Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости сайта "Машинное отделение" #031


Информационный Канал Subscribe.Ru

Новости "Машинного отделения"



Писать о TORTOISE в середине девяностых было нечего, в канун Миллениума, когда вокруг пост-рока разгорелась истерия, присутствовал явный переизбыток информации. Сейчас, как мне кажется, время пришло. Дело не в том, что большое видится на расстоянии - в соотношении размеров и дистанции я как раз не уверен. Прелесть момента состоит в том, что пауза, повисшая после выхода альбома "Standarts" (Warp Records/Thrill Jockey), дала возможность перевести дух, сравнить одно с другим и сделать некоторые ни на что не претендующие выводы, которыми я и хотел бы поделиться с вами.

Непосредственным поводом к написанию этого… эссе… стал выход на американском лейбле Thrill Jockey очередного альбома чикагского квинтета, названного "It's All Around You" с параллельным переизданием полного каталога группы. Старые поклонники получили возможность приобрести новые экземпляры заезженных до дыр пластинок, неофиты могут ознакомиться с материалом, о котором им до сих пор доводилось лишь читать, а мы, в свою очередь, без зазрения совести напишем пару строк по поводу первого и последнего альбомов. Это безымянный релиз 1994 года и уже упомянутый "It's All Around You". Своего рода, альфа и омега TORTOISE.


TORTOISE

"Tortoise" - CD
1994, Thrill Jockey, thrill 013

Tortoise - s/t
Первый альбом группы, записанный оригинальным составом, и, как говорят, оставшийся незамеченным ни критикой, ни публикой. Наверняка музыканты были весьма раздосадованы этим фактом, потому что работа носит экстравертный характер и очень напоминает то ли манифест, то ли контрольную работу, написанную прилежным студентом после изучения курса истории музыки второй половины ХХ века. Другими словами, десятью композициями музыканты всячески давали понять, что TORTOISE - ни в коем случае не рок-группа, и не дай бог кому-нибудь в этом усомниться. Rock is dead, и точка!

Признаем честно: задача выполнена на 100%. Квинтет из Чикаго демонстрирует владение азбукой современной музыки, которая базируется на трёх китах: минимализме, джазе и эмбиенте. Всего этого здесь с избытком, но особенно щедр безымянный альбом на минимализм и джаз - как-никак, это американская группа. Тотальный геноцид в отношении роковые клише обернулся тем, что пластинка под завязку набита другими, не менее узнаваемыми штампами. Так, заявленная в трек-листе восьмиминутная композиция "Spiderwebbed" заставляет вспомнить метафоры, которыми критики почти полвека тому назад награждали первые образчики минималистического структурирования пьес Terry Riley, сравнивая их событийную линию с пауком, медленно плетущим сеть. Собственно, у TORTOISE всё точно также: фазовые сдвиги и бег наперегонки между Ахиллесом и черепахой. Урок заучен на пять с плюсом, впереди маячит красный диплом. Дальше - больше. Ничего не значащих и ни к чему не отсылающих композиций здесь просто нет. Вот ещё пара примеров: трек "Onion Wrapped in Rubber" - классический пустотелый эмбиент, дополненный для разнообразия партией ударных с диким ревером, а пьеса "Ry Cooder" - дань уважения известному в мире блюза и джаза гитаристу-новатору.

С точки зрения инструментария здесь всё также предсказуемо: два басиста и два барабанщика предусмотрены для того, чтобы вживую исполнять музыку, построенную на "фазовых сдвигах", а для того, чтобы в погоне за призраком минимализма не высушить саунд до консистенции пороха, благоразумно задействованы виброфоны, гитары и электроника. Оттого звучит всё достаточно комфортно, не очень монотонно и весьма джазовито.

Таким был первый альбом группы, благодаря счастливому стечению обстоятельств, выведший пост-рок на автобан шоу-бизнеса. Сегодня, когда о TORTOISE и пост-роке не слышал только глухой, он выглядит излишне прямолинейным, однако последовавшие за ним пластинки расставили всё на свои места. К чести музыкантов, они нечасто следуют надеждам и чаяниям публики, периодически залезая на приграничные территории, то увлекаясь саунддизаном, то предпринимая попытки back to roots (к rock'n'roll, то есть). Критики морщатся, ворчат, упрекают группу в профанации, но, тем не менее, с нетерпением ждут нового альбома, дабы ещё раз черкануть пару строк и заработать кусок хлеба на группе, о которой всем якобы давно всё ясно.


"It's All Around You" - CD
2004, Thrill Jockey, thrill 115

Tortoise - It's All Around You
От нового, пятого по счёту, альбома классиков пост-рока, чикагской группы TORTOISE, ничего особенного не ждали. За 10 лет существования коллектива состав и стилистика группы устоялись и отстоялись: метания, творческие поиски, споры, ссоры - всё это осталось в прошлом. Фотографии для прессы лаконичны и безукоризненны. Качество звука на "It's All Around You" доведено до совершенства. "Черепаший" механизм работает, как часы. Пожалуй, такого количества лоска в рамках отдельно взятого проекта сложно встретить даже у групп, работающих под крылом крупных корпораций.

На первый взгляд, пластинка чертовски хороша. В четвёртом году по пришествии Миллениума столь сильное впечатление на меня произвел разве что последний альбом "Venice" Кристиана Феннеша. Кстати, обе работы роднит не только моё к ним отношение, но и общий подход музыкантов к звуку, подаче материала, некий компромисс между саунд-дизайном и мэйнстримом. Думаю, что не ошибусь, если предположу, что и целевые аудитории в данном случае совпадают один в один, во всяком случае, на страницах The Wire они отметились. Со времён первого альбома музыка претерпела значительные изменения. Монохромный скелетик минимализма оброс плотью и разрядился в пёстрые одежды. Вы уже обратили внимание на райские кущи, в лошадиных дозах помещённые на обложку дигипака? Это идеальный визуальный аналог присутствующих на "It's All Around You" композиций.
Tortoise
Tortoise
В лакированную шкатулку музыканты аккуратно, как вещи в дорожный чемодан, упаковали lounge, dub, easy listening и ambient. Всё сыграно со знанием дела, и даже неточности, которыми изобилуют пьесы, расставлены именно там, где им должно быть. Это уже не музыка, а стопроцентный саунд-дизайн, спекуляция на давно обкатанных приемах. Удручает то, что здесь не предпринимается попытки сделать ещё один шаг вперёд, опробовать новые, ещё не исследованные территории. И пусть альбом вышел бы кривым - кривизна эта с лихвой окупилась бы красотой жеста. Но, увы, квинтет решил не рисковать.

И вот здесь начинаются проблемы. Столь гладкая и благообразная музыка после прослушивания 1/2 этого компакт-диска начинает надоедать. Поскольку структуры треков и набор начинок всегда остаётся приблизительно одним и тем же, то единственное, чем может развлечь себя слушатель - наслаждение качеством записи. Без дураков - работа со звуком проведена потрясающая. Мне доподлинно не известно, сколько часов музыканты возились с компьютерами, доводя до ума записанный материал, но следует признать, что работа эта была проведена не зря. Недалёк тот час, когда аудиофилы начнут тестировать свои hi-end системы не PINK FLOYD, а пластинками американцев. Потому я освобождаю себя от необходимости что-то сказать о прочих пьесах и рекомендую вам обзавестись последним альбомом минималистов от рок-музыки, впавших в грех сибаритства.




http://machine.radionoise.ru



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.machine
Отписаться

В избранное