Регистрация договоров отчуждения квартир, да и любого недвижимого имущества, заключенных в простой письменной форме, привела к интересной ситуации.

Правоустанавливающие и правоподтверждающие документы продавца на недвижимость, которые при нотариальном заверении договоров оставались в архиве нотариуса, теперь стали возвращаться из регистрирующих государственных органов вместе с зарегистрированными документами на нового владельца.

Возникает вопрос- кому надлежит получить эти «старые» документы?

К сожалению, закон молчит. Как хотите- так и поступайте.

Мнения участников рынка по этому вопросу- у кого останутся «старые» документы разделились.

Кто-то говорит: «Документы, в которых указаны мои фамилия, имя, отчество, мои паспортные данные- должны храниться у меня!» Правда, при таком подходе непонятно, как говорящий мог «допустить», что его столь важные данные остаются в экземпляре договора купли –продажи покупателя. Если быть последовательным- надо либо отобрать экземпляр договора у покупателя, либо в этом экземпляре не указывать никаких данных продавца, что, очевидно, абсурдно.

Более логичной представляется позиция нового хозяина, которому не нравится тот факт, что есть комплект документов на имя бывшего хозяина на уже принадлежащую новому владельцу недвижимость. Теоретически, имея эти документы, можно зарегистрировать на уже проданной квартире хоть 100 человек, можно получить авансы, представляясь продавцом- владельцем. Понятно, что подобные деяния подпадают под статьи Уголовного кодекса, но есть романтически настроенные люди, которым статьи УК не помеха!

Другим аргументом в пользу того, что старые документы должны все-таки в большинстве случаев переходить новому владельцу после регистрации сделки, будет необходимость ведения архива документов на объект недвижимости. При продаже- обмене в дальнейшем проверка- хотя бы на стадии получения аванса или задатка- существенно упрощается.

Споры о том, «как правильно»- ведутся уже много лет. Фактически это спор о том, что первично- объект права (недвижимое имущество) или субъект права (бывший владелец).

Я не случайно выше написал, что старым документам место у нового владельца именно «в большинстве случаев». Что же это за случаи, когда покупателю все-таки придется смириться с тем, что старому хозяину его документы потребуются?

Один из вариантов- продажа недвижимости произошла ранее, чем через три года после ее покупки бывшим владельцем. В этом случае поход в налоговую инспекцию с декларацией неизбежен, а документом, подтверждающим цену приобретения объекта, и будет старый договор купли-продажи. Не имея на руках договора, в которым указана цена покупки, будет сложно воспользоваться схемой «доходы минус расходы», ибо документально подтвердить расходы на приобретение объекта будет нечем.

Вывод из вышесказанного следующий. Если вам понравилась квартира (дом, земля и т.д.), на этапе внесения аванса или задатка обсудите с хозяином, планирует ли он передать вам старые документы после сделки.

В половине случаев люди не видят смысла собирать у себя ненужные им бумаги и легко расстаются с этими документами. В случае же, если продавец собирает все бумаги или приводит вам вескую причину, по которой документы он отдавать не планирует, попросите его при походе к нотариусу перед сделкой сделать нотариально заверенные копии интересующих вас документов (а посещение нотариуса неизбежно- даже если вы будете сдавать на государственную регистрацию заключенный договор сами, без помощи юридических фирм, заявление об отсутствии брачных отношений или согласие супруга заверить нотариально необходимо)

Удачных вам продаж и успешных покупок!

Радин Максим