Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Модератор группы пишет:

Время

 

Происхождение вселенной

  Евгений Корниенко

 

Привычное для нас время есть результат усредняющего действия закона больших чисел (термодинамики) над отдельными актами изменения объектов, происходящими в природе. Такое усреднённое время происходит от более фундаментального свойства больших систем - необратимости, благодаря которой становятся возможными логические рассуждения, запоминание, сравнение и т.п. Без необратимости невозможен разум и другие важные вещи, например, естественный отбор.

Я не буду более подробно трактовать понятие времени, так как, по-моему, этот вопрос современной наукой в достаточной степени прояснён.

Платформа наблюдателя

Допустим, мы проводим мысленный эксперимент по моделированию логического мира. Сопоставление времени, формирующегося в процессе моделирования, со временем, когда мы живём и рассуждаем, позволяет сделать вывод о важности времени наблюдателя для правильного анализа любых процессов. Время вместе с соответствующими необратимыми процессами включено в логику наблюдателя. В частности, ощущаемое нами статистически среднее (термодинамическое) время может служить неплохой логически непротиворечивой базой для наблюдений и рассуждений о подробностях устройства времени в любых, в том числе теоретических, системах. Внутреннее время любых процессов объективно связано с термодинамическим временем наблюдателя при помощи элемента времени - изменения, а субъективно - при помощи динамической модели этого процесса. Изменение, в частности, возникновение (акт, событие) имеет абсолютный смысл в отличие от физического времени, которое течёт по разному в зависимости от обстановки и наблюдателя. Для выполнения полноценного философского (мысленного) эксперимента, то есть просто для того, чтобы не допустить логических ошибок при анализе неочевидных явлений, надо хорошо обосноваться на "платформе наблюдателя", которая принесёт на себе фрагменты пространства, времени и логики в анализируемый Мир, где эти явления могут быть ещё не развиты.

Существование

Мир самодостаточен.

Мир обеспечивает существование всего, в том числе себя. Это значит, что возникновение (исчезновение) и существование любого реального объекта, в том числе и самого Мира, обеспечивается условиями, имеющимися в Мире, либо не требует условий. В этом смысле говорят, что Мир самодостаточен и сам обеспечивает свое существование. Важно, что не может быть условий, заданных извне Мира. Некий набор имеющихся условий либо отсутствие условий это и есть логически полный список вариантов.

Но другим реальным объектам могут требоваться условия для существования.

Термин реальный объект я ввожу для того, чтобы подчеркнуть, что этот объект способен возникать и существовать. Мыслимый объект Санта-Клаус является реальным как мыслимый объект, но не существует в природе как физический объект. Таким образом, любые существующие в природе и существующие только в сознании (идеальные) объекты являются реальными. Различаются лишь пространства, в которых существуют эти объекты. Как существование идей, так и существование природных объектов обеспечиваются условиями, имеющимися в Мире.

Эти условия содержатся в Мире.

Возникновение объекта Санта-Клаус в виде идеи тоже обеспечивается условиями, имеющимися в Мире, в частности, существованием человека. Однако весьма вероятно, что возникновение живого Санта-Клауса где-нибудь на Северном полюсе, невозможно ни при каких условиях. Таким образом, мыслимы объекты, которые не могут существовать и не могут возникать в природе. Аналогично, не исключено существование немыслимых природных объектов и явлений. "Есть многое, Горацио, на свете, что и не снилось вашим мудрецам".

Объекты существуют, взаимодействуя.

Существование объекта есть постоянное взаимодействие с другими объектами. Логически ясно, что объекты взаимодействуют беспрерывно . Если взаимодействие со всеми другими объектами прекратится "на долю секунды", то объект исчезает навсегда, так как не сохранились логические каналы для взаимодействий.

Поскольку взаимодействие есть процесс, сам существующий только в динамике, например, в виде передачи информации между объектами, то выходит, что и каждый существующий объект содержит в себе (с ним неразделимы) необходимые, характерные для этого объекта взаимодействия. Объект есть совокупность "объектов-взаимодействий". Итак, каждый объект существует только в динамике, постоянно взаимодействуя с другими объектами, то есть постоянно изменяясь. Только с оговорками и логически осторожно можно рассуждать о существовании объекта, если он никем не обнаружим, то есть ни с каким другим объектом не взаимодействует. Если даже обсуждение такого объекта помогает нам что-то лучше понять, то всё равно этот объект не может ничего изменить в природе. Для природы он не существует.

Солнце. Человек. Природа. Трудно найти человека, считающего, что это всегда неизменные объекты.

Санта-Клаус. Он не существует, пока о нем не думают (его думают). Санта-Клаус взаимодействует с нашим разумом и чувствами.

Существование есть постоянное изменение. Подходят также термины превращение и возникновение. Мы же по привычке применяем для изменяющегося объекта неизменное обозначение и термин существование вместо какого-то более динамичного термина.

Нарушение условий существования объекта приводит к его изменению или исчезновению.

Рассмотрим любой реальный объект (атом, звезду, человека, теорию). Для существования этого объекта требуются определенные условия. Если данный объект существует, то мы заключаем, что необходимый набор условий имеется. Следовательно, если не будут выполнены все условия, необходимые для существования данного объекта, то он не может ни существовать, ни возникать. А если он существовал, и условия, обеспечивающие его существование, нарушились, то он исчезнет. Мы привыкли, что любой объект возникает из чего-то, а при исчезновении превращается во что-то. С точки зрения акта возникновения/исчезновения это несущественная деталировка, которая относится к компетенции наук, а не философии. Однако важно, что любые нарушенные условия существования одного объекта являются, во-первых, условиями исчезновения этого объекта, во-вторых, условиями возникновения других объектов.

Изменения происходят всегда

Сколькими способами можно нарушить набор условий, обеспечивающих существование некого объекта, столько и имеется условий исчезновения данного объекта и возникновения других объектов. По-видимому, изменение, превращение, возникновение и исчезновение являются несоизмеримо более типичными явлениями природы, чем существование более-менее стабильных объектов.

Существование субъективно

Существование похоже на осознание образа или приписывание названия. Оно зависит от способа выделения объекта из множества природных явлений, и от того, до какой степени мы допускаем изменение этого объекта по сравнению с неким абстрактным эталоном, чтобы всё ещё признавать объект существующим.

Это интересно
+3

Модератор группы 27.05.2016 , обновлено  27.05.2016
Пожаловаться Просмотров: 743  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены