Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Кельты, русы, викинги. Таинственный мир Севера. Мифология кельтов, германцев, индийцев, иранцев, балтов...


Информационный Канал Subscribe.Ru

"Мифология кельтов, германцев, индийцев, иранцев, балтов и славян: происхождение и эволюция образов".

(Материалы международного симпозиума в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого, СПб. 1999).

 

Многие ученые исследовали проблемы реконструкции индоевропейского пантеона. Выбор этой темы определялся влиянием индоевропейских культурно-языковых традиций (особенно скандинавской, кельтской, славянской, балтской, фракийской, индийской) на современные политические и культурные процессы. Однако, как правило, исследователи рассматривают отдельные миры внутри общего ареала народов данной языковой семьи. Кроме того, специалисты, изучающие тексты, редко рассматривают предметы материальной культуры. Поэтому автор данной статьи полагает, что он может добавить кое-что новое в понимание означенной проблемы. Для этого ему пришлось изучить многочисленные археологические каталоги, мифологические тексты и современные исследования, отечественные и зарубежные. Среди последних важное место занимают фундаментальные труды Ж. Дюмезиля, В. В. Иванова и В. Н. Топорова, а также ученых, специализирующихся в области конкретных культур: скандинавской, кельтской, славянской и т.д. Но основная идея автора, с позиции которой он анализирует архаическое искусство и мифологию, возникла под влиянием двух исследователей: А. Голана и Ж.-Ж. Атта.

Голан говорит о двух исходных мифологических образах: богине неба и ее муже, господине подземного мира. Последний имел два воплощения: подземное - в форме змеи или хищного зверя и небесное - в виде орла (когда он поднимался к своей супруге). Голан также подразумевает бога земли (связанного с быком) существовавшего отдельно от хозяина подземного мира. Рядом с богом земли присутствовал близкий ему персонаж - культурный герой (первоначально персонифицировавшийся оленем или бараном).Данная концепция противоречит некоторым общепринятым взглядам, но подтверждается оригинальным толкованием сцен, изображенных на знаменитом котле из Гундеструпа, которое дал французский ученый Ж.-Ж. Атт.

Атт основывает свою интерпретацию этого предмета кельтского искусства на идее верховных кельтских богов - громовержца Тараниса и владыки растителного и животного мира, оленерогого Цернунна. Оба они были супругами кельтской богини-матери (Великой богини). Третьим важным мужским божеством пантеона являлся Тевтат. Он персонифицировал ясное небо и покровительствовал племенному коллективу (его имя связывают с кельтским словом "племя").

Рядом с Цернунном существовал близкий ему образ - Смертриус или Огмиос, которого римляне отождествляли с Геркулесом. Он стал объектом ненависти Тараниса. Бог грома насылал на него чудовищного волка, отправлял собак, дабы они похитили жертвенного быка Смертриуса. Однако последний всякий раз выходил из борьбы победителем.

Заметно совпадение идей Атта и Голана. Кельтский Таранис напоминает воздушную ипостась хозяина подземного мира. Цернунн и Смертриус сходны с богом земли и культурным героем. Широко известен сюжет древнего искусства "терзание быка львом".

Надо помнить, что Атт и Голан имели несколько отличные научные интересы. Первуй предложил оригинальную реконструкцию кельтской мифологии. Второй же пытался восстановить структуру некой "мировой мифологии", которую он называл "неолитической религией". Но автора данной статьи интересует проблема корреляции образов и сюжетов индоевропейских культур. Поэтому, очертив общий "скелет" пантеона, следует исследовать его локальные варианты.

Во-первых, рассмотрим трансформацию кельтских божеств в христианизированных ирландских сагах. Мы видим, что Таранис исчез бесследно. Отныне, небесный гром связан исключительно с христианским богом. Но Цернунн существует как персонификация Другого мира (в этом случае отдельного от подземного мира). В сагах он именуется Дагда; - "Добрый бог". Этот эпитет соответствует другому имени Цернунна - "Эзус". Идентификация Дагда и Цернунна подтверждается, в частности галло-римским рельефом, показывающим трех цапель, символизирующих Бригиту, дочь Дагда. Великая богиня именовалась теперь "Богиня Дану". Тевтат трансформировался в ирландского Нуаду, утратив небесную функцию, но сохранив королевскую власть.

Образ Смертриуса/Огмиуса разделился на два персонажа (этот процесс начался еще в римскую эпоху). Первый, удержавший имя "Огма", почитался как великий герой и создатель языческой письменности - огама. Второй - Луг мыслился хранителем тайных знаний. Древние римляне (которые понимали варварскую мифологию лучше, чем иногда полагают) отождествляли его с Гермесом /Меркурием. Это очень важный момент, ибо с Гермесом/Меркурием же они идентифицировали германского Водана (скандинавского Одина). Таким образом. Вполне допустимо сопоставление Луга и германо-скандинавского господина мертвых воинов.

Согласно "Старшей Эдде", Один есть создатель рунических письмен, что сближает его с Огма. Сравнивая кельтскую и германо-скандинавскую мифологии необходимо помнить о враждебности чудовищных волков к Одину и Смертриусу. Согласно Атту, Таранис являлся господином волка. Но Таранис подобен скандинавскому громовержцу Тору. Тем не менее, в скандинавской мифологии Один есть царь богов и отец Тора. Возможно это связано с его трактовкой как прародителя германских народов и королей. Согласно "Эдде" Один сотворил человечество. "История бриттов Гальфрида Монмутского повествует, что Воден был предком многих саксонских вождей. Наконец, Один считался основателем династии Вельсунгов. Когда его характер получил преобладание в скандинавском пантеоне, Тор был объявлен его сыном. Но следы былой враждебности между этими божествами остались. (в частности, в "Перебранке Харбарда"). Возможно, Фенрир-волк, убивающий Одина, в более раннем варианте принадлежал Тору (как и в кельтской традиции). За что же громовержец возненавидел культурного героя? Быть может, вследствие его родства с богом земли - своим вечным оппонентом или за похищенние каких-либо сокровищ и знаний.

Бронзовая матрица из Торслунда (Оланд, 8 век н.) показывает воина с двумя пиками и человеко-волка, поражающего его копьем в пяту. Но в "Эдде" волк проглатывает Одина. Возможно, здесь изображен ранний вариант мифа.

Изображение на матрице из Торслунда принадлежит к так называемому типу "танцующего воина". Этот тип был широко распространен в искусстве вендельского и викингского периодов. Мы можем наблюдать интересную особенность - танцующие воины имеют рога. Если данные персонажи символизируют Одина, то что означает эта деталь? В гипотезе автора данной статьи рога есть черта облика бога земли. Вероятно, разросшийся образ Одина поглотил некоторые атрибуты последнего, что подтверждается сравнением с кельтской традицией. Цернунн сопровождался животными (оленем, быками, бараноголовой змеей). Один же связан с лошадью, оленем, воронами и т.д. На роге из Галлехусе олень атакуется собаками поблизости от танцующих воинов. Эти изображения подобны сценам с котла из Гундеструпа. Эзус (персонификация Цернунна) принимал жертвы, повешенные на дереве, как и Один. Однако, последний пошел дальше, принеся себя в жертву себе же. Один провисел на мировом дереве Иггдрасиль 9 дней и ночей.

Итак, на основании вышеизложенного, автор данной статьи предполагает наличие следующих базовых типов индоевропейских богов: Бога грома, Бога земных сил, Бога ясного неба, Великой богини и Культурного героя (или просто Героя). В различных традициях некоторые из этих типов сливались в единый образ или, напротив, разделялись на множество персонажей. Но это естественно для религиозных систем, развивавшихся на протяжении сотен и тысяч лет. Теперь следует проверить данную гипотезу на материале других индоевропейских культур.

 

(Окончание следует).

 

Алексей Фанталов.

fantalov@mail.ru

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное