Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Инжектор Док: диагностика, чип-тюнинг, ремонт, обмен опытом.


 

Инжектор Док

Главная | О нас | Услуги | Обучение | Оборудование | Цены | Статьи | Форум

    Дорогие друзья!


    Спасибо за внимание к нашей рассылке. В сегодняшнем номере продолжение публикации статьи журнала "АвтоМастер":

    ЗАМЕТКИ ИНЖЕКТОРЩИКА

    12. ЗАЧЕМ ИНЖЕКТОРУ КОМПЬЮТЕР

    Чем точнее по количеству, месту и времени подается горючая смесь в двигатель, тем выше его мощность, экономичность и долговечность при одновременном уменьшении габаритов, веса и токсичности.

    В точности смесеобразования инжектор значительно превосходит карбюратор.

    Первая серийная система впрыска была гидравлико-механической, и она не содержала электронных блоков. Впоследствии электронике было поручено следить за холостым ходом, а затем и за адаптацией к разным режимам (пуску, полной нагрузке и т.д.). Кроме того, была реализована возможность перекрытия топлива при торможений двигателем (аналог экономайзера принудительного холостого хода - ЭПХХ).

    Дальнейшее развитие оказалось невозможным без электронного аналогового, затем цифрового управления. В современных системах контроллер оптимально управляет работой бензонасоса, дозированием и перекрытием топлива, моментом зажигания, детонацией и силой искры, дожиганием токсичных веществ в катализаторе, холостым ходом; ограничением максимальных оборотов двигателя и скорости автомобиля, фазой распределительного вала и вентилятором. Он согласовывает работу двигателя с автоматической трансмиссией и кондиционером, фиксирует изменение параметров двигателя в процессе эксплуатации и подстраивает под него paботу системы. Контроллер запоминает неисправности блоков и узлов системы, выдает их на подсистему самодиагностики и/или диагностический стенд.

    Если из выхлопной трубы вылетает много воды, ваш инжектор работает прекрасно. Это не конденсат, это результат правильной химической реакции при оптимальном сгорании бензина (если, конечно, воду вам не залили в бак) - и это заслуга контроллера. Пo сути, контроллер - сложное электронное устройство. Он содержит входные и выходные каскады и преобразователи, постоянную и нескольких видов оперативную память, процессор. Известно, что чем сложнее устройство, тем меньше его надежность. При этом контроллеры весьма надежны. Хотя, конечно, тоже иногда отказывают (что делать, поломки бывают даже на космических аппаратах), но чаще - по нашей вине. Их надо беречь от превышения напряжения бортовой сети, плохих соединений с массой, электросварки, температуры сушильной камеры, искрений в проводах и коротких замыканий, статического электричества и подключения низкоомных приборов. Некоторые следует отключать от разъема не ранее, чем через 0,5…1 мин. после выключения зажигания.

    Поломка контроллера влечет за собой остановку двигателя. В лучшем случае он будет отвратительно работать. Самое неприятное, что контроллеры очень дорогие: их цена колеблется от нескольких сот до нескольких тысяч долларов. (К счастью, сейчас нас рынок насытился недорогим "секонд-хэндом" на компоненты популярных и устаревших на Западе машин. - Авт.)

    В общем, как ни крути, а контроллер надо беречь и, главное, не допускать необдуманных манипуляций с ним.

    13. ЧТО ДАЮТ ДАТЧИКИ

    Бензин без воздуха не горит. В частности, именно поэтому не взрываются бензонасосы, внутри которых бензин проходит прямо через электромотор и коллектор со щетками. Он не горит также, если воздуха очень мало - 1:6 (т. е. на 1 кг бензина приходится 6 кг воздуха) или очень много - 1:20.

    Лучше всего горит нормальная смесь 1:14,7.

    Работая педалью газа, вы постоянно меняете количество всасываемого цилиндрами воздуха. Чтобы знать, сколько при этом надо впрыскивать топлива, необходимо измерить количество воздуха, т. е. нужен воздушный датчик. Поэтому измеритель расхода воздуха (ИРВ) - основной датчик инжектора. Он стоит по ходу воздуха сразу за воздушным фильтром.

    Некоторые системы не имеют ИРВ, количество воздуха рассчитывается по скорости вращения двигателя (датчик числа оборотов), углу и скорости открытия дросселя (датчик дросселя) и разрежению во впускном канале (датчик разрежения).

