Операция по уменьшению желудка — самый эффективный способ лечения морбидного ожирения. Однако наивно думать, что скальпель хирурга решит проблему, не потребовав никаких усилий от самого пациента.

Нашей героине, эндокринологу Юлии Клюевой, 30 лет. Ещё со школы она страдает ожирением, хотя в её семье все стройные — и родители, и сёстры. Да и у самой Юлии нет ни заболеваний, ни психологических проблем, ассоциированных с лишним весом.

«Я сама!»

К выпускному классу Юля весила 100 кг, а в мединституте поправилась до 138. Высокие нагрузки, беспорядочные перекусы и заедание стрессов сделали своё дело. Конечно, она пыталась худеть с помощью диет и даже препаратов (она же эндокринолог), но эффект был недолгим. Со временем к проблемам с фигурой добавились неприятности со здоровьем: стало расти давление (пришлось принимать гипотензивные препараты), развилась изжога. Юлия понимала: дальше будет только хуже, поскольку ожирение ассоциировано с огромным числом заболеваний — от диабета и артроз­а до бесплодия и некоторых видов рака.

После многих бесплодных попыток справиться с весом своими силами Юля решила обратиться к бариатрическому хирургу. В конце марта этого года она перенесла продольную резекцию желудка — ей удалили бóльшую часть органа, сформировав из оставшегося узкую трубочку. Юлия советует ответственно отнестись к выбору врача, у хирурга должен быть опыт не только выполнения подобных операций, но и послеоперационного ведения пациентов.

Этап подготовки

Перед бариатрией надо хотя бы немного похудеть, чтобы нормализовать функцию печени, которая при морбидном ожирении часто увеличена. Юлия скинула всего 5 кг, но некоторым пациентам требуется сбросить больше. Кроме того, девушка избавилась от хеликобактерной инфекции, ведь при операции на желудке важно, чтобы он был здоров.

Исследования Юлия прошла прямо в стационаре: УЗИ сердца, вен и артерий, кардиограмма, рент­ген грудной клетки, гаст­роскопия, общий и биохимический анализы крови, общий анализ мочи. Последний этап — консультация диетолога. Его задача — выявить причины ожирения и дать рекомендации по питанию после операции.

Ушить желудок

Операция длилась примерно 2 часа. К вечеру Юля уже смогла ходить, а на шестые сутки была дома.

Первые дни после вмешательства можно только пить, причём маленькими глоточками, из чайной ложки. В течение недели разрешены морсы, бульоны, парентеральное питание (коктейли с повышенным содержанием белка и жиров). Со второй недели подключают разбавленное бульоном детское мясное пюре, на четвёртой — добавляют твёрдую еду, а через месяц можно есть всё, кроме грубоволокнистой пищи.

Впрочем, некоторых продуктов Юлия избегает до сих пор: сухая еда вроде тунца, хека, куриной грудки порой встаёт комом. Под запретом и газированные напитки, включая шампанское. И ещё важный момент: после еды нельзя ложиться, чтобы не было изжоги, нередко возникающей после таких операций. Но Юлии повезло: изжога, мучившая её много лет, наоборот, исчезла.

Власть меняется

Сегодня к выбору продуктов Юлия относится очень ответственно. Чтобы вес уходил за счёт жира, а не мышц, в день надо употреблять не менее 80 г белка. А поскольку больше определённого объёма Юлии теперь не съесть, приходится выбирать, от чего отказаться. Чаще — от жидких углеводов, например, от молочных коктейлей. Есть надо минимум 4 раза в день, но понемногу. При этом нельзя одновременно употреблять твёрдую и жидкую пищу. Ведь, если еду запивать, она слишком быстро проскочит желудок, не успев обработаться желудочным соком. Поэтому, чтобы выпить кофе после завтрака, приходится ждать полчаса. Суп Юлия тоже ест в два этапа: сначала бульон, а через некоторое время мясо. Кстати, с алкоголем теперь тоже приходится быть осторожнее — опьянение наступает быстрее, ведь закусывать нельзя. Раз в 3 месяца Юля сдаёт анализы, потому что важно следить, хватает ли организму необходимых питательных веществ.

За 8 месяцев, прошедших с операции, Юлия похудела на 36 кг, её ИМТ (индекс массы тела) снизился с 46 до 34. Здоровье заметно улучшилось, нормализовалось артериальное давление. Первые 20 кг исчезли быст­ро, теперь процесс идёт медленнее, но верно. Юлия понимает: дальнейшие результаты — в её руках. Ведь ожирение — болезнь хроническая, а бариатрия — всего лишь метод, позволяющий пациенту худеть более эффективно.

Комментарий специалиста

Хирург, оперировавший пациентку, заведующий хирургическим отделением ГКБ № 1 им. Н. И. Пирогова, кандидат медицинских наук Александр Мелентьев:

— Не любой лишний вес — показание к бариатрической операции. Её делают только при индексе массы тела (ИМТ) не меньше 40 (или выше 35, если ожирение вызвало развитие заболеваний) и только при неэффективности консервативных методов лечения. Вмешательства на желудке проводят лапароскопическим способом (через проколы), а потому осложнения бывают крайне редко.

Есть два вида бариатрических операций. Первый: продольная резекция желудка — золотой стандарт бариатрии — позволяет пациентам терять до 80% лишнего веса, а в 60–70% случаев лечить сахарный диабет. Второй: гастрошунтирование — удаление части желудка с одновременным выключением из пищеварения части тонкого кишечника. Этот метод обладает выраженным метаболическим эффектом и показан пациентам с более высоким ИМТ и с сопутствующими заболеваниями.

Важно!

Максимальный эффект от операции обычно наблюдается в течение первого года. Есть пациенты, которые с помощью бариатрии за пару лет похудели на 100 кг и более. Но извест­ны и обратные примеры, когда люди вновь набирали вес. За год после операции пациент должен успеть поменять пищевые привычки, решить психологические проблемы, которые тоже способ­ствуют набору веса. Если этого не сделать, желудок может снова растянуться, и вес вернётся.