Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бизнес-новости: российский и мировой товарные рынки


Служба Рассылок Городского Кота

Бизнес-новости: российский и мировой товарные рынки

  Ежедневные обзоры материалов российской и зарубежной прессы

     06 сентября 2000г.   


Сегодня в выпуске:



На мировом рынке марганцевой руды

По оценке Геологической службы США, в 1999 г. добыча марганцевой руды в мире составила (тыс. т по содержанию Mn, в скобках - данные за 1998 г.) 6740 (7040), в том числе в ЮАР - 1270 (1300), КНР - 1200 (1200), Габоне - 1000 (966), Австралии - 800 (729), Бразилии - 600 (819), на Украине - 570 (755), в Индии -600 (610),

Согласно прогнозу английской исследовательской фирмы Roskill, цены марганцевой руды на мировом рынке к концу 2000 г. несколько повысятся. В среднесрочной перспективе - в 2005 г., по прогнозу экспертов Roskill, цены этого сырья могут повыситься до 2,30 - 2,50 долл. за ед. содержания Мn в т, что обусловлено благоприятным развитием конъюнктуры. В черной металлургии, на которую приходится примерно 90% мирового спроса на марганец, наблюдается подъем деловой активности.

По оценке Roskill, производство стали в мире в 2000 г. может составить 810 млн. т, что приведет к росту спроса на марганцевую руду с 4,4 млн. т в 1998 г. до более чем 5 млн. в 2001 г. Среднегодовой темп прироста выплавки стали в период до 2005 г. прогнозируется в 1,8%, потребление марганцевой руды будет возрастать более низкими темпами.

Однако в настоящее время предложение марганцевой руды и концентрата на мировом рынке превышает спрос. Поэтому рост потребностей в ней, вероятно, не будет достаточным, чтобы стимулировать в среднесрочной перспективе осуществление новых проектов по добыче руды.

Ожидают, что в основном будет расширено производство марганцевой руды добывающими предприятиями на Украине. Китайские продуценты намерены увеличить поставки на внутренний рынок высококачественной марганцевой руды металлургического сорта.

   БИКИ 02.09.00
   

 

Рынок извести США

Согласно оценке Геологической службы США, в 1999 г. на долю этой страны, являющейся одним из крупнейших производителей извести в мире, приходилось примерно 17% всего выпуска этого материала (гашеной и негашеной извести, а также сильно обожженного доломита) в мире.

В 1999 г. выпуск извести в США в стоимостном выражении увеличился по сравнению с предыдущим годом на 16,4% и составил 1240 млн. долл. В прошлом году в стране действовали 116 предприятий по производству извести, расположенных в 36 штатах, причем на 45 заводов, принадлежащих шести компаниям, приходилось 76% всего выпуска.

Видимое потребление извести в США в прошлом году оценивалось (млн. т, в скобках - данные за 1998 г.) в 20,6 (20,3).

Импорт извести для потребления уменьшился (тыс. т) с 231 в 1998 г. до 142 в 1999 г., а экспорт возрос - с 56 до 60. В 1995 - 1998 гг. практически единственным поставщиком извести в США была Канада (90%).

   БИКИ 02.09.00
   

 

Новая ситуация на мировом рынке какао - последствия для России

Фермеры Черного континента решили уничтожить 250 тысяч тонн какао-бобов, чтобы остановить катастрофическое падение цен. В России пока отказываются в это верить, хотя цены на какао-порошок уже начали расти.

Ситуация на мировом рынке какао напоминает сегодня нефтяную неразбериху. И это неудивительно у и нефть, и бобы являются биржевыми товарами и способы корректировки цен на них мало чем отличаются друг от друга. Вот только цена на нефть все время растет, что побуждает страны, ее добывающие, периодически увеличивать добычу. С какао получается все наоборот: цена на бобы за последние 27 лет упала более чем в два раза у с 1794 до 800 долларов за тонну, а производство за 9 лет выросло на 10%. Все это вынудило крупнейших мировых производителей какао из Кот-д'Ивуара, Ганы, Камеруна и Нигерии объявить о грядущем уничтожении части нового урожая.