    Но двигатель устроен так, что нормальная смесь ему практически никогда не бывает нужна. При холодном пуске бензин конденсируется на стенках и не весь участвует в процессе горения, поэтому требуется богатая смесь - 1:6…1:9. При горячем пуске - обогащенная - 1:11…1:13. Комфорт вращения на холостом ходу достигается обогащенной смесью 1:13, на современных двигателях - нормальная смесь + регулирование холостого хода. Резкое ускорение под нагрузкой (приемистость) требует обогащенной смеси 1:10…1:13 - при резком открытии дроссельной заслонки тяжелые частицы топлива не успевают за частицами воздуха. Когда вы просто поддерживаете скорость автомобиля на трассе, достаточно обедненной смеси 1:17…1:18. При торможении двигателем нет необходимости в высоких оборотах, поэтому можно перекрыть топливо, но так, чтобы не заглушить двигатель и вовремя возобновить подачу.

    Вот почему для адаптации смеси к режимам двигателя необходимы еще несколько датчиков: температуры охлаждающей жидкости (его сигнал используется также для включения вентилятора), температуры воздуха (от температуры зависит плотность, а значит, масса воздуха), холостого хода, полной нагрузки, числа оборотов и т. д.

    14. ЧТО ИСПОЛНЯЮТ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

    Основные исполнительные механизмы - это, как правило, бензонасос, регулятор холостого хода, форсунка, регулятор фазы, центробежный и вакуумный регуляторы, несколько реле - для включения цепей контроллера, бензонасоса, компрессора кондиционера и вентилятора. Каждый из них имеет свое назначение и влияние на систему в целом. Будем надеяться, что беглое перечисление основных их функций хоть в какой-то степени поможет автолюбителю.

    Бензонасос включается дважды: до пуска двигателя он создаст предварительное давление, при пуске и работе двигателя работает постоянно. Поэтому реле, его включающее, так и называется - реле двойного включения. Независимо от причины остановки двигателя бензонасос обязан выключиться.

    Каждый режим работы двигателя (основных режимов 14) требует своей горючей смеси и своего зажигания.

    Горючая смесь - это хорошо перемешанные между собой воздух и топливо. Воздухом управляет водитель. Работая педалью газа, он в той или иной степени перекрывает дроссельной заслонкой впускной канал. Но при пуске и на холостом ходу дроссель закрыт, и потоком воздуха управляет регулятор холостого хода (РХХ). Он увеличивает воздушный поток при пуске, прогреве, включении кондиционера и автоматической трансмиссии. Регулируя поток больше-меньше, РХХ стабилизирует холостой ход. Пропорционально воздуху меняется и доза топлива - так регулируется "количество" смеси.

    Форсунка пропускает топливо в зависимости от длительности управляющего импульса (импульса открытия). Это дает возможность не только поддерживать "количество", но и в широких пределах очень точно регулировать "качество" смеси. В режиме торможения двигателем форсунка на определенный период отсекает подачу топлива. То же происходит при превышении максимальных оборотов и максимальной скорости. При детонации для охлаждения цилиндров может быть подан увеличенный заряд топлива.

    В электронно-механических системах (КЕ) регулировку "качества" и функцию осечки топлива выполняет электрогидравлический регулятор управляющего давления. Механическая форсунка лишь распыляет топливо, но не дозирует его.

    Регулятор фазы - это электромагнитная муфта, установленная на оси распредвала. Она корректирует фазу газораспределения путем доворота распредвала.

    В момент полной нагрузки или высокой температуры двигателя на реле компрессора кондиционера поступает сигнал запрета включения, чтобы избежать перегрузок и перегрева.

    При подъеме температуры выше обычного значения при выключенном двигателе поддерживается 5-минутный режим вращения вентилятора.

    Блок самодиагностики выдает коды неисправностей, зафиксированные в памяти контроллера.

    Теперь остается только перевести дух и принести свои извинения за тяжелый слог. Ну, настолько это все материалистично, что не удается изложить ни стихом ни анекдотом.

    Николай Викторов, журнал "Автомастер" 2008 год

    Продолжение следует 12.05.2008...


    При перепечатке материалов гиперссылка на сайт injector.in.ua обязательна.
    По всем интересующим Ваc вопросам пишите на электронный адрес.

    Удачи в пути и новых свершений!
    С уважением, коллеткив Инжектор Док




В избранное