Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир света

  Все выпуски  

Мир света №19. Освещение тоннеля в Серебряном Бору


Приветствуем Вас снова в нашей рассылке! Поздравляем всех наших читателей с наступившим Новым Годом и Рождеством и надеемся, что праздники принесли вам радость и отдых.

Освещение тоннеля в Серебряном Бору

Авторы: Хаметова В.В., Дихтярук О.В.

ООО «Светосервис»

С развитием транспортной сети в Москве сооружаются протяженные транспортные тоннели. В настоящее время введен в эксплуатацию тоннель длиной 2,5 км. в Серебряном Бору – важный транспортный узел, соединяющий центр города через МКАД с Новорижским шоссе.

Тоннель состоит из двух независимых «рукавов»: по одному из них движение будет идти в сторону центра, по другому – в сторону области. Каждый тоннель разделен на два яруса, в верхнем разместится трехполосная автодорога, а на нижнем линия метрополитена. Новый тоннель будет крупнейшим в Европе (длина автотранспортного тоннеля составляет 2,5 км).

Для освещения тоннеля в Серебряном Бору разработаны проекты  рабочего и аварийного освещения автотранспортной части,  вспомогательных и притоннельных сооружений. В настоящие время основные  работы по освещению тоннеля завершены. В ближайшем будущем будет производиться настройка оборудования и его сервисное обслуживание.

Автотранспортные тоннели относятся к объектам с повышенной опасностью и к ним предъявляются особые требования. Чем тоннель протяженней, тем жестче требования к системам безопасности, инженерным системам, в том числе и к освещению.

Учитывая возможность возникновения аварийных ситуаций из-за высокой интенсивности движения автотранспорта, наличие неблагоприятной химически агрессивной среды, ограничение времени пребывания обслуживающего персонала в тоннеле, при разработке проектных решений большое внимание уделялось надежности осветительной установки в целом. По надежности элетроснабжения светильники рабочего освещения и освещения безопасности относятся к группе электроприемников I категории, светильники эвакуационного освещения и световые указатели к особой группе электроприемников I категории.
При проектировании осветительной установки тоннелей очень важно правильно определить все светотехнические параметры, которые должны соответствовать нормативным документам. В связи с тем, что отечественные нормы не удовлетворяют требованиям международных стандартов, проект рабочего освещения транспортной зоны Краснопресненского тоннеля  выполнен в соответствии с требованиями «Швейцарских норм»: - SN 150 915 – «НАРУЖНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ. УЛИЧНЫЕ ТОННЕЛИ, ГАЛЕРЕИ И ПУТЕПРОВОДЫ».

В качестве ОП для рабочего освещения  проезжей части используются светильники ЖПУ 29 с натриевыми лампами высокого давления Лихославльского завода, устанавливаемые с помощью специальных конструкций.

Основной особенностью Краснопресненского тоннеля является расположение эвакуационных выходов, расстояние между которыми составляет 250 метров. Согласно СНиП 23-05-95  указатели направления движения к выходам  должны устанавливаться  на расстоянии не более 25 метров друг от друга. Возникла необходимость в использовании таких светильников, которые в нормальном режиме указывают направление движение к ближайшему выходу, а при возникновении аварийной ситуации могут изменять свое смысловое значение в зависимости от места возникновения пожара или другой  чрезвычайной ситуации (ЧС).

На начальной стадии выполнения рабочих проектов таких светильников у отечественных производителей не было. Та же проблема возникла и со светильниками для освещения путей эвакуации в тоннеле. Фирмами ООО «Белый Свет» и ОКБ «МЭЛЗ» при участии ООО «Светосервис» и ГУП «Гормост» были разработаны светильники эвакуационного освещения специально для тоннеля в Серебряном Бору.

Проект эвакуационного освещения транспортной зоны тоннеля,  рабочего и аварийного освещения вспомогательных и притоннельных сооружений тоннеля  выполнен в соответствии с требованиями отечественных норм:

  • СНиП 23-05-95 – «ЕСТЕСТВЕННОЕ И ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ»;
  • МГСН 2.06-99 -«ЕСТЕСТВЕННОЕ, ИСКУССТВЕННОЕ И СОВМЕЩЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ»;

Эвакуационное освещение транспортной зоны тоннеля включает:

  • освещение путей эвакуации по банкетке;
  • световую маркировку аварийных выходов и направление движения к ним.

Для освещения путей эвакуации используются светильники фирмы «Белый Свет» - БС-7443-Т, которые устанавливаются через каждые 8 метров на высоте 2,2 метра от уровня банкетки и включены постоянно в целях предотвращения паники в первый момент при отключении рабочего освещения в тоннеле.
Указатели направления движения к эвакуационным выходам выполнены с помощью динамических светильников типа ДБУ «Стрелки», которые могут изменять свое смысловое значение в зависимости от места возникновения пожара или другой ЧС. Это происходит по сигналу от системы СОУЭ (Система Оповещения и Управления Эвакуацией). Шаг установки светильников не более 25 метров на всей протяженности тоннеля.

Световая маркировка  эвакуационных выходов выполнена светильниками типа ДБУ «Выход» производства ОКБ «МЭЛЗ». Светильники выполнены на светодиодах и включены постоянно. В случае возникновения ЧС по команде СОУЭ включаются световые мигающие сигналы, выполненные так же на светодиодах, встроенных в этот светильник.

Освещение притоннельных сооружений в основном выполнено светильниками с лампами накаливания и с люминесцентными лампами.

Вся светотехническая установка оснащена автоматизированной системой управления освещением, основными задачами которой являются:

  • автоматическое управление рабочим освещением транспортной зоны тоннеля в зависимости от времени суток (по таймеру) и яркости на въезде по измерениям от яркомеров;
  • автоматизированный диспетчерский контроль и управление режимами работы эвакуационного освещения.

Для рабочего освещения проезжей части использовано светильников ЖПУ-29  

  • 1646 шт.

Для аварийного освещения проезжей части  использовано:

  • светильников БС-7443-18 T – 620 шт.;
  • светильников ДБУ 03-11-001 «Выход» - 34 шт.;
  • светильников ДБУ 03-11-002 «Стрелка» - 236 шт.

Установленная мощность осветительной установки рабочего освещения проезжей части – 556,6 кВт.

Основной подход к созданию качественной системы эвакуационного и рабочего освещения связан с обеспечением безопасности людей, в связи с чем любые финансовые затраты, направленные на разработку новых светильников, разработку надежных систем питания, внедрение гибкой системы управления и контроля будут оправданы.


Присылайте свои вопросы и пожелания по адресу inet@svetoservis.ru.
Успехов Вам!

Выпуск подготовила Новикова Евгения
Группа компаний "Светосервис"


В избранное