Для самих африканских фермеров уничтожение десятой части всех выращиваемых в мире какао-бобов (около 2,7 млн тонн в год) пройдет безболезненно у им будет сполна уплачено за урожай до того, как он будет уничтожен. А чтобы все было по-честному, каждой стране, пожелавшей поучаствовать в уничтожении,будет определена своя квота.

В первую очередь это решение затронет интересы четырех ведущих транснациональных компаний (американской Hershey Foods, английской Cadbury и швейцарских Nestle и Interfoods), которые закупают для промышленного производства 70% мирового урожая какао-бобов и будут вынуждены поднять цены на свою продукцию. Кстати, еще одним из главных, кроме перепроизводства, дестабилизирующих факторов стала политика ЕС, который в 1999 году разрешил применение в производстве европейского шоколада вместо масла какао других растительных жиров. Естественно, что европейские производители воспользовались возможностью применять более дешевые заменители. Значительный удар по рынку нанес и финансовый кризис в России 1998 года. До этого страны бывшего СССР потребляли пятую часть какао-бобов, но за последние два года объем помола бобов в России упал почти на 30%.

По словам старшего менеджера ПО Импортсоюза Андрея Смирнова, объемы производства какао-порошка у российских производителей продолжают падать из-за сложности со сбытом побочных продуктов у какао-масла и тертого какао. В то же время многие фирмы переходят на закупку готового порошка за границей. Это уже сегодня вызвало его подорожание, что скажется на стоимости конфет и прочих шоколадных сладостей.

Комментируя сообщения о рекордном за последние 27 лет падении цен на какао-бобы и намерении ряда стран-экспортеров уничтожить крупную партию продукции, чтобы остановить снижение цен, начальник экспортно-импортного отдела торгового дома Русские кондитеры при кондитерской фабрике Рот Фронт Александр Семин завил, что это сильно ударит по российским производителям кондитерских изделий. По его мнению, в результате цены на какао-бобы вырастут в среднем в два раза. Рот Фронт, закупающий в месяц по 600-700 т какао-бобов, будет вынужден сократить импорт и частично перейти на более дешевые заменители, поскольку дорогое сырье приведет к росту цен на продукцию предприятия. В то же время Семин не уверен, что страны - экспортеры какао-бобов осуществят свое намерение. Они хотят устроить панику на рынке, чтобы потом сыграть на бирже, - заявил он.

   Известия 05.09.00
   Ведомости 05.09.00

 

На российском рынке сахара введены импортные квоты, а на мировом рынке - потребление превышает производство

Правительство намерено серьезно пересмотреть правила импорта сахара-сырца. Отныне на ввоз этого товара будут введены квоты. Причем их разыграют на конкурсной основе.

До сих пор единственная попытка ввести импортные квоты на сахар была предпринята Россией по отношению к Украине. Эту историю интересно вспомнить как прецедент. В 1998 году по межправительственному соглашению Украина получила квоту в 600 тысяч тонн. На эту квоту был объявлен конкурс, и право на импорт украинского сырца получили пять российских трейдеров. В результате украинцы так и не вычерпали эту квоту из-за банального неурожая. Украинский сахар стал настолько дороже российского, что везти его в Россию стало просто невыгодно. Украина просила продлить действие квоты на 1999 год, но Россия отказалась.

Теперь механизм квотирования будет распространяться на весь круг импортеров. Недавно российское правительство приняло постановление, по которому квота на импорт сахара-сырца должна составить 3,65 млн тонн. С 16 декабря этого года по 31 марта следующего планируется ввезти 1,15 млн тонн, во втором квартале 2001 года у 1,5 млн, в третьем у 0,6 млн и в четвертом у 0,4 млн тонны. Сейчас российские поставщики сахара находятся в ожидании аукциона, который должен пройти в конце сентября и разыграть энное количество лотов у по 25 тысяч тонн каждый.

Квотирование вызвало две прямо противоположные реакции российского сахарного лобби. Одни участники рынка считают, что такая мера поддержит наших производителей. Другие утверждают, что будет нарушена существующая гармония российского сахарного рынка. Первые имеют хорошие отношения с Минсельхозом, их неформальным лидером можно назвать Союз сахаропроизводителей России. Надо сказать, что эта организация у главный претендент на роль уполномоченного агента по проведению аукциона. По всей видимости, руководство Минсельхоза полностью доверяет главе этого союза Василию Северину. Более того, Василий Северин уже заявил, что, по его мнению, в аукционе могут участвовать только те трейдеры, которые владеют производственными мощностями, то есть сахарными заводами.

Но это, как ни относись к самим квотам, уже прямое нарушение прав малого и среднего бизнеса у оппонентов г-на Северина. Они утверждают, что для успешного ввоза сахара в страну совершенно не обязательно быть сахарозаводчиком. Достаточно иметь долгосрочные договора и давние партнерские отношения с конкретными заводами. Анатолий Тихонов, председатель правления компании ЗАО ИРСД , занимающейся поставками сахара на российский рынок, заявил Известиям : Разумеется, квоты имеют свои плюсы, например планирование работы на год вперед, прогнозирование рынка исходя из знаний о своих конкурентах, облегчение доступа к банковским кредитам под полученные квоты. Но есть и очень существенные минусы. И главный из них у непредсказуемость, цены конечного продукта, которая сложится на рынке. Ее прогнозирование крайне затруднено, поскольку главным критерием деятельности фирм, борющихся за квоты, будет коммерческий успех, проще говоря у прибыль .

Поскольку принципиальное решение о квотировании правительство уже приняло, остается надеяться, что рынок быстро адаптируется к новому порядку и потребители не будут испытывать недостатка в сахаре. В любом случае борьба за квоты развернется нешуточная.

Что касается развития ситуации на мировом рынке, то российским импортерам придется действовать в достаточно сложной ситуации. Согласно имеющимся оценкам, в 2000/01 г. мировое потребление сахара может превысить производство более чем на 5 млн. т, тогда как в предыдущие пять сезонов предложение опережало спрос. Ожидается сокращение поставок сахара из основных стран-экспортеров вследствие прогнозируемого снижения производства из-за неблагоприятных погодных условий и влияния других факторов. Однако ресурсы сахара в связи с наличием больших запасов будут достаточными, чтобы обеспечить спрос. Поэтому бума на рынке сахара в ближайший период, по всей вероятности, не будет. Между тем повышательная тенденция, наметившаяся с начала 2000 г., видимо, сохранится и в оставшиеся месяцы текущего года, и повышенный уровень цен может сохраниться и в более отдаленной перспективе.

   Известия 04.09.00
   БИКИ 05.09.00

 

Рынок услуг связи Африки

В обзоре анализируются основные параметры, характеризующие рынок, который, существенно отставая от других регионов по насыщенности средствами связи, в то же время является по темпам роста одним из самых динамичных в мире. Рассматриваются наиболее крупные программы в телекоммуникационной индустрии региона, а также рынки услуг связи отдельных государств.

   БИКИ 02.09.00
   

 

Volkswagen рвется в Китай

Volkswagen, ведущий европейский автопроизводитель, намеревается резко усилить свои позиции на рынке Китая, после того как страна станет членом Всемирной торговой организации. По информации Financial Times, компания рассматривает вопрос о выкупе долей китайского правительства в совместных автомобилестроительных предприятиях, как только вступление Китая в ВТО откроет такую возможность для иностранных инвесторов.

Компания Volkswagen вышла на китайский рынок в 1978 г.; совместные предприятия до сих пор остаются в Китае единственным средством ведения бизнеса для иностранных автопроизводителей. При этом большую часть комплектующих они должны закупать у местных компаний. Volkswagen принадлежит 50% акций предприятия Shanghai Volkswagen в Шанхае и 40% акций FAW-

Volkswagen Automotive в городе Чанчунь. Оставшиеся пакеты акций принадлежат китайским государственным компаниям.

Намерение Volkswagen получить полный контроль над своими китайскими операциями будет иметь далеко идущие последствия для политической и деловой атмосферы в Китае. Такой контроль обеспечит немецкой компании большую гибкость в выборе поставщиков и позволит существенно-улучшить качество производимых в Китае автомобилей, поскольку качество комплектующих, выпускаемых китайскими производителями, пока не соответствует международным стандартам. На долю Volkswagen приходится 50% производимых в Китае легковых автомобилей. Компания заявила о намерении в ближайшие несколько лет потратить $1,4 млрд на модернизацию своей китайской продукции, производственных мощностей и улучшение системы поставок/

К моменту вступления Китая в ВТО качество наших автомобилей, услуги, производство и дистрибьюция - все должно соответствовать международным стандартам, - заявил Эрих Шмитт, отвечающий в компании за китайские операции. - Невозможно развиваться по [определенным китайской компартией] пятилеткам, нам нужна большая свобода на наших заводах для принятия соответствующих решений.

Слова Шмитта отражают позицию и других работающих в Китае иностранных производителей. Как только Китай вступит в ВТО, начнется прямая конкуренция между местными производителями и поставщиками автомобилей, выпущенных за рубежом. Условия вхождения страны в ВТО предполагают, что импортные тарифы должны быть снижены к июлю 2006 г. с нынешних 80-100% до 25%. Поэтому, если Volkswagen не сможет резко усилить свои позиции, он рискует потерять долю рынка, поскольку импортные автомобили станут более доступными.

   Ведомости 05.09.00
   

 

Прогноз рынка мобильного доступа к Интернету

Фонд Ericsson Venture Partners размером $300 млн займется инвестициями в предприятия и технологии мобильного Интернета для Европы и Северной Америки.

Инвесторы предполагают беспрецедентно быстрый рост рынка мобильного доступа к Интернету, надеются на прибыль не менее 20%. Фонд охватит все аспекты мобильной Интернет-технологии, включая сетевую инфраструктуру, сервисы и приложения. Мы ожидаем, что уже к 2003 году число пользователей мобильного Интернета превысит число пользователей стационарного Интернета, а это означает невероятный спрос на наши сети и новые сервисы , у говорится в заявлении президента Ericsson Курта Хеллстрома.

Ericsson рассчитывает, что к 2004 году число пользователей WWW с мобильными телефонами вырастет до 600 млн (сегодня в мире всего 570 млн абонентов мобильной связи).

По оценкам аналитической фирмы IDC, к 2004 году в Западной Европе годовой объем операций электронной торговли, осуществляемых через мобильные телефоны, вырастет до $37,7 млрд (сейчас $51,2 млн). Такой бум мобильных телефонов станет возможным благодаря появлению в следующем году мобильных сетей третьего поколения, которые обеспечат чрезвычайно быструю передачу больших объемов данных, таких как видео и графика, в мобильные телефоны и из них.

   Известия 05.09.00
   

 

Перспективы мировой промышленности полупроводников

В последнее время многие инвесторы сократили свои активы в компаниях по производству полупроводниковых приборов (ПП), опасаясь надвигающегося спада в отрасли. Такие опасения подогревались негативными комментариями некоторых аналитиков. Например, исследовательская фирма US Bancorp Piper Jaffray опубликовала комментарий, в котором утверждается, что отрасль уже достигла своего пика.

Развитие отрасли носит четко выраженный циклический характер. Значительное наращивание инвестиций в текущем году спровоцировало опасения, что слишком быстро произойдет расширение производственных мощностей, вследствие чего исчезнет дефицит и цены придется снизить.

Однако, по мнению аналитиков Ассоциации полупроводниковой промышленности (SIA), такие опасения преждевременны. В настоящее время истек только первый год четырехгодичного цикла, и до 2003 г. спада не ожидается.

