Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эволюция сознания

  Все выпуски  

Эволюция сознания - Индийские посвящения. Лекция 3.


Цикл Лекций Ачарьи Кайласанатхананда Свамикал Тиртхапада
на Конференциях ИНДИЙСКИЕ ПОСВЯЩЕНИЯ

Перевод и редакция Евгений Лугов

Лекция 3. Духовное строение человека.

Итак, друзья мои, ранее мы изучили основополагающие основы Космического Знания – Шри Видьи, о рождении мира, о эволюции живых форм. Теперь, мы будем говорить непосредственно о нашем с вами строении. Индийская духовная традиция утверждает божественное происхождение человека. В нас сфокусированы все силы все энергии и все знания Вселенной. Когда я говорю «человек», я подразумеваю бесконечную и бессмертную Атму, действующую, как неотъемлимая часть великого Космоса на основании дарованных нам свыше знаний и сил. Концепция многомерности человека была известна на практике еще в древнейший период истории цивилизации. В эволюционной модели существования человеческое царство представляет середину мира. Мы выше животных, но ниже бесплотных духовных существ, космических сил и богов.

Те формы активности человека, на основании которых он обитает в нескольких уровнях мира, определяют духовное строение человека. Оно, в свою очередь, формирует плотное тело, по своему подобию для жизни в плотной среде.

Чтобы вы поняли важность духовной составляющей, представьте, что в момент зачатия вы были ничем иным как человеческим семенем. И это божественное семя содержало в себе силу бессмертия, силу жизни, достаточную, чтобы вы стали такими как есть сейчас.

Вас тогда невозможно было увидеть, всего лишь один сперматозоид, который даже нельзя почувствовать. Но уже на этом самом раннем этапе вашей жизни, вы потенциально были такими как сейчас. Идея вашего организма уже была внесена Брахмой в Вишну. Развившись физически человек начал совершенствоваться духовно. Он стал перерабатывать опыт в энергию. Духовные накоплениям обязательно сопутствует постоянное разрушение форма, так как иначе невозможен прогресс. Накоплением духовных результатов и разрушением старых форм с созданием более совершенных качеств ведает третье лицо из Троицы - Шива. Его силой сворачиваются бесчисленные Вселенные в завершении своих циклов существования. Он контролирует все уровни каждой вселенной, начиная с Метагалактик и в том числе нас, людей. Все энергии Вселенной сосредоточены в нем, ибо он преобразователь Мира. Он – владыка всего. Он – основатель всей йоги, как искусства соединения человека и Вселенной. Он вместе со своей женской активностью Космической Шакти находится внутри нас, и также вокруг нас. Он управляет восхождением человека до достижения совершенного Просветления. Он Единство Микрокосма и Макрокосма.

Давайте рассмотрим наше строение и затем сделаем описание качеств и форм Шивы и Шакти.

Основой духовного строения человека для действия в многоуровневых сферах бытия являются его тонкие тела. Эти тела распространяются в пространстве вокруг человека, но сконцентрированы в важнейших жизненных точках внутри тела. Прана – энергия наполняет все наши тела. Проводниками праны служат многочисленные тонкие каналы – Нади, которых насчитывается 72 000 у каждого из нас. Важнейших каналов энергии три. Между жизненными точками постоянно протекают потоки энергии по этим трем главным каналам. Центральный, главный, канал позвоночного нерва назван Сушумной. Правый – солнечный, активный, Пингала. Левый – лунный, пассивный, Ида. Боковые токи проходят, оборачиваясь вокруг Сушумны в противоположных направлениях, снизу вверх и сверху вниз. Постоянно перемешиваясь, энергии наполняют важнейшие точки, распределяясь по их качествам. Точки называют – чакры. Чакра на санскрите значит - «круг», «колесо». В контексте йогических практик часто это слово переводится как «вихрь», который отображает представление о чакрах, как о вихрях психической (космической, жизненной) энергии — праны. В качестве синонима слова «чакра» употребляется и слово «падма» - лотос. Чакры человека постоянно связаны по горизонтальным потокам с вселенскими планами бытия, через которые функционирует человек. Без знания системы чакр и протекающих через них энергетических потоков, невозможна йога, невозможна результативная эволюция человека в Совершенное космическое существо.

 

Упоминание о чакрах, как о центрах концентрации психической энергии можно найти в древних индийских канонических текстах. В Упанишадах, в частности, в Йогаттва упанишаде и Брахма упанишаде. В различных йога сутрах, как Асья Вамья сукта, йога сутры Патанджали, а также в Пуранах. Разные источники указывают на разное общее количество чакр у человека, но традиционно из этого общего количества выделяются семь главных и две дополнительные. Чакры — центры концентрации энергии и своеобразные «реле», процесс «открытия» или «очистка» которых сопровождает этапы духовного развития человека и телесного оздоровления. Восхождение и совершенствование человека во множестве жизней происходит с «пробуждением» и «подъемом» энергии по чакрам, от Муладхары вверх до Сахасрары. Это и будет Эволюцией человека, заповеданной нам Шивой.
Чакры, хотя и не находятся в физическом теле человека, а располагаясь в эфирном теле, на анатомическом уровне отвечают основным нервным сплетениям и локализуются вдоль позвоночника. Количество лепестков на 6 чакрах равно 50, что соответствует матрице санскритского алфавита. Качества и способности которые несут эти лепестки отождествляются с лучами и формами Единой Вселенной.

1

 

Чакра и ее место

Основные функции

Божества покровители

Цвет, Кол-во лепестков

Семенная мантра, биджа

Вселенская стихия

Локас - вселенские сферы бытия

Муладхара,

Mūlādhāra – копчик, основание позвоночника

Инстинкт, существование, сохранность тела, здоровье.

Брахма,

Сарасвати,

Ганупати,

 

Красный

4

ЛЯМ

1. Непроявленная стихия АУМ - источник всего.

Центр вселенской энергии - «Кундалини».

2. Земля

Бху,

Земли и плотные тела

Свадхистхана,

svādhisthāna,

репродуктивные органы, точка на 3 пальца под пупком

Эмоции, сексуальная энергия, телесная эмоциональность и любовь, жизнерадостность, правильное функционирование органов и систем человека

Вишну,

Лакшми,

Варуна-Парджанья, Дханвантари

 

Оранжевый,

6

ВАМ

Вода

Бхувар,

воды

Манипура,

manipūra,

Солнечное сплетение, вилочковая железа.

Власть, управление, свобода, жизненное развитие и карьера

Агни,

Сурья, Шива,

Дурга,

 

Жёлтый,

10

РАМ

Огонь

Свар

(Сварга),

- огненные сферы звезд

Анахата,
anāhata,

Центр груди, сердце

Преданность, любовь, сострадание, симпатия, дружба. Соединение качеств нижних материальных и верхних духовных качеств.

Ваю - ветер

Зеленый,

12

ЙАМ

воздух

Махар,

Воздушное пространство

Вишудда,
viśuddha,

Основание горла

Общение, самовыражение, творческий потенциал, голос, гармония

Индра,

Яма

Голубой,

16

ХАМ

эфир, космическое пространство

Тапа

Высшие небеса богов,

Духовный план

Аджня (третий глаз)
ājñā,

Интуиция, интеллект, высший разум, ясновидение

 

Синий,

2

АУМ

Высшее Космическое сознание

Джана, вселенское знание

Сахасрара,
sahasrāra,

Уровень единения форм и энергий в Едином Боге, полное просветление - самадхи

Единство Вселенной - Все боги - АУМ

Фитолетово-белый,

>1000

КШАМ

Единый во множестве! Множество в едином!

Сатья

Высшая Истина, Единый


Муладхара (от санскр. мула — корень, основа и адхара — фундамент, базис, опора) - первая красная чакра энергетического потенциала (кундалини), расположенная в области промежности под половыми органами. Считается, что из Муладхары выходят главные нади: Сушумна, Ида и Пингала.
Символически обозначается в виде тёмно-красного лотоса с четырьмя лепестками и буквами Вам, Шам, Щам, Сам на них. В центре лотоса — желтый квадрат, эмблема элемента «земля», в который вписан треугольник с вершиной, направленной вниз, символ Шакти. В центре треугольника — лингам или мужской принцип, который обвит в три с половиной оборота змеей Кундалини. Внутри изображают божеств покровителей Брахму, Сарасвати, и слона, как символ силы и прочности. Это символ слоноголового бога Ганапати-Ганеши, сына Шивы и Шакти. Биджа (семенная) -мантра этой чакры — Лям. Чакра в плотном мире знаменует также переходную стадию от животного царства к человеческому. В физическом теле отвечает за сохранность физического тела и воспроизводство жизни. Контролирует автоматические функции организма и имунную систему.


Свадхистхана (санскр. сва — «собственный», адхистхана — «жильё». Буквально — «собственное жильё». Эту чакру также называют джаламандала («джала» — вода) или медхрадхара (медхра — «пенис»). Находится внутри крестца.
Свадхистхана-янтра изображается в виде лотоса с шестью лепестками светло-красного цвета. В лотос вписаны санскритские буквы Бам, Бхам, Мам, Йам, Рам и Лам. В середине лотоса — белый полумесяц, символ бога Варуны и стихией воды. Варуна изображается верхом на белом крокодиле Макара. Биджа (семенная) -мантра этой чакры — Вам. В янтрах можно видеть также Вишну, его формы, и его супругу Лакшми.
Эта чакра ассоциируется с мотивами получения материальных удовольствий. На уровне свадхистханы мир и все вещи в нём рассматриваются ею как источник тех или других материальных удовольствий. Уровень свадхистханы также соотносят из активизацией самскар, подсознательных и несознательных желаний. В физическом теле отвечает за метаболизм и очищение, за движение движение "жидкостей".


Манипура (санскр. мани — «драгоценность», и пура — «город» - драгоценный город) - пупочная чакра власти и творческой силы. Манипура изображается в виде ярко-желтого лотоса с десятью лепестками. На лепестках санскритские буквы Дам, Дхам, Нам, Там, Тхам, Дам, Дхам, Нам, Пам, Пхам. В центре лотоса — красный треугольник, в середине которого — красный Шива (Рудра) на быке (овне – символе бога Агни) вместе с женой Парвати-Дургой-Шакти. Также здесь живут боги Агни, Сурья. Стихия, ассоциируемая с этой чакрой, — огонь. Биджа-мантра этой чакры — слог Рам.
На уровне духовной эволюции Манипура-чакры человека начинают интересовать такие вопросы, как смысл жизни, её место в общей схеме бытия, управление процессами жизни и развития. Когда Кундалини достигает этой чакры, начинается сверхактивный период жизни и судьбы, прелюдия к настоящему духовному росту. В физическом теле отвечает за мышечную систему, и двигательную активность, за защиту.


Анахата (санскр. «неприкосновенный», а также «божественный звук») - сердечная чакра любви. Анахата-чакра изображается в виде зелено-голубого (или золотого) лотоса с двенадцатью лепестками и буквами на них: Кам, Кхам, Гам, Гхам, Нам, Чам, Чхам, Джам, Джхам, Джнам, Там, Тхам. В середине его — два перекрещенных треугольника Шри Янтры. Треугольник с вершиной вверх символизирует духовный вектор развития - Шиву, а треугольник с вершиной, которая направлена вниз, — форму активной энергии Шакти. Символ перекрещенных треугольников символизирует «среднюю точку» духовного развития. Также здесь живут боги, как Ваю (воздух). Биджа-мантра Анахаты — буква Йам. Символ стихии этой чакры — воздух. В физическом теле отвечает за кровеносную систему.


Вишуддха (санскр— «очистку») - горловая чакра гармонии. Чакра изображается в виде шестнадцатилепесткового лотоса с буквами Ам, Ам (с придыханием), Амх, Аам, Им, Иим, Ум, Уум, Рим, Риим, Лрим, Лриим, Эм, Аим, Ом, Аум.
В центре лотоса — капля нектара, который стекает в вишуддхи из бинду-висарги. В капле написана биджа-мантра Хам. Под ней — пространство - Акаша в белых одеждах на белом слоне. Считается, что божественный нектар стекает к Вишуддхи-чакре с места, расположенного внутри Чакры темени Бинду-висарга. Этот символический нектар олицетворяет космическую истину Сат-Чит-Ананда, и образуется при регулярных духовных практиках. Это центр, где по легенде Шива поглощает и нектар бессмертия Амриту и яд Калакуту. Бог покровитель ее Индра – управитель божественного мира.
Лалана-чакра — это второстепенная чакра, тесно связанная с Бинду и Вишуддхи-чакрой. Она локализуется в позвоночнике на уровне основе языка. После того, как нектар оставляет Бинду, он перед тем, как достичь Вишуддхи, сохраняется в Лалана-чакре. В этой чакре нектар становится блаженством.


Аджня (санскр. «команда») - межбровная чакра управления и сверхъестественных способностейясновидения). В аджня-чакре опять сходятся три главные нади — Сушумна, Ида и Пингала. Эта чакра изображается в виде двухлепесткового лотоса, на одном из которых — Солнце, на другом Луна, буквы хам и кшам, 49 и 50 в общем отсчете изображенных на лепестках всех 6 чакр вместе взятых, что составляет полный алфавит санскрита. В лотосе содержится белый треугольник вершиной книзу — символ иони, а внутри треугольника белый лингам. Биджа-мантра этой чакры —АУМ. Здесь находится Троица Брахма, Вишну, Шива, всесте с Сарасвати, Лакшми и Парвати - Дургой. Аджня связана с межбровным центром, который традиционно называют бхрумадхья.Чакра чрезвычайно важна в медитативных практиках, так как через нее происходит связь со всеми мирами и их божествами. Пробуждение «третьего глаза» — Аджня-чакры — мотив чрезвычайно популярен в огромном количестве религиозных и психических традиций, Аджня-чакру связывают с шишковидной железой (эпифизом, пинеальной железой) размером около 8 мм, которая находится между полушариями мозга напротив центра. Шишковидная железа имеет ганглиозную связь с сетчаткой глаз. Согласно современным научным представлениям, она служит для выработки гормона мелатонина. Там же находятся светочуствительные клетки, способные, как растения, напрямую перерабатывать солнечную и другую космическую энергию. В физическом теле отвечает за нервную систему.


Сахасрара («тысяча»). Как уже было сказано раньше, Сахасрара не считается чакрой, а является высшей сущностью Атмой, которая в определённом смысле включает все другие чакры. Она изображается в виде лотоса с тысячей лепестков, на которых — все возможные слияния и артикуляции санскритского алфавита из 50 букв (50 × 20). Это лишь метафора для обозначения в действительности бесконечного количества её лепестков. Внутри лотоса изображают полную Луну, которая заключает в себе треугольник. Символично здесь достигается полное слияние Шивы и Шакти, конечная цель духовной эволюции, здесь Кундалини заканчивает свой путь, пройдя сквозь все шесть чакр, согласно некоторым комментариям, здесь находится мокша-нирвана, и кто познает полностью Сахасрару, тот не вернётся больше в колесо сансары, а достигнет освобождения в вселенском Брахмане.

ШИВА

Третье лицо в высшей Троице. Шива идентифицировался в древности с Ведическим богом Рудрой, одним из 12 адитьев. Рудра носит шкуру и обитает в горах, его излюбленное оружие — лук и стрелы. Он изредка использует молнию. Он также зовется Трьямбак (Tryambak) — сын трех Матерей (Земли, Воздуха и Неба). Ваджасанейи Самхита Яджурведы утверждает, что Агни, Асани, Пашупати (владыка зверей), Бхава (сущий), Сарва (Вседержитель), Ишана (Бог), Махадева (великий бог) — формы одного и того же божества.
Ведический Рудра изображается внушающим ужас богом, которого необходимо постоянно умиротворять. Ему посвящено много гимнов, в которых содержатся призывы и мольбы, обращенные к нему: «не уничтожай наш скот, наших детей, родных и близких». Также его просили защитить людей от болезней, грабителей и других бед. Когда Рудре приносили поклонение, он становился великодушным божеством. Он всевышний Целитель и Бог Медицины, защищает людей и животных от болезней. Так как он проявлял заботу о животных, он звался Пашупати — Владыка Зверей. Во время поклонений, его призывали всегда быть великодушным, и «Шива» значит - благой.
Древние Арии поклонялись силам природы: Ушас – Заре, Митре - дружелюбному богу-Солнцу, Агни — богу Огня, Варуне — богу вод, Индре – царю богов громовержцу. Ведический Рудра иногда идентифицировался с Агни. И тот, и другой могли превратить все в прах, причинить страдание и считались устрашающими: «не уничтожай наш род в своем гневе», «дальше от нас быть твоему уничтожающему людей и поражающему коров оружию». Но Рудра также способен быть милостливым и добрым, поэтому люди ищут его заступничества: «Мы взываем о помощи к стремительному Рудре, приносящему жертву, быстрому и мудрому», «Мы молим тебя, Рудра... чтобы процветали двуногие и четвероногие существа, чтобы все в этом поселении были сыты и здоровы». Рудра одаривает милостями своих приверженцев и как целитель излечивает людей от болезней. В тексте Шатарудрийи он назван обитателем гор — Гиришем. Он скитается по лесам и является властелином лекарственных растений. Он божественный целитель. Его сыновья, Рудрии, пересекают все стороны света. Он также является владыкой сторон света.
Атхарва Веда провозглашает Рудру господином всех двуногих и четвероногих существ. Он быстрый и ловкий стрелок, и никто не может уклониться от него. Он тысячеглазый, то есть Всевидящий. Он везде — на земле, в воздухе, на небе, то есть Вездесущий.
Изменения, внесенные Упанишадами.
Период Упанишад характерен изменением взгляда на Рудру. Жрецы-брахманы только выполняли ритуалы. Они потерпели поражение в постижении истины об Универсальном Духе.
Упанишады развили доктрину об Атмане и Брахмане. Душа стала рассматриваться как вечная категория, которая эманирует из Брахмана и, в конечном итоге, сливается с ним. «Единству, достигаемому Брахманом, нет надобности бояться богов».
По мере эволюции индуизма Шива, теперь рассматривающийся Благим, стал представляться единым богом, Ишварой.
«Есть единственный Рудра, который является самой сокровенной душой всех людей, который создает все существа и защищает их. Рудра есть высочайший Брахман и включает в себя всю Вселенную. Он использует Майю или Пракрити-природу и сановится Махешварой. Нет подобного ему. Он познается через веру и любовь. Он поощряет добродетель и рассеивает порок. Он создал Брахму и превзошел Веды».
В Пуранический период Рудра становится Шивой, Верховным Божеством. Он вбирает в себя функции Вишну и Брахмы. Он есть душа вселенной. Шива несет диск, трезубец, булаву, топор, носит пояс и священный шнур яджнопавиту, он смеется, поет и танцует в экстазе. Как танцор Натараджа он танцует вселенский танец тандава. Шива-Пурана смотрит на Шиву, как на исполняющего тройственные функции — создания, сохранения и разрушения.


Символическое значение некоторых основных атрибутов Шивы:

Жезл (Данда) — представляет смерть. Лимон (Джамбхара) — семя мира. Трезубец (трисула) - представляют Саттва, Раджас и Тамас гуны. Щит (Кхетака) — представляет Дхарму, Закон.
Спутанные волосы — многообразие Брахмана-Абсолюта. Полумесяц (Каумуди) — символизирует божественность Шивы. Змей Васуки Яджнопавита (Vasuki Yajnopavita) — его мудрость. Тигровая шкура (Вьягхра-Чамара) — символизирует покорение эмоций и желаний. Три глаза Шивы представляют солнце, луна и огонь, три источника света, жизни и тепла для людей. Шива – владыка йоги, первый мастер духовных наук. Его символ – Шивалинга – форма описания произрождающих сил Вселенной.
Шакти или сила божественной матери. Вселенная, которую мы видим и воспринимаем является скоплением энергии, как видимой, так и невидимой. Это стало открытием современной науки, что материя превращается в энергию E=mc2. Во внутренней структуре мира нет различия между всеми феноменами. Есть одна основная энергия за всеми формами материи и энергии. В индийской традиции она названа Парашакти – сверхэнергия. Сознание и Дух есть также энергия. Это – великая мать всего мира. Когда эта энергия в статическом положении, нет ни жизни, ни роста, ни развития. Неоформленная она идентична Парабрахману. Когда шакти в движении – вся Вселенная в движении. Если Брахман - слово, Шакти – его значение. Если Брахман огонь, Шакти – его жар. Энергия всегда изображена как женское божество, Деви-Шакти, для гармонии своего мужского божества. Шива имеет первую жену Сати, вторую Парвати, от которой и рождены Ганупати и Сканда. Дурга- также одна из форм женской половинки Шивы.




В избранное