Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


Что-то с памятью моей стало…

«Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем».

Этот афоризм, приписываемый Виссариону Белинскому, я вспоминала во время 3-ей межрегиональной краеведческой научно-практической конференции, прошедшей 12 ноября 2013 года в Рязанской областной универсальной научной библиотеке им. Горького. Организаторами конференции выступили Министерство культуры и туризма Рязанской области, Общественная палата Рязанской области и главная областная библиотека. В этом году в составе конференции работали шесть семинаров, посвящённых истории, археологии, различным аспектам культурной и социокультурной жизни Рязанщины в разные периоды, деятелям литературы и искусства Рязанской области. Вызывало интерес название одного из семинаров: «Роль личности в общественной жизни Рязанского края». Впрочем, и все прочие семинары, судя по программе конференции, содержали любопытные и ценные доклады. Слушать – не переслушать!.. Но поскольку в этом году я была не просто журналистом, но и докладчиком на этой конференции, у меня не оказалось времени и возможности походить по другим семинарам. Всем участникам докладов оказались доступны только выступления на пленарном заседании, с которого началась конференция.

Сами по себе доклады пленарного заседания, занявшего два часа и «перевалившего» за заранее отмеренный регламент, вызывали методологические вопросы: по какому принципу они были собраны на открытии конференции? Это были доклады: «История региона в границах России» Леонида Чекурина, профессора Рязанского заочного института (филиала) Московского Государственного университета культуры и искусств; «Сергей Есенин и русская история» Ольги Вороновой, профессора РГУ им. Есенина; «Московская историческая школа и изучение истории Рязанского края на рубеже XIX – XX веков» Виталия Толстова, доцента РГУ им. Есенина; «О времени присоединения Мещёры к Московскому княжеству» Константина Аверьянова, доктора исторических наук, руководителя Группы исторической географии Института российской истории РАН; «Шацкая журнал-газета «Молодая школа» как исторический источник по краеведению в 1918 – 1919 годах» краеведа Геннадия Мельничука; «Подготовка специалистов для сферы культуры и искусства Рязанской области в рязанской заочном институте (филиале) МГУКИ» Владимира Калинина, директора указанного учебного заведения; «Рязанское краеведение в начале XXI века: итоги и перспективы» Петра Акульшина, профессора РГУ им. Есенина. На мой взгляд, подбор тем весьма эклектичный. Поразмыслив, я решила, что каждый из этих докладов «открывал», пусть не напрямую, но опосредованно, заседание тематического семинара: по общей истории, по краеведению и, так сказать, «рязаневедению», по роли культурных учреждений (библиотек, вузов, музеев, театров, etc.) в истории региональной культуры, наконец, по знаменитым землякам – или не очень знаменитым, разное бывает, но безусловно сыгравшим важную роль в жизни края людям.

Доклады были содержательны и полномерны, и, слушая их, я впервые обратилась мыслью к словам Белинского. Его афоризм, однобокий, как большинство афоризмов, определяет, меж тем, главный смысл, который люди видят в изучении истории – прогностический и утилитарный, направленный в настоящее.

В таком контексте мне почудилась в выступлениях рязанца Виталия Толстова и московского гостя Константина Аверьянова завуалированная «дуэль» - отзвук той, что некогда вели между собой рязанские и московские бояре: за «первенство». «Рязань первее Москвы и должна быть столицей Руси!» - заявляли некогда рязанские князья и были против присоединения своей земли к Москве. И князя Олега Рязанского их потомки превратили в символ местной самодостаточности… Дело в том, что доклад Виталия Толстова доказывал: вся так называемая московская историческая школа, центральной фигурой которой считался не кто иной, как Василий Осипович Ключевский, была так или иначе связана с Рязанью (учёные здесь родились, сюда женились, приезжали отдыхать и т.п.). Крепче всего – Павел Милюков, его любимый ученик, дольше всех проживший в Рязани. Доклад же Константина Аверьянова решал задачку, когда именно и каким образом Мещёрская земля присоединилась к Москве (по его мнению, подкреплённому исследованиями – в качестве приданого за дочерью князя Дмитрия Суздальского, Евдокией Дмитриевной, женой Дмитрия Донского). Похоже, по этим данным получалось, что Мещёра стала московской раньше, чем это было бы приятно рязанской стороне… Но тот и другой доклады, если закрыть глаза на их подтекст (или решить, что оный померещился – я не настаиваю, может, и померещился!), были довольно отвлечёнными сугубо историческими вопросами, притом далёкими от краеведения. Тогда как сам статус конференции был «краеведческая». Но в перерыве на кофе в коридорах библиотеки я услышала презрительный отзыв от одного из кандидатов исторических наук о краеведении как таковом… Деятели науки часто относятся свысока к тому «дилетантству», каким считается краеведение с тех пор, как стало уделом «чудиков», вроде шукшинского героя Николая Николаевича Князева или солженицынского Захара-Калиты, хранителя Куликова поля. Дескать, энтузиазмом специальные знания не подменишь!.. Доля правды в этом есть. Но стоило бы, во-первых, помнить, что не всегда было так – почти сто лет назад началось, выражаясь словами академика Сигурда Оттовича Шмидта, «Золотое десятилетие советского краеведения». Так назвал академик резкий рост количества организаций по изучению местной истории по всей стране, изменение условий изучения истории края – законы частной собственности уже не мешали исследовать прошлое усадеб, монастырей, храмов и т.д., да и наработки, сделанные первыми советскими краеведами. Правду сказать, «ударилась» в краеведение в основном дореволюционная интеллигенция, может быть, видящая в этом благородном и, что важно, бескровном деле возможность применить себя, выход из стресса общественного потрясения. «Золотое десятилетие» кончилось резко и трагично. После репрессий, обращённых на краеведов, и старательной «прополки» интеллигенции, это занятие надолго стало непопулярным. Однако наработки тогдашних местных деятелей легли, пожалуй, в основу современных картин локальной истории по всем регионам. Меня потряс доклад Геннадия Мельничука о просветительском журнале, выходящем в городе Шацке тогда ещё Тамбовской губернии (в составе Рязанской губернии – с 1923 года) сразу после гражданской войны. Кругом голод, мятежи, на границах уезда зарождается Антоновское крестьянское восстание (после его подавления город Шацк и «перекинули» в другую губернию) – а на страницах журнала люди учат детей, как составлять гербарии!.. Что это было? Может, святость?..

То поколение краеведов никто не упрекнул бы в «малознании», да и не назвал бы «чудиками». Да, сейчас это племя более разнородно… Но тут не на что пенять: «Не только я, не только ты, но вся Россия изменилась» (Н. Рубцов).

Во-вторых, думается, именно для возвращения былого престижа краеведению и была задумана эта конференция. Недаром в большинстве семинаров львиную долю докладов делали не профессиональные учёные, а либо «практики» с научными степенями (и даже без них!), либо писатели и журналисты. Сужу по нашему семинару: «Деятели литературы и искусства». Писатель Александр Потапов делал сообщение об истории рода дворян Лачиновых (к слову, шацких, много сделавших для просвещения тамошнего народа). Поэт Ольга Сидорова – о «сельце Богородицком, Салтыки тож», малой родине писателя Ивана Макарова, причём в свете истории места, а не судьбы одного известного, трагически кончившего уроженца этого села. А многие участники нашего семинара не стали обращаться в прошлое, а попытались сохранить для будущего страницы настоящего, которые вот-вот станут прошедшим. Так появились на свет доклады Раисы Хоменко, учительницы школы № 10, о литературной ассоциации «Переяславль», и председателя этой ассоциации Владимира Крылова о заслуженном артисте РСФСР, поэте, прозаике Борисе Дмитриеве. Кому-то ведь это сохранённое настоящее, став прошлым, будет «намекать на будущее…».

Рефреном нашего заседания звучали слова его ведущей, заместителя директора РОУНБ им. Горького Надежды Черновой: как гордишься славным культурным прошлым Рязанского края, и как больно и горько осознавать, во что эта былая слава сейчас превратилась!..

Тут вспоминается другой афоризм. Якобы, автор его – генерал Александр Иванович Лебедь:

«Наше нормальное состояние - это ползти и выползать. Это уникальная способность России выползать из пропастей с перебитыми костями, иногда на зубах, если зубов нет - на деснах».

Может быть, Александру Лебедю казалось, что этими словами он воздал хвалу нашему народу и всему нашему историческому процессу. Мне представляется, что высказывание вовсе жуткое. Правдивое, но от того не менее страшное. Россия действительно выползла «с перебитыми костями» из ХХ века. А что такое Россия? – это миллионы судеб россиян. Каждый россиянин «выполз на зубах» и обнаружил утрату одной сущей малости – исторической памяти. Не такой глобальной, как память о Великой Отечественной войне, но более «частной», семейной, локальной. Репрессированные родственники, сменённые фамилии, скрытое происхождение, затаённые от власти и органов грехи разных лет не способствовали сохранению крепкой памяти – или, по крайней мере, её провозглашению. Грубо говоря, написанию мемуаров. Не обо всём, знаете ли, писать безопасно…

Куда подевались вещественные памятники старины, даже такие крупные, как дома, крепости, храмы?.. Многие ли из них пережили двадцатый век? Часть рязанских краеведов сегодня решительно настроена спасать от современной застройки исторический центр города. Я вас умоляю! – там еще есть, что спасать?.. Многие ли памятники архитектуры остались нам в наследство? Забыли доски на руинах: «Памятник архитектуры. Охраняется государством»?

Были и более страшные примеры. У меня не вызывает никакой гордости новость о том, что в Рязани открыли мемориальную доску архитектору М. Ф. Казакову – на территории Свято-Троицкого монастыря. Потому что прежде, чем открыть эту доску у места «предполагаемого захоронения» зодчего, прошло лет семьдесят, когда Троицкий некрополь стоял разорённым. На костях устроили завод, а могила Казакова не интересовала ни власть, ни народ, хотя было принято постоянно говорить о необходимости повышении культурного уровня советского человека. Могилу Казакова сровняли с землёй вместе со всеми прочими могилами. А теперь её отыскали не знаю по каким признакам… И даже то, что в Троицком монастыре планируется устроить «Рязанский некрополь», утешает наполовину. Ведь уже сломано! И этого факта не вычеркнешь, как из песни слова.

Но справедливость требует заметить – при советской власти памятников архитектуры стояло по центральным улицам много больше, чем сейчас. Парадокс заключает в том, что условия жизни в них были нечеловеческими – проломленные лестницы, неуклонно кривящиеся стены, удобства во дворах. Это было не продуманной политикой, а обычным русским раздолбайством и «авосем» - руки до этих домов, скорее всего, не доходили, стоят как-то – и ладно!.. Много других забот! Ведь, вопреки декларациям, Советская власть не столько дала что-то новое своим гегемонам, рабочим и крестьянам, сколько перераспределила старое. Наследие проклятого царизма. Эпоха капитализма принесла в наши вигвамы цивилизацию. И попутно «волной смыла» многие морально устаревшие «вигвамы». Правда, может быть, это были памятники старины… но не до них уже!.. И возразить нечего – прецеденты созданы, наплевательство на старину подготовлено советской культурой, «потерявшей» могилы не только ссыльных и «сомнительных» Мандельштама, Мейерхольда, Цветаевой, но и напоказ уважаемого Казакова. «Что-то с памятью моей стало…» - хорошо сказал Роберт Рождественский! Правда, по другому поводу – а может, он фигу в кармане держал?..

Вот и получается, что теперь мы по крупицам воссоздаём историю мест, где проживаем. И дело это явно не каждого. Если взять число участников конференции – их чуть более шестидесяти, - в процентном соотношении к числу жителей города Рязани… Это даже не микрон. Это атом. Хромосома.

…Правда, хромосома определяет пол, внешний вид и здоровье организма. Такого большого – такая маленькая.

Елена Сафронова

Источник: http://7info.ru/index.php?part=news&root=show_news&id_news=142100

 

Первый троллейбус ехал наперегонки с извозчиком

В начале ноября исполнилось 80 лет со дня запуска первого московского троллейбуса. Благодаря репортажам «Вечерней Москвы» за 1933 год мы знаем, как это было.

Впервые мысль о постройке троллейбусной линии в Москве высказали в 1924 году, но к делу приступили только спустя 9 лет. Запуск троллейбуса был главной транспортной эпопеей 1933 года. Уже 16 января журналист «Вечерней Москвы» П. Гранов объяснил в заметке «Гибрид трамвая и автобуса», почему новый вид транспорта выгоден: ему не требуется много металла, его можно эксплуатировать на окраинах, где нет большого пассажиропотока. Было сказано, что «первую троллейбусную линию <…> длиной до 8 километров намечено проложить по Можайскому шоссе» — от Окружной железной дороги до поселка Сетунь.

В дальнейшем — по Волоколамскому шоссе до Губайлова и по Хорошевскому до Хорошева.

Но потом планы изменились.

И первая линия была проложена от Белорусско-Балтийского вокзала до района нынешней станции метро «Войковская».

Первый советский троллейбус назывался ЛК-1 — в честь сталинского сподвижника Лазаря Кагановича. Два экземпляра были собраны на автозаводе имени Сталина (ЗИС, ныне АМО ЗИЛ). Потом на заводе «Динамо» на них установили электрооборудование.

И вот 4 ноября в седьмом часу утра на «Динамо» прибыли два пятитонных тягача, взяли на буксир первые троллейбусы и потащили их через всю Москву во Всехсвятское. Наша газета в тот же вечер написала, как москвичи с обочин провожали глазами эти синие машины. Хорошо, что прохожие, в отличие от корреспондента, не смогли попасть вместе с машинами в ангар! А то бы они еще не такое увидели: «Первый троллейбус заводится в гараж. Вдруг шум. Пол не выдерживает и проваливается».

К счастью, троллейбус быстро вытащили из ямы, он «отделался» легкими царапинами.

В тот же день посмотреть на новые машины приехал второй «секретарь московского городского комитета ВКП(б) т. Хрущев». Да-да, тот самый, будущий генсек. Хрущев «выразил удовлетворение» по поводу хорошей работы создателей троллейбуса.

6 ноября состоялся лишь пробный пуск. Первыми пассажирами были председатель Моссовета Николай Булганин, его заместитель Захар Самошкин и инженер Михаил Шполянский. «Вагон плавно трогается, — писала «Вечерка». — Троллейбус выезжает на Ленинградское шоссе. Пассажиры покачиваются в мягких креслах. Первое препятствие: на шоссе маячит извозчик. Он не обращает внимания на гудки троллейбуса...»

Не бойтесь, никакого ЧП на этот раз не случилось: «Водитель взял руль влево, и машина свободно обошла извозчика, отойдя от проводов на два с лишним метра».

Почти по Есенину: «Милый, милый, смешной дуралей,/ Ну куда он, куда он гонится?/ Неужель он не знает, что живых коней/ Победила стальная конница?» Вернее, «стальной конь», дитя рук человеческих, оказался умнее настоящей лошади: он смог обогнуть его и не допустить смертоубийства. Как говорится, даже если это неправда, то хорошо придумано. Хотя вполне могло быть и правдой: извозчики вплоть до середины 1930-х годов, до открытия метро, были в Москве не экзотикой, а привычным делом.

В тот день троллейбусу довелось посостязаться еще с одним видом транспорта: «Далеко впереди автобус. Через полторы минуты троллейбус поравнялся с ним. Чувствовалось, что шофер «жал» последние силы из автобусного мотора. Напрасно! Через несколько секунд автобус позади».

Простые москвичи смогли оценить «рогача» только через 9 дней: задержка возникла из-за формальностей с передачей машин Мострамвайтресту.

И вот 15 ноября сине-желтая рогатая машина к 11 часам была подана к вокзалу. На лобовой части кузова сиял блестящий металлический щит с надписью «От рабочих, ИТР (инженерно-технических работников. — «ВМ») и служащих Госавтозавода им. Сталина, завода «Динамо», Ярославского автозавода, НАТИ».

Первым в салон вошел рабочий завода «Изолятор» товарищ Молоканов. До чего жаль, что корреспондент «Вечерки» не записал его имени! Только по фамилиям известны шофер Купцов и кондуктор Монахов. Когда 37 пассажиров заняли мягкие кресла и еще 8 встали в проходах, троллейбус тронулся в путь.

На следующий день движение открылось в 8 утра и продолжалось до 11 ночи. Троллейбус развивал скорость в среднем в 36 км/ч и дистанцию длиной в 7 км одолевал за 30 минут.

В январе 1934 года линию продлили в центр до площади Революции. В декабре закончили постройку второй линии — по Арбату до Дорогомиловской Заставы.

К концу 1930-х годов троллейбусы серии ЛК были вытеснены более совершенными ярославскими ЯТБ-1. К сожалению, ни одного экземпляра ЛК-1 в Москве не сохранилось.

— Их уничтожили еще до создания Музея ГУП «Мосгортранс», — говорит реставратор старинных троллейбусов Юрий Егоров.

Только по фотографиям и по корреспонденциям «Вечерней Москвы» можно представить себе, как выглядел этот скромный сине-желтый трудяга, который 80 лет назад стал настоящим спасением для жителей московских пригородов.

Источник: http://vmdaily.ru/news/2013/11/18/pervij-trollejbus-ehal-naperegonki-s-izvozchikom-223185.html

 

История одного храма

«…и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч…» (Нав.5:13-15)

21 ноября православные христиане отмечали Михайлов день. Вместе с тем стоит отметить 250-летие храма Михаила Архангела в селе Чертовицы (постановлением Совета Министров РСФСР от 1974 года и постановлением администрации Воронежской области от 1995 года эта церковь является объектом культурного наследия федерального значения).

Святой Архангел Михаил – главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых архангелов в христианстве, иудаизме и исламе. В православии его называют архистратигом, что означает – глава святого воинства ангелов и архангелов. Имя Михаил в переводе с древнееврейского означает «Кто как БОГ?» или «Никто не равен БОГУ». Именно он, Михаил, возглавил когда-то воинство Божие и низверг сатану.

« И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12:7-9)

Сам воин и покровитель воинов, он стал символом русского казачества, и неслучайно, что в далеком уже ХVII веке, закладывая храм на Чертовицкой поляне, казаки выбрали именно это имя.

Справка МК: Чертовицы – старинное село на правом берегу реки Воронеж. В документах XVI века упоминается Чертовицкая поляна, которая могла быть на черте-границе государства Российского. В период между 1590-1600 гг. на поляне появилось село, получившее название Чертовицы. Архангельская церковь в старинном селе Чертовицком является одной из старейших в Воронежском крае. Первое упоминание о храме содержится в Дозорной книге и относится к 1615 году: «Село Чертовицкое на реке Воронеже за помещики, а в селе церковь во имя Михаила Архангела, теплая, с трапезою, древена, клетцки, а в церкви Божия Милосердия, образы и книги, и ризы, и сосуды церковные, и всякое церковное строенье мирского, да у тое ж церкви два колокола мирские, а у тое церкви во дворе поп Матвей Федотов, во дворе пономарь Архипко Иванов, пашни пахотные, церковные земли две четверти, да дикого поля 18 четвертей».

Все воронежские сельские церкви были в то время построены «клетцки». Обозначенное этим термином устройство церквей напоминает обыкновенное устройство деревянных домов, основной формой которых служила клеть, то есть четырехугольный бревенчатый сруб. Церковь в это время по своей форме была обыкновенным, только сравнительно высоким продолговатым домом с прирубленным к нему выступом с восточной стороны – алтарем. В 1763 году на месте прежней бывшей деревянной «тщанием прихожан» была построена каменная церковь с колокольней. В это время храм обретает свою современную форму: однонефный с одной апсидой и двумя приделами. Главный, западный фасад используется как колокольня.

За 250 лет своего существования этот храм повидал многих и многое. Здесь хранились копии с метрических книг, начиная с 1780 года, испо¬ведные росписи, опись имущества и приходно-расходные книги. Библиотека насчитывала 185 томов. По данным Клировых ведомостей церковным старостой в Архангельской церкви состоял граф Дмитрий Иванович Толстой, занимавший эту должность с 1902 года. В 1911 году храм Михаила Архангела, приход которого насчитывал около 2200 человек, имел 460 рублей кружечных сборов за год. А если учитывать, что стоимость одного «николаевского» рубля равняется 1045 нынешним, то почти полумиллионный доход от пожертвований поистине впечатляет.

Трагическое время для храма, как и для всей Православной Церкви наступило в году 1922, когда под предлогом помощи голодающим крестьянам Поволжья из церкви было изъято 24 фунта серебра, конфискована богослужебная литература. В начале 1930-х годов храм был закрыт, выбиты окна и двери, с колокольни сброшены колокола, а на улицу выброшены книги и иконы. Некоторые из них жители разобрали по домам. С 1932 по 1966 годы здесь был склад зерна. В Великую Отечественную войну село несколько раз подвергалось бомбардировке, однако церковь задета не была. Зимой 1942 года командующий 60-й армией Черняховский проводил в ней слет снайперов. Во время наступления 1943 года церковь хотели разобрать на кирпичи для возведения переправы советских войск, но по каким-то причинам этого не произошло. С 1966 по 1996 годы храм находился в бесхозном состоянии: частично разрушился фундамент, остатки крыши поросли растительностью.

Восстановление церкви началось в 1996 году. Инициатором его возрождения выступило воронежское казачество. Была восстановлена колокольня, на пожертвования приобретены колокола. На крыше обнаружили старинный крест. Его водрузили на положенное место в 1997 году в праздник Воздвижения. Самым важным событием для прихожан стало поднятие колоколов, привезенных из Москвы. Позднее в храме появились иконы семи архангелов. Они были освящены в Алексиево-Акатовом монастыре и крестным ходом доставлены из Воронежа в Чертовицы. А когда обрели свое место в храме – произошло чудо: образы стали мироточить. На сегодняшний день храм Михаила Архангела почти полностью восстановлен. Новые позолоченные купола и кресты в июне этого года освятил митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий. «Мы с вами должны любить этот храм, – сказал Владыка, – любить и ценить людей, благодаря которым он преображается, молиться за них, чтобы Господь всегда давал им возможность помогать людям и тем делам, которые служат на благо их земной жизни».

Место это, что называется, намоленное. На высоком, правом берегу реки Воронеж стоит одна из древнейших и красивейших церквей нашей губернии. Сразу за церковью – кладбище. Проходя между могил, замечаешь памятники, которым не одна сотня лет. Здесь упокоились потомки еще тех Тулиновых, Струковых, Михневых. Тех, кто в далеком 1763 году заложили этот храм для своих односельчан. Архистратиг Михаил сохранил его до наших дней, а нынешние прихожане умножают его славу.

материал: Александр Федоров

Источник: http://vrn.mk.ru/article/2013/11/27/951367-istoriya-odnogo-hrama.html

 

20 ЛЕТ ГЕРБУ РФ

30 ноября исполняется 20 лет главному символу нашей страны - гербу Российской Федерации, олицетворяющему силу, мощь, независимость, единство и суверенитет государства.

Целый день я потратил на то, чтобы узнать у прохожих на улице хотя бы что-нибудь о современном гербе России, но всякий раз, задавая простой вопрос, наталкивался на недоумение. Не знали мои респонденты, что 30 ноября главному символу страны исполняется уже 20 лет! Более того, никто даже в общих чертах не смог описать содержание этого геральдического знака. Печально, конечно, ведь герб - это олицетворение нашей действительности, национальной самобытности и характера русского народа. Давайте же попробуем восполнить пробел. Во-первых, смею утверждать, что наше издание, пожалуй, одно из немногих СМИ, кто вспомнил об этом событии и решил рассказать о нем. Во-вторых, юбилей герба РФ - это хороший повод как бы со стороны посмотреть на страну, в которой мы живем, и по достоинству оценить ее историческое могущество.

16 ноября 1993 года президент России издал распоряжение, которое предполагало создание специальной комиссии по разработке проекта Государственного герба Российской Федерации. Через две недели проект был готов и принят к исполнению. Заметим, история отечественной геральдики содержит несколько главных символических знаков, соответствующих по содержанию конкретной эпохе. Вот и после распада СССР возникла необходимость создания символики, отражающей идею нового государственного строя. 30 ноября 1993 года Указом президента герб был утвержден.

В специальном положении, принятом по этому случаю, содержится подробное описание государственного символа. Признаться, я с удовольствием изучил этот документ, открывающий довольно много любопытных деталей. Рассматривая герб, можно обратить внимание, что он представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите. Над орлом - три исторические короны Петра Великого. В лапах гордой птицы скипетр и держава. А на груди на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона. Вот так, собственно, с утратой прежних символов в стране начала официально устанавливаться историческая символика Российского государства.

Видно, что в современном гербе воспроизведены основные элементы символики дореволюционной России: двуглавый орел, короны, скипетр, держава, всадник. Вместе с тем он отнюдь не является копией имперского знака. В наше время за его основу был взят не последний образец герба, принятого в 1856 году, и не тот, что украшал кабинеты министров Временного правительства, а тип геральдического знака, утвердившегося аж в XV веке, после так называемого Смутного времени. Исконно русской традиции соответствует использование на гербе золотого и красного цветов. Красный толковался на Руси как энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество. Слово «красный» при этом тесно увязывалось по своему смыслу со словами «красивый», «торжественный». Именно с этими значениями родственно название и Красной площади в Москве. Само сочетание данных цветов позволяет аргументировано возразить тем, кто голословно обвиняет российские власти в механическом «восстановлении имперской символики», хотя, как известно, имперские цвета были несколько иные. А двуглавый орел был и остался символом власти, верховенства, силы и мудрости. Три короны, возможно, выглядят на знаке немного архаично, но отнюдь не являются символами монархии, как, скажем, на гербах Польши или Венгрии, где изображены королевская и великокняжеская короны. И это не более чем дань истории - с одной стороны и повод для символических переосмыслений - с другой. На российском гербе короны можно трактовать как символы трех ветвей власти - исполнительной, законодательной и представительной. Скипетр, первоначально символизировавший ударное оружие, сегодня как бы указывает на бдительность и отстаивание государственной независимости как всего Российского государства, так и его отдельных территорий. А держава, некогда введенная в царский обиход Борисом Годуновым, которая в то время называлась «яблоком», говорит о единстве и целостности государства. Всадник, поражающий змея, - символ борьбы добра со злом, света - с тьмой. Таким образом, существующий ныне герб РФ не отражает каких-либо идеологических, религиозных и «имперских» устремлений. Он строго соответствует исторической традиции и олицетворяет силу, мощь, независимость, единство и суверенитет Российского государства.

Я не знаю, как это воспримут уважаемые педагоги в Урае, но я бы на их месте испытал чувство стыда от того, что их ученики (не все, конечно) не только не знают, как следует «читать» герб своей родины, но и даже не представляют, как он выглядит. Это дает основание полагать, что и в других городах региона дело на данный счет выглядит не лучше.

Как выглядит нагрудный знак западных гомосексуалистов - знаем, лейбл неофашистов знаком даже первоклашкам. А о гербе Родины не ведаем. Один из прохожих на улице даже удивился, узнав, что у России герб был во все времена. Впервые он узнал, что и сегодня герб висит в рабочем кабинете президента страны на самом почетном месте.

Я никого не виню за отсутствие патриотических чувств, хочу только напомнить, что среди всех святынь есть в нынешней России три особенно важных - это Государственный флаг, герб и любовь к Родине, которую не изобразишь в виде какого-то символа, поскольку она в душе каждого из нас.

Источник: http://ugra-news.ru/article/35787

 

Украинцы тратят тысячи долларов, чтобы найти своих предков

«Сегодня» выяснила, как самостоятельно отследить историю своего рода

В интернете есть множество объявлений, в которых вам пообещают помочь построить генеалогическое древо за солидное вознаграждение. Безоглядно верить таким объявлениям не стоит — зачастую мошенники потчуют доверчивых клиентов выдуманными историями. «Сегодня» выяснила, как самостоятельно отследить историю своего рода и в какую сумму выльются подобные поиски.

Сразу стоит сказать, что работа с архивами, копирование информации, поездки в другие города стоят немалых денег. А результата можно ждать не один год. «Я нашла своих родственников в XVIII веке, — рассказывает жительница Днепропетровска Евгения Гвоздева. – Потратила почти девять лет. Не могу сказать, что искала каждый день, но поиски никогда не прекращались. Сначала опросила всех родственников, 90-летнюю бабушку, а потом уже, как сыщик, тянула за ниточки и ждала. Искала в архивах, ездила по городам, обращалась в соцсети к однофамильцам своим и родственников». В итоге с учетом дальних командировок было потрачено около $10 тыс.

«Однажды мы разговаривали с мамой, и пришли к мысли, что очень мало знаем о тех, чья кровь течет в наших жилах, — вспоминает Гвоздева. — Она тогда расписала свою родословную, а я занялась родственниками умершего папы». Так обычному продавцу хенд-мейда начали открываться семейные тайны. Например, она узнала, что один из ее предков воевал на стороне Нестора Махно, потом изменил свои взгляды, за что и поплатился жизнью, оставив после себя чудом выживших жену и младенца-сына. Бабушка ее прабабушки была кормилицей в семье помещика. А дед во время войны не выдал партизанов под пытками.

РОДНЫЕ В СЕТИ.

Когда женщина больше узнала о своей семье, почувствовала связь между поколениями, нашла дальних родственников. «Как оказалось, у нас обширная география — Москва, Тюмень, Краснодар, Киев, Могилев, Витебск, — рассказывает Евгения. — Теперь общаемся в соцсетях, иногда приезжаем в гости, а ведь раньше даже не знали друг о друге».

Гвоздева рассказывает, что составление родословной настолько затягивает, что остановиться невозможно. По словам женщины, полная картина своего рода дает неповторимое чувство целостности и ощущение того, что ты в мире не один.

В Днепропетровске получить помощь при составлении родословной можно абсолютно бесплатно в Центре генеалогии при храме Святого Владимира, там человека сориентируют, какие шаги предпринимать.

Для начало советуют опросить всех известных родственников, ведь порой такая мелочь, как отчество прадедушки, может многое дать. Обладая начальной информацией, люди могу начать работать с архивом. «Разные архивные справки дают нам много информации о том, кто были наши предки, — говорит настоятель храма протоиерей Георгий. — Много данных есть в метрических книгах, которые были при храмах. К сожалению, после революции 1917 года и Великой Отечественной войны многие из них уничтожены. Но кое-что и осталось».

Информацию можно получить в областном и ведомственном архивах, если человек являлся военнослужащим. Обычно в архивах нужно заполнить специальную форму и указать примерные даты рождения и смерти человека, его должность, годы работы или службы.

«Для составления родословной имеет значение даже информация о том, где похоронен человек, — считает протоиерей. — Так, собирая информацию по крупицам, человек начинает строить свое генеалогическое древо. И дело это настолько увлекательно, что оно не имеет конца».

Кстати, сам церковнослужитель изучил свою родословную до седьмого колена. Его прадедушка канонизирован в лике святых — это епископ Афонасий Полтавский, чудотворец, почил он в 1801 году. «Каждому человеку нужно понимать, что мы не Иваны, родства не помнящие, и наши корни тянутся очень глубоко, — считает протоиерей. — Когда мы узнаем, кем были наши предки, это определенным образом облагораживает человека. Те, кто были до нас и кто будет после нас, связаны нерушимыми узами. Для православного христианина это еще молитвенная память, все мы после смерти нуждаемся, чтобы нас кто-то поминал».

О БОГАТЫХ ДАННЫХ БОЛЬШЕ.

Днепропетровский архив дает информацию только тем горожанам, у которых здесь проживает хотя бы четыре поколения. Если это не так, то нужно обращаться туда, откуда родом человек. Как правило, в архивах есть все уцелевшие документы, относительно людей проживающих на определенной территории.

«Естественно, больше информации существует о богатом сословии, нежели о крестьянах. К тому же Днепропетровскому региону крайне не повезло — во время войны многие документы уничтожены, — объясняет историк Виктор Семенович. — Но вообще, если человек из рабоче-крестьянской среды, то по месту жительства его родословную узнать проще из воспоминаний долгожителей — крестьяне не часто переезжали, в отличие от помещиков».

Источник: http://www.segodnya.ua/regions/dnepr/ukraincy-tratyat-tysyachi-dollarov-chtoby-nayti-svoih-predkov-477592.html

 

Выставка «300 лет бытия. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра» открылась в Санкт-Петербурге

Выставка «300 лет бытия. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра» открылась 27 ноября в выставочном центре Санкт-Петербургского Союза художников. Она завершит череду мероприятий, посвященных юбилею обители.

«Сегодня мы заканчиваем торжества, посвященные 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Эта выставка прошла большой путь по России и Европе, и теперь ее могут увидеть и в Петербурге», – сказал наместник Лавры епископ Кронштадский Назарий.

Открытие выставки началось с благодарственного молебна.

В экспозиции зрителям представлены более сотни фотографий, рассказывающих об истории старейшего петербургского монастыря: уникальные дореволюционные снимки Карла Буллы, кадры, запечатлевшие годы разрушения Лавры, а также долгий путь возрождения обители. Особое место занимает фотохроника торжеств этого года.

Празднование 300-летия Лавры начались 7 апреля. После Божественной литургии священнослужители и прихожане прошли крестным ходом от Троицкого собора к Благовещенской церкви, в которой располагается Музей городской скульптуры. На ступенях церкви был совершен торжественный молебен.

Одним из самых ярких событий юбилейного лета стал «Александро-Невский хоровой собор» — музыкальный фестиваль, собравший в стенах Лавры певческие коллективы со всей России. Фестиваль проходил на нескольких площадках Петербурга: в Исаакиевском и Смольном соборах, в Морском соборе святителя Николая и на Якорной площади в Кронштадте, в храме святого Александра Невского в Усть-Ижоре, в Михайловском саду, Александро-Невской лавре, Академической капелле и Шереметьевском дворце.

В праздник Святой Троицы Александро-Невской лавре был передан список чудотворной иконы Божией Матери «Млекопитательница».

С этой иконой прошли крестным ходом во многих монастырях Сербии, в Иерусалиме и на Святой горе Афон. Ее благословили предстоятель Сербской Православной Церкви Патриарх Ириней и предстоятель Иерусалимской Православной Церкви Патриарх Феофил III. Для передачи образа в Петербург прибыла делегация Сербской Православной Церкви во главе с епископом Будимлянским и Никшичским Иоанникием. Кульминацией торжеств стал крестный ход по Невскому проспекту.

«У нас не было никакого ресурса — ни административного, ни политического, а люди пришли по первому призыву. Мы сегодня не всегда понимаем, в какой стране живем — в своей или нет. А вот когда люди собрались вместе, они посмотрели друг на друга и поняли — мы все-таки в православной России, у нас есть своя культура, свои традиции. И крестный ход показал, мы живы и сильны», – рассказал о тех событиях владыка Назарий.

Первую экскурсию для посетителей провел сам епископ Назарий. Он рассказал собравшимся историю практически каждой фотографии, представленной на выставке.

Михаил Калинин

Источник: http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=55327

 

29 ноября 1783 ноября в русскую азбуку была введена буква ё.

В этот день состоялось заседание Академии Российской словесности. Обсуждался проект полного толкового Славяно-российского словаря, знаменитого впоследствии «Словаря Академии Российской». Екатерина Романовна предложила заменить обозначение звука «io» одной новой буквой – «ё».

Так началась история этой то гонимой, то возвращаемой в русский язык, буквы.

"Москвичка" предлагает подборку любопытных фактов из истории "Ё":

1. В печати буква ё впервые появилась в 1797 году. Николай Карамзин решил заменить при подготовке в печать одного из своих стихотворений две буквы в слове «слiозы» на одну – «ё». Так с легкой руки Карамзина буква «ё» вошла в состав русского алфавита.

2. В 1918 году была проведена реформа алфавита, в результате которой были отменены буквы ять, фита, ижица и ё. Вернули ё в алфавит во время Великой Отечественной Войны, в 1942 г. Тогда, ради поддержания патриотизма, в советской идеологии были сделаны послабления: уменьшились гонения на церковь, в армию вернули чин офицера, а в школьное правописание –букву ё, отмененную как символ царизма.

3. В русском языке около 12500 слов с ё. Из них около 150 на Ё начинаются и около 300 на ё заканчиваются.

4. В русском языке насчитывается 12 мужских и 5 женских имен, в полных формах которых присутствует ё. Это Аксён, Артём, Нефёд, Пармён, Пётр, Рёрик, Савёл, Селивёрст, Семён, Фёдор, Ярём; Алёна, Клёна, Матрёна, Фёкла, Флёна.

5. В Челябинской области находятся единственный в мире храм буквы ё. Главным идеологом Ё-храма является Андрей Свиридов. По его теории буква Ё – это не что иное, как «канал общения с космосом». И не случайно практически все самые эмоциональные русские слова начинаются именно на эту букву.

6. На сегодняшний день использование буквы ё в русском языке вариативно. Четкие правила правописании е и ё не прописаны. Жертвами этой неразберихи периодически становятся обычные люди. Так в Пермском крае многодетной вдове восемь месяцев не начисляли пенсию по потере кормильца только потому, что дети записаны на другую фамилию. Она в документах Лепа. А у детей в фамилии была Е с точками.

7. В России существует официальный Союз ёфикаторов, который занимается борьбой за права «обесточенных» слов. Благодаря их кипучей деятельности по осаждению Госдумы, теперь все думские документы (в том числе законы) полностью «ёфицированы». Ё – с подачи председателя Союза Виктора Чумакова – появилась в газетах «Версия», «Слово», «Гудок», «Аргументах и фактах» и др., в телевизионных титрах и в книгах.

Источник: http://moscvichka.ru/moscvichka/2013/11/28/7-lyubopitnih-faktov-o-bukve-e-6648.html


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное