Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Искусства@ARTINFO

  Все выпуски  

Новости Искусства@ARTINFO


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Новости Искусства@ARTINFO
в Сети, в Мире, в России, в Москве, в Питере, ...
http://www.artinfo.ru/ru/news
Ведущий рассылки - Юрий Пластинин.
1.11.2000

N 38, 2000   включает:
*Николай Кононихин - выпуск 22 ("АРТ ПИТЕР")
*Сергей Тетерин Ньюс - 21 выпуск дыхание костей рекордс, современное искусство на EVA'2000, ромео и джульетта со звуком, пащенко, последняя кукла, короткие стрелки

Еженедельно.
*** Вся информация взята из http://www.artinfo.ru/ru/news ***

Структура текста рассылки.
Сначала оглавление, от которого ссылки >> приводят на относительно короткие тексты.
Некоторые из них (1, 2 и 4) имеют продолжения в этой же рассылке - вы увидите в конце коротких текстов   подсказки такого типа - Подробнее здесь же в тексте рассылки >>
Кроме того во всех текстах встречаются ссылки на внешние страницы с более подробной информацией.
Рассылка разрастается, и мы предполагаем в ближайший месяц разделить ее на 2-3 части.

1. Анонсы>>
2. Екатерина Деготь "КАК ОБСТОИТ ДЕЛО С КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКОЙ СЕЙЧАС" >>
3. Коротко о важном>>
4. "Модернизм и Постмодернизм - ссорящиеся близнецы" >>
5. ГММИ, Москва + MFAH, Хьюстон = Любовь. Первое дитя запланировано на 15 декабря 2002 года >>
6. "Арт-Питер" - события c 24.10 по 31.10>>
7. Сергей Тетерин Ньюс #21.  Дыхание костей рекордс, современное искусство на EVA'2000, ромео и джульетта со звуком, пащенко, последняя кукла, короткие стрелки  >>


1. Анонсы.

*** До 5-й Московской международной художественной ярмарки АРТ-МАНЕЖ 2000 осталось 36 дней. Последняя новость - Гельман отказывается от участия. "Или с Тер-Оганяном, или не участвуем совсем...". Второй год одно и тоже. Вероятно до нового полноценного скандала, так и будет эксплуатироваться злосчастная рубка икон, учиненная Тер-Оганяном на ярмарке 98 года
***

***
<2-5 ноября в Нью-Йорке International Fine Print Dealers Print Fair
<3-7 ноября главная китайская ярмарка 2000 Shanghai Art Fair
<5-12 ноября в Кельне Art Cologne - Contemporary, Modern.
<3-12 ноября в ЦДХ (Москва) 9-я Российская ярмарка антиквариата "Антикварный салон". Залы 5, 8-15
***

***
3-20 ноября в Московском Центре Искусств совместный проект галереи Ковчег, Московского Центра Искусств и галереи Элизиум.  "Музей неактуального искусства" - живопись и графика 45 немодных художников 1900-1940-х годов. Просто хороших художников
***

*** С 1 ноября в галерее Риджина выставка Ивана Чуйкова***

***
Выставочная программа  московского клуба ДОМ на ноябрь.

2 - 10 ноября
Международная плакатная акция Я НЕ ХОЧУ НЕНАВИДЕТЬ графические постеры
2 - 12 ноября
Артур Молев и Владимир Яшке (Петербург) FOOD & PROCESS инсталляция
15 - 30 ноября
Владимир Мартынов и Михаил Молочников МЕТАМУЗЫКА И МЕТАПРОСТРАНСТВО звук, книги, архитектура, дизайн бескорыстия
26 - 30 ноября
Дмитрий Резниченко ДВЕРИ ИНДИИ фотография
***

***С 6 декабря в Москве в Третьяковской Галерее выставка современного русского и американского искусства "Взгляд отсюда".
На выставке будут представлены работы 21 художника:
Юрий Аввакумов, Александр Бродский, Ольга Чернышева, Александр Джикия, Вера Хлебникова, Алёна Кирцова, Игорь Макаревич, Павел Маков, Антон Ольшванг и Леонид Тишков (Россия)
Рэй Мартин Абейта, Роберли Белл, Бартон Бинс, И.Дэвид Чан, Вильям Кристенберри, Роберт Хенейкен, Хван Лю, Джоун Смит “Остроглазый”, Рени Стаут, Кэрри Мей Вимс, Виталий Комар и Александр Меламид (США).
Кураторы - Сара Танги и Катя Деготь.
Почти все художники представлены в нашем банке данных www.artinfo.ru/ru/VisualArts
Подробнее здесь же в тексте рассылки>***


2. Оно (искусство) должно перестать идентифицироваться с тусовкой и найти в себе силы интеллектуального противостояния ей. Оно должно обрести идентичность в социальных и исследовательских проектах (в которых, однако, художественное приоритетно), ставя вопросы, которые пока не ставит перед собой общество: ...есть ли границы у демократии? готовы ли мы принять всю полноту ответственности? как быть со смертью? и что, вообще-то говоря, происходит у нас в стране? Все это не принесет денег и важных знакомств, но искусством, в конце концов, должны заниматься только те, для кого искусство важнее, при этом зная, что общество нуждается и в них тоже. В общем, ответственность и достоинство: лозунги культурной политики. Екатерина Деготь "КАК ОБСТОИТ ДЕЛО С КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКОЙ СЕЙЧАС" - текст в этой же рассылке >>
Опубликовано в свежем N9 журнала КОМОD . В Москве можно купить:  О.Г.И. (Потаповский 8/12), AdMarginem (1-й Новокузнецкий 5/7), Гилея (Б.Садовая 4), Летний сад (Б.Никитская 46), Искусство и религия (Кузнецкий мост 1). В Питере: Борей (Литейный 58), Летний сад (Большой проезд, Петроградская сторона, 82)
В ноябре на сервере Артинфо открывается сайт журнала КОМОD>>


3. Коротко о важном.

***Музеи Гугенхейм и Эрмитаж каждые 6 месяцев будут обновлять выставку в мировой столице китча Лас Вегасе, в котором за год бывает 35 млн. человек.   В новом Guggenheim Las Vegas (Venetian hotel-casino) будет представлено по 20 работ от каждого из музеев. Изменить лицо Лас-Вегаса двум уважаемым музеям конечно же не удастся,  но расположить выставку под носом у игроков существенно дешевле, чем возить ее по всей стране. Подробнее  здесь и здесь***

***
Офтальмологи утверждают: в живописи Ван Гога и Сезана проявляются проблемы со зрением, вызванные у первого  эпилепсией, а у второго - сахарным диабетом. Зрение Моне и Дега - тоже не без проблем
***

***
Конкурс ArtOnTheNet2000 объявил победителей и лауреатов. Гран при присудили Льву Степанову за проект "Машина Пикассо", выполненный в технологии Flash. Второй приз - Johannes Blank www.shoac.com  Третий приз - Andrew Reitemeyer "Stananova" Cреди лауреатов Namniyas Ashuratova - Interactive Lexicon of Juxta Подробнее.
***
Interactive Lexicon of Juxta Намнияз Ашуратовой теперь в новой иллюстрированной версии. Другие проекты - cм.  "Систему"
***

***В Москве в Третьяковской галерее до 3 ноября Международная конференция EVA-2000 "Электронная конвергенция: новые технологии в музеях, галереях, библиотеках и архивах". 130 докладов, около 550 участников. В четверг 2-го в 15:00 секция Современное искусство (Инженерный корпус на Лаврушинском) Программа
***

***Художественная общественность никак не успокоится по отношению к Рейтингу Профессионального союза художников. Подоспело еще одно письмо протеста, от Ассоциации искусствоведов (АИС) - ссылка на сервер Артинфо (для желающих почитать)
***


4.  "Модернизм и Постмодернизм - ссорящиеся близнецы"
      Эдуард Ротштейн

Помо упрощает  Мо не меньше, чем Теодор Адорно и Клемент Гинзбург.
А может борьба и поиски продолжаются, никогда не прекращавшись, не смотря на лучшие усилия Помо показать, что это не имеет смысла? И По-Помо   обернется всего лишь разновидностью Мо?
(Мо - модернизм
Помо - постмодернизм
По-Помо - пост - постмодернизм, прости господи)
Текст статьи (уже на русском) здесь же, в тексте расылки >>


5.   Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина (ГММИ), Москва
и Музей изобразительных искусств (MFAH), Хьюстон
26 октября объявили об установлении долговременных партнерских отношений.
Партнерство предусматривает  обмен художественными выставками, предоставление отдельных произведений друг другу и другие формы сотрудничества, способствующие реализации выставочных и образовательных программ обоих музеев.
Начало этому сотрудничеству будет положено в декабре 2002 года, когда из ГММИ в Хьюстон отправится выставка "Шедевры французской живописи XVII-XX веков". Со своей стороны, MFAH предполагает организовать выставку, включающую 200 произведений из своей коллекции Африканского Золота, в залах ГММИ. Рассматривается также проект выставки американского искусства, которая будет приурочена к ежегодному фестивалю "Декабрьские вечера", проводимому в ГММИ.
Содействие сотрудничеству между музеями оказывает Foundation for International Arts and Education (Международный фонд по культурному сотрудничеству), задача которого состоит в популяризации исторического и культурного наследия стран бывшего СССР.
Эксклюзивным национальным корпоративным спонсором организации выставки "Шедевры французской живописи XVII-XX веков" будет фирма Филипп Моррис.
Выставка будет показана в Хьюстоне с 15 декабря 2002 года по 9 марта 2003 года, после чего экспозиция переедет в Атланту (High Museum of Art, с 6 апреля по 29 июня 2003), а затем в Лос-Анжелес (Los-Angeles County Museum of Art, с 27 июля по 19 октября 2003).
Вот такое  долгосрочно-точное планирование.
Подробнее можно почитать на сервере Артинфо>>


6. Cамые последние события в Питере   -  24.10 - 31.10 (новости от Николая Кононихина - АРТ ПИТЕР)

30.10.2000: Екатерина Деготь: "Россия готова отдаться Уорхолу"
Месяц Энди Уорхола в России Эрмитаж завершает симпозиум, посвященным американскому художнику. Первый день симпозиума в Эрмитажном театре выдался насыщенным. С докладами выступили Дж.В.Смит, Е.Андреева, Н.Принц, Е.Деготь, С.Бугаев (Африка), Т.Новиков и др. Тимур Новиков - ясное дело - причислил Уорхола к классической традиции ("Энди Уорхол и "комплекс Леонардо"). Екатерина Деготь на основе анализа критики Уорхола ("Энди Уорхол в контексте постсоветского капитализма") сделала парадоксальный вывод о том, что Россия (женского рода) готова отдаться Уорхолу, но она ему нежеланна (учитывая гомосексуальность последнего)... К симпозиуму подоспела и презентация русского перевода книги Энди Уорхола "Философия Энди Уорхола (от Э к Ъ и обратно)" (Про Арте, 2000), перевод которой был осуществлен по инициативе и на средства Сергея Шутова. Завершил первый день симпозиума показ фильма-марафона Энди Уорхола "Девушки из Челси", рассказывающий истории 12 девушек, живущих в отеле "Челси". Завтра в Нобель Бизнес Центре пройдет костюмированный "Бал по Энди Уорхолу". (Николай Кононихин)

27.10.2000: "Осенний Фотомарафон 2000" пройдет в декабре
Полным ходом идет подготовка к Третьему Петербургскому Осеннему Фотомарафону. В этом году хлопоты по проведению фотомарафона взяла на себя галерея "ФотоImage" на Пушкинской 10 в лице арт-директора марафона Дмитрия Пиликина. В орг-совет фестиваля вошли: Валерий Вальран, Александр Китаев, Игорь Лебедев, Валерий Потапов, Андрей Чежин. Правда, в этом году по организационным причинам фестиваль будет проводиться не в октябре, а в декабре - поэтому организаторы дали ему иронический подзаголовок "Слишком поздняя осень"...

26.10.2000: "Наш мозг опустел - мыслит мир вокруг нас"

В Невской куртине Петропавловской крепости открылась выставка "ETERNAL LINE" Стефана Шпихера (Швейцария). Выставка организована DMITRIY SEMENOV GALLERY и проходит в рамках дней Швейцарии в Санкт-Петербурге. Правда, сам Дмитрий Семенов настаивает, что это вовсе не выставка, а художественное событие (art event), призванное познакомить питерского зрителя с концептуальным искусством. Последнее преставлено в залах Невской куртины в виде глобальной инсталляции, включающей объекты с текстами и минималистскими абстракциями, вытравленными на цинковых досках и стеклах, а также слайд-шоу из тех же композиций на сводчатом потолке крепости. Тексты выполнены на русском языке и весьма интересны: "В сущности во время работы я нахожусь вне себя, и лишь мои глаза отражают мне то, что я делаю". Но мне более всего понравилось лаконичное: "Наш мозг опустел - мыслит мир вокруг нас".

26.10.2000: "НостальгиЯ" Наташи Курчатовой по клубной жизни

Наташа Курчатова открыла на "Арт-Питере" новую рубрику "НостальгиЯ", которая будет посвящена клубной жизни Петербурга. В первом выпуске Наташа рассказывает об одноименном off-line проекте, который уже был показан в
галерее "Арт-Полигон" и модном клубе "Грибоедов" www.artpiter.spb.ru/projects/varsopko


7.  Сергей Тетерин Ньюс - выпуск #21  // 30 октября. Дыхание костей рекордс, современное искусство на EVA'2000, ромео и джульетта со звуком, пащенко, последняя кукла, короткие стрелки.

Как вы думаете, за что я так не люблю географию? Я декларирую: "география не имеет значения, только успех имеет значение". Правильный лозунг, особенно для медиа художника, русского и из Перми! Живущего впрочем в Москве! Штука в том, что пока география все же побеждает меня, а не я ее.
Черт бы ее побрал, географию.

дыхание костей рекордс
http://www.records.sp.ru/intro.html


Студия ДЫХАНИЕ КОСТЕЙ РЕКОРДС борется с "так называемым шоу-бизнесом", выпуская небольшими и недорогими тиражами ту музыку, которая ей нравится. "Мы понимаем, что та музыка, которую нам навязывают сегодня создается Големами, способными делать чего-либо только пока им в рот суют зеленую бумажку. Если же выдернуть ее у них изо рта, они сразу же становятся безжизненной кучей дерьма".
Мне понравилсь сайт, идеология, возможности, которые открывает ДК-Р. Также есть душераздирающие пассажи и в Манифесте Студии: "Мистический смысл состоит в том, чтобы сделать инъекцию новой крови, заставить снова забиться сердце искусства, задавленного грудой Постмодернизма".

современное искусство на EVA'2000
http://www.artinfo.ru/eva/

Большое событие. В понедельник 30 октября в Третьяковской галерее открывается конференция EVA'2000 МОСКВА. "Электронная конвергенция: новые технологии в музеях, галереях, библиотеках и архивах". Расписание вы легко найдете на сайте конференции. Я же с удовольствием приглашаю посетить в пятницу 3 ноября секцию "Современное искусство и Интернет" под руководством Юрия Пластинина. Место: лекционный зал Третьяковской галереи. Время: 15.00 - 17.20. Содержание:

  • 15.00 - 15.20 Анна Франц, Avant-Rus, Нью-Йорк О.И. Томсон, Санкт-Петербургский общественный благотворительный фонд "Русский альбом" - "Русский альбом" как попытка презентации искусства Санкт-Петербурга второй половины ХХ века
  • 15.20-15.40 Т.Горючева, Москва - Средства дистрибьюции искусства и информации о нем в Интернет и связанные с этим проблемы
  • 15.40 - 16.00 Владимир Опара, Творческое объединение художников Экспериментальных Технологий Искусства, Компания "Демос-Интернет", Москва - Интернет - основа для создания и деятельности Творческих объединений художников
  • 16.00 - 16.20 Кофе-брейк 16.20 - 16.40 Н.Кононихин, студия Арт-медиа, Санкт-Петербург - Актуальное искусство в сети: мониторинг, репрезентация, симуляция
  • 16.40 - 17.00 С.Тетерин, медиа художник, Пермь - Русский электронный шаманизм и media art
  • 17.00 - 17.20 Э. Кархалев, И. Химин, Институт ПРО АРТЕ, Санкт-Петербург - WAP: Арт-протокол для сотовых телефонов

Дополнительная информация: Государственная Третьяковская галерея - Москва, 109017, Лаврушинский пер., 12. Тел. +7 (095) 953-14-16 WWW http://www.tretyakov/ru.

ромео и джульетта со звуком
http://www.deep.deu.net/art/romeo/call.html


Сразу после конференции EVA'2000 я улетаю в Пермь, чтобы ввести в решающую стадию медиа арт проект "Ромео и Джульетта говорят по телефону". Надо договориться о нюансах с пермским провайдером мобильной связи, котоый предоставляет пространство для реализации "телефонной аудиоинсталляции". Мой соавтор MIU MAU не дает расслабиться... Я уже получил нагоняй за то, что нечаянно презентовал "всем-всем-всем" анонс "Ромео и Джульетта..." без звука, тогда как Миу сделала к флэш ролику фонограмму, которую истинный ценитель медиа искусства не может прослушать не разрыдавшись от высоких чувств.
Послушайте и вы: http://www.deep.deu.net/art/romeo/call.html

пащенко
http://cmart.design.ru/

Заглянув на сайт Олега Пащенко, в очередной раз понимаешь, насколько условны эти разграничения - талантливый дизайнер или сетевой художник. Нет никаких сомнений, что сайт Пащенко следует рассмотреть внимательно, если оно вам интересно - будущее искусства в интернете.

последняя кукла
http://www.kosmic.org/~purplefog/mad/


Эту красоту я нашел в обзорах Miu Mau - настоящего локатора сетевого искусства. Эссе Mad "Последняя кукла", иллюстрированное Jazztiz. Настолько красиво, что словами не передается. Однако цитирую:
завтра она сделает счастливым ребёнка. Уже сейчас ей виден восхищённый блеск огромных детских глаз и стук маленького сердечка, в объятиях теплых крошечных ручек. Она будет лучшей игрушкой для маленькой Люси...

Правда, так ничего не понять?

короткие стрелки

http://vavilon.ru/vishnevska/indexdhtml.html - "Я - Кристофер Марло. Я тот человек, которого убили сегодня ночью в мотеле "Приют влюбленных"...

http://zou.nm.ru/rus - авторские куклы Ани-Евы Зу.

Адрес нашего форума прежний: http://www.talk.ru/forum/talk.ru.artinfo_news  


1. Подробности.

6 декабря в Москве в Третьяковской Галерее откроется выставка современного русского и американского искусства. Это первая в своем роде выставка современного искусства России и США, которая будет развернута в залах крупнейшего российского музея за последние десять лет. Кураторы выставки – Сара Танги и Екатерина Деготь.
Выставка, организованная The Hand Print Workshop International (HPWI), называется “Взгляд отсюда” и представляет собой собрание избранных работ в технике шелкографии и других медиа, выполненных ведущими современными художниками из США и бывших советских республик.
В целом, работы, представленные на выставке, отражают взгляды, противоречащие многим стереотипам, которые публика по привычке принимает за истинные ценности.
HPWI является ведущей мастерской для международного сотрудничества в области шелкографии. Компания приглашает для работы художников, признанных в своей стране либо в мире, и помогает донести их взгляды на искусство и общество до публики и художественных сообществ на всей территории США. Главное, что определяет характер деятельности компании в настоящее время, - это стремление соответствовать инновациям в области графического искусства, готовность воспринимать новые идеи и участвовать в новых проектах.

На выставке будут представлены работы 21 художника:
Юрий Аввакумов, Александр Бродский, Ольга Чернышева, Александр Джикия, Вера Хлебникова, Алёна Кирцова, Игорь Макаревич, Павел Маков, Антон Ольшванг и Леонид Тишков (Россия)
Рэй Мартин Абейта, Роберли Белл, Бартон Бинс, И.Дэвид Чан, Вильям Кристенберри, Роберт Хенейкен, Хван Лю, Джоун Смит “Остроглазый”, Рени Стаут, Кэрри Мей Вимс, Виталий Комар и Александр Меламид (США).
Кураторы - Сара Танги и Екатерина Деготь.

Выставка в Москве будет продолжаться шесть недель, после чего “Взгляд отсюда” отправится в ряд городов США. Будет выпущен двуязычный каталог выставки.
“Взгляд отсюда” частично спонсирован Национальным Фондом Искусств США.
Наряду с Национальным Фондом Искусств спонсорскую поддержку выставке оказали компании “Филип Моррис” и “Финэйр”, “Киплингер Фаундейшн”, “Трест Взаимного Понимания”, “Фонд Макса и Виктории Дрейфус”, а также некоторые другие компании и частные лица.

Компания HPWI зародилась в июне 1991, в последние недели коммунистической эпохи, в одной из московских мастерских. Американский художник и график Деннис О’Нил и небольшая группа русских художников, разделявших его мечту изменить отношение людей, демонстрировавших, по крайней мере, публично, нетерпимость к личностному восприятию мира, открыли в Москве первую российско-американскую графическую Мастерскую.
Между 1991 и 1996 годами московское некоммерческое предприятие “Мастерская” предоставило возможность для работы более чем 100 художников из 11 различных стран. “Мастерская” привлекла к себе интерес Тайпер Гор  и Томаса Пикеринга, посла США в России, и получила их поддержку. Каждый из них посещал “Мастерскую”, а позднее они стали почетными гостями ретроспективной выставки “Московской Мастерской” в музее Коркоран в декабре 1996 года. В 1997 году О’Нил вернулся в Вашингтон и открыл HPWI, которая принимает художников со всего мира и предоставляет им возможность для работы в области шелкографии, этой многогранной и живой технике.

