".
В разъяснениях налоговых органов нет единого подхода.

 Так в соответствии с письмами УФНС по г. Москве от 17 марта 2006 г. N 18-11/20791, от 18 ноября 2005 г. N 18-11/85322 в качестве подлежащих амортизации неотделимых улучшений можно признать асфальтирование, мощение земельного участка, покрытие площадок тротуарной плиткой, а вот озеленение, устройство газонов - нет. Ведь "затраты по озеленению имеют непроизводственный характер" (объекты озеленения не относятся к основным средствам) и не соответствуют положениям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса, поэтому их сумма не может уменьшать налогооблагаемую прибыль.
 
Минфин, высказывавшийся позднее столичного УФНС, не разрешил учесть в целях налогообложения прибыли и расходы арендатора, понесенные при мощении земельного участка (объекта основных средств). Даже несмотря на наличие в договоре аренды условия об обязанности осуществления арендатором работ по поддержанию земельных участков в состоянии, пригодном для дальнейшего использования. В качестве достаточного обоснования такой позиции чиновники упомянули лишь положение подпункта 4 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса (письмо Минфина от 28 марта 2007 г. N 03-03-06/1/178).
 
При проведении камеральных проверок налоговики зачастую пытаются переквалифицировать произведенные предприятиями расходы на ремонт, например, асфальтированного покрытия в затраты по созданию новых объектов (асфальтированных площадок).
В такой ситуации суды поддерживают налогоплательщиков (постановления ФАС Центрального округа от 20.03.06 N А08-3150/05-7; ФАС Северо-Западного округа от 06.03.06 N А05-11776/2005-9). Также необходимо помнить, что ремонтировать можно только реально существующий объект (собственный или арендованный). Попытка представить в качестве расходов на ремонт затраты на первичное асфальтирование участка не увенчается успехом. Примером может служить постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.04.06 N Ф08-1333/2006-553А, в котором судьи указали, что нельзя ремонтировать объект, не существующий в бухгалтерском учете и первичных документах.
 
Расходы по благоустройству прилегающей к складу территории лучше предусмотреть в договоре аренды. Тогда у работников налоговых служб не должно возникнуть вопросов.
- во-первых, п. 1 ст. 607 ГК РФ установлено, что в аренду могут быть переданы, в частности, земельные участки. При этом арендатор обязан нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды (п. 2 ст. 616 ГК РФ);
 - во-вторых, в пользу фирм свидетельствует и арбитражная практика, например постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.03.03 N А79-3984/02-СК1-3527.
 Суд рассмотрел обыденную ситуацию: организация заасфальтировала участок около арендованного магазина и отнесла эти затраты на себестоимость. Налоговики сочли такие действия неправомерными, поскольку они не были предусмотрены договором аренды. В этом договоре было сказано лишь то, что арендатор обязан соблюдать в помещении и на прилегающей к арендованному объекту территории правила в области жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства. В итоге суд установил, что проведенные работы являются: мерой по поддержанию основных фондов в надлежащем рабочем состоянии и мерой по поддержанию чистоты; санитарно-гигиеническим требованием, предъявляемым к торговому предприятию; а также требованием, предъявляемым к арендатору. Такие затраты уменьшают облагаемую налогом прибыль.
 В другом деле речь шла об асфальтировании подъездных путей к зданию фирмы и установке металлических ограждений. Сославшись на то, что стоимость подобных работ можно учесть как расходы на транспортное обслуживание и затраты на обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности, ФАС Московского округа в постановлении от 09.08.02 N КА-А40/5144-02 оправдал фирму.
 
Общие выводы и рекомендации:
Для того, чтобы учесть расходы по асфальтированию площадки перед складом, как расходы по ремонту арендованного имущества необходимо:

  • В договоре аренды указать, что недвижимость передается в аренду с прилегающим земельным участком.
  • Должны быть четко указаны его границы и состояние (твердое покрытие, бордюры и т.д.)
  • Идеальным вариантом будет передача участка, как отдельного объекта, учитываемого у арендатора в качестве основного средства.
  • Определить в договоре обязанность арендатора по производству текущего ремонта объекта и порядок возмещения расходов арендатора, если они возмещаются.
  •  Есть сложности в бухгалтерском и налоговом учете? Ответы - в нашем архиве консультаций.


В избранное