Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости русскоязычного сайта "Морской старт" - "Sea Launch" - сентябрь 2018




Ежемесячная бесплатная информационная рассылка
http://subscribe.ru/catalog/tech.sealaunch
Новости русскоязычного сайта о "Морском старте"
Выпуск N 140 - сентябрь 2018 г.
http://sea-launch.info http://sea-launch.narod.ru


06.09.2018

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОЕКТА "МОРСКОЙ СТАРТ"

Почему S7 Space уверена в перспективах проекта "Морской старт"?

Когда мы принимали решение о приобретении плавучей стартовой платформы
"Морской старт" (Sea Launch), конечно мы осознавали условия вокруг. Мы
знали, что проект "Морской старт" не вышел на самоокупаемость из-за
переоценки рыночного потенциала и прошел процедуру банкротства в 2009 году.
Точно также мы осознавали, что с тех пор на рынке появились новые
амбициозные конкуренты.

Между тем мы сохраняем уверенность, что "Морской старт", являясь частью
компании S7 Space, сохраняет рыночные перспективы и способен выйти на
самоокупаемость с интенсивностью от четырех пусков в год.

Что является основой нашей уверенности?

Во-первых, в прежние годы проект пришел к банкротству, когда стало ясно, что
3-5 ракетных запусков в год не способны покрыть общие инвестиции в размере
$3 млрд долларов. Наши же инвестиции не превышают 10% от этой суммы, поэтому
возвращение работы "Морского старта" в прежних масштабах соответствует
нашему бизнес-плану.

Во-вторых, хотя на рынок вышли новые конкуренты, и старые готовят обновление
своего "модельного ряда", мы уверены в экономической перспективе ракеты
"Зенит", которая сегодня может конкурировать в цене и качестве услуг с
самыми современными ракетами. Спутниковые операторы заинтересованы не только
в получении самого выгодного предложения на рынке, но и в диверсификации и
расширении конкуренции. Так они смогут получать самое высокое качество услуг
по самым выгодным ценам, не опасаться монополизма. Поэтому мы уверены, что
заказы у нас будут.

В-третьих, прирост числа конкурентов на ракетном рынке компенсируется уходом
в прошлое прежних лидеров. Десять лет назад безусловным лидером рынка была
компания ILS, запускающая по 10-12 коммерческих аппаратов в год ракетой
"Протон-М". Сегодня она совершает 1-3 пуска в год, то есть экономическая
ниша освободилась.

В-четвертых, в условиях обострения санкционного противостояния между США и
Россией возможно усложнение доступа коммерческих заказчиков из США и Европы
на российские космодромы. Подобные санкции действуют сейчас на Китай,
практически исключая его из конкуренции на мировом рынке космических
запусков. Спутниковые операторы уже сегодня учитывают риски, рассматривая
возможности запуска своих аппаратов из России. В проекте "Морской старт"
интеграция полезной нагрузки производится на территории США, а запуски
происходят из нейтральных вод. Таким образом, деятельность S7 Space позволит
реализовать коммерческий потенциал отечественной космонавтики даже в сложных
внешнеполитических условиях.

Отметим, что все перечисленные перспективы актуальны только в случае запуска
ракет "Зенит-3SL", на 80% состоящих из российских компонентов и готовых к
производству в настоящее время. Инвестиции в создание новой ракеты, ожидание
готовности "Союза-5", которую разрабатывает РКК "Энергия" как замену
"Зениту", и годы простоя пусковой платформы потребуют пересмотра всей
финансовой стратегии.

И еще момент: несмотря на сложную кооперацию и вовлеченность в проект
производителей, кроме России, еще Украины и США, во всем мире проект
"Морской старт" и компания S7 Space воспринимается именно как российские.
Поэтому все успехи S7 Space станут успехами России в освоении космоса и
космического рынка. Мы хотим, чтобы отечественная высокотехнологичная
продукция приносила доход нашим производителям, позволяя развивать
технологии и улучшать уровень жизни.

Источник:
http://s7space.ru/news/perspektivy-proekta-morskoy-start/

*

08.09.2018

В связи с переходом на другую орбиту

Частная S7 Space переманила главного конструктора ракет у РКК "Энергия"

Газета "Коммерсантъ" N163 от 08.09.2018, стр. 1

В ближайшее время главный конструктор средств выведения ракетно-космической
корпорации (РКК) "Энергия" Игорь Радугин переходит на работу в компанию S7
Space. Он станет заместителем ее генерального директора Сергея Сопова и
займется разработкой многоразовой ракеты-носителя, которую S7 планирует
создать под проект Sea Launch ("Морской старт"). Госкорпорации "Роскосмос",
в свою очередь, предстоит срочно найти и согласовать кандидатуру его
преемника.

О том, что Игорь Радугин переходит с понедельника на работу в S7 Space, "Ъ"
рассказали два топ-менеджера предприятий космической промышленности и
собеседник в руководстве "Роскосмоса". По словам одного из них, господин
Радугин вел переговоры с совладельцами S7 Натальей и Владиславом Филевыми
последние полгода, а недавно стороны согласовали условия его работы. С
понедельника экс-сотрудник РКК займет кресло заместителя главы S7 Space
Сергея Сопова (этот факт он подтвердил агентству ТАСС).

Сам Игорь Радугин от комментариев "Ъ" отказался, сказав, что не хотел бы
говорить "о своих прошлых и будущих местах работы".

Последние десять лет карьера господина Радугина была непрерывно связана с
"Энергией". В РКК он пришел в 2008 году с должности главного специалиста
Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (крупнейшее
предприятие "Роскосмоса") и прошел путь до первого заместителя генерального
конструктора и главного конструктора средств выведения корпорации.
Информация об уходе господина Радугина из РКК появилась 29 августа. Тогда
"РИА Новости" сообщило, что он покидает корпорацию из-за срыва проекта по
созданию разгонных блоков ДМ-03 для ракет-носителей "Протон-М" (разработки
Государственного космического научно-производственного центра имени
Хруничева): оба состоявшихся пуска с этим блоком закончились авариями,
вследствие чего в 2010 и 2013 годах были потеряны в совокупности шесть
спутников ГЛОНАСС-М. Впрочем, как утверждает источник "Ъ" в "Роскосмосе",
связывать уход господина Радугина с проблемами ДМ-03 неверно: в 2010 году в
такой ситуации за утопление трех аппаратов ГЛОНАСС в Тихом океане своей
должностью поплатился его предшественник Вячеслав Филин. Но в 2013-м
"разгонник" даже не успел включиться, поскольку авария "Протона" произошла
во время работы первой ступени ракеты.

Игорь Радугин уходит по личным обстоятельствам и накопленной усталости,
утверждает собеседник "Ъ": в S7 гораздо более спокойный график и куда более
высокий оклад.

Глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин, комментируя уход менеджера из РКК,
заявил, что это "внутренние дела "Энергии", в которые госкорпорация
старается не вмешиваться": "И. о. гендиректора предприятия назначен Сергей
Романов. Наверное, ему видно, с кем работать".

Однако, уход господина Радугина не слишком приятен для "Роскосмоса",
поскольку он являлся главным конструктором средней ракеты "Союз-5",
наработки по которой планируется использовать для создания носителя
сверхтяжелого класса "Энергия-5", говорят два отраслевых топ-менеджера. По
их словам, теперь в течение сентября "Роскосмосу" предстоит согласовать и
утвердить в правительстве кандидатуру его преемника. Вероятно, что это будет
один из действующих конструкторов РКК, которого решат "подтянуть под новые
задачи", подчеркнул один из собеседников. Сроки поджимают: в 2022 году
"Союз-5" должен стартовать с космодрома Байконур с кораблем "Федерация" в
беспилотном режиме, а в 2024 году - уже с экипажем на борту.

