Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Сервисная книжка: избранное

Переписываем инструкцию: когда и в каком объеме обслуживать автомобиль

К каждому отечественному автомобилю полагается сервисная книжка, где изложены работы и периодичность ТО. Но ведь она рассчитана, в первую очередь, на работников сервиса, которые получают конкретный автомобиль будто кота в мешке и должны подготовить его к дальнейшей эксплуатации. Человеку, приступающему к самостоятельному обслуживанию своей машины, которую он водит не один день (месяц, год), многие операции обоснованно покажутся надуманными: вроде проверки работы стеклоочистителя (рекомендуется делать на "москвичах" каждые 10 тысяч) или слива отстоя из топливного бака (предписано "волгам" как сезонное обслуживание). Более того, от некоторых работ отказываются и станции, отсекая ненужное на основании накопленного опыта. С другой стороны, книжки полезно дополнить.

10 тысяч в периоде

Составляя альтернативную сервисную книжку, мы адресовали ее (ух, красиво получается – инструкцию, как солидное издание, предваряем обращением "К читателю") не сервису, но владельцу. Человек, который постоянно пользуется автомобилем, не чуждый технике – а мы предполагаем, что это так, раз он самостоятельно готов взяться за ТО, – знает состояние узлов и систем и не нуждается в напоминаниях вроде "проверить работу замков дверей".

В перечне операций оставлено то, что вроде бы не требует внимания по ходу межсервисного пробега... но и совсем забывать об этом нельзя. Первое, что в качестве примера приходит на ум, – смена моторного масла, которой мы и начали таблицу ТО. Здесь, конечно, периодичность рекомендует завод... однако для некоторых других операций мы выбрали иные сроки, которые посчитали более разумными. Например, автогиганты дружно рекомендуют менять элементы воздушных фильтров у большинства карбюраторных моделей раз в 20 тысяч. Зная, в какое состояние приходит узел даже не в пустыне – в Москве! – рекомендуем сократить этот срок до стандартного пробега между ТО. Кстати, на "самарах" так и сделано: периодичность работ – 15 тыс. км. Вообще, назначая новый срок, мы делали его кратным установленным ТО – то есть 10 и 15 тысяч километров (на "волгах" иногда – 5 тысяч).

Мелким контрольным операциям из заводских сервисных книжек дали отставку, решив объединить их в общем осмотре автомобиля. Итак, любое ТО начинаем с оглядывания – не беглого, но и не слишком дотошного, это ведь не первое свидание! Пусть не расстраивают вас мелкие сколы и царапины краски – дело житейское! Лучше вспомните стучок, обеспокоивший вас в последней дачной поездке. Тогда вы благоразумно отложили диагностику, а сейчас самое время подергать колеса, рычаги подвески, покачать рулем, посчитать щелчки ручника... Всем, что нашли, дополните список работ конкретного ТО. Да, и обязательно проверьте все жидкое – удостоверьтесь, что на мостах, бачках, деталях гидросистем нет потеков; при необходимости доведите уровни до нормы.

Разумеется, мы считаем, что к очередному ТО ваша машина приехала без крупных неполадок – таковые, буде случатся в межсервисный пробег, надо устранять немедленно. Как и те "мелочи", с коими запрещена эксплуатация машин. Потому решительно вычеркиваем из официальной инструкции операции типа "проверить термостат" и "проконтролировать работу световой сигнализации" – нормальный водитель делает их ежедневно и не тянет с ремонтом по 10 тысяч!

А теперь, покончив с общими словами, бегло пройдемся по таблице. Операция 1.9, не включенная в издания ВАЗ, тем не менее обязательна на всех карбюраторных моделях – момент зажигания сбивается из-за износа цепи, шестерен, даже зубчатого ремня... Угол обычно достаточно откорректировать прямо на дороге – по началу детонации. Не пренебрегайте операциями 1.13 и 1.14! Первую часто невозможно выполнить без второй, а ведь это надо делать вовсе не ради бумажки – талона токсичности...

Сервисные книжки отечественных машин все как одна рекомендуют контролировать и регулировать углы установки колес каждые 20–30 тысяч. Учитывая качество дорог, сокращаем периодичность вдвое – хотя бы для контроля. Вообще, естественно, все операции "отрегулировать" могут закончиться еще на этапе проверки углов, зазоров, натяжения... Жаль, но так бывает не всегда.

И наконец, пункт 4.2 – возможно, на первый взгляд он покажется ненужным... однако в том числе поэтому мы включили его в обязательное ТО. Ибо после преодоления бездорожья заниматься чисткой отверстий порогов и дверей совсем не хочется... так не забудьте выполнять важную, не слишком трудную работу каждые 10–15 тысяч километров!

Периодичность работ технического обслуживания, км


п/п
Вид работы "Жигули",
"Москвич-2141"
("Нива"
ВАЗ-21213)
"Самара"
ВАЗ-2110
(модификации
с впрыском)
"Волга"
с двигателем
ЗМЗ-402
(ЗМЗ-406)
1 Двигатель  
1.1 Заменить масло и масляный фильтр 10 000 15 000 10 000
1.2 Заменить топливный фильтр
(фильтрующий элемент)
10 000 15 000
(30 000)
20 000
(40 000)
1.3 Заменить элемент воздушного фильтра 10 000 15 000
(30 000)
20 000
1.4 Отрегулировать натяжение цепи (ремня)
привода распредвала
10 000 15 000
1.5 Заменить ремень привода распредвала 75 000
1.6 Отрегулировать зазоры в приводе клапанов 10 000 45 000 10 000
(–)
1.7 Отрегулировать натяжение ремня привода
вспомогательных агрегатов
10 000 15 000 5 000
1.8 Отрегулировать угол замкнутого состояния контактов 10 000
(–)
1.9 Отрегулировать угол опережения зажигания 10 000 15 000
(–)
10 000
(–)
1.10 Отрегулировать зазоры между электродами свечей 10 000 15 000 10 000
1.11 Заменить свечи 30 000 30 000 40 000
1.12 Смазать подшипник вала распределителя 10 000 20 000
(–)
1.13 Отрегулировать обороты холостого хода
с контролем токсичности
10 000 15 000 10 000
1.14 Промыть карбюратор, проверить
и отрегулировать его системы
20 000 15 000
(–)
20 000
(–)
1.15 Заменить охлаждающую жидкость 3 года 3 года 3 года
2 Трансмиссия  
2.1 Заменить масло в агрегатах 60 000
(40 000)
75 000 60 000
2.2 Смазать шарниры и шлицы карданного вала 30 000
(10 000)
20 000
2.3 Заменить жидкость в приводе сцепления ("Роса") 3 года 2 года
3 Подвеска, рулевое управление, тормоза  
3.1 Отрегулировать углы установки колес 10 000 15 000 10 000
3.2 Смазать шарниры подвески и рулевых тяг 5 000
3.3 Отрегулировать зазоры в подшипниках
ступиц, пополнить смазку
20 000 20 000
3.4 Заменить тормозную жидкость ("Роса") 3 года 3 года 2 года
4 Электрооборудование, кузов  
4.1 Восстановить уровень электролита, смазать
клеммы аккумулятора
10 000 15 000 10 000
4.2 Прочистить дренажные отверстия кузова 10 000 15 000 10 000

Очевидно, опытный автомобилист, тем более автослесарь, сможет дополнить приведенный список своими "фирменными" работами (особенно – по "Волге"!). Не сомневаясь в том, что таблицу можно расширить, призываем лишь не сокращать ее...

Раз – и навсегда!

Здесь коротко скажем о ТО-1 – работах, которые достаточно сделать на 2–3 тысячах и больше к ним не возвращаться. Во-первых, это так называемая протяжка (которую, кстати, тоже надо уметь выполнять, но это отдельная тема). Ее часто проводят в рамках предпродажной подготовки, и тогда на ТО-1 остается лишь подтянуть крепления головки блока и подшипников распредвала (кстати, несмотря на отсутствие этого в сервисной книжке "самар", им тоже полезно "притужить" головку – легко тянется едва не каждая вторая). Кроме протяжки и операций, проводимых при 10-тысячном пробеге, на новом автомобиле еще надо сменить масло в трансмиссии и отрегулировать фары. Может понадобиться подрегулировать (починить) что-то еще... конкретизировать здесь невозможно.

Вместо заключения предлагаем вновь вернуться к таблице, чтобы сделать "замечания по ходу". Взгляните на преимущества современных малообслуживаемых конструкций – межсервисные пробеги "десяток" больше, операций для ЗМЗ-4062 меньше. Очевидно, сервисные книжки будущих машин сильно потеряют в объеме – надеемся, и в части ТО, и в разделе гарантийных ремонтов...

Анатолий Вайсман
Антон Чуйкин
Ссылки в тему:
Менять ли фильтр?
Топливный "голод"
Тяните, Шура, тяните!
Уровень масла в коробке передач
"Жигулевский" распределитель зажигания
Защита резьбы от коррозии
Клин клину рознь
Бегунок и электроды сильно износились
Успокоители цепи привода распредвала
Замена проще, но...
Успокоитель цепи Жигулей
Менять местами колеса
Повышается СО
Угол опережения зажигания и клапанные зазоры
Замена антифриза
Зазорно или нет?
Азбука зловония
Опасный нейтралитет
Сколько служить антифризу
Шарниры карданного вала
Обслуживая карданные шарниры
Подшипники и шарниры
Съемник для крестовин
Чем смазывать узлы?
Защищаем кузов «Жигулей»
Контрольный осмотр передней подвески
Проверка на окись углерода
Ремонт передней подвески «Жигулей»
Ремонтируем штанги подвески
Не прогляди трещину!
Измеряем развал и схождение
Проверяем сход и развал
Выгодный обмен
Советы по аккумулятору
Уровень электролита
Уход за аккумулятором
Уход за аккумулятором
Дренажные отверстия кузова
Моторное масло: количество, давление, расход
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное