«Вы сможете получить обратно деньги, если вас не устроит наш продукт». Или «мы вернем вам деньги, если вы найдете дешевле», регулярно обещает нам телевизионная реклама, призывая покупать бытовую технику в конкретном магазине, пить йогурты с полезными бифидобактериями, пользоваться определенными шампунями.
Казалось бы, волшебные условия для потребителя: купил – попользовался – сделал вид, что не понравилось или цена не устроила – вернул. Но пробовали ли вы вернуть вещь в магазин? Это испытание на прочность и целеустремленность, которое выдержать под силу не каждому.
Я попыталась. В рекламном ролике «Активиа» от компании Danone говорилось, что каждому, кто будет ежедневно в течение двух недель пить этот продукт и не почувствует улучшения работы кишечника, вернут потраченные деньги. Мол, компания «Данон» уверена в «Активиа»!
Проблем с кишечником у меня не было и без этого продукта, какого улучшения надо было ждать с ним? В общем, никакой особенной легкости, в отличие от рекламных девиц, которые не ходили, а летали, после того, как стали принимать «Активиа», я не испытала. А потому со спокойной совестью отправилась в магазин за 500 потраченными напрасно рублями. Однако там на меня смотрели, как на сумасшедшую. О такой акции они не слышали, денег для выплат не имели. И лишь зайдя на сайт компании, обнаружилось: чтобы
вернуть деньги за выпитую «Активию», нужно переслать в компанию целый комплект документов. Это возможно, если вы заранее решили, что продукт вас не устроит, и вы захотите возместить ущерб. Иначе кто станет хранить наклейки от 14 упаковок потребленных молочных продуктов? Но и это еще не все. Нужно предъявить кассовые и товарные чеки, на которых бы было отображено наименование купленного продукта. И иметь лицевой счет в банке, куда можно будет переслать деньги. Если такового не имеется – открыть.
Причем организатор акции не оплачивает суммы, которые могут быть затрачены на открытие счёта, а также за комиссию, изымаемую банком за денежный перевод. Но главное – надо составить яркий и убедительный рассказ, разборчивым почерком от имени своего кишечника. Что его не устроило после двух недель употребления «Активии». Письма, написанные неразборчивым почерком, рассматриваться не будут. А еще организаторы акции не несет ответственности за письма, задержанные или утерянные по вине почты и иных
третьих лиц.
Расчет простой: требований слишком много, чтобы все их соблюсти. Я отпала по нескольким причинам: не хранила нежно этикетки от «Активии», не собирала товарные чеки, не имела счета в сберкассе.
Схожие по количеству ограничений правила существуют и у других компаний: так, фирма Braun, которая обещает возвратить стоимость новой электрической зубной щетки Oral-B каждому, кто «будет готов после месяца использования расстаться с ней», требует предоставления копий паспортов, товарных чеков, гарантийных талонов. После чего оставляет за собой право месяц проводить экспертизу присланной щетки, чтобы точно удостовериться, что она не поддельная. И какой будет результат – неизвестно.
Собственно, на это все и рассчитано. «Покупаются» на подобные рекламные обещания тысячи потребителей, а силы и время воспользоваться ими находят лишь единицы.
Пионером в применении технологии «не нравится – вернем деньги» на российском рынке стала компания Procter & Gamble. В 2004 году каждому, кто не смог избавиться от запаха пота с помощью дезодоранта Old Spice, торжественно обещали вернуть потраченные деньги.
Здесь процедура обмена флакона Old Spice на деньги кажется вполне демократичной: пришли этикетку, напиши письмо с объяснением причин, почему дезодорант не понравился, и контактной информацией – и жди денег. Правда, платить будут по рекомендованным ценам, т. е. за стик Old Spice High Endurance вам возвратят всего 60 руб. при средней розничной цене в 80-90 руб. И принять участие в акции больше одного раза не получится. Логика у компании железная: «Если вас в первый раз не устроил наш дезодорант,
зачем вы купили его снова?».
«Демократичность» Procter & Gamble имеет еще одно объяснение: письмо за все время проведения акции пришло только один раз, и деньги его автору, разумеется, выплатили. Но ведь об этом никто не знает, кроме нас с вами.
Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации
на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.