Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Энергия музыки: разговоры о прекрасном (выпуск 45)


Информационный Канал Subscribe.Ru

Энергия музыки: разговоры о прекрасном
Выпуск 45

 

 
 

Здравствуйте!

Сегодня предлагаю вашему вниманию главу из книги Г. И. Даниловой «Мировая художественная культура» (Г. И. Данилова. Мировая Художественная Культура: Учебник для общеобразовательных учебных заведений, – М., Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2001.) Глава называется «Музыка в храме». Мои комментарии - таким текстом.

Музыка в храме

«Ничто так не возвышает душу, ничто так её не окрыляет, не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз, не наставляет в философии и не помогает достигнуть полного презрения к житейским предметам, как согласованная мелодия и управляемое ритмом божественное пение», – говорил известный византийский писатель и богослов Иоанн Златоуст (около 350-470).

Действительно, когда мы приходим в храм и вслушиваемся в чуд­ные песнопения, нас не оставляет чувство прикосновения к тайне...

Любил я в детстве сумрак в храме,
Любил вечернею порой Его, сияющий огнями
Перед молящейся толпой;
Любил я всенощное бденье,
Когда в напевах и словах
Звучит покорное смиренье
И покаяние в грехах...
И в час, когда хор тихо пел
О «Свете тихом», в умиленье
Я забывал свои волненья
И сердцем радостно светлел...

так выразил свои чувства от услышанной музыки в храме поэт И. А. Бунин (1870-1853).

Хоровое церковное пение и колокольные звоны составляют основу музыкальной традиции православия. Если на Западе, в католических и протестантских храмах, с конца средних веков в богослужении использовался орган, а затем и другие музыкальные инструменты и даже целые оркестры, то на Руси самым совершенным инструментом считался человеческий голос.

«На Ближнем Востоке среди православных христиан и армян существует обычай не использовать орган в церкви; они используют аккорд или звук, который издают десять или двенадцать человек замкнутыми губами. И каждый, кто слышал его, скажет, что они правы; звук органа гораздо более искусственный по сравнению со звуком, производимым голосами этих людей с замкнутыми губами. Он имеет такой замечательный магический эффект, он проникает так далеко и так глубоко в сердце и создает такую религиозную атмосферу, что человек не чувствует никакой необходимости в органе; это есть естественный орган, созданный Богом.» (Хазрат Инайят Хан, «Мистицизм звука», Часть 2 «Музыка», Глава 8 «Влияние звука на физическое тело»)

Музыка, звучащая в храме, представлялась божественной, а её исполнение - ангельским, небесным. Это не противоречило библейскому писанию, в котором говорилось, что ангелы, окружающие небесный престол, непрерывно воздают хвалу Господу в божественных песнопениях. Кроме того, считалось, что во время богослужения голоса ангельские сливаются с голосами человеческими, воссоздают в песнопениях божественный образ. Следовательно, хоровое церковное пение, преобладавшее до конца XVII века, воспринималось как стремление к гармоническому единству человека с Богом.

В основе древнерусского певческого искусства лежит знаменный распев, то есть распевно произнесённое слово. (Такое название он получил от славянского слова «знамя», то есть «знак», с помощью которого записывали песнопения.) Действительно, во время богослужения чтение было распевным, медленным и выразительным и во многом напоминало декламацию. Мелодии для чтения текстов приковывали внимание слушателей, они были просты и выразительны, так что их легко можно было различить и запомнить. Чтение нараспев без особых трудностей усваивалось чтецами прямо на клиросе во время службы.

На протяжении длительного времени церковная музыка претерпела многое изменений. К концу XVI века музыкальные композиции становятся более сложными и приближаются к сочинительству. В XVIII веке особой популярностью стало пользоваться так называемое партесное (многоголосное) пение требовавшее особого виртуозного исполнения.

Музыка вместе с иконописью и архитектурой воспринималась как своеобразный синтез искусств, особое храмовое действо, составившее одну из самых оригинальных страниц русский культуры. Церковная музыка имеет не только эстетическое значение, она несёт в себе глубокий смысл, помогающий пониманию сущности православной веры. Церковная музыка прежде всего обращена к чувствам, переживаниям, а главное - к мыслям человека.

В дальнейшем, в XVIII-XIX веках, к сочинению церковной музыки обращались многие знаменитые композиторы: Д. Бортнянский («Концерт для хора»), А. Гречанинов («Верую»), П. Чесноков («Херувимская песнь»), П. Чайковский («Литургия св. Иоанна Златоуста»), С. Рахманинов («Всенощное бдение») и др.

Иной характер носит культовая музыка ислама. Мусульманская религия строго регламентировала не только архитектуру, изобразительное искусство и зрелищные представления, но и музыкальное творчество. С одной стороны, музыка попала в ранг запрещённых Исламом искусств, а с другой - было создано богатейшее музыкальное наследство с Характерными национальными традициями.

Основное требование ислама гласит: человек и его переживания не могут быть объектом изображения художника. Не менее жёстко было от вергнуто и инструментальное исполнение музыки, вот почему она носит исключительно вокальный характер. Выразительный и динамичный голое служителя ислама - муэдзина (от араб. - «призывающий») должен был пять раз в день созывать верующих для молитвы Аллаху и обращать все их помыслы к Богу. Его главная задача сводилась к тому, чтобы донести смысловое, словесное значение призыва к молитве. Как правило, муэдзин обладает особым творческим даром, сильным и красивым голосом. Его призыв к молитве неизменно содержит одни и те же слова: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк его». А между тем всякий раз он импровизирует, по-новому и по-своему распевает их. Вот как это звучит на арабском языке:

«Лэ иллаху, илла лахху,
Мухамме дун русул лаху».

У меня есть записи двух призывов к молитве. Муэдзин поет не только эти слова, точный текст я еще не искал – если кто-то знает его, пришлите, пожалуйста.

Призыв мусульман к молитве получил название азан. Он был установлен пророком Мухаммедом в 622-623 годах. С чем же это было связано? Как рассказывает предание, раньше мусульмане никогда не собирались на молитву в одно и то же время: одни раньше, другие позже. Тогда было решено завести большой колокол, в который следовало ударять в строго установленные часы. Для укрепления колокола понадобилось большое бревно, и один из священников отправился за ним, но на следующий день он явился к пророку Мухаммеду с пустыми руками, сказав, что во сне ему было видение: «Не делай колокола, а призывай на молитву азаном». Мухаммед с улыбкой ответил «Откровение упредило тебя». Пророку заранее свыше было известно такое предопределение.

Церемония азана очень театральна. Представьте: на живописном фоне красочной южной природы изящно возвышается устремлённый ввысь минарет мечети с одинокой фигурой взывающего к Богу муэдзина. Его облик артистичен: на смуглом лице ослепительно белея чалма, свободные одежды, охваченные ярким кушаком, до пояса ниспадает борода... Привлекает и особая, гордая манера держаться. Интересно, что в наши дни в больших городах эти музыкальные призывы к молитве радиофицированы. В настоящее время азан превратился в неотъемлемую принадлежность народной жизни.

В Казани много мусульман и несколько десятков мечетей. Из некоторых перед молитвой через громкоговоритель транслируется азан.

Среди религиозных мусульманских обрядов, кроме азана, существуют и другие разновидности культовой музыки. Одна из них связана с особой, мелодичной декламацией свяще нного Корана, а другая - дикр - представляет собой вид культовых песнопений, сопровождаемых ритмическими телодвижениями. На больших площадях городов устраиваются специальные музыкальные чтения избранных сур (то есть глав) Корана. Для этого возводятся нарядные шатры, украшенные коврами и богатой утварью. Священник начинает мелодекламировать страницы священной книги. Музыка при этом носит прикладной характер, но в целом она существенно облегчает восприятие глубокомысленных и строгих изречений Корана, требующих напряжённого и внимательного вслушивания.

В конце прошлого лета меня очень сильно потянуло на мусульманскую религиозную музыку (в очередной раз услышал азан и решил найти запись подобного пения). Нашел несколько очень длинных записей чтений Корана, и время от времени их слушаю. Недавно вот еще раз послушал. Хочу сказать, что каждый человек читает суры по-своему, со своими интонациями. Вообще, религиозная музыка очень красивая…

Буддийская музыка непривычна для слуха европейца, она кажется ему резкой и немелодичной. Но так ли это на самом деле? Попробуем вслушаться и понять её характерные особенности. Но прежде посмотрим, как в буддизме воспринимали музыку вообще.

Считалось, что звук играет важнейшую роль в мироздании. Бесчисленные согласованные и соразмерные звуковые колебания рождают божественную гармонию мира, а поэтому отношение к музыке было более благосклонным, чем в мусульманских странах. Более того, к миру музыки причисляли многих богов и персонажей буддийского пантеона. Об этом свидетельствуют их изображения в обществе музыкантов или с инструментами в руках. Прекрасное пение, танцы, звуки, воспроизведённые драгоценными инструментами, воспринимались как неотъемлемая принадлежность к «стране, совершенного блаженства».

По мнению верующих, не менее сверхъестественной силой обладают важнейшие буддийские молитвы-заклинания, сопровождающие обряды богослужения; многократное пение молитв приближало их к вечному блаженству — нирване.

В настоящее время создана довольно сложная и пёстрая система буддийских музыкальных традиций. В первую очередь музыка включается в сферу храмового ритуала, она также исполняется странствующими монахами и музыкантами. Существуют и сольные музицирования, связанные с определёнными формами медитации, то есть с состояниями углублённости» сосредоточенности и отрешённости от внешнего мира.

Буддийские монастыри, ставшие своеобразными культурными центрами, в значительной мере способствовали успешному развитию музыкального творчества. Музыка в них рассматривалась не как самостоятельное искусство, а как необходимый элемент буддийского ритуала, овладение которым входило в обязательную систему обучения монахов.

Общий звуковой фон молитвы, исполняемой несколькими монахами» довольно разнообразен и динамичен. Одновременное, внешне монотонное чтение молитв на самом деле осуществляется в различных темпах и ритмах. Буддийские песнопения строго канонизированы, а поэтому требуют соответствующих систем нотных записей и определённой манеры исполнения.

В буддийском богослужении широко используются музыкальные инструменты, чаще духовые и ударные (их насчитывается около 50). Каждый из них призван создать определённое психологическое и эмоциональное настроение. К числу используемых музыкальных инструментов относят металлические трубы длиной 3,5-4 метра, издающие грозные возгласы, предназначенные для привлечения внимания богов к молитвам человека. Кроме того, они служат для устрашения врагов буддийской веры. Используются многочисленные виды барабанов и колоколов, чьи звуковые тембры, по мнению верующих, обладают магическими свойствами. Реже применяются струнные и смычковые инструменты.

Во время красочных костюмированных процессий в буддийских монастырях особенно утончённой и изысканной считается традиционная игра на длинных цитрах. Исполнение музыки на этом струнном инструменте входило в обязательный кодекс поведения благородной личности. Согласно, преданию, этим инструментом (в Китае он назывался цинь) пользовался известный философ Конфуций. Играя перед своими учениками, он объяснял им смысл каждой мелодии.

  

С записями буддистской религиозной музыки дела обстоят похуже (слушал только горловое пение тибетских монахов). Ее сложнее найти. Может, кто-нибудь знает, где ее можно скачать? Вообще, в интернете сложно найти религиозную музыку – она как-то хитро спрятана… Я уж не говорю о видео. Хотя другой музыки полно. А религиозной нет. Наверное, она просто мало кому нужна…

А вот как Конфуций обучался игре на цине (сайт «Великий предел»):

«Сыма Цянь сообщает, что сам Конфуций учился играть на цине, проявляя при том изощренные способности в восприятии мелодий, созданных для этого инструмента:

Конфуций учился у Ши Сяна игре на цине. Прошло десять дней, а он все еще разучивал лишь начальные аккорды. Ши Сян-цзы сказал: “Можно разучивать другую песню, этой Вы уже овладели”. Конфуций ответил: “Я лишь усвоил мелодию, но еще не овладел искусством исполнения”. Через некоторое время Ши Сян-цзы произнес: “Искусством исполнения Вы уже овладели, можно приступать к изучению новой песни”. Конфуций ответил: “Я еще не понял, в чем выразительность ее устремленности”. Прошло еще некоторое время, и Ши Сян-цзы произнес: “Вы уже овладели ее устремленностью, приступайте к разучиванию следующей песни”. Конфуций погрузился в глубокое размышление. Затем очнулся и, взглянув вдаль, радостно сказал: “Я представляю себе этого человека. У него смуглый лик, он высок ростом, взор его устремлен вдаль. Он подобен вану, взирающему на четыре стороны света. Кто, кроме чжоуского Вэнь-вана, мог создать такую песню?” Услышав такое, Ши Сян-цзы поднялся с циновки и дважды поклонился Конфуцию: “Мой учитель говорил, что песнь эта первоначально называлась “Вэнь-ван цао”

(Сыма Цянь. "Исторические записки". Пер. Л.С. Переломова. - В кн.: Л.С. Переломов. Конфуций. Лунь юй. М., 1998, с. 62.)»

  О книге «Мистицизм звука»

Мимо книги с таким названием невозможно пройти, не заглянув внутрь. Эти два слова словно обладают внутренним магнетизмом. Может ли подобная книга появиться сегодня? Нет. Даже в таких странах, как Китай и Япония, люди изменились – к музыке относятся уже не так, как раньше, и традиция не уходит в забвение лишь благодаря таким энтузиастам, как Линь Гу-фан.

Цитировать «Мистицизм звука» можно хоть в каждом выпуске. Раньше читал эту книгу постоянно (дома, в транспорте, перед сном читал). Сейчас уделяю ей гораздо меньше времени, но заметил, что вдумчивое прочтение даже одной главы поздним вечером успокаивает, умиротворяет и расслабляет. Не то, чтобы засыпаю и постепенно слипаются глаза, а просто появляется легкость внутри. Эта книга обладает некоей внутренней силой, к которой каждый раз прикасаешься с благоговением и почтением. Наверное, рукопись этой книги (если она еще сохранилась) обладает положительным энергетическим зарядом.

Целительное чтение.

«Я очень сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала моих слушателей: я стремился их сделать лучше»
(Г. Гендель)

 До свидания!

 

Александр Филяев  
muzyka@inbox.ru  

   Дружественные рассылки
 


Рассказы о группах и музыкантах всех времен и народов (страница в каталоге Subscribe.ru)  
Музыка всех стилей, всех времен и всех народов, ставшая классикой. Музыканты, ставшие легендой. Рассказы, впечатления, рецензии - все самое интересное.

Рассылки Subscribe.Ru
 Рассказы о группах и музыкантах всех времен и народов 

Притчи и сказки Востока и Запада (страница в каталоге Subscribe.ru).
Притчи и сказки разных народов и религий, которые при обдуманном чтении помогают на привычные вещи взглянуть под новым углом. Их можно читать снова и снова и делать каждый раз новые выводы. Ведь нет ничего более изменчивого, чем человек и его взгляды на жизнь.
Рассылки Subscribe.Ru
Притчи и сказки Востока и Запада

  

«Что заставляет нас чувствовать влечение к музыке, так это тот факт, что все наше существо есть музыка; наш ум и наше тело, природа, в которой мы живем, природа, которая создала нас, все, что находится вокруг и рядом с нами, все это музыка; и мы близки всей этой музыке, мы живем, движемся и пребываем в музыке.
Следовательно, музыка интересует нас, привлекает наше внимание и доставляет нам удовольствие, потому что она соответствует ритму и тону, которые удерживают механизм всего нашего существа в целости.»

(Хазрат Инайят Хан, «Мистицизм звука»)



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.energy
Отписаться

В избранное