Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
1598 участников
Администратор Пчёлка Майя

Важные темы:

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Основательница нашей группы пишет:

"Перед Законом". Притча. Франц Кафка

 

 

 

   

 

«У врат Закона стоит привратник. И приходит к привратнику поселянин и просит пропустить его к Закону. Но привратник говорит, что в настоящую минуту он пропустить его не может. И подумал проситель и вновь спрашивает, может ли он войти туда впоследствии? «Возможно, – отвечает привратник, – но сейчас войти нельзя». Однако врата Закона, как всегда, открыты, а привратник стоит в стороне, и проситель, наклонившись, старается заглянуть в недра Закона. Увидев это, привратник смеется и говорит: «Если тебе так не терпится – попытайся войти, не слушай моего запрета. Но знай: могущество мое велико. А ведь я только самый ничтожный из стражей. Там, от покоя к покою, стоят привратники, один могущественнее другого. Уже третий из них внушал мне невыносимый страх». Не ожидал таких препятствий поселянин, ведь доступ к Закону должен быть открыт для всех в любой час, подумал он; но тут он пристальнее взглянул на привратника, на его тяжелую шубу, на острый горбатый нос, на длинную жидкую черную монгольскую бороду и решил, что лучше подождать, пока не разрешат войти. Привратник подал ему скамеечку и позволил присесть в стороне, у входа. И сидит он там день за днем и год за годом. Непрестанно добивается он, чтобы его впустили, и докучает привратнику этими просьбами. Иногда привратник допрашивает его, выпытывает, откуда он родом и многое другое, но вопросы задает безучастно, как важный господин, и под конец непрестанно повторяет, что пропустить его он еще не может. Много добра взял с собой в дорогу поселянин, и все, даже самое ценное, он отдает, чтобы подкупить привратника. А тот все принимает, но при этом говорит: «Беру, чтобы ты не думал, будто ты что-то упустил». Идут года, внимание просителя неотступно приковано к привратнику. Он забыл, что есть еще другие стражи, и ему кажется, что только этот, первый, преграждает ему доступ к Закону. В первые годы он громко клянет эту свою неудачу, а потом приходит старость и он только ворчит про себя. Наконец он впадает в детство, и, оттого что он столько лет изучал привратника и знает каждую блоху в его меховом воротнике, он молит даже этих блох помочь ему уговорить привратника. Уже меркнет свет в его глазах, и он не понимает, потемнело ли все вокруг, или его обманывает зрение. Но теперь, во тьме, он видит, что неугасимый свет струится из врат Закона. И вот жизнь его подходит к концу. Перед смертью все, что он испытал за долгие годы, сводится в его мыслях к одному вопросу – этот вопрос он еще ни разу не задавал привратнику. Он подзывает его кивком – окоченевшее тело уже не повинуется ему, подняться он не может. И привратнику приходится низко наклониться – теперь по сравнению с ним проситель стал совсем ничтожного роста. «Что тебе еще нужно узнать? – спрашивает привратник. – Ненасытный ты человек!» – «Ведь все люди стремятся к Закону, – говорит тот, – как же случилось, что за все эти долгие годы никто, кроме меня, не требовал, чтобы его пропустили?» И привратник, видя, что поселянин уже совсем отходит, кричит изо всех сил, чтобы тот еще успел услыхать ответ: «Никому сюда входа нет, эти врата были предназначены для тебя одного! Теперь пойду и запру их».

 

(перевод Р. Райт-Ковалёвой)

 

*Попытка толкования.

 

В притче даётся столь мало сведений о поселянине, что остаётся трактовать его только как самого обыкновенного, "усреднённого" человека.

 

Врата, как становится понятно из концовки, - это двери, уникальный, для него одного предназначенный жизненный путь, которым поселянин должен был пройти к своей цели. Врата были открыты в течение всей его жизни, и в любой момент он мог пройти в них совершенно свободно. Вот тут и начинается самое интересное - поселянин, как и подавляющее большинство людей, почти не задумывался о том, чтобы войти в свои двери – всё его внимание было приковано к привратнику, который якобы мешал поселянину войти. Но почему проситель решил, что привратник помешает ему войти, если войти даже и не попробовал?! Вот точно так же и мы почти совсем не задумываемся о том, чего же мы на самом деле хотим, а если даже и задумываемся, мечта представляется нам чем-то недоступным, запертым семью замками. Вместо того чтобы вспомнить о мечте, вместо того чтобы просто войти в свои двери, мы сосредотачиваем всё своё внимание на привратниках: чужие цели, страх, уныние, злость, раздражение, зависть и проч., и проч. Что же такое эти привратники? Это деструктивные "структуры". Те самые, которым, на корм мы пускаем всю свою энергию («Много добра взял с собой в дорогу поселянин, и все, даже самое ценное, он отдает, чтобы подкупить привратника»), энергию, предназначенную для того, чтобы мы шли своим путём к своей цели.

 

Забавно отслеживать мелкие детали, разбросанные Кафкой по тексту притчи. Например, проситель и шёл-то не к вратам, а к привратнику («И приходит к привратнику поселянин…»), причём до такой степени был на нём сосредоточен, что рассмотрел его до мельчайших подробностей, вплоть до блох в его воротнике, но зато войти в свои двери он даже не попытался! Точно так же и мы зачастую смакуем помехи, а на мечте ставим крест, даже не попробовав её осуществить. А привратник-то, вероятнее всего, был не более чем "деструктивным механизмом", а какой наиболее действенный способ борьбы с "деструктивным механизмом"? Просто проигнорировать его, что и следовало сделать поселянину.

 

Или вот ещё: «И подумал проситель и вновь спрашивает, может ли он войти туда впоследствии? «Возможно, – отвечает привратник, – но сейчас войти нельзя». Ну точь-в-точь как мы постоянно откладываем воплощение мечты в действительность на потом, в результате чего "светлое будущее" вечно откладывается, и вся жизнь превращается в попытку «догнать заходящее солнце».

 

Не совсем понятно, чем занимался страж у открытых ворот до прихода просителя и чем он займётся после его смерти и закрытия ворот. Мне кажется, вряд ли он пойдёт охранять чей-то ещё вход: скорее всего, он, как ворота, был предназначен лишь для этого человека, и именно поэтому столь подробно описанная внешность его необычна, но не универсальна: стражи у каждого свои (точно так же как у каждого свой особенный негатив и работа на своего "чужого дядю"). Вполне может быть и то, что привратник был создан лишь воображением поселянина, и до его прихода к воротам, привратника просто не существовало. Точно так же, как многие – да большая часть! – препятствий на нашем пути суть лишь выдумки беспокойного разума, вечно стремящегося всё просчитать, вместо того чтобы просто прислушаться к "шелесту утренних звёзд".

 

Так что просто выбросьте своих привратников – чужие цели и весь негатив – на помойку, слушайте душу, ищите свою стезю и смело идите ей. И никакой страж вам не будет помехой.

 

Источник 

Это интересно
+1

Основательница нашей группы 23.08.2015
Пожаловаться Просмотров: 2339  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены