По старой Батумской дороге из Ахалцихе в Батуми мы задумали проехать в прошлом году, когда добрались до Кеды и стали расспрашивать местных водителей о возможности проезда в сторону этого города. Мнения водителей разошлись Молодые говорили что проедем, пожилые с сомнением поглядывали на нашу "Jetta" и говорили, что если машину не жалко, то езжайте. На форумах мнения тоже различались. Одни писали, что дорога после Хуло вообще не проезжаема, другие говорили, что можно проехать на любой пузотерке .
Наступил апрель 2016 года и мы на семейном совете решили на майские праздники все-таки проехать по спорному маршруту на внедорожнике сына. К нам присоединился краснодарский приятель сына с семьей на таком-же автомобиле. Стартовали мы в ночь на 30-е апреля, каждый их своего города, и в районе полуночи соединились в Кропоткине. Немного отдохнув от света встречных авто, продолжили путь в тандеме и около 7 утра достигли погранперехода в Верхнем Ларсе. Постояв в очереди около часа, караван благополучно миновал границы сопредельных государств и поехал уже привычным маршрутом в Тбилиси, где была "забукана" гостиница .
Устроившись в номерах, решили отобедать в знакомом ресторанчике в старом Тбилиси и немного побродить по его улочкам, чтобы освежить воспоминания о столице Грузии. Но бессонная ночь в дороге давала себя знать и довольно рано экспедиция вернулась в номера и отдалась в плен Морфею, чтобы с утра пораньше отправиться в сторону Ахалцихе, откуда на следующий день стартовать по старой дороге в столицу Аджарии.
Утром 1-го мая, вместо праздничного шествия в честь старого советского праздника, экипажи загрузились в машины и поехали в сторону административного центра края Самцхе-Джавахети. В этот раз решили проехать не через Боржоми, а вдоль границы с Арменией.
В Тбилиси стояла прекрасная солнечная погода, за бортом термометры показывали +21 градус. Ехать предстояло через Цалку, мимо озера Паравани, Ниноцминду, Ахалкалаки (около 270 километров). Если до Цагамо дорожное покрытие позволяло ехать со скоростью 110-120 км, то после одноименного озера дорога превратилась в направление и скорость пришлось сбросить до 60, а то именьше. Машины выписывали по трассе слаломные виражи и так продолжалось почти до Ахалцихе. От Ниноцминды путь лежал по армянскому нагорью, где температура воздуха упала до 8-10 градусов. на северной стороне холмов лежали сугробы.
В Ахалкалаки остановились перекусить и, уже после трапезы, только тронулись дальше в путь, как нас накрыл дождь с градом. Благо, что градины были рыхлыми, поэтому ни члены команды, ни автомобили не пострадали. Ближе к Ахалцихе дорожное покрытие улучшилось и автомобили побежали быстрее. Но вместо запланированных 45-5 часов, мы пробыли в дороге все 7 и прибыли в Ахалцихе к вечеру.
Предстояла ночевка и мы, отметив Первомай ужином с бокалом хорошего вина, завалились спать, чтобы с утра пораньше второго мая стартовать в неизвестность по старой Батумской дороге.
В 6 утра стартуем. Температура воздуха 19 градусов, дорога приличного качества почти пустынна, лишь изредка попадаются встречные машины, поэтому едем быстро. С вечера наметили ненадолго заскочить в монастырский комплекс в деревне Зарзма-последнем населенном пункте перед подъемом по старой Батумской дороге к перевалу Гордези. Собор Успения святой Богородицы монастыря построен в начале XIV века, а полностью расписан в XVI веке. Именно эти росписи мы и хотели посмотреть. Сейчас комплекс-действующий мужской монастырь.
Но наши хотелки не сбылись. Обитатели монастыря, как и жители деревни ещё спали и мы, прочитав на стенде у входа информацию о монастыре, двинулись дальше.
Оказалось что Зарзма-деревня где кончается асфальт на последующие 70 километров пути в Батуми. Сразу за ней начался довольно крутой серпантин гравийки с частыми осыпями из некрупных камней. Проезжая часть иногда сужалась до одной полосы движения. Но километров через 5, дорога стала сносной с постепенным пологим подъёмом и смешанным лесом по бокам.
Температура воздуха постепенно падала и на остановках, которые мы делали чтобы полюбоваться ландшафтом, приходилось надевать куртки. А виды вокруг открывались потрясающие. Справа со скальной стены порой стекали небольшие водопадики, заботливо, я думаю в советские времена, спрятанные под дорогой в трубы.
Слева открывались виды протекающей метрах в 300-х ниже речки.