Игорь Радугин тем временем займется конструированием многоразовой
ракеты-носителя, которую S7 планирует использовать для выведения полезной
нагрузки с платформы Odyssey в Тихом океане (проект Sea Launch). На первых
порах (с 2019 года) компания планирует использовать для этих целей
украинские ракеты "Зенит" (12 таких носителей уже заказаны на "Южмаше"),
поскольку такой вариант не требует адаптации Odyssey под другие носители и,
как следствие, позволит в короткие сроки начать пусковую программу.
Предыдущий глава "Энергии" Владимир Солнцев неоднократно пытался подключить
к проекту корпорацию, обещая либо адаптировать "Союз-5", либо вовсе
разработать новую ракету под нужды S7 Space. Но понимания у топ-менеджеров
компании он так и не нашел: в кулуарах инвестиционного форума в Сочи в
начале этого года Наталья Филева прямо назвала РКК "дутым пузырем". Точку в
споре поставил Дмитрий Рогозин, заявивший, что задачи по интеграции
"Союза-5" в Sea Launch не стоит.

Иван Сафронов

Источник:
https://www.kommersant.ru/doc/3736741

*

13.09.2018

О РАЗРАБОТКЕ СОБСТВЕННОЙ МНОГОРАЗОВОЙ РАКЕТЫ S7 SPACE

На днях в российской ракетно-космической отрасли произошло неординарное
событие - первый заместитель генерального конструктора - главный конструктор
средств выведения ракетно-космической корпорации "Энергия" (входит в
Роскосмос) Игорь Радугин, который руководил разработкой новой российской
ракеты-носителя "Союз-5" и сверхтяжелой ракеты, покинул свой пост и в
понедельник, 10 сентября, перешел на работу в молодую частную компанию S7
Space (входит в группу компаний S7), которая владеет проектом "Морской
старт".

Компания S7 Space многократно критиковала Роскосмос и РКК "Энергия" за то,
что новый носитель "Союз-5" еще на этапе эскизного проектирования
технологически устарел и представляет собой подросшую и потолстевшую версию
ракеты "Зенит". Кроме того, в техническом задании на ракету не оговаривались
требования к экономической эффективности, что, по мнению S7 Space,
критически важно для работы на рынке пусковых услуг. Технологическим
прорывом и способом снижения стоимости стало бы создание многоразовой ракеты
по аналогии с американским носителем Falcon 9 Илона Маска.

О своих задачах в частной космической компании S7 Space, планах создания
первой российской многоразовой ракеты и феномене Илона Маска в своем первом
интервью в новой должности рассказал заместитель генерального директора S7
Space по средствам выведения Игорь Радугин.

- Почему вы решили перейти в S7 Space и какие задачи там будете решать? Что
вас, человека с большим опытом работы в космической отрасли, привлекло
перейти в частную компанию?

- Во-первых, основные направления работ, которые относятся к моей
компетенции в S7 Space, являются логическим продолжением того, чем я
занимался последнее время в ракетно-космической корпорации "Энергия" -
разработка перспективной многоцелевой ракеты-носителя среднего класса
"Союз-5" и различные варианты ее применения, в том числе для запусков с
плавучего космодрома "Морской старт".

Во-вторых, практика последних десятилетий, как у нас, так и за рубежом,
показывает, что реализация негосударственных коммерческих проектов, особенно
в условиях частной компании, может проводиться с большей динамикой без
необходимости прохождения многочисленных бюрократических процедур по
сравнению с выполнением государственных заказов. Это, безусловно, является
привлекательной стороной работы в компании S7 Space.

- Вы перешли в S7 один или с командой?

- Я пришел один, но рассчитываю, что за мной придет несколько наиболее
компетентных специалистов, с которыми мы работали вместе.

- В декабре 2017 года владелец группы S7 Владислав Филев обозначил интерес к
многоразовым носителям. Затем компания S7 Space многократно говорила о
необходимости создания для "Морского старта" именно многоразовой ракеты.
Значит ли это, что именно вам будет поручено создание такого носителя?

- Да, в перспективные планы компании S7 Space входит разработка
ракеты-носителя с многоразовым возвращаемым блоком первой ступени, и эта
работа будет входить в сферу моей ответственности как главного конструктора
средств выведения.

