Российским производителям выделили 1 млрд руб. Постоянно обсуждаются всё новые способы помощи: налоговые каникулы, запрет торговым сетям брать мзду с поставщиков и др. Тем не менее потребителям от этого лучше не становится.

Экспертизы продуктов питания то и дело говорят о повальном фальсификате.

Алексей Алексеенко, помощник главы Россельхознадзора:

— Производители готовы сделать всё, чтобы перестраховаться от возможных потерь, и перекладывают все риски на плечи покупателей. Вариантов множество: одни задирают цену на продукцию, другие производят дешёвый по себестоимости фальсификат, но деньги за него берут как за качественный продукт, третьи пытаются нарастить обороты за счёт увеличения производ­ства всё того же фальсификата. А чуть только власть берётся навести порядок на продуктовом рынке, сразу же поднимается крик: «Душат российский бизнес!» Вопросом, а честно ли они поступают по отношению к покупателям — своим же соотечественникам, производители не задаются. Зачем же отказываться от денег, которые сами в руки идут? Продукт-то всё равно купят, качественный он или нет. Увы, но прибыль и совесть — понятия несовместимые.

Да, есть честные производители. Они действительно нуждаются в помощи, потому что не в состоянии конкурировать с дешёвыми подделками. Но у государства нет чёткого понимания, кто честный, а кто нет, поэтому под раздачу денег и льгот попадают все.

Я считаю, что силы и ресурсы нужно вкладывать не в производителей, а в отслеживание качества продукции, в систему электронной сертификации. Сегодня производство контролируют три органа: региональные службы, Россельхознадзор и Роспотребнадзор (он проверяет конечный продукт). Казалось бы, если три ведомства нацелены на проверку сырья и готовой продукции, то всё должно работать нормально. На самом же деле существующая система негибкая, информационный обмен между ведомствами налажен плохо. Чтобы каждое ведомст­во понимало, что проверили, а что ещё нет, на какой стадии находится эта проверка, должна заработать электронная система. Разработана она была ещё в 2007 г., но ветеринарные службы регионов, которые должны проводить первичную проверку сырья, против её внедрения. А пока у нас не появится возможность отследить продукцию от поля до прилавка, никакие вливания в производство не помогут улучшить ситуацию с качеством.