За очередным поворотом открылся водопад, довольно бурным потоком перетекающем через дорогу. Очевидно в те времена не нашлось трубы подходящего диаметра и, чтобы вода не размыла полотно дороги, на него уложили железобетонные плиты, край которых уже начал нависать над пропастью.
Осторожно преодолев брод (вода достигала оси колес), мы остановились, чтобы запечатлеть на камеры это красивое зрелище.
Даже мы с супругой не удержались и сфотографировались для семейного альбома на фоне падающего потока.
С этого места открылись виды на Кавказский хребет с заснеженными вершинами.
Вскоре мы увидели дорожный знак, на котором значилась надпись Хуло, означавшая, что мы достигли границы Аджарии и почти взобрались на перевал Годерзи, высота которого достигает 2035 метров. Это высшая точка на юге Грузии.
В окружающих лесах толстым слоем еще лежал снег, что было необычно наблюдать после почти летних видов на предыдущем пути.
За очередным поворотом открылся еще один брод с каменистым ложем, который пришлось преодолевать с осторожностью, чтобы не повредить подвеску и выхлопную систему машин.
За бродом увидели два внедорожника с номерами Германии и Бельгии, остановившихся на ночь в красивом месте. Мы позавидовали владельцам этих домов на колесах, оборудованных всем необходимым для комфортного путешествия в автономном режиме. На крыше одного из них были даже солнечные батареи. Экипажи уже проснулись и готовили завтрак на походной кухоньке Мы гудками поприветствовали коллег-путешественников и те ответили словесно прокричав что-то вроде пожелания удачи в дороге.
На крыше одного из них были даже солнечные батареи. Экипажи уже проснулись и готовили завтрак на походной кухоньке Мы гудками поприветствовали коллег-путешественников и те ответили словесно прокричав что-то вроде пожелания удачи в дороге.
Вдруг, по обеим сторонам дороги, на заснеженных склонах появился необитаемый, пока, поселок с преимущественно двухэтажными (а как же иначе-ведь это Грузия), довольно крепкими на вид, деревянными домами.
При подготовке к путешествию мы знали из разных источников об этой деревне, в которую на летний период пригоняют овец для нагула на экологически чистых альпийских лугах ( потом уже внизу мы встретили первые стада этих животных). На первых этажах этих коттеджей живет скотина, а на втором- хозяева.В некоторых домах мы увидели их хозяев, очевидно, приехавших для того, чтобы подготовить свое хозяйство к приему скотины.
В зимнее время высота снежного покрова достигает 6-ти и более метров. Дома исчезают в этой снежной перине. Для того, чтобы показать высоту уже слежавшегося на отдельных участка снега, мы сфотографировали машину сына.
Как и полагается в цивилизованном мире, в поселке имеются ресторан,
супермаркеты,
автозаправка.
На окраине деревни расположился построенный в советские времена, разграбленный и почему-то не используемый, крепкий на вид ресторан.
Сразу за поселком начался довольно крутой серпантин спуска в долину, на котором мы встретили первый за все время пути автомобиль. Подудев сигналами друг другу в знак приветствия, мы разъехались и продолжили путь каждый в свою сторону. Наверху, даже на южном склоне. еще лежал снег.
Но он быстро исчез, уступив место зеленеющим деревьям и буйной траве.
Внизу показалась нижняя станция канатной дороги неспешно строящегося горнолыжного курорта Годерзи,
и недостроенная гостиница.
За ними появились первые признаки благоустроенной дороги и вскоре появились деревни, стали встречаться маршрутки и легковые автомобили, буйно цветущие деревья. После Хуло дорога стала приличной, а после Кеды просто отличной. Через полтора часа мы, пришпорив лошадей, уже были в заранее забронированной гостиничке в столице Аджарии-городе Батуми.
Подводя итоги, должен сказать, что мы были очарованы природой горной Аджарии и за три часа побывали в лете, ранней весне, зиме, опять ранней весне и снова вернулись в лето.
Пройденный участок дороги вполне проезжаем внедорожниками и, даже, российскими автомобилями типа ранних жигулей и, конечно, "Нивами" кроме периода дождей, когда есть опасность схода оползней и высоких уровней воды на бродах. И конечно зимой во время снегопадов, когда дорогу чистят от заносов только до курорта Годерзи и, в последнюю очередь, остальной отрезок .
Советую проехать по нашему пути на своем автомобиле или наняв подходящую машину в Батуми или Ахалцихе. Получите незабываемое удовольствие.
( для увеличения фото кликните на него мышкой)
Источник www.worldfam.ru
Это интересно
+6
|
|||
Последние откомментированные темы: