Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Палех" за один вечер. Искусство насечки. Хотите любоваться деревом? Не применяйте краску! Рецепты мастера Гамбса. Бижутерия из леса.


Народные промыслы:
все про них, о них, для них

Тот, кто тачает башмаки, сам ходит босиком
(Роберт Бертон)


"Палех" за один вечер
 
ПалехПодобрать подарок — задача не из легких. В магазинах или не найти того, что хочется, или стоит слишком дорого. Палехская шкатулка, например, может стоить далеко за тысячу рублей! Ну разве по карману? Но у кого есть немножечко вкуса и умелые руки, ту же шкатулку, почти как палехскую, мотет сделать сам. Как?

Делится секретом Ю.Поляков. Его шкатулки под Палех изящны и практичны — удобны для хранения бижутерии, косметики, ниток с иголками... Да мало ли еще для чего! Предоставим слово автору.

Сначала надо сделать коробочку. Клеится она из самых доступных материалов — бумажной ленты, кусков оргалита. Потребуется также водоэмульсионная краска, клей ПВА, черная темпера или гуашь и быстросохнущий лак марки НЦ.

Выберите форму и подберите болванку. Она может быть любой: квадратной, овальной, круглой. Все зависит от назначения. Остановимся на самой простой технологии, где болванкой служит стеклянная бутылка или банка.

Отрежьте бумажную ленту шириной, равной высоте будущей шкатулки. Длина ее выбирается из расчета, чтобы толщина слоя после намотки была порядка 3 мм...

 


Искусство насечки
 
ИнкрустацияПомните: «Отделкой золотой блистает мой кинжал; клинок надежный, без порока. ..» Пусть эта строка Михаила Юрьевича Лермонтова послужит отправной точкой для беседы о древнейших приемах украшения драгоценными металлами изделий из бронзы и стали.

Еще в Древнем Египте и в Древней Греции возник прием инкрустации бронзовых ваз золотом и серебром. Начиная с IX и X веков эти узоры распространяются и на железные предметы. В России с насечкой по сей день работают мастера-художники из аула Кубачи в Дагестане, оружейники Тулы, Ижевска, Златоуста. Музейные образцы насечки не перестают нас восхищать своим искусством, обогащают наши представления о технике старых мастеров. Не будем забывать, что характер инкрустации в каждом случае — это набор, фактура, цветовая гамма, сочетаемость исходных материалов. Даже золото здесь применяют двух видов: чистое, желтого цвета и «зеленое» — сплав его с серебром...

 


Хотите любоваться деревом? Не применяйте краску!
 
Мореное деревоВедь не случайно старые мастера-мебельщики старались сохранить в своих изделиях естественную текстуру каждого вида древесины.

Как же этого достичь? Можно, например, воспользоваться морилкой. Но, к сожалению, раз приготовленный раствор дает единственный тон всему изделию. Иметь же растворы нескольких плотностей — накладно. Выход один — поискать замену.

Оказывается, в домашних условиях деревянное изделие можно покрасить... отварами луковой шелухи, крепко заваренного чая и еще многими другими, обиходными веществами, о чем раньше и не подозревали...

 


Рецепты мастера Гамбса
 
Красное деревоВы хотите подчеркнуть текстуру древесины и защитить ее от влияния света и воздуха? Давайте воспользуемся приемами самого известного в дореволюционной России мебельного мастера, прославившегося своими изделиями на весь мир.

Для получения прозрачного покрытия достаточно нанести несколько слоев бесцветного лака. Шпаклевание при отделке такими лаками не допускается, иначе значительно снизятся декоративные качества изделия.

В исключительных случаях допускается заделка дефектов. Выполняется она составами, по цвету и общему тону не отличающимися от цвета самой поверхности. Однако для получения покрытия с высокими декоративными свойствами требуется провести ее зачистку наждачными бумагами и далее отбелить, покрасить, прогрунтовать, покрыть лаком и облагородить.

Чем качественнее проведена подготовка поверхности изделия, тем с наименьшими затратами времени и материалов может быть выполнена отделка...

 


Бижутерия из леса
 
БижутерияЛежит на тропинке опаленный солнцем, иссушенный ветром сучок дерева. Как поступите — отфутболите ногой? Но приглядитесь, разве это не материал, который в умелых руках превратится... в оленя, застывшего в прыжке, смешного лешего, косолапого мишку... В кого еще — зависит от вашего художественного чутья. Матвей Третьяков, например, из Кзыл-Ординской области увидел в кусочках древесины будущие украшения — заколки для волос, бусы, клипсы, брелоки, броши... Кое-что из того, что он придумал, перед вами. Можно, конечно, скопировать его работы. Но лучше, освоив технику, идти своим путем.

Главное, считает Матвей, суметь выявить текстуру древесины. Дается это постепенно, после тренировки. Расположение волокон подскажет, где искать наиболее выразительные места, какую форму и цветовое оформление придать будущему изделию...

 


2007-2016 Автор-составитель Владимир Мао

В избранное