- Многоразовыми носителями занимались еще в СССР. Были проекты в США и
других странах. Но именно в последние годы интерес к этой теме резко возрос.
Как вы считаете, это связано только с феноменом Илона Маска или это
объективный процесс? Стоят ли за этим новые технологические возможности и
новые потребности рынка космических пусков?

- Да, вопросами спасения первых ступеней ракет-носителей как в СССР, так и
за рубежом, начали заниматься еще в 70-е годы прошлого века. Помимо обширных
проектных исследований, в США дошли до практической отработки возвращения и
спасения твердотопливных ускорителей первой ступени многоразового
транспортного космического корабля "Спейс Шаттл". Правда, до повторного
применения ускорителей дело не дошло.

Возрастание же интереса к работам компании SpaceX в последнее время связано
с их главным достижением - практической реализацией экономически
эффективного цикла межполетного обслуживания и повторного применения
жидкостного ракетного блока первой ступени ракеты-носителя Falcon 9.

Востребованность такого типа ракет-носителей определяется величиной снижения
общих затрат на запуск по сравнению с аналогичным одноразовым носителем.
Рекламируемая величина снижения до 50% является значительным успехом
компании в конкурентной борьбе на рынке средств выведения.

Что касается применения новых технологий в многоразовом блоке первой
ступени, то, по-моему, ничего принципиально нового в конструкции систем
возвращения и посадки блока нет. Все технические решения, так или иначе,
реализовывались раньше, включая ракетодинамический маневр и посадочные
устройства, использовавшиеся при мягких посадках автоматических станций и
пилотируемых кораблей на поверхность Луны.

- Илон Маск использует в носителе Falcon 9 ракетодинамическую схему
возвращения и посадки первой ступени, то есть посадку с помощью собственных
двигателей. В космическом Центре Хруничева разрабатывали, в том числе при
вашем участии, крылатый многоразовый блок. На ваш сегодняшний взгляд, какой
путь предпочтительнее?

- Разработка проекта многоразового ускорителя первой ступени "Байкал" в
ГКНПЦ им. М.В. Хруничева и НПО "Молния", который вы, видимо, имеете в виду,
преследовала, прежде всего, цель создания возвращаемого к месту старта
ракетного блока первой ступени для всеазимутальной, то есть имеющей
возможность запускаться под любым углом к стартовому меридиану,
ракеты-носителя легкого класса. Естественно, что исходя из этого требования,
чтобы избежать строительства многочисленных посадочных комплексов блока
первой ступени, была выбрана самолетная схема блока, обеспечивающая
возвратный полет с использованием турбореактивного двигателя. Необходимо
заметить, что целевое назначение такого класса ракеты-носителя, равно как и
необходимость достижения всеазимутальности, для решения каких-то целевых
задач в то время не обсуждались.

Для ракет-носителей среднего и тяжелого классов, к которым относятся и
Falcon 9 и "Союз-5", необходимости в запусках с любым возможным азимутом
стрельбы нет. В этом случае более эффективным с экономической точки зрения,
а также более простым по конструкции и в эксплуатации является многоразовый
блок, использующий ракетодинамический маневр при возвратном полете и
вертикальную посадку на специально подготовленную площадку с использованием
ракетных двигателей.

- В какие сроки может быть разработана и создана новая многоразовая ракета
для проекта "Морской старт"?

- Сроки создания новой ракеты-носителя составляют от пяти до семи лет. Если
появятся новые возможности сокращения сроков, то это, прежде всего, связано
с тем, что частная компания и коммерческие заказы позволяют обходиться без
длительных бюрократических процедур. В принципе, это дает большой резерв по
сокращению сроков разработки. Сейчас точно назвать сроки трудно, но мы
планируем уложиться в 5-6 лет, может быть, сделаем все быстрее. Более
конкретно можно будет говорить после первой проектной стадии. Хотелось бы
напомнить, что Илон Маск делал свою многоразовую ракету около 10 лет.

Источники:
https://ria.ru/interview/20180913/1528308391.html
http://s7space.ru/news/sobstvennaya-mnogorazovaya-raketa-s7-space/


---
sea-launch@mail.ru
http://sea-launch.info

В избранное