Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Кто виноват, Что делать и Кому это выгодно Выпуск 6


Кто виноват, Что делать и Кому это выгодно
Шестой выпуск

Странно! Человек возмущается злом, исходящим извне,
от других, - тем, чего устранить он не может, а не борется
со своим собственным злом, хотя это всегда в его власти.
Марк Аврелий
…не умея возлюбить ближнего, как самого себя, мы все
же знаем, что зло начинается там, где человек
начинает полагать себя лучше других.
Иосиф Бродский

Традиционно и обычные люди, и ученые, рассматривая вопросы, возникающие перед ними, пытаются найти прямые решения тех проблем, которые они осознают. В настоящее время мы начнем понимать, что никакие "логичные действия", такие как соблюдение диеты для похудания, занятия спортом для здоровья, распространение грамотности для повышения морального уровня и пр. не помогают. Проблемы возникают на каком-то другом уровне, подталкивают к иному развитию. Все попытки уклониться от этого пути, подменив проблему, начав, например, бороться за чистоту атмосферы, модернизацию образования, улучшение распределения продуктов питания, ни к чему не приводят. Формулируя так наши проблемы, мы только скрываем их, как современная медицина лечит, не вскрывая причины болезни, а лишь убирая её проявления. Когда проблемы накопятся настолько, что станут непереносимыми, у человечества не останется иного выхода, как начать рассматривать их с принципиально иной позиции - поиска их общей причины для устранения именно ее.

Отрывок из книги П.А.Кропоткина "Взаимопомощь как фактор эволюции"

Факты взаимопомощи у термитов, муравьев и пчел настолько хорошо известны почти всякому читателю, в особенности благодаря популярным книгам Романеса, Бюхнера и Джона Лэббока, что я могу ограничиться весьма не многими указаниями. Если мы возьмем муравейник, то мы не только увидим, что всякого рода работа - воспитание потомства, фуражировка, постройка, воспитание куколок, выкармливание тлей и т. п. - выполняется согласно принципам добровольной взаимной помощи; но, вместе с Форелем, мы должны будем также признать, что главною, основною чертою жизни многих видов муравьев является тот факт, что каждый муравей делится и обязан делиться своей пищей, уже проглоченной и отчасти переваренной, с каждым членом общины, предъявляющим на нее требование. Два муравья, принадлежащие к двум различным видам или к двум враждебным муравейникам, будут, при случайной встрече, избегать друг друга. Но два муравья, принадлежащие к одному и тому же муравейнику или к одной и той же колонии муравейников, всегда подходят друг к другу, обмениваются несколькими движениями щупалец, и "если один из них голоден или чувствует жажду и в особенности если у другого в это время зобик полон, то первый немедленно просит пищи". Муравей, к которому таким образом обратились с просьбой, никогда не отказывает; он раздвигает свои челюсти и, придав телу надлежащее положение, отрыгивает каплю прозрачной жидкости, которая слизывается голодным муравьем. Отрыгивание пищи для кормления других является такой важной чертой в жизни муравьев (на воле) и так постоянно применяется, как для кормления голодных товарищей, так и для выкармливания личинок, что, по мнению Фореля, пищеварительные органы муравьев состоят из двух различных частей: одна из них, задняя, предназначается для специального пользования самого индивидуума, а другая, передняя, - главным образом, на пользу общины. Если бы какой-нибудь муравей с полным зобиком оказался настолько себялюбивым, что отказал бы в пище товарищу, с ним поступили бы как с врагом или еще хуже. Если бы отказ был сделан в такое время, когда его сородичи сражаются с каким-либо иным видом муравьев или с чужим муравейником, они напали бы на своего жадного товарища с большим ожесточением, чем на самих врагов. Но если бы муравей не отказался накормить другого муравья, принадлежащего к вражескому муравейнику, то сородичи последнего стали бы обращаться с ним, как с другом. Все это подтверждено чрезвычайно точными наблюдениями и опытами, не оставляющими никакого сомнения ни в действительности самих фактов, ни в правильности их истолкования.

Таким образом, в этом огромном отделе животного мира, который охватывает более тысячи видов и настолько многочислен, что Бразилия, по уверению бразильцев, принадлежит не людям, а муравьям, - совершенно отсутствует борьба и состязание из-за пищи между членами одного и того же муравейника или колонии муравейников. Как бы ни были ужасны войны между различными видами муравьев и различными муравейниками, какие бы жестокости ни совершались во время войны, взаимная помощь внутри общины и самоотречение на пользу общую обратились в привычку, а самопожертвование индивидуума для общего блага является общим правилом. Муравьи и термиты отреклись, таким образом, от "Гоббсовой войны" и только выиграли от этого. Их поразительные муравейники, их постройки, превосходящие по относительной высоте людские постройки; их мощеные дороги и крытые галереи - между муравейниками; их обширные залы и зернохранилища; их хлебные поля, их жатвы и "соложение" ими зерна; удивительные "огороды" "зонтичного муравья", который объедает листья и удобряет кусочки земли катышками из пережеванных кусочков листа, при чем в этих огородах растет только одна порода грибков, а все остальные уничтожаются; их рациональные методы вынянчивания яичек и личинок, общие всем муравьям, и построение социальных гнезд и загородей для выращивания тлей, которых Линней так живописно назвал "муравьиными коровками", и, наконец, их храбрость, отважность и высокое умственное развитие, - все это естественные результаты взаимной помощи, практикуемой ими на каждом шагу их деятельной и трудолюбивой жизни. Общительность муравьев привела также к развитию другой существенной черты их жизни, а именно, к огромному развитию личного почина, который, в свою очередь, содействовал развитию у муравьев таких высоких и разнообразных умственных способностей, что они вызывают восторг и удивление каждого наблюдателя.


А между тем у людей

"Человек - это социальное животное, как говорил еще Аристотель"

26 июня 2006 В Санкт-Петербургском государственном Университете прошла торжественная церемония вручения мантии Почетного доктора знаменитому профессору Пармского университета Джакомо Риззолатти, О своем открытии зеркальных нейронов и многом другом ученый побеседовал с "Экспертом".

- Профессор Риззолатти, чем зеркальные нейроны так отличаются от других клеток мозга? В чем их уникальность?

- Зеркальные нейроны — клетки головного мозга, которые активизируются не только когда вы сами выполняете то или иное действие, но и когда вы видите или слышите, как это действие совершается другими. В 1990?х годах мы обнаружили их у обезьян, но открытие было настолько неожиданным, что нам потребовалось несколько лет, чтобы самим в него поверить.

* * *

- Зачем нужны зеркальные нейроны?

- Когда мы обнаружили эти нейроны у обезьян, напрашивался вывод, что они служат для имитации. Но имитация - это очень сложная когнитивная процедура. Большинство этологов сходятся на том, что обезьяны на нее не способны. У людей эти нейроны, безусловно, отвечают и за имитацию, но, на мой взгляд, это уже добавочная, а не изначальная эволюционная функция.

Наша идея с самого начала состояла в том, что зеркальные нейроны служат для понимания действий других. Мы можем понимать действия двумя разными способами. Например, давайте представим, как кто-то берет со стола чашку кофе. В первом случае мы могли бы описать происходящее с помощью определенной интеллектуальной процедуры: у нас есть чашка и рука, которая производит хватательное движение. Из этого можно вывести некий смысл - человек берет чашку кофе. Во втором случае цель действия воспринимается нашей моторной системой мгновенно. Картинка как бы отражается нейронами моей моторной коры, заставляя меня прочувствовать наблюдаемую операцию, как бы выполнить ее лично. Мы считаем, что это и есть первоначальный, основной способ, каким мы воспринимаем чье-то действие, - восприятие посредством чувства, а не размышления.

* * *

- Открытие зеркальных нейронов — концептуальный вклад в антропологию, поскольку уточняет целый ряд представлений о человеке, не так ли?

- Изменения здесь скорее идеологические. Часто можно слышать, что человек - существо эгоистическое. Даже если он иногда ведет себя альтруистично, скажем, бескорыстно кому-то помогает, это делается с расчетом впоследствии получить такую же помощь - так говорят, например, радикально настроенные экономисты. Однако наше понимание зеркальных нейронов, напротив, указывает на естественность эмпатии и сопереживания. Если у кого-то неприятности, вам это тоже неприятно, если кто-то счастлив - вы довольны. Когда ребенок плачет, маме его жалко, когда радуется мама, доволен и ребенок - это очень важно, особенно в первые месяцы после рождения. Подобное поведение естественно для нас, мы вовсе не такие эгоисты.

* * *

Полный текст статьи:

http://saint-petersburg.ru/citation/doc/443/chelowek_mdash_eto_sotsialynoe_zhiwotnoe_kak_goworil_esche_.html


в настоящее время

МУЖСКАЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ НАПОЛОВИНУ УВЯЛА

Автор:
Софья КОВРОВА

Жизнь современного человека полна противоречий. С одной стороны, нравы в обществе стали гораздо менее строгими, чем раньше, и все желающие могут позволить себе довольно свободные отношения с противоположным полом, но в то же время многие привлекательные, обеспеченные и успешные в прочих областях жизни люди страдают от одиночества . Как утверждают ученые, все большее число мужчин отказываются от вполне, казалось бы, естественного для взрослого здорового человека занятия - секса.

Результаты исследования, опубликованные в одном из немецких журналов, гласят, что современные представители сильного пола в возрасте 30-40 лет имеют меньше половины от того количества связей, в которые вступали мужчины предыдущего поколения.

Согласно этой научной работе, проведенной учеными из университета Гамбурга под руководством Франка Зоммера, еще 30 лет назад молодые мужчины занимались сексом в среднем 18-22 раза в месяц. Сейчас же количество сексуальных контактов для мужчин той же возрастной категории резко упало: наш современник интересуется интимной стороной жизни от четырех до десяти раз в месяц.

Исследователи считают, что причиной такого значительного изменения сексуального поведения стали стрессы и депрессии, буквально преследующие современных людей. "Часто у мужчин просто нет времени и сил, чтобы заняться сексом", - говорит Зоммер. Кроме того, у многих нет постоянной спутницы жизни, а знакомства и ухаживания - это еще одна головная боль, на которую замученный на работе мужчина не хочет идти даже ради возможного интимного продолжения.

* * *

Постоянный www-адрес статьи: http://www.utro.ru /articles/2006/09/08/581738.shtml

Поразительные факты! И между тем они не вызывают удивления. Подсознательно мы чувствуем, что что-то делаем не так, но не задаемся этим вопросом потому, что не видим из него выхода, альтернативы.

П ричиной такого положения может является устаревший и неверный образ мышления , набор правил и законов которыми мы руководствуемся в своей жизни. Ч еловечество, как система, достигает критической нестабильности. Статус-кво становится нежизнеспособным, и эволюция системы может свернуть в одном из двух направлений - в сторону распада или в сторону прорыва. Решающим фактором является уже не технология, а эволюция сознания - ценностей и способности к осмыслению - критической массы людей, которые составляют движущую силу общества. Исходя из этого, можно у видеть в нашей эпохе - эпоху принятия решений, время беспрецедентной свободы в выборе нашей судьбы.

На этой ноте хотелось бы закончить таким примером:

По одной восточной легенде, однажды боги решили создать мир. Они создали звезды. Солнце, луну, моря, горы, цветы, облака. Затем они создали человека. И, наконец, они создали истину. Задумались боги: куда спрятать истину, чтобы человек ее не сразу нашел. Им хотелось, чтобы он искал ее подольше.

"Давайте спрячем ее на самой высокой горной вершине", - сказал один.

"Давайте спрячем ее на самой далекой звезде", - предложил другой.

"Давайте спрячем ее во мраке морских глубин".

"Давайте скроем ее на обратной стороне Луны".

Наконец самый маленький бог сказал: "Нет, мы спрячем ее в сердце человека. И он будет искать истину по всей вселенной, не подозревая, что носит ее в себе".


В избранное