Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Отыщи всему начало, и ты многое поймешь" Козьма Прутков


Исследуя Вселенную, мы обнаруживаем, что все ее системы зависят друг от друга. Планеты вращаются вокруг Солнца, а их спутники совершают обороты вокруг своих планет. Чем больше мы изучаем эту гигантскую систему, тем яснее видим, что все ее составляющие находятся во взаимозависимом движении и воздействуют друг друга.


Отыщи Всему Начало, и Ты Многое Поймешь

Выпуск 82. Природа – единый механизм




Из мыслителей

В этой беседе речь пойдет о взаимосвязи между всеми частями природы, человеческого общества, о том, что жизнь каждого из нас зависит от остальных, а также о том, что вся природа ведет себя как единый механизм.


Считаться со всем миром

Биологи, зоологи, ботаники говорят, что возникновение жизни на Земле обязано совершенно особым условиям, которых больше нет нигде во Вселенной. До сих пор их больше нигде не обнаружили, и вызывает большое сомнение, существуют ли они вообще. А поскольку зарождение жизни требует одновременного выполнения множества условий, связанных с такими параметрами как сила гравитации, количество воды, давление, температура и прочее, то отсюда вытекает, что все эти параметры составляют гигантскую формулу. И если мы только в точности выполним по ней расчет, то сможем узнать, в чем состоят предпосылки, способствующие возникновению жизни.

В выпусках новостей нам обычно рассказывают о том, какой будет погода в ближайшие дни. Синоптики могут составить прогноз погоды на неделю, но не больше. Почему?

Когда нам рассказывают о том, какая завтра-послезавтра будет температура, влажность, сила ветра, и т.д., то все это выводы из расчетов, произведенных по сложнейшим формулам с помощью мощных компьютеров, с учетом климатических условий на всем Земном шаре. Короче говоря, между всеми этими параметрами существуют такие многогранные, глубокие, богатые связи, что только одно предсказание на завтра температуры воздуха, высоты волн, и прочих параметров, необходимых нам для планирования полетов самолетов, плавания судов и всевозможных других целей, – уже говорит о взаимосвязи всех частей природы, о том как неживая природа воздействует на растительную, растительная – на животную, животная – на человека, а человек, в ответ, воздействует на них.

Наша жизнь зависит от неживой природы, ведь мы живем на земле и из ее недр добываем необходимые ресурсы. Мы зависим и от растительной природы, – на этом основано наше сельское хозяйство, а также – от животной природы, поскольку это продукты питания, необходимые для нашего существования. К тому же, мы не сможем поддерживать нормальную жизнь, иначе как в человеческом обществе, где каждый, выполняя определенную функцию, занимает в нем соответствующую ячейку.

Чем дальше мы продвигались на протяжении истории, тем сложнее становилось наше общество, тем больше мы попадали в зависимость друг от друга. Сегодня путем транзакций мы переводим деньги из банка в банк, с одного материка на другой посылаем суда с различными грузами. А если посмотреть на одежду, которую мы носим, то можно с уверенностью сказать, что в ее производстве участвовала не одна страна. Кто-то производил сырье, кто-то его обрабатывал, кто-то шил, кто-то занимался сбытом. Это только подчеркивает, насколько мы зависимы друг от друга.

Мы уже привыкли к этой зависимости и воспринимаем ее как должное. Только зависимость эта – торгово-финансовая, она никогда не требовала от нас чувственного участия. Но в последнее время мы видим, что соединение между нами достигло такого масштаба, который требует от нас более глубокого, более тесного, более близкого сотрудничества. Причем, это проявляется в такой степени, что происходящее в одной стране напрямую влияет на события в другой стране. И неспроста мы сегодня наблюдаем, как одно государство может вмешаться в дела другого и даже изменить там власть, посягая на его независимость. Яркий пример – акции протеста в Сирии, к которой представители других стран предъявляют претензии по поводу того, что там погибает много мирных граждан. А послу Сирии нечего на это ответить. Он ведет себя так, будто это не его страна, и он не имеет к ней отношения. Таким образом, эта зависимость обязывает нас всех.

Мы видим, что настолько связаны друг с другом, что нам уже требуются всевозможные международные механизмы управления, без которых мы не можем нормально существовать. Ведь если мы хотим торговать, развивать науку, культуру, если желаем благополучной жизни, то нам нужно развить очень похожие системы воспитания, культурный уровень, подход к жизни.

В последние несколько десятков лет получил большое развитие туризм, и мы, посещая разные страны, можем наблюдать, как за это время, все государства приблизились друг к другу по уровню жизни людей, по способности воспринимать окружающее. Все мы смотрим телевидение, слушаем новости, связаны друг с другом виртуально через сеть Интернета. И эта связь между нами вскоре станет такой, что мы перестанем ощущать языковой барьер, – появятся такие машины, которые будут автоматически осуществлять для нас перевод, и, скажем, тот, кто не владеет английским, который сегодня является международным языком, сможет быть связан со всеми.

Согласно современным исследованиям, выясняется, что обычный человек, через четырех своих знакомых, оказывается связан со всем миром, – настолько мы приближаемся друг к другу: мы словно держимся за руки. Сегодня ни одно государство не может, даже на своей территории, вести работы по бурению скважин, потому что тем самым нарушит баланс внутри земной коры, и то, что произойдет у него, отразится не только на его соседях, но и повлияет на весь остальной мир.

Мы заключили международные соглашения, касающиеся различных областей нашей деятельности, которая может принести ущерб другим, например: соглашения, определяющие квоты на отлов рыбы. Для каждой страны существует некая предельная норма по выбросу вредных веществ в атмосферу, по выработке ископаемых из недр Земли. Мы все больше и больше начинаем чувствовать, что живем на одной планете, которая является нашим общим домом. И действительно, здесь мы все зависимы друг от друга и не можем поступать, как нам вздумается.

К сожалению, мы все еще развиваемся эгоистически, и это не позволяет нам считаться друг с другом. Мы замусорили даже космическое пространство, посылая туда ракеты, и теперь вокруг земли вращается множество спутников и миллионы больших и мелких обломков, оставшихся от всего посланного с поверхности Земли, влияющих на нас. И если произойдет какая-то авария на космической станции, то ее обломки могут упасть неизвестно когда и на кого.

Мы также явились свидетелями таких неприятных явлений, как извержение вулкана в Исландии, которое повлияло на всю Европу вплоть до Сибири, парализовав работу всех аэропортов. А цунами в Японии, вызванное землетрясением, и нанесшее ущерб атомной электростанции, заставило многие станы задуматься о том, не стоит ли им приостановить развитие АЭС.

Мы видим, что ни одно государство не может строить свою внутреннюю и внешнюю политику, не учитывая десятки или даже сотни внешних факторов. В каждом своем движении оно должно считаться со всем миром. И это касается даже сильных и ведущих стран, которым, казалось бы, ни перед кем не нужно отчитываться. И все-таки, они обязаны считаться с остальными, поскольку все мы зависимы друг от друга, и кто знает, каким образом даже самое крошечное изменение, произошедшее в одной из стран, отразится на других.


ЕДИНСТВЕННО ВЕРНОЕ РЕШЕНИЕ - ОБЪЕДИНЕНИЕ


Из мыслителей

Земной шар представляет собой "бурлящий котел", – мы живем на поверхности сферы, внутри которой пылает огонь. И все это находится в очень шатком равновесии.


Когда цивилизованные страны развились в достаточной мере, они начали развивать страны так называемого "третьего мира" (в Африке и Азии) и вошли в эти отсталые страны, чтобы основать там заводы и подготовить всю инфраструктуру. Но чтобы организовать производство, необходимо также обучить людей, поэтому там открылись школы. Вместе с тем развитые страны начали принимать на учебу в свои университеты людей из тех регионов. И с той поры на уровне материального благополучия, просвещения, науки и культуры все человечество стало очень взаимосвязанным.

Сегодня все страны мира связывают очень тесные связи. Так американцы с усмешкой рассказывают, что когда они хотят позвонить из Нью-Йорка в Бостон, то сначала по каналу связи они соединяются с операторами в Индии, которые затем связывают их с нужными номерами. Получается, что эти телефонные линии до такой степени связывают нас друг с другом, что мы не считаемся с расстояниями, не пренебрегаем никакими странами и не принимаем в расчет, что придется прокладывать кабель на другой материк.

А если вникнуть в этот вопрос еще глубже, то мы увидим, что весь земной шар окутан колоссальной многосторонней и многослойной сетью связи. И сегодня уже не возможно что-то построить или изготовить, если у тебя не достаточно знаний или нет возможности получить самое подходящее оборудование от любого производителя в мире или нужную информацию и специалистов, – так теперь устроен мир.

Все эти связи развились в течение последнего столетия, и внезапно мы обнаружили, что эта система не работает по множеству причин. Аналитики и специалисты в сферах социологии, политологии, экономики и финансов предлагают решения этой проблемы каждый на свой лад. Но, в конечном счете, есть единственное простое решение: эта система требует от нас уже более внутренней связи.

И чтобы продолжать свое развитие, мы обязаны достичь более тесной связи и понять и признать необходимость взаимного поручительства, т.е. что мы зависимы друг от друга, живем на одной планете Земля, и другого выхода, кроме как почувствовать, что все мы существуем, как одна семья, у нас нет.

Иными словами, наше развитие началось с торговли между собой тем, что мы производили: оборудованием, продуктами питания и пр. Постепенно стали создаваться совместные предприятия, международные банки, начали объединяться фондовые биржи. Я могу совершать торговые операции на Токийской бирже, а затем на биржах в Германии, в Москве или в Нью-Йорке, – не важно, где и чем я торгую, потому что в любом месте, в сущности, все одинаково. Я только анализирую, где мне стоит вкладывать средства, а где – нет.

Но деньги хранятся в одном месте, и, пользуясь электронной почтой, банки только пересылают друг другу уведомления о произведенных операциях – и этого достаточно. Нам даже не важно, где физически хранятся деньги, потому что мы считаем, что золото является главным эквивалентом их ценности. Возможно, сами деньги хранятся в какой-то из стран "третьего мира" как в хранилище всех золотых запасов, – главное, что там существует строгий учет.

Как я уже сказал, в последнее время мы чувствуем, что наша связь в таком виде не может продолжаться. Особенно это касается Европы. С одной стороны, это место самое развитое, с другой стороны, самое разобщенное. И мы видим, что из-за этой разобщенности они лишены внутреннего соответствия, понимания и ощущения, что относятся к одной системе. Это останавливает все страны общего рынка, ведь общего рынка не достаточно – необходимо объединить все эти страны гораздо более тесными связями, а это непросто.

Трудность в том, что мы должны быть ближе друг другу по духу, согласно пониманию положения, признанию невозможности существования друг без друга. Поэтому необходимо воспитывать в народах Европы, а это 30 государств, понимание, что взаимная зависимость между ними обязательна.

Ясно, что это так, но проблема в том, что и политики, принимающие решения, и ученые, и средний класс, и народ, хотя и понимают разумом необходимость изменений, но эмоционально еще не готовы отказаться от своей частной жизни и национальных особенностей.

По правде говоря, мы считаем, что этого и не нужно. Человек не должен менять свое поведение и привычки, относящиеся к культуре и национальным традициям. Он должен только подняться над ними к связи с другими людьми, к взаимному поручительству.


ПОСТРОИМ ОБЩУЮ КРЫШУ МИРА


Из мыслителей

Все существующие в мире страны уже находятся в единой мозаике, из которой никто не может выйти и вести себя так, как ему хочется.


Вопреки тому, что мы разные, мы все-таки каким-то образом уживаемся, как в семье. Верно, что это не просто. Скажем, есть родители у меня и у жены, у каждого – братья и сестры с двух сторон, их дети, наши дети. При этом мы должны считаться друг с другом, ведь мы взаимно зависимы и с положительной, и с отрицательной стороны. Поэтому мы не собираемся изменять и переделывать друг друга.

Понятно, что если я когда-то встретил женщину, которая, возможно, отличается от меня характером, но согласно другим расчетам мы решили быть вместе, то этим решением, по сути, признали – даже без слов, что будем вести общую жизнь, в которой не всегда все будет гладко.

Нам придется уступать друг другу, частично или полностью соглашаться с мнением другого и т.д. Но от безвыходности мы соединяемся, потому что хотим создать семью, продолжить род, поддержать друг друга.

Такого воспитания, которое учит уживаться друг с другом вопреки отличиям, не хватает молодым парам. Хотя мы считаем, что свободно выбираем себе самого подходящего спутника, но на самом деле мы очень разные. У животных подбор пары происходит инстинктивно, а люди, поскольку их расчет испорчен, ищут нечто особенное, возможно, даже редкое, не понимая, что именно от этого у них возникнут трудности общения.

Отсутствие образования, понимания и воспитания относительно совместной жизни и умения уступать друг другу, приводит нас к кризису института семьи. Сейчас больше половины населения мира, особенно молодые люди, холостые. Они не готовы вступить в брак и не хотят иметь детей, потому что чувствуют неспособность ухаживать за кем-то.

Этот кризис длится уже несколько десятков лет, а сейчас мы вынуждены решать такие проблемы и между странами. Ведь каждый из нас – по крайней мере, относительно соседних государств – является и получающим, и дающим, как в супружеской паре. Поэтому и на международном уровне необходимо изучать, как уступать и как объединяться над всеми различиями и разногласиями. А этому нас тоже нигде не учили.

Как же это сделать? Какова техника уступки, ведь только уступкой мы показываем доброе намерение?

Сейчас мы от безвыходности находимся в таком кризисе, который учит нас насущным вещам. И эта насущность чувствуется людьми так – и в этом наша надежда, – что они не пойдут на "развод", ведь "развод" между государствами означает войну.

Надеюсь, мы поймем, что у нас нет выбора, и мы должны вести себя сдержанно. Поэтому мы создали ООН – якобы такое место, где все могут собираться и обсуждать мирное сотрудничество, – и множество других организаций, которые занимают воспитанием и здравоохранением.

Например, в Женеве есть международные организации, о существовании которых я никогда не предполагал. Скажем, есть комиссия по частотам вещания, которая следит за тем, чтобы каждая теле и радиостанция в мире имела свою частоту и не мешала другим.

Есть совет по выпуску лекарств, медицинских препаратов и услуг, определяющий стандарты в этой области. Благодаря этому мы можем понять друг друга, и врач, посылая больного на лечение в другую страну, может объяснить своему коллеге все нюансы требуемых процедур.

Даже есть организации, определяющие флаг каждой страны – чтобы вдруг не было одинаковых флагов. Существуют стандарты во всех областях, ведь мы становимся настолько связанными и близкими друг к другу, что должны выработать законы, регулирующие все области взаимодействия.

И как парламент каждой страны устанавливает законы взаимодействия граждан, так сегодня это делается для всего мира. Такие организации существуют уже несколько десятков лет, и без них нам было бы очень трудно.

Но сегодня проблема состоит не в том, что мы должны определить каждому его место. Сегодня положение таково, что мы должны построить некую общую "крышу", состоящую из общего понимания и ощущения, что мы находимся будто в одной комнате. В таком случае нам очень трудно быть вместе, если между нами нет связи, причем хорошей.

Мы должны почувствовать не просто близость, а взаимную зависимость, которая обяжет каждого изменить свое отношение к другим. Мы зависимы, связаны и объединены, желая или нет, на различных уровнях – в пище, одежде, воспитании, культуре, технике, обеспечении энергией, водой и даже воздухом.

Если чье-то производство загрязняет атмосферу, то нам нечем дышать. Нам известны соглашения Киото, определяющие размеры выбросов отходов производства и загрязнения атмосферы.

Я думаю, что стоит здесь привести перечень международных организаций и тех вопросов, которыми они занимаются. Тогда мы почувствуем масштабы нашей связи. Часть таких организаций находится в Париже, Лондоне и Нью-Йорке, но основная масса располагается в Женеве.

Это очень важно, потому что дает человеку представление о такой взаимной зависимости, в которую трудно поверить. Она намного больше, чем в семье. В семье я могу перестать разговаривать, поссориться, даже отдалиться на некоторое время.

А здесь это невозможно. Получается, что все существующие в мире страны уже находятся в единой мозаике, из которой никто не может выйти и вести себя так, как ему хочется. Мы видим, что каждый раз, когда кто-то пытается сделать какое-то самостоятельное движение, ничего не получается. Через некоторое время он возвращается или даже ограничивается только словами, не доходя до практических действий, потому что в наше время это невыполнимо.


НЕВСЕРЬЕЗ

До следующего выпуска, наши дорогие читатели!


В избранное