Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Отыщи всему начало, и ты многое поймешь" Козьма Прутков



Любовь — это внимание, умноженное на время. Насколько ты отдаёшь ребёнку внимание и время, настолько ты можешь рассчитывать на плоды.

Отец Евмений (Перистый)



Отыщи Всему Начало, и Ты Многое Поймешь

Выпуск 66. Стенка на стенку, или зачем нужны уроки толерантности




Из мыслителей

Ребенок, получивший образование только в учебном заведении, — необразованный ребенок.

 Джордж Сантаяна

В московских школах вводится новый курс – уроки толерантности. Занятия будут проводиться по пособию "Этно-Москва". Авторы нового учебника предоставят учащимся информацию о праздниках и традициях, расскажут о жизни знаменитых москвичей – представителей разных народов, а также о достопримечательностях Москвы. Методика преподавания по этому учебнику будет включать в себя и сценарии экскурсий по городу, таких, например, как "Москва татарская".

Цель пособия — "воспитание у детей разных национальностей взаимоуважения друг к другу и к традициям", ссылается на мнение чиновников из столичного департамента izvestia.ru/news. Новая книга, по мнению ее составителей, способна изменить тревожную межэтническую ситуацию в московских школах: чем больше ребята будут знать о других, тем ниже станет уровень негативного отношения к "не своим".

Власти стремятся решить проблему межэтнической агрессивности, сложившуюся в столице. Но поможет ли учебник? Снизят ли накал страстей экскурсии по мечетям и синагогам?

Ведь новое пособие — не первая попытка научить терпимости. В 2009 году уже были подготовлены методички для проведения уроков толерантности в школах. А через год, в декабре 2010 года, на Манежной площади произошел самый настоящий погром, в котором приняли участие почти 5 000 человек. Более того, эта межэтническая акция является одной из многих проявлений враждебного отношения представителей одной национальности к другой. Вот и в правоохранительных органах новый термин появился — "этнопреступность".

Можно ли по книжке научиться с уважением и пониманием относиться к окружающим? Как быть, если в учебнике и на уроке тебе рассказывают одно, а дома и на улице ты слышишь совсем другое? Но если попытаться обойти это противоречие? Скажем, пойти по другому пути: не рассказывать "нам" об "их" культуре, обычаях и верованиях. Не разделять изначально людей на своих и чужих, а наоборот, показать, что мы все – подобны. В том числе и когда идем стенка на стенку.

Мы объединяемся со "своими" против "чужих", потому что чувствуем себя более защищенными, уверенными и сильными. А они объединяются против нас, чтобы показать, кто на самом деле главнее. Однако людям только кажется, что они стоят друг против друга. На самом деле и те и другие — не противоположны. Все – подобны. Даже в проявлениях враждебности, потому что цель одна – победить другого.

Вот и выходит, что даже состояние борьбы – это проявление единства, того главного закона, который управляет миром.Как только мы захотим понять действие этого закона, так сразу же и отпадет нужда в уроках толерантности.


ЖАЛЕЮЩИЙ РОЗГИ, НЕНАВИДИТ СВОЕГО СЫНА!


Из мыслителей

Практически все ошибки в воспитании ребенка обязательно дадут о себе знать во взрослой жизни.

 Олег Рой "Мужчина в окне напротив"

На книжной полке частенько натыкаюсь на старую, зачитанную до дыр книгу Януша Корчака "Король Матиуш Первый". Я вряд ли буду ее перечитывать, помню ее наизусть, я ее никому не подарил, она путешествует со мной из страны в страну, из города в город.

Мы читали ее с отцом, и я ощущаю, как пахнут табаком его усы, ямочки на щеках, глаза и что-то, что невозможно описать, обозначить, почти неуловимое, необъектное – его отношение, его свойства, то, чем сегодня для меня пропитано воспоминание, классифицируемое в мозгу, как детство. Свойство – добрый и творящий добро, и доброму и злому.

Десятилетний мальчик Матиуш становится королем и вынужден разобраться, как же управлять государством. За ним нет Гарварда, зато у него большое и пытливое сердце. Мы с отцом разбирали каждую проблему, встающую перед мальчиком-королем, так папа пытался научить меня мыслить и сопереживать масштабно.

И вот однажды отец был вынужден выпороть меня ремнем. Это было один раз, но мне хватило на всю жизнь.

В детском саду мы с другом размечтались попутешествовать, самостоятельно, этакие вольные странники!

Такая вот "шлея под хвост", и первое, что мы сделали, украли кошелек из сумки нашей любимой воспитательницы, которая и нашла нас с этими деньгами под кроватью. Нас извлекли, и все узнали, что их товарищи – подлые воришки.

Отец забрал меня после очередных полусуток. Ему рассказали. Мы шли домой молча. Я пытался что-то сказать в свое оправдание, но он всю дорогу молчал.

Два дня меня отводили в сад, где все от нас отвернулись, и никто уже не хотел играть с нами, мы почувствовали, что мы какие-то заразные, и не знали, что делать, я помню сейчас только ощущение большой непереносимой гадости.

На третий день отец в очередной раз забрал меня. Мы пошли домой.

- Как ты думаешь, что происходит? — спросил папа.
- Я не знаю, но мне плохо, — кажется, я зарыдал…
- Скажи, почему Матиуш действительно захотел стать королем?

- Он хотел, чтобы люди были вместе и заботились друг о друге, не забывали, что они один народ, и один в ответе за другого.

- Да, и этому можно научиться, если правильно играть в любую проблему, которая требует решения, даже в войну! Что было особенно важно для Матиуша?

- Он все пробовал на себе, я помню, ты еще сказал: "на своей шкуре" и долго объяснял, что то, что человек не прожил, он никогда не поймет.

- Отлично. Предлагаю поиграть в игру, которую назовем "Суд". Любая ситуация, даже самая плохая, дается только для того, чтобы разобраться и научиться, что хорошо и что плохо, и больше не делать плохо. В нашей игре ты будешь одновременно судья, прокурор, адвокат. Помнишь, мы совсем недавно читали…

- А ты?
- Я? А кого нам недостает?
- Присяжных заседателей, правильно?

Отец кивнул:
- Молодец, запомнил! А еще?
- Есть дядя, который исполняет наказание.
- Правильно. Предлагаю во время игры меняться ролями, так будет интереснее.

- Да! — из прочитанных с отцом книг я уже знал, что суд, это когда один дяденька злой и ищет плохое, другой добрый, он защищает, а судья разрешает или запрещает говорить. Преступник наблюдает все со стороны, и от него его судьба уже не зависит.

Мы начали играть, папа, конечно, мне помогал. Играли мы долго, а ведь он был уставший после полутора суток бессонной работы. Я уже так не могу, мне часто не хватает терпения, но я стараюсь.

Некоторые вопросы участников игры надолго врезались в память.

Адвокат:
– А что хотел ты, когда решил украсть, о чем думал?

Подсудимый:
–Я думал, что я буду видеть новые страны, что будет хорошо и весело.

Прокурор:
– Отца ты с собой взять не хотел?

Подсудимый:
– Я забыл про папу, про всех.

На этом месте подсудимый заплакал.
- Ты хочешь, чтобы его с тобой не было, когда тебе хорошо? — выспрашивал прокурор.

- Нет! Папочка, ты всегда будешь со мной! — помню этот страх, что отца можно потерять, как Матиуш, который вдруг остался совсем один.

Адвокат:
– Смотрите, какой сильный "эгоистенок" пробудился в этой юной и пока еще чистой душе! Он заставил его забыть про Отца!

Забыть, что у воспитательницы Валентины Алексеевны есть сын Вовочка, которого она не сможет накормить. Мальчик останется голодный! Эгоизм заставил забыть его обо всех и служить тому, что хочет только Он. Какой хитрый!

Судья:
– Какое наказание требует для этого пробудившегося Эго обвинение?

- А давайте его убьем! – закричал я — прокурор. Я так вошел в игру, что уже не понимал, кто где, и где действительно я.

Адвокат (здесь я растерялся, и отец помог, он говорил за адвоката) :

– Эгоизм убить невозможно, это часть природы. Но людям известно, что зло, эгоизм, больше всего боится боли. Предлагаю розги – 2 удара по попе настоящим кожаным ремнем! Эгоизм помнит боль. Считаем, что это достаточная защита от коварства мыслей только о себе. Считаем, что 2 удара – достаточный заслон.

Присяжные вынесли решение, что 2 удара недостаточно, но хватит пяти.

Я настаивал на пяти, чтобы раз и навсегда.

Отец снял ремень. Я лег на диван и вдруг увидел, что он плачет, по его лицу текли слезы, я понял, что он не может меня ударить! Я больше никогда не видел слез на его лице, он был человек невероятно мужественный, добрый и терпеливый.

Видеть слезы отца было нестерпимо. Они передо мной и сейчас.

Но решения суда – решения суда. Играть надо серьезно или не играть вообще, к такому выводу привел меня жизненный опыт прожитых лет.

Он ударил. Три, четыре, пять. Но что такое удары ремня, рядом с тем, что я тогда пережил и прочувствовал!

Я обидел, унизил отца, я, этот мой гадкий эгоистенок, эта мерзкая мыслишка только о себе, для себя, разрушила целый мир!

Отец своей любовью подарил мне яркую красную лампочку – будь начеку! Бойся сделать зло! Как только ты думаешь только о себе, ты разрушаешь мир!

Сейчас, став дедушкой, врачом, я отчетливо вижу эту силу любви, защищающую сердце всеми необходимыми средствами.

Из садика меня перевели в другой, через год я пошел в школу, где учительница мне рассказала, что я должен быть, как Павлик Морозов! Больше я в эту школу не ходил, но это уже другая история.


ЖЕНЩИНА И РЕБЕНОК. ЭТО ХОРОШО?


Из мыслителей

Ребенок рождает родителей.

 Станислав Ежи Лец

Политика китайских властей "одна семья – один ребенок" помогла предотвратить появление на свет 400 млн. детей. Согласно результатам переписи 1982г., население Поднебесной составляло чуть более 1 млрд человек, к 2000г. количество китайцев превысило 1,26 млрд человек. Данные последней переписи говорят о том, что в настоящее время в КНР проживают около 1,33 млрд человек, пишет top.rbc.ru.

Политика одного ребенка в семье началась в конце 70-х годов прошлого века. Китайское руководство было обеспокоено активным ростом населения страны: за вторую половину столетия численность его увеличилась в 2,3 раза.

Искусственное планирование семьи предполагает систему льгот и поощрений для тех, кто соблюдает установленные властями законы, наказаний и штрафов для нарушающих их. Кроме выплаты огромного штрафа, который часто равен годовому доходу небогатой семьи, можно лишиться работы. Ребенок, родившийся вне установленной льготы, не получает свидетельства о рождении, и значит, не сможет учиться, у него нет права на получение медицинской помощи и т.д. Часто женщинам, уже родившим одного ребенка, настоятельно рекомендуют пройти процесс стерилизации.

Правда, в последнее время намечаются некоторые послабления в политике искусственного планирования семьи. Например, если в семье родилась девочка, то можно попросить специальное разрешение на возможность завести второго ребенка. Правда, это отступление от закона диктуется экономическими потребностями. Традиционно в Китае опорой семьи считается мужчина, на его плечи ложится и забота о престарелых родственниках, которые уже не могут себя содержать.

Как бы то ни было, прошли десятки лет с введения жесткого ограничения на рождаемость, и никто не может с уверенностью утверждать, что принцип "одна семья – один ребенок" может являться образцом успешной демографической политики. В государстве наблюдается тенденция к динамичному старению населения, работающих становится меньше, а пенсионеров больше.

Процветает коррупция и взяточничество во властных структурах, имеющих право регулировать демографическую политику. Возникают нелегальные бизнесы, типа "родильный туризм". Органы статистики испытывают серьезные затруднения в подсчете соотношения сельских и городских жителей и вообще количества населения из-за активной внутренней миграции. И главный ущерб проводимой политики – миллионы сломанных судеб и смертей.

В китайском языке иероглиф "хорошо" состоит из двух начертательных частей — графем "женщина" и "ребенок". Бывает полезно обратиться к древней мудрости, чтобы понять истинный смысл происходящего.


НЕВСЕРЬЕЗ

До следующего выпуска, наши дорогие читатели!


В избранное