Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости сайта "Машинное отделение" #029


Информационный Канал Subscribe.Ru

Новости "Машинного отделения"



Машинное Отделение завершает первый год своей деятельности блоком рецензий на альбомы двух представителей японской электронной сцены: именитого Akifumi Nakadjima (AUBE) и еще не получившего столь широкой известности Kouhei Matsunaga. Если хотите, это alpha & omega нынешнего состояния шумовой музыки: первый неизвестен только ленивому, второй всё ещё остаётся в тени своих земляков и коллег, несмотря на релизы на таких лейблах, как Mille Plateux, Blade Records, сотрудничеству с MERZBOW и Lasse Marhaug.

Ещё раз поздравляем вас с наступающим Новым годом! Желаем всего наилучшего и обещаем и дальше прилагать все усилия, чтобы держать вас в курсе самых интересных событий в мире электронной музыки.


AUBE

"RM4" - CD (ltd. 1000)
2002, Ultra-Mail Prod., U.M.P.-001

Aube - RM4
Рассказывая о любом из альбомов AUBE, нужно соблюсти ряд формальностей. Во-первых, сообщить читателю о том, что Акифуми Накаджима является одним из классиков japanoise, не забыв при этом противопоставить его манеру работы со звуком другому японцу - Массами Акита (MERZBOW). Во-вторых, упомянуть тот факт, что для каждого из альбомов избирается свой единственный источник звукоизвлечения. В-третьих, восхититься/возмутиться количеством релизов (особенно упомянуть серию "Millennium"). И наконец, завершить всё рассуждениями о специфике дизайна некоторых альбомов (коробки, зажигалки, лимиты на тиражи и т.п.).

Всё это мы сочтём информацией, изложенной за кадром, и займёмся непосредственно объектом нашего внимания. Не знаю, что и сказать: с одной стороны, замечательная пластинка, демонстрирующая классическое для Акифуми Накаджима и недостижимое для многих других умение обращаться со звуком. То, откуда именно извлечён звук, имеет для слушателя второстепенное значение, так как итоговый вариант всё равно будет звучать негромко и медитативно. В данном случае исходным материалом для альбома послужил изъеденный коррозией металл. С другой стороны, "RM4" - абсолютно рядовое явление. Из обширной дискографии альбома работа эта выделяется разве что вторичными признаками (лейбл, год, формат издания и т.п.), да изумительно стильным оформлением конверта, который выполнил сам автор музыки.

На компакт-диске - четыре трека, один из которых ("Corrodetune") уже издавался на двойном трёхдюймовом CDR в декабре 2001 года на домашнем лейбле музыканта. Все они достаточно продолжительны, все - интересны, но ничего того, чего не было раньше, в них нет. Первая пьеса имеет лёгкий ритуальный привкус и звучит как работа с металлической перкуссией на фоне низкочастотного ландшафта. Три другие приятно щекочут перепонки шершавым и почти невесомым нойзом. Всё в целом - ещё одна порция удовольствия для вашего слуха, которое будет длиться 63 минуты 19 секунд.


"Duplex-Sphere" - CD (ltd. 445)
2004, Ultra-Mail Prod., U.M.P.-002

Aube - Duplex Sphere
AUBE - это другой путь, обратная сторона явления, именуемого japanoise. В отличие от своих коллег, одержимых шумом, Akifumi Nakajima в последнее десятилетие специализируется на феноменологии звука. Его бесконечные альбомы обнаруживают иные формы существования таких объектов, как вода, металл, треск ламп накаливания или биение человеческого сердца. Одному ему ведомо, через какие перегонные кубы пропускает он звуковые образы этих предметов, но результат всегда выглядит как протоматерия тишины, разработанная при активном участии саунд-дизайнера.

Но так было не всегда. Давно, в первой половине 90-х, Накаджима записывал другую музыку. То были травмирующие шумовые полотна, отличающиеся от творений его земляков лишь некоторой событийной скупостью и геометрически выверенной композиционной структурой. В этом можно убедиться на примере компиляции, изданной гонконгским лейблом Ultra-Mail Prod. Это материал, записанный на концертах с 1993 по 1996 гг. Источником звука для шести опубликованных на "Duplex-Sphere" композиций послужили два осциллографа. Нехитрые эти приборы, как известно, прячутся в недрах любого аналогового синтезатора. Это они порождают колебания, которые, минуя фильтры, превращаются во всё, что угодно: от бархатистого гудения до мясного неистовства. AUBE со свойственной лишь детям и японцам простотой, демонстрирует буквальное понимание метода деконструкции: от музыкального инструмента остается лишь "пищалка", от композиции - голый остов.

Что касается звука, то он здесь весьма специфичен - обработка его велась в реальном времени и в не менее реальном помещении, оттого акустика зала постоянно напоминает о себе глуховатым эхом, а текстура саунда ощутимо уступает по качеству проработки студийным работам. Материал, представленный в Осаке и Киото в 1993-1995 гг., масштабен и неповоротлив. Ткань двух финальных пьес формируется за счёт тех же средств, однако выглядят они куда более прыткими и однажды уже издавались на семидюймовом мини-альбоме "Fast Tumbling Blaze".


Kouhei Matsunaga

"Time To Move With Glass" - LP (ltd. 200)
2003, Blade Records, WMDR 052

Kouhei Matsunaga - Time To Move With Glass
Blade records хранит верность своей репертуарной политике - продолжает выпускать небольшими тиражами стильно оформленные cdr's и винилы с ранее неизданными треками как матёрых, так и относительно молодых авторов. Среди недавних удачных капиталовложений можно отметить лимитированную всего двумястами копий долгоиграющую пластинку японца Kouhei Matsunaga. На ней представлен материал, записанный в период с 2001 по 2003 год либо самостоятельно, либо в сотрудничестве с товарищами по сцене. Просто набор треков, лишённый единой концепции.

В отличие от других работ этого музыканта, композиции с этого винила выглядят более статичными, а элементы, из которых они состоят, нашинкованы довольно крупно и практически постоянно просматриваются в структуре треков. На сей раз таковыми стали музыкальные фрагменты популярной, классической и традиционной японской музыки, деликатно деформированные различным soft'ом. Центральным моментом всей компиляции представляется тринадцатиминутный мастодонт с потрясающе поэтическим названием "Elephant my go 1234523211000000-1234000000000000" (по всей видимости, Мацунага не утруждает себя поиском названий для композиций, оставляя за ними наименование исходного аудиофайла). Это крайне неустойчивое полотно, насыщенное фрагментами классической музыки, обрывками techno-ритмов, цифровым хрустом. Оно абсолютно не утомляет, при этом удивляя стройностью композиционного решения и неожиданно резкими переходами. Последний момент характерен для всех шести треков пластинки: они состоят из вполне автономных кусков, склеенных жёстко "встык" с последующей полировкой, придающей иллюзию некоторой монохромности.

Что касается композиций, изготовленных в соавторстве, то таковых здесь… полторы. Открывает первую строну "Hi peace light" - фрагмент музицирования в реальном времени с IMANY, который позже был доработан в студии. "It is not you but our aggregation" - это 1/2 коллаборации, ибо в трек-листе указано, что выполнена она была посредством телепатической связи с немецким музыкантом Ralf Wehowski. Ни реальное, ни виртуальное сотрудничество со сторонними авторами до уровня работ самого Kouhei, надо заметить, не дотягивается, но и общего впечатления от прослушивания не портит. Не испортит этот винил и коллекцию каждого, кто интересуется актуальным состоянием японской цифровой музыки. Интересная пластинка в белом конверте, оформленном вычурной графикой, напоминающей спрятанные под ним звуки.


"Complicated High Still Now..." - CD-R (ltd. 211)
2004, Autarkeia, acd 004

Kouhei Matsunaga - Complicated High Still Now...
Господин Мацунага - один из представителей новой формации японских музыкантов, которые предпринимают активные попытки по захвату своего сегмента рынка шумовой музыки. Не единожды в отношении продукции этого человека употреблялся любопытный термин "post-noise", и думается мне, такое усложнение и без того раздутого понятийного аппарата электронной музыки вполне оправданно. Japanoise давно растратил былую актуальность и стал восприниматься в качестве музыкального аналога одной из наивных национальных реакций на западную массовую культуру - резинового монстра Годзиллы. Можно долго полемизировать о причинах, вызвавших инфляцию этого феномена, но что от того изменится? Мне думается, что если в techno набил оскомину размер 4х4, то приговором японскому музыкальному неистовству послужил distortion, который адепты такого саунда с детской наивностью пихали во все дыры.

Post-noise - попытка преодолеть кризис, обойдясь "малой кровью". Kouhei (иногда он подписывает свои работы без фамилии) успел выпустить солидное количество такой музыки, чему в немалой степени способствует его открытость к предложениям со стороны издателей. Этот CDR произведён в Литве и содержит типичный для музыканта материал.

Post-noise - детище тенденций конца 90-х годов. Шумовых атавизмов art/progressive rock в нем либо нет вообще, либо он подвергся цифровой пластике. Композиции Мацунаги близки к cut-up технологиям, glitch-продукции, импровизационной музыке. Структура треков напоминает кольчугу: петли и элементы, её составляющие, изящно вплетаются друг в друга, образуя непрерывное и прозрачное полотно, в котором периодически обнаруживается то жёсткий бит, то заимствованные с чужих пластинок музыкальные фрагменты. Нет и нескольких, одновременно движущихся в разных направлениях пластов. Звучит всё мягко, обволакивающе, и, что немаловажно, не производит впечатления статичного акустического "мяса". Это именно музыка, понимаемая как осмысленный поток звука, развивающийся от увертюры к финалу. С классическим japanoise его сближает свободное отношение к самой композиции и разнообразие её составляющих элементов, с техно - чёткая линейная направленность.

На "Complicated High Still Now…" содержится четыре композиции и 36 минут петляющего сухого цифрового звука. Если это блюдо придётся вам по вкусу - не упустите другие альбомы Kouhei.

Ссылки:
Complete Aube discography - http://rgnz.free.fr/aube
Autarkeia - http://www.autarkeia.org
Blade Records - http://web.tiscali.it/bladerecords/



http://machine.radionoise.ru



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.machine
Отписаться

В избранное