Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Кельты, русы, викинги. Таинственный мир Севера. 'Мифология кельтов, германцев, индийцев... (окончание).


Информационный Канал Subscribe.Ru

"Мифология кельтов, германцев, индийцев, иранцев, балтов и славян: происхождение и эволюция образов" (окончание).

(Материалы международного симпозиума в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого, СПб. 1999).

 

В Древней Греции Бог неба именовался Зевс. Это имя соответствует кельтскому Тевтату, германо-скандинавскому Тиу/Тюру, балтскому Диевасу, индийскому Дьяусу. Все перечисленные имена восходят к индоевропейскому "Deino" - "дневное, сияющее небо. Громовая функция была приписана Зевсу позже. Его супруга Гера - одно из воплощений Великой богини. Греческим властелином Другого мира являлся Аид. Однако, в античной Греции несравненно больше почитался иной бог, связанный с производящей силой земли, животным и растительным царствами, более яркий, чем бесплодный Аид. Это Дионис. Тип Культурного героя представлен целым рядом персонажей: Прометей, создатель человечества (громовержец Зевс причинил ему много страданий); Геракл (победивший чудовищноо пса Цербера) и некоторые другие. Но Один/Луг отождествлялись античными авторами с Гермесом/Меркурием. Вероятно, это не случайно и первоначально Культурный герой являлся проводником душ в Другой мир. Сохранился греческий рельеф показывающий Гермеса с фаллосом, оканчивающимся головой барана, Бараноголовая змея есть типичный атрибут Цернунна (быть может, это существо является просто воплощением Культурного героя как прародителя человечества?). На галло-римской стелле Гермес изображен слева от Цернунна. А греки оставили изображение Гермеса рядом с юным Дионисом. Античные мастера смутно помнили родство Культурного героя и Бога земных сил. Оба они связаны со стадами. Сын Гермеса Пан входил в свиту Диониса. На одном античном рельефе (4 в. до н. э.) Пан изображен сидящим скрестив ноги (типичная поза Цернунна). Дионис часто изображался с бараньими рогами и почитался орфиками в качестве рогатого змея Загрея, превратившегося в быка и разорванного титанами.

Подобные образы присутствуют и в греческой мифологии. Индра, Бог грома и Дьяус, Бог ясного неба существовали раздельно. Целостный образ Великой богини не сохранился, хотя Кали-Дурга и Приттхиви, несомненно, происходят от нее. Обладавший стихийной мощью Рудра представлял Бога земных сил. Один из эпитетов Рудры -"Пашупати" ("хозяин скота"). Вероятно, его образ связан с печатями хараппской цивилизации. Божество, изображенное на печати в окружении зверей часто сравнивают с Цернунном. Затем Рудра превратился в один из эпитетов великого средневекового бога Шивы. При этом в "Ведах" существовал и другой родственный характер. В широкоизвестном мифе Индра и его собака Сарама (опять собака!) освободил небесных коров и поразил Валу, скрывавшего их в пещере. (Интересно, что, согласно греческому мифу, Гермес также похитил коров).

Что касается культурного героя, то Ману и Яма - сыновья Вивасвата вполне подходят на эту роль. Ману считался прародителем и законодателем человечества. В то же время, Яма был первым умершим и царем предков. В древнем Иране два этих персонажа сливаются в единый образ - Йиму (Гайя Мартан) - легендарного царя Золотого века. Его прототип есть первый человек, хозяин первого быка (согласно исследованию В. В. Иванова и В. Н. Топорова скандинавский гигант Имир со своей коровой Аудумлой и, с другой стороны, Имра - демиург реликтовых арийских язычников Гиндукуша близки этой теме).

В славянском и балтском фольклоре мы также видим подобные примеры. Вышеупомянутый балтский Диевас есть типичное выражение Бога ясного неба. Балтский Велс и славянский Велес сходны с индийским Валой не только своими именами. Эти боги похитили коров громовержца (балтского Перкунаса, славянского Перуна) и подверглись наказанию. Из литовских дуалистических легенд мы знаем о вражде Велса и волка. Велс считался строителем мостов и музыкантом (он играл на свирели, подобно Пану). В. В.Иванов и В. Н. Топоров реконструируют сюжет низвержения супруги Перкунаса Земины (соблазненной Велсом) и превращения ее в хтоническую богиню. Наконец, Боян - легендарный русский сказитель именовался "велесовым внуком". Велес также рассматривался как бог леса, богатства и загробного мира.

Литовским проводником душ в другой мир считался Совий. Подобно индийскому Яме, он был первым умершим и основателем обычая кремации. Что до славян, их фольклор сохранил такие интересные персонажи, как Ярила (западнославянский Геровит) и Даждьбог. Роль Ярилы на гуляньях, празднуемых в его честь, играл юноша, разъезжающий на белом коне в венке из колосьев. Осенью устраивались "похороны Ярилы (теперь он персонифицировался чучелом в виде старика с огромным фаллосом). Эти сведения позволяют сравнить Ярилу с умирающими и воскресающими божествами. В качестве предка он сопоставим с Даждьбогом.

Даждьбог (или Дажьбог) был богом добра и света. В "Слове о полку Игореве" русичи названы дажбожьими внуками. Интересно его изображение как всадника ибо близкий образ фракийской религии есть также всадник. Обычно он именуется "Фракийский герой" или просто "Герой".

"Фракийский герой" отождествлялся с греческим Гераклом. Плакетки из Летницы (4 в. до н. э.) показывают его великим охотником, господином зверей, "великим пьющим" и прародителем племени. С другой стороны, композиция некоторых плакеток сходна со скандинавскими шлемными пластинками вендельской эпохи и некоторыми этрусскими рельефами. Наконец, многие скифские идолы в фаллической форме представляют мужскую фигуру в позе всадника. Некоторые ученые считают их изображениями умерших вождей, другие полагают, что это мифические образы (например - скифский предок Колаксай или даже славянский Даждьбог). Но подобные точки зрения, в контексте данной статьи, не противоречат друг другу.

Надо сказать, что индоевропейская мифология повлияла на верования обских угров. Особенно на такой важный образ, как Мир Сусне Хум - "За миром наблюдающий человек". Он есть национальный герой манси, их тотем, представляемый всадником на белом коне. Мир-сусне-хум известен как чародей и медиатор, в чем особенно близок скандинавскому Одину.

 

Это карта структуры индоевропейских пантеонов (среди народов Европы), согласно моей концепции. Круг означает тип Бога Ясного Неба. Квадрат означает тип Великой Богини. Верхний треугольник означает Бога Грома, нижний – Бога Земных Сил. Ромб означает Культурного Героя. Одноконечная стрелочка означает происхождение одного божества от другого. Стрелочка с двумя концами подразумевает сходство или родство между божествами. Двойная линия символизирует брачные отношения.

 

Алексей Фанталов.

fantalov@mail.ru

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное