Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости русскоязычного сайта "Морской старт" - "Sea Launch" - ноябрь 2018




Ежемесячная бесплатная информационная рассылка
http://subscribe.ru/catalog/tech.sealaunch
Новости русскоязычного сайта о "Морском старте"
Выпуск N 142 - ноябрь 2018 г.
http://sea-launch.info http://sea-launch.narod.ru


02.11.2018

Ракета "Союз-5" появится в пилотируемом и коммерческом вариантах

МОСКВА, 2 ноя - РИА Новости. Ракету "Союз-5", которую сейчас разрабатывают в
России, создадут в двух вариантах - пилотируемом, а также упрощенном и
удешевленном варианте для запусков коммерческой нагрузки, заявил РИА Новости
глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин.

"Работа по ракете "Союз-5" будет вестись в двух вариантах. С одной стороны,
РКК "Энергия" создает ракету под новый пилотируемый корабль... Второй
вариант этой ракеты более коммерческий и более облегченный, этим занимается
S7. Они на основе решений под "Союз-5" сделают ракету с меньшими допусками,
она будет дешевле. Она будет в том числе и для запусков с "Морского
старта", - сказал Рогозин.

Он напомнил, что первый полет пилотируемой версии запланирован на 2022 год,
а в 2023 году на "Союзе-5" отправится в космос новый корабль "Федерация".

Ранее в S7 Space критиковали проект "Союза-5" за излишнюю дороговизну ракеты
и применение устаревших технологий. Кроме того, в сентябре в S7 перешел
Игорь Радугин, ранее занимавший в ракетно-космической корпорации (РКК)
"Энергия" пост главного конструктора средств выведения и разрабатывавший
"Союз-5".

Источник:
https://ria.ru/space/20181102/1531994182.html

*

02.11.2018

В S7 SPACE ПОЯВИЛСЯ ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР ПО ОРБИТАЛЬНЫМ КОСМИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ

Главный конструктор космических пилотируемых комплексов Николай Альбертович
Брюханов, возглавлявший в РКК "Энергия" на протяжении многих последних лет
разработку орбитальных станций и пилотируемых кораблей, принят на должность
Главного конструктора по орбитальным космическим средствам в S7 Space.

Николай Брюханов займется разработкой Грузового космического корабля и
другими проектами перспективных орбитальных средств.

Николай Брюханов руководил такими проектами как космоплан "Клипер" и
перспективный транспортный корабль "Федерация", и имеет колоссальный опыт в
разработке космических кораблей.

Источник:
http://s7space.ru/news/u-s7-space-poyavilsya-glavnyy-konstruktor-po-orbitalnym-kosmicheskim-sredstvam/

*

07.11.2018

Гендиректор S7 Space: мы предложили Роскосмосу $2,5 млрд за ракеты, а в
ответ - тишина

Представителей частной космонавтики в России можно пересчитать по пальцам.
Несколько лет назад появилась компания, которая строит далеко идущие планы,
купив у Ракетно-космической корпорации "Энергия" (входит в госкорпорацию
"Роскосмос") плавучий космодром "Морской старт" и готовясь к первому пуску.
Дальнейшие цели S7 Space (S7 Spase transportation systems - Космические
транспортные системы) - создание многоразовой ракеты, транспортного корабля,
"орбитального космодрома" и обеспечение его обслуживания. Об успехах и
трудностях, с которыми пришлось столкнуться после выхода на рынок
космических услуг, и о планах компании на будущее в интервью ТАСС рассказал
генеральный директор S7 Space Сергей Сопов.

- Сергей Алексеевич, после определенных трудностей S7 Space все же купила
космодром "Морской старт", что дальше?

- С момента покупки прошло достаточно времени. За этот период мы осознали,
что не все мечты сбываются. Есть те, которые пока реализовать технически
невозможно.

- К чему вы пришли в итоге?

- Мы приняли решение самостоятельно создать ракету, которая бы заменила по
характеристикам носитель "Зенит" для проектов "Морской старт" и "Наземный
старт". При этом мы должны не просто повторить "Зенит", а в техническом
смысле превзойти его. Это задача очень сложная - в своем классе данная
ракета и сегодня все еще лучшая в мире.

Для этого мы начали создавать проектные подразделения по средствам
выведения, которые возглавил Игорь Сергеевич Радугин (недавно перешел из РКК
"Энергия" в S7 Space - прим. ТАСС). Его основная цель - создание
транспортной космической системы, которую мы будем использовать в ближайшей
перспективе.

- Ракета будет одноразовой или многоразовой?

- Я повторюсь, наверное, но одноразовая ракета так же "эффективна", как
одноразовый самолет. Создавать одноразовый носитель - это даже не топтание
на месте, а дорога вспять.

В ноябре мы будем отмечать 30-летие второго и последнего запуска
многоразовой транспортной космической системы "Энергия - Буран". За эти 30
лет мы все вместе "спустили в никуда" те технологические достижения,
которыми можно и сейчас было бы гордиться, а на этом месте выросла
одноразовая ракета "Ангара", которая до сих пор не летает. У специалистов
ракетно-космической промышленности она, мягко говоря, вызывает неоднозначную
реакцию.

Никто и никогда, за исключением, например, проекта "Буран" или планов
спасения боковых блоков сверхтяжелой ракеты "Энергия", в нашей стране не
ставил задачу спасения и повторного использования ракетно-космической
техники. И ведь вопрос не в способе возврата отработавшей ракетной ступени,
а по большей части в ее ресурсе и в первую очередь в циклах, в
ремонтопригодности, трудоемкости технического обслуживания. Сегодня все
агрегаты и системы ракеты одноразовые, то есть не подлежащие повторному
использованию.

Если представить ситуацию, что сегодня мы после пуска возвращаем носитель
обратно на Землю, то, что с ним делать дальше, никто не скажет, поскольку ни
у кого в нашей стране такого опыта нет.

Роскосмос предложил нам участвовать в создании ракеты "Союз-5". Мы
согласились, но будем делать свою версию ракеты самостоятельно под
собственные задачи на основе эскизного проекта "Союза-5". Наша ракета внутри
компании получила условное название "Союз-7" и "Союз-7SL" (Sea Launch -
"Морской старт" - прим. ТАСС). Первая ступень у нее будет многоразовой.

- Ракета будет создаваться на основе "Союза-5". Что она унаследует от этого
носителя?

- В первую очередь двигатель. Нам повезло, что наши учителя, наши
предшественники оставили нам великолепное наследие - многоразовый двигатель
РД-171. Я не оговорился, он именно многоразовый. Рассчитан на 20 включений -
10 для полета и 10 предполетных прожигов. В части многоразового
использования ракеты космического назначения этот двигатель - находка.

Для первой ступени своей ракеты мы рассматривали несколько вариантов
двигательной установки, в том числе и известный двигатель НК-33 (двигатель
от советской лунной ракеты Н-1 - прим. ТАСС).

Судьба этого двигателя удивительная - его уничтожают сами творцы. Вы знаете,
создавался двигатель в рамках советской лунной программы на первую ступень
ракеты Н-1. Двигатель действительно хороший, по всем параметрам нам
подходил, но, к сожалению, сегодняшние руководители Объединенной
двигателестроительной корпорации и в самарском ПАО имени Кузнецова не пошли
в этом вопросе нам навстречу. Точнее, их вообще этот вопрос не
заинтересовал.

"Самим не надо и никому не дадим" - вот примерно в сухом остатке, что
осталось от идеи установить на первой ступени нашей ракеты двигатель НК-33.
Спустя 40 лет повторилась старая история: на первую ступень ракеты "Зенит" и
унифицированный с ней блок "А" ракеты "Энергия" не было двигателя. РД-170
горел на испытаниях, и не было понятно, можно ли довести его до серийного
производства. Минобщемаш нервничал, внутри "Энергомаша" началось движение
сомневающихся, главный конструктор космической системы "Энергия - Буран"
Борис Губанов поехал в Самару к Николаю Кузнецову с идеей поставить НК-33 на
первую ступень "Энергии". По своим характеристикам двигатель его вполне
устраивал. Но на заключительной встрече с Губановым Кузнецов потребовал
публичной реабилитации двигателя и его конструкторского бюро (все испытания
советской сверхтяжелой ракеты Н-1 закончились авариями по вине двигателей -
прим. ТАСС).

Но к этому времени удалось уже довести РД-170 до возможности применения на
"Зените" и "Энергии". Сейчас произошло то же самое, только нам сказали, что
Самара не готова передать нам двигатель НК-33 и документацию по нему для
самостоятельного производства, а вместо этого предлагали профинансировать
восстановление серийного производства в Самаре и затем покупать эти
двигатели.

В то же время в НПО "Энергомаш" нашли способ предложить S7 Space то, от чего
мы не смогли отказаться. В начале октября было подписано соглашение о
сотрудничестве между нашими компаниями. В частности, соглашение
предусматривает развитие сотрудничества в сфере возобновления производства,
сертификации и коммерческих продаж "земной" и "высотной" модификации одного
из двигателей разработки НПО "Энергомаш" как для применения в интересах S7
Space, так и для использования в составе перспективных и модернизируемых
ракет-носителей различных классов, в том числе и в рамках международных
проектов. Кроме того, стороны договорились оформить отдельное соглашение об
условиях приобретения и поставки новых товарных двигателей РД-171М.

- Идея использовать НК-33 ушла в прошлое?

- Мы рассматриваем разные варианты, в том числе и с применением НК-33, но он
уже не находится в приоритете.

- Какие варианты спасения первых ступеней вы исследуете?

- Среди рассматриваемых вариантов, есть, например, спасение ступени с
помощью гиперзвукового парашюта, который мог бы выдержать тепловую нагрузку
при входе в плотные слои атмосферы, или оборудование ракетного блока
крыльями.

Дешевле, конечно, сделать парашютную систему. Но при такой схеме безопасно
посадить ступень на небольшую подготовленную площадку из-за ветровой
нагрузки будет достаточно проблематично. Мы это определим в процессе
проектирования и более точных расчетов и исследований.

- Ракета Илона Маска Falcon 9 садится на своих двигателях. Есть мнение, что
она не такая уж и многоразовая.

- До появления Falcon 9 Block 5, зафиксированного в сегодняшнем облике, у
Илона Маска были одноразовые носители, на которых испытывался принцип
многоразовости, проверялись многоразовые решения и элементы конструкции.
Falcon 9 Block 5 - это уже многоразовый носитель с определенным расчетным
ресурсом: 10 пусков до капитального ремонта, подготовка севшей ступени к
повторному использованию в течение 48 часов, общее количество пусков - до
100.

Сейчас SpaceX переходит к спасению головного обтекателя. Думаю, в ближайшее
время они начнут отрабатывать какие-то элементы спасения второй ступени. В
конечном счете, уверен, все равно решат задачу посадки всех элементов
ракеты.

- Почему вам важен именно многоразовый носитель?

- Без него на коммерческом рынке мы просто не сможем выжить. Конкурировать с
многоразовыми и дешевыми предложениями, которые сейчас выходят на рынок,
одноразовым носителем уже даже не смешно.

- Какой путь S7 Space предстоит пройти при создании многоразовой ракеты?

- Создать одноразовый носитель с элементами многоразовости, отработать эти
технологии в процессе определенного количества пусков, внести необходимые
конструктивные изменения, зафиксировать облик ракеты, после чего приступить
к ее серийному производству и эксплуатации.

- Вы сказали, что свою ракету хотите делать сами. Где вы планируете ее
собирать?

- Вы правильно говорите. Мы будем покупать комплектующие у
предприятий-партнеров, а финальную сборку ракет вести по документации S7
Space на заводе, который планируем построить самостоятельно.

Этот завод будет единым как для ракет "Наземного старта" (пуски с космодрома
Байконур - прим. ТАСС), так и для "Морского старта".

- Планируете ли взять к себе в команду еще каких-либо специалистов из
ракетно-космической отрасли помимо Радугина?

- С прошлой недели у нас работает Николай Брюханов, который на протяжении
последних многих лет возглавлял разработку орбитальных станций и
пилотируемых космических кораблей в РКК "Энергия". У нас он занял должность
главного конструктора орбитальных комплексов. Будет заниматься грузовым
космическим кораблем, тематикой "Орбитального космодрома".

Ведутся переговоры и с другими людьми. В целом большое количество
высококлассных специалистов хотело бы работать в S7 Space. И я их понимаю: у
нас меньше бюрократических барьеров, можно поучаствовать в действительно
прорывных проектах, заняться творческой работой. В госструктурах все
зарегулировано, вопрос создания чего-то нового очень осложнен. Вот люди и
идут к нам.

- На каком космодроме будете использовать свою ракету?

- В первую очередь мы нацелены на эксплуатацию "Морского старта". Этот
космодром предоставляет достаточно хорошие энергетические возможности по
массе выводимой полезной нагрузки на геопереходную орбиту. При использовании
ракеты "Зенит" среднего класса с "Морского старта" она выводит груз такой же
массы, как тяжелый "Протон" с Байконура.

- Как долго еще может использоваться "Морской старт"? Ранее вы называли
сроки эксплуатации пусковой платформы в 25 лет.

- Сегодня все оборудование, как на командном судне, так и на пусковой
платформе морально устарело. Оно создавалось 20 лет назад. Остаточный ресурс
комплекса - еще 25 лет. В этот срок можно провести старты заказанных и
находящихся в производстве ракет "Зенит" и нашего нового носителя. Чем позже
сделаем новый носитель, тем меньше времени останется на его эксплуатацию с
"Морского старта". Но, естественно, как у любого сложного технического
объекта, в случае капитального ремонта и модернизации ресурс может быть
существенно увеличен.

- Планируется ли модернизация комплекса?

- Да, под новый носитель космодром будет модернизирован.

- Задействованы ли какие-либо предприятия Роскосмоса в проекте "Морской
старт" или все решаете собственными силами?

- Вопрос достаточно интересный. Мы не боимся сами эксплуатировать "Морской
старт". Мы создали хорошее эксплуатационное подразделение, в нем работают
люди, которые раньше трудились в компаниях Роскосмоса: ЦЭНКИ, РКК "Энергия".
В РКК "Энергия" была дирекция "Морского старта", ее возглавлял Валерий
Гейдарович Алиев. Сегодня он и его специалисты работают у нас, а эта
дирекция после продажи проекта расформирована.

Но есть направления, по которым мы самостоятельно не справимся. Требуется
помощь разработчика, например, в обслуживании разгонного блока ДМ SL
(используется в качестве своеобразной третьей ступени ракеты "Зенит-3SL" по
программе "Морской старт" - прим. ТАСС). Эта работа достаточно сложная и
требует высокой компетенции, здесь мы будем привлекать производителей блока
в лице РКК "Энергия".

Есть вопросы производства и поставки комплектующих для изготовления
ракет-носителей. Здесь задействовано много предприятий Роскосмоса: НПО
"Энергомаш", НПЦАП, РКК "Энергия", ЦЭНКИ, НПО Лавочкина, "Металлист-Самара"
и многие другие.

- Планирует ли ваша компания использовать в работе другие ракеты помимо
"Зенита" и "Союза-7"?

- Возможность развития средств выведения будет рассматриваться на следующих
этапах деятельности нашей компании.

- Первый запуск с "Морского старта", как и планировалось, остается на
декабрь 2019 года, нет сдвижек по срокам?

- Сроки остаются прежними. Конечно, без трудностей не обходится, но они не
настолько критичны, чтобы мы переносили запуск.

- С чем сложности?

- С полезной нагрузкой, а не ракетой. Носитель должен быть поставлен нам в
первом квартале следующего года, чтобы к декабрю гарантированно решить все
вопросы по подготовке ракеты, наземной и морской инфраструктуры к пуску. Что
касается аналитической интеграции космического аппарата к ракете, то она
требует достаточно длительного срока, на сегодняшний день мы находимся в
стадии переговоров с потенциальным заказчиком.

Проще говоря, чтобы были заказы, нужны ракеты. Мы не можем найти заказчика
на воздух. Пока у нас нет готовых ракет, к нам никто не пойдет, особенно,
если мы с 2014 года ничего не запускали.

- Это российский заказчик?

- Зарубежный.

- Есть ли подвижки в поставках комплектующих из России для изготовления
ракет "Зенит"?

- Есть решение комиссии экспортного контроля, которое мы выполняем. Теперь
вопрос в оформлении распоряжения правительства. Текст распоряжения
согласован с Роскосмосом. Это компромиссный вариант между тем, что мы бы
хотели, и тем, что нам дают. В итоге бюрократические требования приведут к
удорожанию каждой нашей ракеты примерно на $2 млн.

- Какие еще проекты планирует реализовать ваша компания кроме многоразовой
ракеты?

- Помимо новой ракеты у нас есть еще три направления развития. С приходом
Николая Брюханова мы начали консультации об образовании проектной службы,
которая займется реализацией программы создания грузового космического
корабля.

В этом вопросе мы готовы кооперироваться с Роскосмосом. Для нас самих
создавать корабль с нуля практически неподъемная задача. Значит, нужно
использовать то, что уже было сделано в России ранее. А таких вещей три:
многоразовый космический корабль "Заря", по которому в СССР была выпущена и
конструкторская, и рабочая документация, корабль "Клипер", работы по
которому прекращены еще в зачаточном состоянии, и корабль "Федерация". На
мой взгляд, наиболее интересно смотрится интеллектуальный задел по
перспективному транспортному кораблю "Федерация", правда, в его грузовой
версии мы хотим вернуться к композитному корпусу. Сегодня мы выстраиваем
график так, чтобы первый пуск ракеты-носителя "Союз-7SL"/"Союз-7" был
осуществлен вместе с нашим грузовым кораблем. При этом на пилотируемую
космонавтику мы не замахиваемся, это слишком ответственный вопрос.

- В прошлом году на конференции "Космос как бизнес" Владислав Филев
(совладелец S7 Group - прим. ТАСС) заявил, что компания S7 Space готова
заказать у Роскосмоса 50 ракет "Союз-5" с опционом еще на 35 носителей при
выполнении Роскосмосом определенных требований к ракете. Последовала ли
реакция от госкорпорации?

- Нет, никакой реакции не последовало. Напомню, что предложение было сделано
при предыдущей администрации Роскосмоса. Что лежало в основе идеи Филева?
Стандартная авиационная схема заказа нового самолета. Когда планируют к
производству новый самолет, ищут стартового заказчика. В авиации первый
твердый заказ - это примерно 50 самолетов. В этом случае уже резонно
развертывать серийное производство.

Это Филев и предложил: 50 ракет плюс опцион. Заказ твердый, с авансом в 10%.
Но от Роскосмоса за прошедший год так и не последовало реакции, словно они о
таком предложении и не слышали. Это можно было бы назвать анекдотом, но
такова реальность. Мы готовы были слова перевести в твердый контракт.
Разговор шел о солидной сумме в $2,5 млрд инвестиций в проект "Союза-5".

- В свое время вы говорили о проекте "Орбитального космодрома". Не слишком
ли утопичная идея использовать Международную космическую станцию (МКС) для
этих целей?

- Первое. Как решить транспортную задачу обеспечения грузами баз на Марсе
или Луне? На сегодняшних химических двигателях осваивать Солнечную систему
слишком затратно. А вот доставлять грузы на околоземную станцию имеющимся и
перспективным парком ракет, а оттуда перевозить космическим буксиром к Луне
или Марсу намного эффективнее, чем строить сверхтяжелую ракету.

Второе. Существует проблема нерационального использования ресурсов - почти
вся космическая техника сгорает в атмосфере или остается на орбите
захоронения, либо, в случае напланетных аппаратов, остается на поверхности
планет. А ведь многое из этого "технологического мусора" можно использовать
повторно. Для этого нужно место, где технику можно обслужить,
отремонтировать, модернизировать. Это тоже можно выполнять на околоземной
станции.

Простейшее и самое понятное - перенести контрольно-испытательную станцию, то
есть место проверки работоспособности космической техники, с Земли на
орбиту. Проверил общую готовность аппарата на Земле, привез на МКС, проверил
еще раз на отказ к условиям космического пространства и далее вывел на
целевую орбиту транспортным буксиром. Если надо, вернул груз обратно на МКС
для ремонта или обслуживания.

- В какие сроки подобный проект может быть реализован?

- Орбитальный космодром свободно реализуется на базе МКС после 2024 года -
рассматриваемого сейчас срока завершения ее эксплуатации.

- Ведутся ли уже переговоры с NASA и Роскосмосом по этому поводу?

- Сначала нужно выбрать схему работы по этому направлению.

- Много обсуждалось, что S7, покупая "Морской старт", получает определенные
преференции от государства. Так ли это?

- Вы же заметили, как неспешно решается вопрос с органами власти о поставках
комплектующих для наших ракет. Контракт на производство был подписан еще в
прошлом году, вопрос согласован со всеми странами - партнерами проекта, а с
российской стороны вопрос только-только выходит на финишную прямую. А между
тем именно государство должно быть заинтересовано в возобновлении
эксплуатации "Морского старта". Сегодня это как минимум страховка, что у
России останется доступ к геостационарной орбите. "Союз-7SL"/"Союз-7" с
"Морского старта" сможет выводить на геопереходную орбиту космический
аппарат массой около 7 тонн.

- Так как "Морской старт" - это коммерческий проект, когда он начнет
приносить деньги?

- Как только начнутся запуски.

- Вы проинформировали Роскосмос о своих планах?

- Мы проинформировали Роскосмос, что будем делать собственную многоразовую
ракету. Но на этом пути нам с их стороны нужна поддержка. Мы предлагаем
государству пойти по пути США, где NASA заказало SpaceX пусковые услуги на
определенное количество полезных нагрузок. Предлагаем Роскосмосу заказать у
нас до 2042 года вместе с пусковыми контрактами по согласованной цене 76
ракет, в том числе 24 - для пуска с "Морского старта". Денег нам от
Роскосмоса не надо, только твердый заказ, чтобы мы знали, что нашей ракете
будет обеспечена загрузка. При этом в распоряжении Роскосмоса окажется
возможность запусков полезных нагрузок с "Наземного старта" и "Морского
старта". Конечно, строить мы будем не 76 ракет, а больше, остальные пойдут
на коммерческий рынок.

Точно таким же образом планируем пойти и по тематике транспортного корабля
снабжения. В рамках первого пуска нашей новой ракеты, который ориентировочно
может состояться через три года, мы предлагаем провести летные испытания
транспортного корабля. Роскосмос мог бы заказать у нас запуски шести
кораблей - обеспечив работой свои предприятия и S7 Space.

С одной стороны, зачем это Роскосмосу? А затем, что они с новой ракетой в
сжатые сроки получают резервную систему доставки грузов на низкую
околоземную орбиту, на геостационарную орбиту, в дальний космос, сняв с себя
все риски и финансовые вопросы. Весь основной путь мы готовы пройти сами.

Мы, как частная компания, инвестируем и занимаемся разработкой ракеты исходя
из самых современных потребностей мирового рынка. При этом государство может
использовать наши технологии в своих интересах, после проведения
сертификации. Наши ракеты производятся из российских комплектующих,
российскими специалистами, и налоги мы платим тоже в России. Государство
практически ничего не теряет и только приобретает нового производителя,
выходящего с отечественной высокотехнологичной продукцией на мировой рынок.

Беседовал Александр Темнов

Источники:
https://tass.ru/interviews/5760322
http://s7space.ru/news/s7-space-predlozhila-roskosmosu-zakazat-do-2042-goda-76-mnogorazovykh-raket/

*

09.11.2018

Облик двигателя многоразовой ракеты S7 Space определят до конца 2018 года

Гендиректор "Энергомаша" Игорь Арбузов отметил, что предварительно
предполагается, что новый двигатель, в отличие от прототипа, должен иметь
возможность повторного запуска

ЧЖУХАЙ /Китай/, 9 ноября. /ТАСС/. НПО "Энергомаш" и компания S7 Space до
конца года сформируют облик двигателя для многоразовой ракеты, сообщил ТАСС
на выставке AirShow China гендиректор "Энергомаша" Игорь Арбузов.

"Мы сейчас создали совместную рабочую группу по формированию технического
задания для этого двигателя, который будет создаваться на базе РД-171МВ. До
конца этого года сформируем его основные технические характеристики", -
сказал он.

Предварительно предполагается, что новый двигатель, в отличие от прототипа,
должен иметь возможность повторного запуска, добавил Арбузов. Он отметил,
что о количестве двигателей на переговорах с S7 Space речи пока не шло.

Как рассказал ранее в интервью ТАСС гендиректор S7 Space Сергей Сопов,
двигатели РД-171 могут быть использованы на первой ступени многоразовой
ракеты, которую разрабатывает эта частная компания на основе эскизного
проекта "Союза-5" (создается РКК "Энергия"). Носитель в компании получил
условное название "Союз-7" и "Союз-7SL" (Sea Launch - "Морской старт").

Источник:
https://tass.ru/kosmos/5773526


*

12.11.2018

В космос за свои деньги: как S7 Space сделает ракету и грузовой корабль

Михаил Котов - Forbes Contributor, Александр Баулин - Forbes Staff

Генеральный директор космической компании S7 Space Сергей Сопов рассказал
Forbes, как удалось решить проблему со сборкой первых ракет "Зенит", как он
относится к деньгам от государства и за счет чего планирует зарабатывать в
будущем

Представьте себе коммерческую космическую компанию, рассчитывающую за
ближайшие три года создать грузовой космический корабль, ракету-носитель с
возвращаемой первой ступенью, а еще выйти на окупаемость и неплохо
заработать на государственных заказах. Кто сказал, что это американская
SpaceX? Речь идет о российской компании S7 "Космические транспортные
системы" (S7 Space).

Главным событием стало решение проблемы места сборки ракет - генеральный
директор S7 Space Сергей Сопов сообщил Forbes, что удалось уложиться в сроки
и в конце 2019 года намечается первый запуск с "Морского старта". Как
компания планирует построить свой бизнес?

На что ставит компания S7 Space

Коммерческая космонавтика в России - предмет очень странный. С одной
стороны, говорят о ней часто, надежды возлагают большие. С другой стороны,
игроков на рынке раз, два и обчелся, а уж тех, кто может похвастаться
серьезными инвестициями и продуманной стратегией, и вовсе днем с огнем не
найти.

Самым серьезным игроком на рынке коммерческой космонавтики в России можно
считать компанию S7 Space, дочернее предприятие компании S7. Она сделала
крупнейшие для нашей страны инвестиции в космонавтику - приобрела "Морской
старт" и заказала первую партию ракет, что обошлось ей в $150 млн. После
закрытия сделки в марте 2018 года она несет расходы по обслуживанию
комплекса: компании Sea Launch оно обходилось в $25 млн, S7 Space планирует
оптимизировать сумму, но она все равно останется существенной. И это только
начало: компания уже начала вкладываться в персонал, инженеров и технические
работы по созданию новых ракет и космических аппаратов.

Первые доходы компания S7 Space планирует получить, запуская спутники по
проекту "Морской старт", прежде всего на геостационарную орбиту. Возможность
перевести пусковую платформу Odyssey в экваториальную зону позволяет
повысить максимальную массу выводимых спутников по сравнению с пусками с
космодромов, расположенных севернее или южнее: чем ближе к экватору, тем
больше скорости Земля "добавляет" ракете при старте.

При этом Сергей Сопов считает, что именно грузоподъемность ракеты во многом
определяет размеры и вес запускаемых космических аппаратов: "Основные
производители спутников в настоящее время заточены под возможности вывода.
Есть возможность выводить на геостационарную орбиту 3,5 т, вот они и создают
космические аппараты под эти параметры. Вы только предоставьте такую
возможность".

Для того чтобы доставить схожий по весу груз на геостационарную орбиту при
использовании более северного космодрома, приходится использовать тяжелую
ракету-носитель "Протон". С Байконура и с применением разгонного блока
"Бриз-М" он выводит на геостационар до 3,7 т. Правда, это и стоит дороже.

Насчет клиентов компания S7 Space не волнуется. Сергей Сопов считает, что
четыре запуска в год, которые необходимы для безубыточной работы, компания
найдет себе всегда. Даже если цена будет выше, чем у SpaceX, найдутся
заказчики из "хвоста очереди", которым важнее сроки, чем небольшая разница в
цене. Он напоминает: "В истории ракетной техники еще не было такой ситуации,
чтобы произведенная ракета-носитель лежала на складе и не нашла себе
спутника". Тем более, что пусковой конвейер, как у Маска, компания
устраивать просто не собирается: технологическая возможность комплекса
"Морской старт" ограничена логистикой. Для каждого старта требуется переход
пусковой платформы в точку пуска на экваторе и возвращение в порт Лонг-Бич
(США) для подготовки к следующему пуску.

"Поставлю я цену ниже, чем у Илона Маска. И что? Придут ко мне все его
клиенты, и что я буду делать? Их тридцать, а у меня ограничение шесть пусков
в год", - объясняет Сопов свое нежелание демпинговать. В результате компания
планирует продавать свои пуски по $62-72 млн за старт, при стоимости услуг
Илона Маска в $61,5 млн.

Через тернии

Главной проблемой компании стали ракеты-носители "Зенит", на использование
которых и рассчитан "Морской старт". Дело в том, что частичное производство
и сборку ракеты ранее осуществляло украинское производственное объединение
"Южный машиностроительный завод" (Южмаш). Но дифференцирование производства,
хорошо работавшее в Советском Союзе, сыграло злую шутку дважды: при развале
СССР, и затем после событий 2014 года, когда совместная работа подразделений
"Роскосмоса" и украинских предприятий стала затруднительной. Заменить
российско-украинские носители для "Морского старта" просто нечем.

Сергей Сопов сообщил Forbes, что из ситуации удалось найти выход. Теперь
российские и украинские компоненты будут собираться в США.

В Лонг-Бич уже была необходимая инфраструктура, но раньше туда доставлялись
две ступени с Украины, разгонный блок из России и космический аппарат из той
страны, где его производили. Затем это все собиралось из готовых сегментов,
как конструкторы "Лего". Теперь трудоемкость работ вырастет: с Украины
придут блоки первой и второй ступени без системы управления и, главное, без
двигателей. Навешивать их будут уже в США, после чего стыковать с разгонным
блоком и космическим аппаратом.

"Нам все равно нужен этот пуск, чтобы показать миру "Мы вернулись".

Благодаря такому решению удалось остаться в первоначальном графике: S7 Space
успевает в январе-феврале 2019 года поставить в США первый "пакет" для
сборки ракеты. Из-за новой схемы работы вырастет себестоимость, но не
сильно - по расчетам компании, на $2 млн.

Первый старт возобновленной программы должен состояться уже в конце 2019
года. C учетом того, что "Морской старт" был долгое время законсервирован,
его придется произвести либо с массогабаритным макетом в качестве полезной
нагрузки (c "болванкой", как говорят в отрасли), либо по заниженной цене,
чтобы компенсировать возможные риски заказчика. Сергей Сопов заключает: "Нам
все равно нужен этот пуск, чтобы показать миру "Мы вернулись".

Задел на будущее

S7 Space не намерена останавливаться только на предоставлении пусковых услуг
с помощью ракет "Зенит". Компания уже приступила к созданию собственной
ракеты-носителя и грузового космического корабля. Для этого привлечены
заместитель генерального директора и главный конструктор средств выведения
Игорь Радугин и главный конструктор по космическим орбитальным системам
Николай Брюханов. Оба специалиста ранее работали в структурах "Роскосмоса":
первый руководил созданием перспективной отечественной ракеты "Союз-5",
другой созданием нового российского пилотируемого корабля "Федерация".
Вокруг них в компании создаются собственные конструкторские бюро, включающие
их бывших коллег.

В настоящее время компания планирует создать собственные ракеты-носители
"Союз-7" (для наземных стартов) и "Союз-7SL" (модификацию для "Морского
старта"), а также грузовой космический корабль для этой ракеты.
Предполагается, что первый пуск нового носителя состоится уже с фирменным
кораблем.

Грузовой аппарат предполагается создавать на базе наработок по российскому
пилотируемому космическому кораблю "Федерация". При этом компания планирует
создать его всего за три года. Для сравнения: сама "Федерация" находится в
разработке уже девять лет с 2009 года, и конца пока не видно. В конструкции
грузового корабля S7 Space будут использованы композитные материалы.
Итоговый вес корабля вместе с полезной нагрузкой должен составить 12-14
тонн, такую массу сможет поднять будущая ракета S7 Space при старте с
Байконура. Для сравнения: масса грузового космического корабля Dragon
компании SpaceX с полезной нагрузкой не более 7,5 т.

В России нет возможности производить такой корпус из композитных материалов,
поэтому его будут делать на европейских мощностях группы S7 - материнской
компании S7 Space. Зато приборно-агрегатный отсек с двигателями и остальными
техническими системами планируется заказать в России.

"У нас основная задача подтвердить, что такая разработка вообще возможна, -
сделать транспортный корабль за три года. Запустить, сделать пару витков
вокруг Земли и, самое главное, посадить его, ведь это будет многоразовый
грузовозвращаемый аппарат", - объясняет Сопов.

Возможность вернуть корабль - важная особенность, которая снизит
себестоимость запусков. Обеспечить ее предполагается за счет парашютной
системы и двигателей мягкой посадки, делающих приземление на последних
метрах более деликатным. Такой подход позволит сажать корабль без
повреждений и восстанавливать его к следующему пуску. В настоящее время в
России нет возвращаемых грузовых космических кораблей, поэтому результаты
экспериментов приходится возить с Международной космической станции по
чуть-чуть в спускаемой капсуле пассажирского "Союза" или договариваться с
американцами.

Правила современных ракет

Сергей Сопов объясняет, почему компания хочет делать именно такой носитель,
с возвращаемой ступенью и возможностью автоматического запуска: "Есть четкое
понимание, как должна выглядеть современная ракета-носитель. Во-первых, она
должна иметь возможность автоматического пуска. Во-вторых, первая ступень
ракеты должна быть многоразовой. Когда вы слышите, что ракета будет
одноразовой или что у нее будет башня обслуживания - специальная наземная
инфраструктура для обеспечения работы людей, - знайте, что это ракета
вчерашнего дня".

Ракеты "Союз-7" и "Союз-7 SL" будут создаваться S7 Space по эскизному
проекту "Союза-5", который компания рассчитывает получить у "Роскосмоса" в
рамках государственно-частного партнерства.

К сожалению, основное отличие ракеты "Союза-7" - возвращаемую первую
ступень - реализовать с помощью двигателей не получится: их высокая мощность
и неподходящая система зажигания не позволят аккуратно затормозить у Земли.
Технический облик системы спасения возвращаемой первой ступени в компании S7
Space пока находится на этапе рассмотрения. Предпочтение отдается варианту,
который предусматривался для боковых блоков сверхтяжелой советской ракеты
"Энергия" - гиперзвуковой парашют и срабатывание пороховых двигателей у
поверхности Земли. Для этого была разработана специальная ткань, способная
выдержать мощный напор воздуха. По плану приведение в работоспособное
состояние ступени после предыдущего старта не превысит двух недель.

Предполагается доработать ракету-носитель сделать в течение трех лет и в
2022 году показать уже первый рабочий вариант. Первый старт будет в
одноразовом варианте, а затем постепенно, как это делает Илон Маск, ракету
модернизируют для многоразового варианта. "Я просто хочу показать, что можно
делать по-другому, не сидеть десятилетиями и ждать, как у нас привыкли", -
объясняет сжатые сроки Сопов. Он добавляет, что у новых ракет будет
реализован автоматический пуск, как и у носителя "Зенит". Это требуется для
работы ракеты в проекте "Морской старт". На плавучем космодроме Odyssey
носитель подготавливают к старту, а затем весь экипаж переходит на судно
управления и отходит на безопасную дистанцию. С платформы Odyssey ракета
взлетает самостоятельно.

А вот от использования водорода в качестве топлива в компании отказались.
Слишком сложно и дорого эксплуатировать такой носитель. Инфраструктура
вообще получается золотой: водород требует очень низкой температуры в -253оС
для сжижения, а также дорогого гелия для подготовки к заправке.

Общий космос

Сергей Сопов считает, что имея на руках готовую ракету и грузовой корабль,
он сможет наладить диалог и совместную работу с государством: "Задачи у
российских частных космических компаний и у государственных структур
одинаковые. Цели могут быть разные - в одном случае зарабатывать деньги, в
другом - нет. Но мы российская компания, которая живет по российским законам
и хочет приносить пользу стране".

Создав работающую связку из ракеты и грузового корабля, S7 Space
рассчитывает получать заказы от "Роскосмоса". Примером может служить
компания SpaceX, которая регулярно получает заказы на запуски и от NASA, и
от американских военных. При этом цены на них значительно выше, чем обычный
коммерческих пусков зондов на орбиту и может достигать $120-150 млн, против
$60 млн.

С одной стороны, Сопов надеется, что государственной структуре будет дешевле
и проще заказать запуски у частной компании, нежели пытаться изобрести
велосипед и создавать свой грузовой корабль параллельно. Отсутствие
подобного партнерства сейчас он объясняет тем, что в России нет серьезных
коммерческих компаний, способных и умеющих договариваться с государством.

В то же время руководитель компании S7 Space подчеркивает, что все работы
будут произведены на собственные средства и только потом сертифицированы для
использования "Роскосмосом". Иначе создание техники сильно затормозится.

"С государственным финансированием придет то, от чего хотелось бы
отказаться: вся система государственного регулирования при создании
космической техники с отработками, заключениями профильных институтов, порой
лишь тратящих впустую время. Мы не изобретаем здесь велосипед. SpaceX прошла
в США такой же путь - создали коммерческий носитель, а в дальнейшем
сертифицировали его под нужды государственных структур", - объясняет Сопов.

Звучит такой вариант развития событий логично. России давно нужна
космическая альтернатива в виде гибкой частной компании, способной быстро
реагировать на требования рынка и развиваться, опережая государственные
структуры. Только так можно вернуть российскому космосу лидирующие позиции.

Сейчас S7 Space находится в положении SpaceX 10-летней давности. Любые планы
воспринимаются через призму: "Вот когда построят, тогда и поговорим..." Пока
у компании в активе старт ракеты "Зенит" с Байконура. И еще ясное понимание
Сергеем Соповым доминирующих тенденций в развитии ракетной техники:
"Очевидная вещь на сегодняшний день - весь мир делает многоразовые системы.
А в России все продолжают спорить, эффективны они или нет".

Источник:
http://www.forbes.ru/tehnologii/368767-v-kosmos-za-svoi-dengi-kak-s7-space-sdelaet-svoyu-raketu-i-gruzovoy-korabl

*

13.11.2018

Компания S7 Sea Launch Limited переоформила американскую лицензию на
пусковые услуги

Компания S7 Sea Launch Limited переоформила лицензию Федеральной авиационной
администрации (FAA) США на пусковые услуги с использованием РКН "Зенит-3SL"
из Тихого океана. Запуски разрешены из точки 0 градусов широты, 154 градуса
западной долготы.

Источник:
https://www.faa.gov/about/office_org/headquarters_offices/ast/licenses_permits/media/License%20No%20LLO%2002-066%20(Rev%202)%20w%20Lic%20Orders%20(2018-11-13).pdf

*

03.12.2018

ИНТЕРВЬЮ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА НПО ЭНЕРГОМАШ ИГОРЯ АРБУЗОВА ГАЗЕТЕ
"КОММЕРСАНТЪ"

"Двигатели - одна из немногих ниточек, которые связывают нас с США"

Глава "Энергомаша" Игорь Арбузов о том, как собирать и кому продавать
космические двигатели

Химкинское предприятие "Энергомаш" уже 20 лет поставляет в США ракетные
двигатели для носителей типа Atlas - и помешать этому не смогли ни санкции,
ни сложная геополитическая обстановка. Глава НПО Игорь Арбузов рассказал
корреспондентам "Ъ" Александре Джорджевич и Ивану Сафронову о том, по какому
пути идет российское ракетное двигателестроение и какие перспективы видны у
сотрудничества не только с США, но и c Бразилией, Китаем и Индией.

[...]

- Как идут переговоры с S7 Space по покупке двигателей РД-171М для проекта
"Морской старт"?

- Собираются покупать, но контракт пока еще не подписан. Я так понимаю,
потому что пока нет отчетливого понимания по тому, сколько и куда
поставлять.

- А его модернизация не потребуется?

- Этот вопрос обсуждается, но на перспективу. Тот контракт, который везде
анонсируется, на 12 ракет, скорее всего, будет комплектоваться двигателями
старой конструкции. Что касается модернизированной версии двигателя, а
именно РД-171МВ, то это первый двигатель, подлинником конструкторской
документации которого будут не бумажные чертежи, а электронные 3D-модели.
Все сроки по созданию РД-171МВ выполняются в полном объеме. В конце 2017
года мы разработали эскизный проект двигателя и передали его в
ракетно-космический центр "Прогресс". Сейчас идет выпуск конструкторской
документации, ведется подготовка производства и стендовой базы. Также в этом
году создан конструкторский макет двигателя с учетом тех требований, которые
адаптированы к новой ракете. До конца года будет поставлен динамический
макет в РКЦ "Прогресс". Огневые испытания первого доводочного двигателя
РД-171МВ запланированы на 2019 год. Первый товарный двигатель мы должны
поставить заказчику в 2021 году для первого беспилотного запуска "Союза-5",
который должен состояться в 2022 году. Для пилотируемого запуска ракеты,
который запланирован на 2024 год, мы планируем поставить двигатель РД-171МВ
в 2023 году. И у меня нет никаких сомнений в том, что мы выполним свои
обязательства.

[...]

Интервью взяли Александра Джорджевич и Иван Сафронов

Источник:
http://engine.space/press/pressnews/2589/
http://www.kommersant.ru/doc/3819024




---
sea-launch@mail.ru
http://sea-launch.info

В избранное