Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Энергия музыки: разговоры о прекрасном (выпуск 44)


Информационный Канал Subscribe.Ru

Энергия музыки: разговоры о прекрасном
Выпуск 44

 

 
 

«Как царем, значит, заделаюсь, первым делом…
первым делом, че первым делом?
А! Пианину! Что это за жизнь без пианины?»
(из мультфильма «Падал прошлогодний снег»)

  Подборка любопытных высказываний Натана Перельмана
из 1-й части его книги «В классе рояля»

Пусть акустики анатомируют звук и подсчитывают количество колебаний. Для музыканта звук - творение, обладающее вкусом, цветом, объемом, красотой или уродством, силой, весом, длиной и всем, чем только способен наделить его обладающий фантазией музыкант.

Заметьте: музыкант, не усматривая в этом смешного, говорит о звуке, как о фрукте - сочный, мягкий, нежный; как о чем-то зримом - светлый, тусклый, солнечный, блеклый, белый; как о предмете, имеющем объем, вес и длину - круглый, плоский, глубокий, мелкий, тяжелый, легкий, длинный, короткий. Звуку приписывают даже нравственные категории - благородный. Какое множество прилагательных! Упущено только одно: забыто, что звук должен быть и умным, не то (это с ним бывает) он иногда совершает известную ошибку Иванушки-дурачка.

Без ненависти к плохой музыке не может быть любви к хорошей.

Иногда руки хотят парить в воздухе, но... печальная необходимость извлекать звук вынуждает их опускаться на грешную клавиатуру.

Удивительны свойства фортепианного звука! Его можно зажечь и погасить. Он вспыхивает и тлеет. Он взвивается ракетой и исчезает, оставляя лишь педальный след. Он струится и клокочет. Но при этом ему следует помнить, что он не вода и не огонь, а звук.

Если пьесу, сочиненную прекрасным композитором в ранней молодости, играет музыкант преклонного возраста и многострадального опыта, да будет ему позволено отечески кое-где подправить юношу.

У меня иногда возникает желание составить инвентарную опись чувств и многочисленных их оттенков и, что особенно важно, наименовать их, ибо уверен, что многие из них пылятся где-то в запасниках исполнительских душ и не извлекаются оттуда из-за ненареченности.

Об игре на инструменте нужно писать очень осторожно. Не инструктивно! Инструкции повисают гирями на сознании доверчивого исполнителя. Детальный разбор исполнительского процесса следует адресовать психологу, педагогу, философу - кому угодно, только не исполнителю перед выступлением: перед едой не следует разъяснять глотательный процесс.

Музыка, как и поэзия, бывает неотразима в своей зашифрованности. Не ломайте голову! Наслаждайтесь непониманием!

  

Людям, которые играют на пианино, рекомендую почитать книгу Натана Перельмана. Хорошая книга, полезная.

И, в продолжение темы прошлого выпуска, предлагаю вам вторую часть обзора методов музыкотерапии, сделанного М. Леви – из его статьи «Функциональная музыка как явление современной культуры (сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта)».

Музыкотерапия-2

Основные направления практикуемой в нашей стране музыкальной терапии как самостоятельного метода («музыка мозга» Я. Левина, вокало- и музыкотерапия С. Шушарджана, музыкотерапия В. Петрушина, онтопсихологическая музыкотерапия, кое-какое доморощенное «чудо-целительство») и как компонент комплексного лечения или психотерапии (аутогенная тренировка, метод С. Грофа, терапия творческим самовыражением М. Бурно, психотренинги с музыкой В. Басова, «бинауральные» технологии Р. Монро со товарищи) рассматривались нами ранее, поэтому ограничимся описанием лишь некоторых, не затронутых в нашем предыдущем обзоре методов, а также фрагментов необъятной зарубежной литературы по этой тематике.

Нетрадиционная система постановки голоса, разработанная В Багруновым, оказывает, по словам автора, помимо основного обучающего, определенное оздоравливающее и психорегулирующее воздействие. Его методика основана на восстановлении природной способности звукоизвлечения (ведь младенцы, обладая многократно меньшей по сравнению со взрослыми силой легких, способны подавать чрезвычайно громкий голос): применяются упражнения для формирования «малого дыхания» и улучшения соединения гортани с трахеей, т.к. звук голоса порождается бронхиальной системой, а не голосовыми связками. В результате достигается способность без усилия говорить и петь долго и выразительно, а как следствие – повышается коммуникабельность и уверенность в себе, а заодно – способность к релаксации, снятию лишнего напряжения. Отметим, что указанная система в значительной мере близка отдельным методикам «онтопсихологической» музыкальной терапии А. Менегетти: «...все части вашего тела будут участвовать в пении, словно звук производят не только голосовые связки, но и все, даже самые маленькие мышцы вашего тела... Начать можно с молчания, чтобы лучше проявился ваш внутренний голос. Потом можно петь без слов на самых низких тонах, потому что они вызывают в нашем организме максимальный резонанс... чтобы в каждой клетке организма чувствовался отклик, зарождающийся в глубинах.»

Метод музыкальной электростимуляции был предложен В.С. Тесленко. «... Его особенность в том, что он сочетает в себе классический метод электродного лечения (электрофорез) и новый – ...прослушивание музыки. ...на электроды подается электрический сигнал, преобразованный из звукового сигнала музыкальной композиции, что делает его многогармоническим; причем амплитуда и частота тех или иных гармоник изменяется со временем, благодаря чему организм не устает от лечебного воздействия. А синхронное  прослушивание этой же музыкальной композиции, выбираемой самим пациентом, эмоционально усиливает электродное воздействие ...известно множество заболеваний, которые он (такой метод) позволяет излечить. Применение музыкально гармонизирующей физиотерапии рефлексогенных зон и точек акупунктуры способствует более эффективному проведению терапевтических мероприятий, сокращению сроков лечения больных по сравнению с раздельно применяемой в настоящее время электростимуляцией и звуковой музыкотерапией».

Оригинальный метод музыкальной психотерапии В Элькина основан на использовании определенных цветомузыкальных соответствий. Анализируя давнишние размышления о «цвете тональностей» А. Скрябина, Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова и др. и опираясь на теорию семантики цвета М. Люшера, автор разрабатывает свою систему, в которой каждому из 8 цветов люшеровского ряда сопоставлены три тональности, связанные квартово-квинтовым соотношением, причем мажор соответствует основным цветам (красному, желтому, зеленому, синему), а минор – дополнительным (фиолетовому, коричневому, серому, черному). Согласно цветовому выбору, который делает пациент, ему подбираются произведения для прослушивания. По утверждению автора, пациенты сами ассоциируют произведения с теми цветами, которые таковым соответствуют (подтвердить свои заключения с помощью статистических критериев автор счел, видимо, излишним). Легко видеть уязвимость этой теории для критики, ибо в ней игнорируется один из фундаментальных фактов, во время оно легших в основу гештальт-психологии: одна и та же музыка, сыгранная в разных тональностях, действует на человека если не совершенно одинаково, то, во всяком случае, куда более сходно, чем разные мелодии в одной тональности. Непонятно также, учитывается ли автором тональный план произведений – переходы из одной тональности в другую, часто имеющую «другой цвет». Кроме прочего, автор постулирует соответствие тональностей и цветов знакам Зодиака, «стихиям» (вода, воздух, огонь, земля), к которым по дате рождения относится композитор, и это тоже находит свое психотерапевтическое приложение. Одно несомненно: если пациенту убедительно сказать, что для него звучит именно ему подходящее произведение – ассоциированное с «его» цветом, «правильной» тональности, да и композитор родился под тем же созвездием, что и он, к тому же если доктор сам его исполнит (что и делает В. Элькин, будучи квалифицированным музыкантом), то благотворный результат очень высоко вероятен.

Кстати, западными учеными было установлено, что наибольшее иммуно-стимулирующее действие оказывает «живая», причем импровизируемая музыка. J. Scartelli утверждает, что для достижения нужного влияния на иммунитет (через психо-нейро-иммунные связи) музыка должна быть «правильной» для конкретного пациента, индивидуально подобранной. Другие авторы исследовали влияние 4-х различных звуковых условий (тишина, отдельные чистые тоны и щелчки, музыкальная радиопередача, музыкальная программа компании Музак (о ней подробнее см. ниже)) на такой показатель активности иммунной системы, как уровень иммуноглобулина «А»; значимое повышение его уровня достигалось только при звучании музыкальной программы Музак.

Благодаря использованию музыки можно добиться уменьшения стрессовой реакции пациентов перед хирургическим вмешательством, что объективно подтверждается снижением содержания кортизола в слюне.

Комплексная музыкально-физкультурная восстановительная терапия применяется для пациентов, перенесших трансплантацию костного мозга с целью преодоления мышечной дистрофии и других возникающих проблем. В течение краткого курса (2-3 сеанса) достигалось только большее чувство расслабления и комфорта; длительный же (10 сеансов) курс способствовал также повышению выносливости при выполнении физических упражнений и большей общительности пациентов.

В западных странах музыка также широко применяется в системе медицинской поддержки неврологических больных – при болезнях Паркинсона, Альцгеймера и т.п. В учреждениях для престарелых имеется опыт профилактики старческого слабоумия с помощью музыки. В психиатрических лечебницах наблюдение за пациентами во время массовых прогулок по двору с музыкальным «фоном» показало, что меньше беспорядков происходило при звучании «кантри» и легкой электронной музыки, чем когда включался «тяжелый рок» и «рэп».

Музыкальная терапия показала определенную эффективность при лечении больных с инфарктом миокарда, т.к. «релаксирующая» музыка помогает снизить у них частоту сердцебиения и дыхания, а также уровень ситуативной тревожности. Этот метод применяется и к онкологическим пациентам, причем происходит значимое снижение стресса, вызываемого процессом интенсивной терапии, но существенного воздействия на глубинном биологическом уровне – снижения побочных эффектов химиотерапии – не обнаруживается.

«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка целитель здоровья»
(Владимир Бехтерев)

 До свидания!

 

Александр Филяев  
muzyka@inbox.ru  

   Дружественные рассылки
 


Рассказы о группах и музыкантах всех времен и народов (страница в каталоге Subscribe.ru)  
Музыка всех стилей, всех времен и всех народов, ставшая классикой. Музыканты, ставшие легендой. Рассказы, впечатления, рецензии - все самое интересное.

Рассылки Subscribe.Ru
 Рассказы о группах и музыкантах всех времен и народов 

Притчи и сказки Востока и Запада (страница в каталоге Subscribe.ru).
Притчи и сказки разных народов и религий, которые при обдуманном чтении помогают на привычные вещи взглянуть под новым углом. Их можно читать снова и снова и делать каждый раз новые выводы. Ведь нет ничего более изменчивого, чем человек и его взгляды на жизнь.
Рассылки Subscribe.Ru
Притчи и сказки Востока и Запада

  

«Что заставляет нас чувствовать влечение к музыке, так это тот факт, что все наше существо есть музыка; наш ум и наше тело, природа, в которой мы живем, природа, которая создала нас, все, что находится вокруг и рядом с нами, все это музыка; и мы близки всей этой музыке, мы живем, движемся и пребываем в музыке.
Следовательно, музыка интересует нас, привлекает наше внимание и доставляет нам удовольствие, потому что она соответствует ритму и тону, которые удерживают механизм всего нашего существа в целости.»

(Хазрат Инайят Хан, «Мистицизм звука»)



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.energy
Отписаться

В избранное