“Взгляд отсюда” – это первый за последние 10 лет крупный совместный показ работ современных российских и американских художников.
Некоторые художники, такие, например, как Комар и Меламид и Александр Бродский, жили и в России и в США, что позволяет им предложить свой проницательный взгляд на две культуры, столь долгое время сохранявшие противостояние. Так, Комар и Меламид перешли от традиционного для их творчества обращения к “идолам” советского общества (Ленин, Сталин) к игровой сатирической серии, изображающей Джорджа Вашингтона.
Рени Стаут и Леонид Тишков обратились к образам, волновавшими их подсознание с самого детства. “Разные существа глубокого моря” Тишкова и другие сотворенные им существа напоминают странных персонажей мультфильма, придуманного художниками Р.Крамбом и Э. Каппом. Рени Стаут вдохновляли, как она говорит, “чувство юмора и поэзия в музыке и новых верованиях, возникших для выживания афро-американцев в западном полушарии”.
Москвичка Вера Хлебникова происходит из семьи, глубокими корнями связанной с историей России. Ее дед Петр Митурич – широко известный художник-график 1920-х гг. Она внучатая племянница прославленного поэта-футуриста Велемира Хлебникова. Последние десять лет центральное место в творчестве Веры Хлебниковой занимает частная жизнь в России, истории семей и людей, утерянные с приходом Советской власти. Хлебникова часто использует такие артефакты, как семейные фотографии и дореволюционные почтовые марки, для воссоздания духа людей, когда-то давших жизнь этим вещам. Ее сложные и замысловатые работы требуют кропотливого труда: одна серия включает в себя 2 тысячи марок и состоит из 100 отдельных графических листов.
Помимо Комара и Меламида, Тишкова, Бродского и Хлебниковой, русских художников на выставке представляют Юрий Аввакумов, Ольга Чернышева, Александр Джикия, Алёна Кирцова, Игорь Макаревич, Павел Маков, Антон Ольшванг.
И.Дэвид Чан – американский художник, исследующий нетрадиционный взгляд на историю. Его красочные графические серии основаны на рисунках, которые он создал для Центра Негритянской Культуры Мэри Лу Вильямс в Университете Дьюк. Представленная работа называется “Уудуус”. Образы навеяны эпизодами из многих традиционных для американского юга афро-американских сказок, в которых говорится о летающих людях или зайцах, насмехающихся над крокодилами. Чан, сын бывшего корейского дипломата, родился в Бонне (Германия), теперь живет в Вашингтона (округ Колумбия).
Среди других американских художников на выставке “Взгляд отсюда” представлены: Рей Мартин Абайя, Роберли Белл, Бартон Бенс, Вильям Кристенберри, Роберт Хейнекен, Хван Лю, Джоун Смит, Рени Стаут и Кэрри Мэй Вимс.

Тема выставки – предмет сугубо личный. Речь идет о культурной идентификации. Кто мы такие? Что значит сегодня быть русским? Каким образом можно соединить наше 70-летнее социалистическое прошлое, когда отдельная личность была похоронена идеей о “советском человеке”, и наше настоящее? Подход к этой проблеме у многих художников разнится. Одни относятся к ней с юмором (Тишков и Джикия), другие обращаются к фантазиям (Макаревич), третьи используют свои воспоминания (Кирцова) или предметы прошлого (Хлебникова).
Перед американцами, которые представлены различными этническими группами (афро-американцы, американцы корейского и китайского происхождения и др.), стоит несколько иная проблема. Для них важно выяснить, каковы их корни, что из культурного прошлого должно быть ими сохранено, для того чтобы не утратить национальную индивидуальность и в то же время стать частью многоликого американского общества.
Рассказывая свою индивидуальную историю, выраженную через конкретную работу, каждый художник говорит что-то новое не только о себе, но и об обществе, в котором он живет, и таким образом помогает разрушить множество взаимных стереотипных мнений.


2. Подробности.

Екатерина Деготь "КАК ОБСТОИТ ДЕЛО С КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКОЙ СЕЙЧАС"

Опубликовано в свежем N9 журнала КОМОD . В Москве можно купить:  О.Г.И. (Потаповский 8/12), AdMarginem (1-й Новокузнецкий 5/7), Гилея (Б.Садовая 4), Летний сад (Б.Никитская 46), Искусство и религия (Кузнецкий мост 1). В Питере: Борей (Литейный 58), Летний сад (Большой проезд, Петроградская сторона, 82)
В ноябре на сервере Артинфо открывается сайт журнала КОМОD.

Стандартный диагноз: у государства нет культурных приоритетов, народ необразован, вкус у него плохой, власть нас не слышит, денег не дает, Запад тоже разлюбил и центры современного искусства Сороса (читай – грантовые кормушки) закрыл. Вариант стандарного диагноза, уточненный: власть ориентируется только на личные контакты, действует система фаворитов, культурная политика подменена выпивкой с друзьями, однако мы в число этих друзей не включены, и это плохо. Надо бы найти контакт...

В обоих этих диагнозах отсутствует понимание того, что культурной политики не может не быть – все есть политика, она уже осуществляется, пока мы думаем, какую политику вырабатывать. Кроме того: есть культурная политика власти по отношению к современному искусству, но есть и культурная политика самого современного искусства. Постсоветская власть имеет свои культурные приоритеты (реставраторские, националистические тенденции, коммерческий кич). В мире же российского современного искусства – если исключить чисто коммерческую деятельность – существуют сейчас три типа культурной политики.

1) новая пассивность, которой придерживается большинство музейных работников, кураторов и журналистов. Она состоит в тихом реагировании на то, что происходит: отслеживании выставок в рецензиях (где свою позицию автор проявляет разве что в вымученном иронизировании), негромком осуждении культурной политики власти, вялом комбинировании выставок из готовых работ на несложно придуманную тему. В основе всего этого лежит выжидание, непонимание своей ответственности и принципиальное неверие в то, что "у нас есть в искусстве что-то стоящее". "Новая" эта пассивность по сравнению с советским временем, когда неофициальная арт-среда более четко разделяла сферу власти и свою собственную: на первую, как на климат, не жаловалась, но уж в последней чувствовала себя творчески свободной.

2) новая активность, которая провозглашена несколькими заметными фигурами арт-сцены (Марат Гельман, Ольга Свиблова – к ним хотели бы присоединиться многие другие). Эта позиция сугубого прагматизма и сводится к интенсивному экономическому и политическому лоббированию. Проблема в том, что это неизбежно требует девальвации критического статуса искусства, что постепенно начинает сказываться на художественном качестве выставочных проектов. Эта проблема не является непреодолимой, но она не обсуждается, как и вопрос о границах сотрудничества с властью и соответствующей этике. Кроме того, несмотря на активность и на провозглашенное "вливание в международный контекст", политика эта при ближайшем рассмотрении оказывается довольно изоляционистской, так как нацелена на выстаивание "национального современного искусства", к тому же – любой ценой.

3) новый технологизм (тоже прагматический). Он наименее публичен, так как его адепты не выступают в газетах ни в качестве интервьюеров, ни в качестве интервьюируемых. Они идут непосредственно в народ, читая лекции, устраивая тренинги или выставки, причем последние понимаются тоже как форма тренинга. С этой точки зрения все хорошо, что стимулирует деятельность неких общественных микросред, а критерий радикализма вообще не работает. Сужу об этом понаслышке, но представляю себе именно так деятельность Сергея Зуева или Георгия Никича. Здесь есть своя угроза: опасность непрофессионализма, релятивизма и утраты критериев качества (последний Форум художественных инициатив, привилегирующий художественную активность "снизу", меня несколько напугал).

В общем, я бы поставила такой диагноз всей нашей культурной политике, как самого современного искусства, так и по отношению к нему: некритический характер институций. Реставраторский – у власти (Третьяковская галерея и прочие консервативные организации), миметический – у всевозможных Центров современного искусства, воспроизводящих какие-то модели, популистский, технологический или коммерческий в других проектах... Все они что-то там такое "простраивают", но не исследуют, не познают, не вырабатывают отношение. А политика состоит именно в этом, иначе это просто бессознательный рефлекс.

ПОЧЕМУ ЭТО ТАК

Главная причина всего этого – отсутствие в нашей стране общества. И искусство пока не меняет этой ситуации.

Что касается власти, она не поддерживает современное искусство, поскольку она вообще не определилась со своим отношением к идее современности. Дело в том, что это требует формулирования отношения к советскому периоду истории (ведь это была как раз попытка модернизации – причем во многом более удачная, чем нынешняя), а к этому власть пока не готова. Кроме того, осознание ценности современного искусства (искусства "меньшинства") возможно только в том случае, если приоритетом власти являются права меньшинств, права человека вообще. Пока эти вопросы не решены, статус современного искусства достойным не будет, и попытки влиять на сам статус (путем личного лизоблюдства) будут локальными. Зато искусство могло бы осознать свою потенциальную влиятельность в этих вопросах – модернизации и правах человека, и говорить об этом эксплицитно. Тогда, возможно, ситуация начала бы меняться.

Новые пассивные действуют, привыкнув к многолетнему государственному патернализму (как правило, это люди из "левомосховской", не подлинно неофициальной, среды), причем к этой привычке сейчас прибавился паразитизм на патернализме Центров современного искусства Сороса, чья культурная политика была в последние годы кричащим примером пассивности (кто попросил денег – тем дали).

Новые технологи – это прагматики, утратившие всякое представление о цели культуры вне сферы удоалетворения массовых потребностей, и, как правило, упоенные рынком (как, впрочем, многие в постсоветском арт-мире).

Новые активные действуют, исходя из презумпции продавливания как единственно эффективного жеста ("с волками жить..."). Они хотят легитимировать современное искусство, но в рамках критериев, принятых в постсоветском мире: а именно заявляя о себе как об элите, интимно близкой к власти. Отсюда гегемонизм по отношению к провинции, тактика агрессивного продвижения своих и так далее. Такое представление об элите сильно банализирует феномен под названием "современное искусство" и может принести в конечном счете больше вреда, чем пользы. Современная культура должна предложить модель неиерархических структур вместо того, чтобы играть на поле власти: отстаивать статус и права маргинальности вместо того, чтобы становиться постсоветской элитой, которая просто меняет Валентина Зорина на кого-то "из наших", а саму общественную модель "выездная партэлита и народ-быдло" оставляет без изменений. Современный российский арт-мир жалуется на невнимание и нелюбовь народа, однако свою идентичность в значительной мере строит именно на этом факте, который холит и лелеет. На самом же деле ему пора делать выбор между обществом и властью (а также ее прихлебательницей прессой, особенно глянцевой). Это неправда,что наше общество равнодушно или враждебно к современному искусству: зритель наш столь парадоксален, что может быть привлечен и Шиловым, и Куликом одновременно, а если искусство обращается лично к нему, им заинтересовано, на него нацелено, он и не заметит, что имел дело с современным художником.

ЧЕГО ТРЕБОВАТЬ ОТ ВЛАСТИ И ВООБЩЕ ЧТО ДЕЛАТЬ

От власти нужно и можно требовать понимания того, что современное творчество и наследие есть разные вещи, поддерживаются и финансируются по-разному. Что творчество (во всех видах искусства) есть лицо страны, а не туристическая и коммерческая ценность, которой является наследие. Однако, чтобы современное творчество было осознано как ценность, должна произойти историзация наследия, оно должно быть наконец похоронено – музеефицировано и упорядочено. Например, русский авангард должен быть объявлен национальной традицией, и для этого не нужно денег, достаточно слов. Вся истерия по поводу Музея современного искусства совершенно надумана: МСИ – это просто музей модернистского искусства (как МоМА или Центр Помпиду), и у нас есть музеи, которые хранят модернизм, просто Третьяковка и Русский музей должны выставлять его так, чтобы было ясно, что это приоритет, а не какой-то ненавистный аппендикс. Этого мы можем и должны требовать, но для этого арт-мир должен взять на себя ответственность за целую традицию, за русское искусство как целое (а не только за нишу "сегодняшнего дня", которую власти так легко игнорировать вообще).

Кроме того, мы должны требовать не свободы самовыражения для себя, но доступности современной культуры для той части общества, которая в ней нуждается, то есть фактически защиты интересов меньшинства. Для этого, как уже говорилось, искусство должно само признать свою социальную ответственность, не стыдиться быть прогрессивным, демократичным, политкорректным, мультикультурным и так далее, хотя для этого – и именно в этом и состоит культурная политика самого искусства – нужно проблематизировать границы политкорректности, мультикультурализма и демократии.

Искусство не должно быть связано с властью. Оно должно обращаться непосредственно к обществу, способствуя – в постсоветских условиях – его восстановлению. Но для этого оно должно быть самостоятельной общественной силой и выстроить систему собственных приоритетов (например, авторитетную, пусть и символическую, премию, какая существует в литературе – премия Андрея Белого), а также собственную этику, отсутствие которой просто скандально – хартия не помешала бы. Кроме того, оно должно перестать идентифицироваться с тусовкой и найти в себе силы интеллектуального противостояния ей. Оно должно обрести идентичность в социальных и исследовательских проектах (в которых, однако, художественное приоритетно), ставя вопросы, которые пока не ставит перед собой общество: как жить в расколотой на части стране? есть ли границы у демократии? готовы ли мы принять всю полноту ответственности? как быть со смертью? и что, вообще-тот говоря, происходит у нас в стране? Все это не принесет денег и важных знакомств, но искусством, в конце концов, должны заниматься только те, для кого искусство важнее, при этом зная, что общество нуждается и в них тоже. В общем, ответственность и достоинство: лозунги культурной политики.


4. Подробности.

"Модернизм и Постмодернизм - ссорящиеся близнецы"
Эдуард Ротштейн

Где они, манифесты новых направлений в искусстве?
В не столь давние времена их появление было обычным делом. Футуризм, кубизм, дадаизм, конструктивизм, сериализм, сюрреализм, абстакционизм...- несть им числа.
Однако теперь принято все эти "измы" определять единым понятием Модернизм. Не было такого направления, модернизм, это просто некий условный лэйбл, под которым Эзра Паунд и Бертольд Брехт, Шенберг и Стравинский, Шагал и Кандинский, Маринетти и Аполлинер ...
Это почти так же условно, как и лэйбл нынешнего искусства, постмодернизм.
В то время как модернизм состоял из множества манифестов, манифест постмодернизма - лишь в том, что не может быть больше никаких манифестов. Все доктрины созданы и созданы равными. Само же понятие "постмодернизм" почти невозможно    ухватить. Как капля ртути, он ускользает от любого прикосновения.
Помо, так эффектно назвали его в университетских кампусах, казалось бы достаточно проявил свое превосходство, однако до сих пор не смог убедительно определить себя в оппозиции модернизму, который может стать столь же важным для культуры 21 века, как греческая культура была важна для Ренессанса. Модернизм как источник мифов, которые можно отвергать, а можно имитировать и трансформировать.
По мере вступления в эру, назовем ее, по-помо, возрастает важность ответа на вопрос, в чем же состоял модернизм и, более того, был ли он реально чем-то вообще? Это, как если бы модернизм был представлен нами в образе помо - афористичный, ироничный и колеблющийся. А может он и не прекращался?
Недавно изданная антология "Модернизм" (Vassiliki Kolocontroni, Jane Goldman и Olga Taxidou) показывает противоречивое многообразие  модернизма, ставящее под сомнение какую бы то ни было когерентную теорию его развития.
Историк искусства Кларк в книге "Прощай, идея" также разрушает стандартные интерпретации модернизма, методично раскрывая "неудобные" для таких интерпретаций противоречия, скрытые в важнейших произведениях модернизма. "Модернистское прошлое - руины, по которым мы пытаемся постичь архитектуру здания".
В книге "Untwisting the Serpent: Modernism in Music, Literature and Other Arts" Даниэль Олбрайт отмечает как одну из главных отличительных характеристик модернизма то, что он расширил отношения между различными искусствами.
Во всех этих книгах предпринимается попытка пересмотреть привычную интерпретацию модернизма, сложившуюся  в, теперь уже, прошлом столетии. В столетии, когда мэйнстримом в искусстве стало отражение углубляющегося кризиса самого искусства. Когда музыка исчерпала возможности тональной системы, составлявшей ее основу на протяжении столетий. Живопись, оставаясь изобразительной, была обречена обратиться в китч. Литература не могла больше положиться на повествовательность романа, ритм и рифму стиха, чтоб не утратить энергетики. Мир стремительно менялся политически и социально, рушились мировоззрения, не бывалый по прежним меркам рывок совершила наука, стремительно, а то и катастрофически менялся сам человек, и искусство просто не могло изменяться столь же неспешно и последовательно как во времена кватроченто-барокко-рококо...
Наиболее влиятельную интерпретацию этих изменений в искусстве дал арт критик Клемент Гринберг. Он полагал, что высочайшим достижением модернизма явилось идеалистическое расширение основ каждого из искусств. Живопись раскрывала природу самой живописи. Скульптура выявляла собственные взаимотношения с пространством. И та , и другая отвергли требование сохранять декоративность, иллюстративность и чувственность.
Более политизированная интерпретация была дана философом Теодором Адорно, представителем знаменитой и влиятельной Франфуртской школы социальных наук. В "Философии современной музыки" он анализировал музыку декодируя ее отношения к социальным процессам. Модернизм, по его мнению, имел два направления. Представителем неаутентичного, ретроградного направления он считал Игоря Стравинского, яркого и фальшивого акробата, стремящегося отдалить слушателей от более серьезных забот. Революционный же потенциал модернизма был, по его мнению, реализован Арнольдом Шенбергом, обнажавшем своей суровой техникой человеческие иллюзии. Внимательный слушатель мог обнаружить в такой музыке противоречия и конфликты, скрытые в современном западном обществе.
Может показаться, что между взглядами Адорно и Гринберга мало общего, но оба они были истинными снобами в своих вкусах и строгими в требованиях. Оба также вышли из марксисткой интеллектуальной традиции. Гринберг в 1940-м был редактором Партизанского ревю, журнала пытавшегося примирить модернизм и марксизм и пытавшегося все объяснить экономикой и интересами рабочего класса. Примирение это, по правде говоря, было делом не сложным, так как важнейшим допущением большинства манифестов модернизма была неизбежность "прогресса". Вера в него, во всяком случае, всегда была очевидной. Различие Адорно и Гринберга состояло лишь в том, что для первого прогресс был политическим и техническим, а для второго - эстетическим и интеллектуальным. История для обоих имела позитивный градиент.
Такое понимание прогресса как раз и было отвергнуто в относительно недавнем мятеже против модернизма. Мятеж этот, названный постмодернизмом, не зашел слишком далеко. Однако. Модернизм тоже хотел ниспровергнуть прошлое, но при этом старался сохранить за произведениями искусства привилегированный статус. Он представлял мир неуверенно, но уверенно декларировал себя. Он отвергал груз традиций, но воспринимал традиции серьезно. Постмодернизм отверг и это.
Подитожив, можно скзать, что постмодернизм завершил начатую модернизмом революцию.
Композиторы, как например Джон Адамс начали игриво смешивать заимствованные старые стили, создавая сентиментальные попури. Филип Джонсон, начинавший вполне модернистским архитектором, позже переключился на "скромное" смешение старых стилей. Поп-арт Энди Уорхолла и флаги Яспера Джонса - это тоже аргументы против модернизма и его верований. И это не было прогрессом, а всего лишь заимствованием. В модернизме была перспектива, были и определенные рамки. В постмодернизме нет рамок, нет стабильности, а традиция представляется коллекцией тривиальностей.
Итак, помо отвергает слишком серьезное восприятие чего бы то ни было. Признает состояние игры и ироничное отношение. Каждая работа декларирует, величие -  это обман, великое искусство - притворство, и здесь - демонстрация этого.
Однако  все эти декларации: и маскарадность, привносимая в искусство,  и невозможность величия, да и другие - уже были заялены в разнообразных направлениях модернизма.    Правда, если в модернизме было чувство смущения, разочарования, оно воспринималось серьезно и глубоко переживалось. Воспринималось как нечто, "поставленное на карту".
Или еще. Любой авторитет был открыт для критики и на традицию не принято было полагаться безоговорочно... Многие модернистские работы выражали чувство неуверенности. Кларк находит во многих работах Сезана, Пикассо  особое напряжение между жаждой определенности и невозможностью ее достичь.
Фактически художника обуревало желание преобразовать традицию и даже преобразовать мир, достигнув некой новой определенности, и не покидала неуверенность в возможности этого. И здесь модернизм как будто бы предвидел аргументы постмодернизма о практической бесполезности попыток преобразовать мир. И именно это придает многим модернистским работам их силу.
Настойчивость таких модернистских желаний привела многих приверженцев к искушению экстремистскими убеждениями, такими как фашизм (Эзра Паунд) и коммунизм (Пикассо, Дос Пассос). Другие же нашли пристанище в религиозной вере (Элиот) или декларировали преданность фолклорному прошлому (Барток). Даже Кларк, называющий себя марксистом, нашел свое убежище:  в свои тексты он ввел "Сатану", "аккумулирующего капиталы и расширяющего капиталистические рынки".
Этот краткий анализ подчеркивает: модернизм боролся с предрассудками и искал новые пути. Постмодернизм объявил - это невозможно и не имеет никакого значения.

Как будет понят модернизм в  нынешнем по-помо мире? Художественные прогресс - иллюзия, а манифесты невозможны - не вызовет ли это возражений?
Ретроспективно модернизм может показаться даже навязчивым. Это подтвердят те, кто пытался читать (или слушать) "Поминки по Финнегану" Джеймса Джойса. Или многословным ("Erwartung" Шенберга). Пока такие вещи остаются, они неизбежно будут предметом помо иронии.
Но остается вопрос, не находится ли культура до сих пор в состоянии модернизма? Или быть может возвращается в него?
А может борьба и поиски продолжаются, никогда не прекращавшись, не смотря на лучшие усилия помо показать, что это не имеет смысла? И По-помо    обернется всего лишь разновидностью мо?


СЛЕДИТЕ ЗА НАШИМИ НОВОСТЯМИ.
В ЕЖЕДневных Новостях Искусства@ARTINFO
Пополнение 2 раза в день.

Сергей Тетерин   (http://www.teterin.raid.ru
Николай Кононихин (АРТ ПИТЕР)
Екатерина Лазарева (Параллельные новости) - в этом выпуске нет.
Руководитель проекта - Юрий Пластинин plastinin@artinfo.ru

*** Вся информация взята из http://www.artinfo.ru/ru/news



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное