Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Лучшие статьи журнала «Компьютеры+Программы»


Информационный Канал Subscribe.Ru

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Очередной номер журнала «Компьютеры+Программы» готов. Выбор статьи, которая будет опубликована в этом выпуске, определился голосованием по содержанию номера и анонсам статей. Результаты голосования выглядят следующим образом.

АвторСтатьяГолосов
Денис ТИМОШЕНКО ФИЛЬМЫ СВОИМИ РУКАМИ. Часть первая 24
Дмитрий КОСТЮК КОМПЬЮТЕРЫ НА ЛАДОНИ 22
Арсений ЧЕБОТАРЁВ 15 ХИТОВ DOWNLOAD.COM 17
  БЕСПРОВОДНАЯ СЕТЬ СВОИМИ РУКАМИ 16
Олег КОБЕНЁК ОПТИМИЗАЦИЯ WINDOWS SERVER 2003 16
Арсений ЧЕБОТАРЁВ КОНСОЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ КАК ПРОГРАММНЫЕ КОМПОНЕНТЫ 15
  MICROSOFT ВЫПУСКАЕТ CD С ИСПРАВЛЕНИЯМИ 13
Арсений ЧЕБОТАРЁВ VMWARE ESX: КОРПОРАТИВНЫЙ УРОВЕНЬ ВИРТУАЛИЗАЦИИ РЕСУРСОВ 12
Николай ТКАЧЕНКО ЛОВЦЫ СЛОВ10
Сергей ГРИЦАЧУК ЖЕСТКИЕ ДИСКИ: ЛЮБИМАЯ ЕМКОСТЬ 9
Александр ЛОЗОВЮК MYSQL ADMINISTRATOR — РУЛИТЬ СУБД ЛЕГКО8
  ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ В БЕСПРОВОДНОМ МИРЕ6
Арсений ЧЕБОТАРЁВ ЛУЧ СВЕТА В КРЕМНИЕВОМ ЦАРСТВЕ4
Владимир ТРОФИМОВ ФРЕЙМ КАК ВЫСШАЯ СТАДИЯ СТРУКТУРИРОВАНИЯ4
Михаил ПРОДАН TRACE ROUTE СВОИМИ РУКАМИ3
  ВНЕШНИЕ ЖЕСТКИЕ ДИСКИ: ЛУЧШИЕ УСТРОЙСТВА МЕСЯЦА3
  ЛУЧШИЕ УСТРОЙСТВА МЕСЯЦА: СКОРОСТНЫЕ ЦВЕТНЫЕ ЛАЗЕРНЫЕ ПРИНТЕРЫ3
Эдуард КОМУХАЕВ РАЗВИТИЕ РЫНКА И ПРИМЕНЕНИЙ ПЛИС3
Николай ТКАЧЕНКО ПАНОРАМА В РАМКЕ ДИСПЛЕЯ3

Таким образом, наибольший интерес у читателей рассылки вызвала статья «ФИЛЬМЫ СВОИМИ РУКАМИ», которая и предлагается вашему вниманию в этом выпуске. Второе место заняла статья «КОМПЬЮТЕРЫ НА ЛАДОНИ», а третье место — статья «15 ХИТОВ DOWNLOAD.COM». Их мы опубликуем в следующих выпусках рассылки.

Дорогие читатели! Редакция будет рада узнать ваше мнение о прочитанных статьях. Пишите нам в редакцию по адресу ep_big@comizdat.com.


Денис ТИМОШЕНКО,
dennis@gastransit.com.ua

Фильмы своими руками

Часть первая

Развитие мультимедиа-технологий открывает поистине безграничные возможности для желающих заниматься аудио-видеообработкой, позволяет превратить любительские кадры в едва ли не профессиональный видеофильм, придать новый смысл отснятым сюжетам или записанным аудиотрекам

Рассмотрим один из возможных способов создания собственного видеоархива на полупрофессиональном уровне, проанализируем основные сложности и определимся с минимально-необходимым набором аппаратного обеспечения.

Зачем все это нужно

Так зачем же оцифровывать и обрабатывать видеоматериалы?

Каждый, кто хоть раз снимал на видеокамеру (если он, конечно, не профессиональный оператор), при просмотре отснятого материала неизбежно сталкивался с необходимостью вырезать какой-нибудь фрагмент, добавить комментарий или попросту поменять местами какие-то сюжеты.

Материал, отснятый на пленку, как правило, хаотичен, состоит из большого числа небольших фрагментов, сюжетов. Переход между ними только в редком случае бывает выполнен в виде фейдеров (специальных стартовых или оконечных заставок-переходов заложеных в камере). Обычно же эти фрагменты начинаются и обрываются внезапно. Добавим к этому еще и неудачные моменты (то камера против света попала и кадр практически засветился, то какой-то таинственный незнакомец в кадре, а то и вовсе крышку снять забыли), разрозненные по смыслу и по времени сюжеты или, того лучше, отснятый на различные кассеты сюжет. Ясно, что смотреть такой видеоматериал — да еще без комментариев самого оператора — просто невыносимо, это под силу лишь истинным ценителям сюжета.

Исправить видеоматериал можно несколькими способами. Самый простой (и самый старый) вариант: подключить камеру к видеомагнитофону и переписать сюжеты на обыкновенную кассету в необходимой последовательности, наложив какую-либо фоновую музыку или комментарии. Однако такой вариант обладает массой недостатков, решает лишь проблему компоновки сюжетов и не имеет возможности хоть как-то украсить видеоматериал. Мало того, в таком случае возникнет необходимость в дополнительной аппаратуре (в частности, в аудиоусилителе с возможностью микширования, видеомагнитофоне). Да и материал в результате получится заведомо худшего качества, чем оригинальные кадры.

Второй способ куда более доступен и дает при этом более качественный результат. Это оцифровка видеоматериала (для цифровой камеры — просто перенос на ПК) с последующим монтажом, сжатием и сохранением на удобном для вас носителе (видеокассета, компакт-диск или DVD-диск — последнее, кстати, предпочтительней).

В случае с аналоговой видеокамерой ситуация более удручающая — ведь качество отснятого материала ухудшается не только со временем, но и (особенно) при изготовлении копий. С аналогового оригинала — и то еще при хорошей аппаратуре — можно изготовить, максимум, две более или менее приличные копии (то есть с кассеты-копии следующая копия будет уже достаточно плохого качества: аналоговый стандарт VHS и Video8 дает удручающие результаты уже при первом копировании; на SVHS, Hi8 — первая копия получается приемлемого качества).

В случае записи окончательного варианта на CD или DVD значительно улучшается удобство пользования видеоматериалом как то: быстрый переход между сюжетами, возможность создания специальных дисковых меню с возможностью быстрого перехода на требуемый фрагмент, возможность записи более качественного аудиосопровождения.

Справедливости ради отметим и минусы цифровой обработки видео:

  • процесс видеомонтажа требует наличия определенного опыта, художественного вкуса, а также знания специальных программ;
  • для комфортной работы с большими объемами видеоданных требуется достаточно мощный компьютер;
  • в случае с аналоговой камерой требуется наличие в компьютере специального аппаратного обеспечения. В простейшем случае это ТВ-тюнер или видеокарта с видеовходом (более желательно — карта нелинейного монтажа);
  • если же речь идет о при цифровой камере потребуется наличие порта IEEE-1394.

Если дефицит опыта и знаний можно заменить усердием, то аппаратура требует определенных финансовых затрат. Впрочем, не слишком глобальных: стоимость ТВ-тюнера составляет от 40 до 70 у.е., а адаптер IEEE-1394 и того дешевле — 15…45 у.е.

Выбираем видеокамеру

Если видеокамеры у вас еще нет, но есть желание ее приобрести для последующей обработки отснятого видеоматериала на компьютере, то совет тут может быть только один: самая простая цифровая камера лучше аналоговой (сразу оговорюсь, речь идет о любительском видео и любительских камерах).

Цифровая камера не только обеспечивает лучшее качество и большую долговечность исходного видеоматериала, но и значительно упрощает его обработку. При покупке цифровой видеокамеры обязательно убедитесь, что приобретаемая модель предусматривает возможность записи, то есть имеет так называемый «цифровой вход» (DV-in digital video input). Это понадобится для переписи готового уже фильма обратно на кассету — ведь более дешевого и простого варианта сохранения полученной «мастер-копии» с DVD-качеством попросту не придумаешь. Возможность записи через цифровой вход может решить также вопрос о переписи копии видеоматериалов на обычную кассету — если у вас нет плат, поддерживающих вывод изображения непосредственно на видеомагнитофон (т.е. пишем на камеру, а с нее на видеомагнитофон).

Видеоформаты и их параметры

На сегодняшний день существует шесть основных форматов любительских видеокамер: четыре аналоговых и два цифровых. Форматы отличаются не только своими техническими характеристиками, но и типами носителей информации.

Самый простой и наиболее распространенный стандарт, знакомый каждому по огромным кассетам с видеофильмами, это VHS (Video Home System — домашняя видеосистема), а также его более миниатюрная реализация — VHS-c (VHS compact). Кассета формата VHS-c значительно меньше VHS. Тем не менее, она может быть проиграна в стандартном видеомагнитофоне — с помощью обыкновенного переходника-адаптера. Это возможно благодаря абсолютно идентичным параметрам ширины и скорости пленки. Преимущество налицо: используем менее дорогой видеомагнитофон и бережем дорогостоящую видеокамеру. Видеокамеры этого формата представлены на нашем рынке продукцией компаний Panasonic и JVC.

Последующее развитие этого формата получило название S-VHS (Super VHS). Этот формат имеет вдвое более высокое разрешение (400 ТВЛ против 240 ТВЛ; ТВЛ — единица измерения разрешения телевизоров по горизонтали, и обозначает количество различимых чередующихся черно-белых полос на одной строке), разделенные яркостный и цветоразностные сигналы и, как следствие,- лучшее качество изображения, но более дорогие видеокассеты.

Параллельно стандарту VHS развивался второй аналоговый формат Video8 и его последующее развитие — формат Hi8. Формат продвигался на рынок компанией Sony.

Video8 и Hi8 превосходят семейство VHS — как в плане размера видеокассет, так и по разрешающей способности (Video8 — 250 ТВЛ, Hi8 — 420ТВЛ). По продолжительности же записи они уступают лишь «большому» VHS. (Сравните: наиболее популярные кассеты Video8 (Hi8) имеют продолжительность 90 и 120 минут, а семейства VHS-C — 45 и 60 минут. И это при меньшем размере кассеты). Как и в S-VHS, в Hi8 — разделенные яркостный и цветоразностные сигналы и большие требования к качеству видеокассет.

Недостатком «восьмерок» можно считать то, что для воспроизведения видеокассеты требуется специализированный видеомагнитофон или (что случается чаще) использование самой видеокамеры. А последнее не лучшим образом сказывается на сроке службы камеры.

Видеокамеры этого формата представлены на нашем рынке продукцией Sony, Canon, Samsung и др.

MiniDV (DV-digital video, цифровое видео) — еще большая разрешающая способность (540 ТВЛ), самая маленькая из кассет. И, что самое важное, цифровая запись видеопотока на кассете. Как следствие — практически не ограниченное количество копий, лучшее качество картинки.

Поскольку формат этот стал универсальным, такие видеокамеры выпускают все производители.

Digital8 — формат, предложенный компанией Sony для «бархатного» перехода от аналогового формата к «цифре». Практически та же разрешающая способность, что и у miniDV (500 ТВЛ), все преимущества цифровой записи — при том, что используются те же кассеты, что и в Hi8 (правда, время записи на кассету при этом уменьшается примерно на треть).

Камера этого формата идеально подойдет владельцам камер стандартов Video8 (Hi8) — используются такие же кассеты.

Основной недостаток: значительно меньшая функциональность и большие размеры по сравнению с видеокамерами формата miniDV.

Основные характеристики видеокамер различного формата

ПараметрыФорматы
VHS-сSVHSVideo8Hi8miniDVDigital8
Разрешающая способность (ТВЛ)240420250420540500
Ширина ленты (мм)12,612,68,08,06,38,0
Скорость ленты (мм/с)23,423,420,520,518,828,6
Время записи (мин)45 и 6045 и 6090 и 12090 и 1206060 и 80
Ориентировочная стоимость кассеты (грн.)2424…4545…6024…45

Что же касается выбора конкретной модели видеокамеры, то описать это рамках одной статьи не представляется возможным. Так что остановимся лишь на перечне оборудования и аксессуаров, необходимых для подключения камеры к компьютеру в зависимости от стандарта видеокамеры.

Выбираем плату оцифровки и дополнительные аксессуары

Плата необходима, чтобы аналоговый сигнал с вашей аналоговой камеры превратить в цифровой для последующей обработки. В случае же, если вы — счастливый обладатель цифровой камеры, понадобиться адаптер IEEE-1394 или системная плата с таковым. Вариантов покупки тут достаточно много, и будет ли это ТВ-тюнер, отдельная плата оцифровки или видеокарта с видеовходом — выбирать вам. Скажу только, что для любительского видеомонтажа все три варианта вполне приемлемы как по цене, так и по качеству.

Наиболее распространены у нас платы на чипсетах Сonexant BT878, разнообразные чипы Philips. Среди видеокарт популярны ATI ALL-in-Wonder. Следует также отметить, что последние поколения видеоадаптеров на чипсете от nVidia также имеют видеовход (как опцию).

Итак, на что же обращать внимание при покупке:

  • во-первых, на формат видеовхода на плате. Так, если вы собираетесь работать с S-Video-сигналом, (т.е. если первоисточник — видеомагнитофон или видеокамера форматов S-VHS, Нi8), понадобится более дорогая плата с соответствующим разъемом S-Video. Как правило, композитный вход (composite) имеют наиболее простые адаптеры (видеокарты, ТВ-тюнеры);
  • обратите внимание на комплектацию адаптера: ни камеры, ни адаптеры обычно не комплектуются шнурами S-Video — в комплекте, как правило, идет только композитный шнурок. Если на плате установлен комбинированный вход S-video-composite семиконтактный, убедитесь в наличии соответствующего переходника-адаптера;
  • поддержка возможности сжатия на лету в MPEG-1.2, хоть и не является обязательной, тем не менее, позволит значительно сэкономить место на диске. В ТВ-тюнере эта опция помогает еще и при использовании так называемого сдвига по времени (Time Shift) — т.е. отложенного просмотра телепрограмм;
  • пригодилось бы и наличие видеовыхода (на ТВ-тюнерах, как правило, отсутствующего), что позволит просматривать оцифрованный материал на телевизоре и записывать его на видеомагнитофон.

В отличие от композитного, в S-Video разъеме разнесены яркостный (c синхроимпульсами) и цветоразностный сигналы, благодаря чему значительно улучшаются характеристики изображения.

Замечу: если на плате присутствует только выход S-Video, то с помощью обычного переходника можно превратить его в композитный (конечно же, с соответствующей потерей качества), что может потребоваться при подключении к телевизору или простому видеомагнитофону, в котором нет входа S-Video.

В отечественных телевизорах в качестве входа, как правило, используется специальный разъем — SCART — поэтому при подключении камеры или компьютера понадобится специальный переходник.

Таким образом, весь комплект для оцифровки состоит из видеокамеры, соединительного шнура (Composite или S-Video), платы оцифровки. Понадобится также аудиопереходник RCA-miniJack (стоимостью до 5 грн.) для подключения к ТВ-тюнеру или звуковой плате — ну и собственно компьютер.

Обладателям цифровых камер

Основное отличие при работе с цифровой камерой — отсутствие необходимости в плате оцифровки. Видеоданные просто переписываются с камеры. Для этого сама камера оснащается выходом DV-out (digital video out), а компьютер должен иметь порт IEEE-1394. Порт может быть выполнен как в составе системной платы, так и в виде отдельного адаптера. Как правило, ни камера, ни контроллер не снабжаются кабелем (т.н. iLink- кабель). И тут при выборе надо быть особенно внимательным. В зависимости от оконечных разъемов различается три типа кабелей. На камере, как правило, установлен шестиконтактный маленький разъем, на плате — четырехконтактный большой, а в ноутбуках устанавливают обычно маленький шестиконтактный. Таким образом, для переписи на компьютер необходим кабель соответствующей конфигурации. Для переписи на компьютер, как правило, используют кабель четыре на шесть, на ноутбук и камеру — шесть на шесть.

Звуковой кабель не понадобится, поскольку аудиодорожки записаны также в цифровом формате.

Каким должен быть компьютер

Рецепт выбора подходящего компьютера прост: чем быстрее, больше и шустрее — тем, соответственно, лучше. Однако, как известно, существуют требования минимальные и рекомендованные.

Попробую выделить параметры компьютера, наиболее «критичные», на мой взгляд, для производительности процесса видеообработки:

  • Процессор. Основные требования к его мощности предъявляют алгоритмы сжатия и фильтры. И чем мощнее процессор, тем сильнее можно сжать исходный видеопоток — как следствие, тем меньше он будет занимать места, тем больше фильтров можно будет наложить «на лету» и тем быстрее будет зажат окончательный фильм (например, в МPEG-4). Но существует и некая золотая середина — ведь зажимать фильм сразу в МPEG-4 или МPEG-1 можно лишь тогда, когда не будет производиться последующий монтаж и наложение эффектов. Если же монтаж все-таки предусматривается, то исходный материал должен быть как можно чище и как можно менее зажатым. То есть фильтры лучше накладывать уже потом, при обработке, а коэффициент сжатия и формат лучше выбирать, исходя из объема дискового пространства. Что касается окончательного сжатия, то лично для меня не столь критично подождать лишние полчаса, если при этом на покупке процессора я сэкономил $50. Для нормальной работы вполне хватит и процессоров класса Сeleron, Duron (я умышленно не акцентирую внимание на выборе процессора от конкретного изготовителя — AMD или Intel — и считаю оба процессора достойными и адекватными по производительности. Нестабильность же работы той или иной программы на определенном типе процессоров склонен относить на общую нестабильность компьютерной системы в целом) работающих на частоте 700 МГц, но для комфортной работы я бы рекомендовал процессоры класса Pentium IV, AthlonXP;
  • Память. Тут правило такое же: чем больше, тем лучше. Можно обйтись и 128 Мб, но для комфортной работы необходимо, как минимум, 256 Мб. Что касается стандарта и частоты памяти, то ее увеличение не приводит к ощутимому приросту скорости, как в случае с увеличением объема;
  • Жесткий диск. Пожалуй, самый важный для видеообработки момент — причем важен как объем HDD, так и его скорость. Ведь 10 минут исходного (оцифрованного) видео занимает от 15 до 40 Гб дискового пространства — в зависимости от применяемого разрешения, алгоритма и степени сжатия. Стоит помнить, что, сохранив чистовой вариант, перед окончательным сжатием желательно сохранить еще и вариант с наложенными переходами, титрами и пр., что потребует вдвое больше свободного места. Под видеообработку желательно вообще выделить отдельный диск, а еще лучше — рейд-массив (тем более что простой рейд-контроллер стал едва ли не обязательным атрибутом системных плат среднего уровня). Достаточной емкостью, доступной по цене, будет 80 Гб — хотя желательно поставить как можно больше. Наиболее требовательным к параметрам диска является процесс оцифровки, а также последующий за ним процесс видеомонтажа (как то: наложение эффектов в реальном времени). Следует также помнить, что не стоит подключать жесткий диск на один IDE-канал c более медленными устройствами (CD-ROM, ZIP и т.п.), ведь многие системные платы подстраиваются под самое медленное из двух устройств — так что вы заведомо замедлите свой жесткий диск.

И напоследок…

В конце первой части хотелось бы сказать несколько слов о том, как снимать исходный материал для последующей компьютерной обработки. Опираясь на собственный опыт и учитывая некоторые типичные ошибки, хотелось бы заметить следующее:

  • для получения хорошего качества видеоизображения на компьютере старайтесь как можно более плавно перемещать видеокамеру при съемке. Быстрое перемещение объектов в кадре обязательно вызовет эффект гребенки на цифровом видео — а фильтры для его устранения значительно ухудшат резкость кадра;
  • старайтесь снимать в помещении с хорошим освещением — в противном случае на отснятом материале неизбежен шум в виде хаотически разбросанных красных точек, что, в свою очередь, значительно ухудшает резкость и при последующей обработке увеличивает размер файла;
  • не пытайтесь накладывать фейдеры и титры при съемке — это и проще, и удобнее сделать программно. Если же очень хочется, просто снимите пару-тройку красивых планов, на которые потом можно будет наложить титры и спецэффекты или же использовать их как фон в дисковых меню;
  • если ваша камера оснащена «защитой от дрожания рук» (стабилизатором изображения), я бы настоятельно рекомендовал вам использовать его; это хоть и придает некоторую плавность перемещениям, зато значительно уменьшает последующий эффект «гребенки».

Денис ТИМОШЕНКО,
dennis@gastransit.com.ua


Задать вопрос
Прислать свою статью для публикации в журнале
Просто поговорить

До следующего выпуска!
Елена Полонская, редактор "К+П"
www.comizdat.com

Перепечатка материалов этой рассылки разрешается только по согласованию с редакцией журнала "Компьютеры+Программы"


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: comp.paper.bestarticles
Отписаться

В избранное