Впервые за последние 12 лет оживление в отрасли не зависит от продуцентов персональных компьютеров. Область применения ПП значительно расширилась за счет бурного роста продаж компонентов для средств связи, таких как сотовые телефоны и сетевое оборудование.

В 1994 г. на долю компонентов для персональных компьютеров приходилось 49% оборота полупроводниковой промышленности. К 1999 г. эта доля снизилась до 25%. За тот же период доля средств связи повысилась с 15 до 21%, в то время как удельный вес элементной базы для серверов и корпоративных компьютерных систем возрос почти с нуля до 25%.

По данным SIA, в июне 2000 г. мировой объем продаж ПП достиг рекордного уровня в 16,6 млрд. долл., увеличившись на 48% по сравнению с июнем прошлого года. В странах АТР и Японии прирост составил 53 и 51% соответственно, в Северной и Южной Америке -43% и Европе - 48%. В целом по итогам 2000 г. мировой объем продаж должен возрасти на 31%.

Подъем на рынке Европы привел к тому, что впервые за 10 лет три европейских продуцента -STMicroelectronics, Infineon и Philips Semiconductors - вошли в первую десятку мировых лидеров по размерам оборота. Возглавляет список компания Intel.

Слияния и поглощения являются еще одним важным аспектом нынешнего бума. Уровень активности в этой области на порядок выше, чем на той же фазе предшествующего цикла.

Перспективы спроса могут оказаться лучше, чем полагают некоторые аналитики, вследствие значительного потенциала рынка КНР. Компания Motorola считает, что через несколько лет этот рынок станет крупнейшим, и собирается построить здесь большой производственный комплекс.

Хотя в абсолютном выражении инвестиции в предприятия по производству ПП сейчас находятся на рекордном уровне, но в процентах к обороту компаний они даже не приближаются к показателям, достигнутым в предыдущем цикле.

   БИКИ 02.09.00
   

 

Мировой рынок канцелярских принадлежностей

В статье рассматриваются современные тенденции развития рынка, конкурентная борьба традиционных западноевропейских и американских брэндов и молодых торговых марок Юго-Восточной Азии, основные направления в канцелярской моде, место на российском рынке отечественных производителей.

   Вещь 8, 2000г.
   

 

Россия начнет производство пластиковой упаковки для кремов и зубных паст

50-70% стоимости тюбика с российской зубной пастой или кремом приходится на сам пластиковый тюбик. Импортный. В России не выпускают эти простые изделия. Естественно, такая ситуация не может сохраняться вечно: к началу следующего года производство обещают открыть сразу две компании.

Наиболее остро вопрос о тюбиках встал в последние месяцы в связи с решением ГТК изменить квалификацию нескольких позиций косметической упаковки, - говорит Владимир Салев, исполнительный директор Российской парфюмерно-косметической ассоциации. -Тубы, которые раньше проходили через таможню по классу бутыли, бутылки и аналогичные изделия из пластмассы емкостью до 2 л и облагались 10%-ной таможенной пошлиной, попали в разряд прочее, таким образом пошлина выросла до 25%. Предприятия платили штрафы и пени за то, что они провозили свою продукцию неподобающим образом. При этом готовая парфюмерно-косметическая продукция из-за рубежа по-прежнему облагается пошлиной в 10-15% Неприятности возникли, например, у Невской косметики, которой ГТК начислил штраф в размере примерно 11 млн руб.

Проблема не осталась незамеченной: появились производители, которые решили избавить косметические компании от головной боли. Московская Ост-Вест Корпорейшн, которая до сих пор занималась поставками тары для парфюмерно-косметической промышленности (в том числе для крупнейшего производителя в отрасли, концерна Калина), подробности своего пластикового проекта скрывает, сообщая лишь, что он заработает до 2001 г. НПО РиМ, входящее в питерскую промышленную группу Троярд (пластиковые изделия, косметика, соки, строительство), уже закупило оборудование и начнет тестовое производство в октябре. Отечественные тюбики будут стоить на 20% дешевле импортных, говорит гендиректор РиМа Михаил Хренов.

Экструзионные, или бесшовные, пластиковые тубы используются для упаковки кремов. Они самые дорогие, поэтому применяются только для косметики - селективной или среднего уровня. В ламинатные тубы - тоже пластиковые, но с одним швом - пакуются как кремы, так и зубные пасты. Например, Калина ежемесячно выпускает 3 млн ламинированных тюбиков с пастой под маркой 32. По оценке НПО РиМ, российский косметический рынок потребляет 10 млн экструзионных и 65 млн ламинатных тюбиков в месяц.

РиМ в течение четырех лет намерен инвестировать в проект по изготовлению туб $15 млн. В ближайший год в производство будет вложено $3 млн, из них $2 млн - в покупку оборудования немецкой кампании Вrеуеr, швейцарских AISA и Polytype. В январе-феврале 2001 г. РиМ планирует запустить производство бесшовных туб, позже - ламинатных. Проектная мощность предприятия - 2,5 млн бесшовных и столько же ламинатных тюбиков в месяц. Выход на проектную мощность планируется в 2002 г.

Пластиковых тюбиков постепенно требуется все больше. Например, производство зубной пасты в этой модной упаковке, по данным Госкомстата РФ, в 1999 г. по сравнению с -1998 г. возросло в два раза.

Бесшовный пластиковый тюбик сейчас обходится крупному предприятию в $0,15-0,25, ламинатный - в $0,10-0,12. Стоимость алюминиевых тюбиков ниже раза в три. Поэтому традиционно дешевая косметика (например, некоторые серии кремов Свободы или Невской косметики) пакуется в алюминий. 83% продукции концерна Калина производится в алюминиевых тюбиках и только 17% - в пластиковых.

Производители, которые научились делать качественную косметику, нуждаются и в качественной упаковке, - считает Светлана Кондырева, начальник отдела маркетинга завода Невская косметика, который наряду со Свободой и Калиной является лидером по потреблению пластиковой упаковки для косметических средств. Крупнейшие производители уже установили у себя специальные тубоналивные линии для фасовки кремов и паст. Такие машины начали приобретать и небольшие предприятия - например, питерские фабрики Грим и Интергрим.

По мнению Светланы Кондыревой, обстановка для будущих отечественных производителей тюбиков исключительно благоприятная.

   Ведомости 05.09.00
   

 

Архив на Subscribe.Ru
Поиск по архиву рассылки
"Бизнес-новости: российский и мировой товарные рынки"


Крупные обзоры товарных рынков, опубликованные в прессе за последниие 2 недели




Новые товары на российском рынке



Книга источник знаний и денег (какую литературу читать менеджерам, заинтересованным в карьерном росте) Журналом "Деньги" опубликован список из 46 книг, лучших из имеющихся сегодня на книжном рынке по менеджменту, маркетингу, корпоративным финансам и другим прикладным экономическим дисциплинам



Рекомендуемые рассылки Налоговые новости Еженедельный дайджест наиболее важных событий и новостей произошедших в области налогообложения за неделю. Законодательные инициативы, новости из МНС, Минфина, ГосДумы, Совета Федерации, ход налоговой реформы, действия налоговой инспеции, конфликты государства и налогоплательщиков, мнения и прогнозы, новые налоги, акцизы и таможенные пошлины - об этом и многом другом мы сообщаем в нашей рассылке. Выходит в понедельник утром. Информация предоставляется ведущими центральными и региональными информационными агенствами.

Рассылки Subscribe.Ru





Обзоры товарных рынков и маркетинговые исследования на:
http://moscow.portal.ru/~etcs/products14r.html
http://moscow.portal.ru/~etcs/products26r.html



Ведущий рассылки - Карпов Юрий Николаевич
   Президент Консультационно-исследовательской фирмы "ЭКОТРАНС"
   etcs@moscow.portal.ru



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное