Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Левитас: Больше денег от Вашего бизнеса" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Сентябрь 2008 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
9
|
11
|
12
|
13
|
14
|
|
15
|
16
|
17
|
18
|
20
|
21
|
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
Статистика
-1 за неделю
В данном эссе рассматривается проблема пересечения интересов многих сторон с точки зрения морали, юриспруденции и психологии в таком, на первый взгляд, простом вопросе как вход с мороженым в магазины.
Здравствуйте, уважаемые подписчики! Я, автор рассылки Анатолий Верчинский, рад приветствовать вас. Что обычно делают люди, когда видят подобные знаки на входе в магазин — можно посмотреть в соответствующем опросе, который я недавно проводил в своём Живом Журнале. Особенно интересные примеры из своей жизни поведал victor_zagorski, который разрывал шаблоны восприятия сотрудников, проходя в магазин с велосипедом на плече. :) Про собак - все понятно. Запрет на них есть в Примерных правилах работы розничного предприятих торговли. Насчёт роликов и мороженого - никаких подобных запретов нет. В действительности, вопрос с мороженым — не вопрос юриспруденции. Это скорее вопрос психологии. Именно в таких ситуациях видно, что многое зависит от психологической подготовки. (У охранников с ней обычно всё в порядке.) Впрочем, как и большинство моментов общения потребителей с продавцами, если какой-то момент прямо не оговорен в законе (а таких моментов бывает очень много). Особенно, если момент достаточно пустяковый, и обе стороны понимают, что никакого судебного разбирательства по данному конфликту не будет. Вообще, тема обширная. По обсуждаемому могу сказать, например,
что различного рода запреты на входе в магазин - самый простой повод
для продавца показать "кто здесь хозяин". Если покупатель послушно
доедает своё мороженое на пороге - счёт 1:0 не в его пользу. А
объявление на входе висит примерно следующее: "Здесь у нас частная
собственность, имеем право отказать вам в посещении без объяснения
причин". О как! Выкладываю довольно большое эссе, которое нуждается во вдумчивом и неторопливом чтении. И на всякий случай: если эта тема кажется кому-то полным бредом, то скорее всего, этот кто-то - далёк от юриспруденции и судебной системы в их крайних проявлениях. А данная тема интересна именно тем, что в законе не прописана - а значит, есть пространство для манёвров. Умение маневрировать в случаях, не предусмотренных законом - во сколько денег вы можете оценить? Этика и этикетВообще, многими считается не этичным - ходить по магазинам с мороженным в руках. Потому что именно такие любители покушать в непредназначенных для этого местах обязательно что-то да заляпают. По правилам этикета на улице можно съесть мороженое, однако для этого необходимо отойти в сторону, а еще лучше сесть на скамейку в сквере или парке. Вот что ещё написано в «Золотой книге этикета» (изд-во «Вече», Москва, 2004 г.): «Не входите в помещение с мороженым, бутербродами, открытыми бутылками. Это дурной тон. Вы не просто нарушаете правила этикета, но по неосторожности вполне можете испачкать «снедью» других людей». Но помимо этики есть ещё совесть и воспитание: «свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». И если у кого то нет достаточно ума, чтобы это понять - вводятся внешние регуляторы виде законов или подзаконных актов. Позиция любителей мороженогоОтдельные люди считают, что раз они зашли в общественное место под названием "магазин", то могут там есть, пить, танцевать, целоваться взасос (можно с лицами одного с ними пола), слушать блатную музыку с мобильных телефонов и вообще заниматься чем нравится — всё равно все вокруг стерпят, а продавец запретить не может. Я, например, стал намного реже ходить в кинотеатры потому, что
не люблю лишних шумов ни от поедания попкорнов, ни от сотовых
телефонов, ни от комментариев, которыми любят обмениваться отдельные
личности (наверное, те же самые, что с мороженым по магазинам ходят). Так и охранники с собственниками магазина и другие покупатели могут потерпеть. Ради возможности продолжать заниматься куплей-продажей в общественном месте под названием "магазин". Позиция продавцаМне понятно желание продавца иметь своё государство в государстве и поставить потребителя в нужную ему позу уже с порога. Он заявляет: «Я - должностное лицо организации. А вот у вас кроме публичной оферты моей организации и связанных с этим обязательств никаких прав нет, тем более права указывать мне. Если пожелаете, вызовем милицию, т.к. вы не можете предоставить ссылки на НПА, что в моём магазине вы можете творить всё, что угодно». И приводят статью 35 Конституции РФ: "1. Право
частной собственности охраняется законом. И не пускать в помещение людей с мороженым - это для него способ распорядиться своей собственностью. Статья 209 ГК «Содержание права собственности»: "1. Собственнику
принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Продавцы готовы даже выдвинуть "вход без мороженого" как существенное условие продажи товаров. И считают, что имеют право отказать по таким причинам: «вход без мороженого" - это те качества, которые они хотят видеть у своего покупателя. Остальным (которые с мороженым) готовы ничего не продавать. Вот такая у них «не очень публичная» оферта. Некоторые продавцы искренне верят - поскольку магазин "Мебель" не занимается оказанием услуг общественного питания, а продает люстры - то следовательно имеет право отказать покупателям в предоставлении права питаться в магазине, или потребовать, чтобы они «перекусывали» только то, что купили в магазине — провода или шланги, например. Даже при наличии
соответствующего НПА (насчет инвалидных колясок, например) некоторые
продавцы считают возможным заявлять гордо, что у них частная
собственность, и они вольны устанавливать ЛЮБЫЕ правила. Уверен, в
головы многим продавцам приходила идея ограничить вход покупателей
суммой наличности в их карманах. Особенно в ювелирные и т.п. магазины.
Можно даже предложить магазинам ввести штрафы (добровольные
пожертвования, надбавки к ценам в магазине) за вход с мороженым. Или
ввести плату за вход в магазин. А то ведь ходют тут всякие - с
морожеными, беляшами и прочими роликами. Ходят, смотрят, греются - в
общем, зря воздух портят и место занимают - одни убытки от них. Информационные знаки на входе в магазинНа входе в торговый центр продавцы вешают перечёркнутый значок мороженого — по их мнению это нужно воспринимать, как «вход с мороженым запрещен». Но нигде нет общепризнанной расшифровки этого значка. Насколько я понимаю, с юридической точки зрения такие значки - ничтожны. Потому что не стандартизованы и не расшифрованы в официальных изданиях, как это сделано, например, с дорожными знаками. Я вижу дверь, на(д) которой большими буквами написано МАГАЗИН - всё, вхожу. Искать различные информационные знаки на входе я не обязан. Тем более, они могут быть нанесены трудночитаемым способом и в труднодоступном месте. А по закону иметь стопроцентное зрение я не обязан. Разбираться, что обозначают значки на входе - тоже. Это не знаки дорожного движения. Слушать и слышать охранника - тоже. Вполне могу оказаться глухим. Или претвориться глухим. Итого: как я могу ознакомиться (прочитать с листа) с документами (шапка, заголовок, текст, подпись, печать) про "правила прохода в магазин"? Если же я увидел информационный (а не запрещающий!) знак, то мысленно могу поблагодарить за предупреждение. Возможные последствия входа с мороженым осознаю, могу даже бумагу соответствующую подписать :) . Подробный разбор фразы "Вход с мороженым запрещён"Из подобной надписи не понятно, кто определяет - мороженое в моей руке или нет. Также непонятно, почему от положения моей руки с мороженым (в согнутом в локте - или разогнутом и помещённом в пакет) зависит проход в магазин. Если уж запрещать - то проверять сумки и карманы на входе на предмет наличия в них мороженого. Непонятно также, следует ли из запрета на вход - запрет на нахождение с мороженым в магазине. Если покупателя пропустили с мороженым в сумке, из которой он потом его достал - будет ли это нарушением запрета на вход? И каким способом собственник магазина может запретить покупателю распоряжаться своей собственностью под названием "мороженое", пусть даже и на территории магазина? И тем более - выдворять его, не нарушающего административный и другие кодексы - из магазина путём применения грубой физической силы? МороженодетекторЕсли принять, что продавец вправе устанавливать некие качества, которые он хочет видеть у своего покупателя, то кто в его организации уполномочен определять наличие (а по сути отсутствие) этого качества — мороженого в руке входящего? Назовём эту должность - "определитель мороженого у входящих". Какими способами ( оставаясь в рамках законов, разумеется) он будет это делать? «Хочет видеть" - значит, всё-таки визуальное определение. А если мороженое будет накрыто непрозрачным пакетом? А если оно лежит в сумке? А если не в твёрдом виде, а в жидком (в стакане)? Придётся "определителю мороженого у входящих" проводить анализы путём взятия пробы? В любом случае, это уже не будет мороженым, потому что согласно Большому Энциклопедическому словарю "мороженое - это замороженный сладкий продукт из молока, сливок, масла, сахара, соков, ягод и т. п. с добавлением вкусовых и ароматических веществ". Есть ещё вариант - поставить на входе автоматический "мороженодетектор". Сертифицированный, конечно. Ведь если потребитель придёт с "немороженым", а "определитель мороженого" ошибётся и откажет ему в заключении "не очень" публичного договора из-за обязательного параметра "вход без мороженого", то, насколько я понимаю, есть полные основания подать на такого собственника, который не выполняет собственные условия заключения договора - в суд. Не вход, а нахождениеТак что же будет, если я
пронесу мороженое в сумке и достану его уже внутри магазина? Неужели
меня вынесут под белы рученьки? А если я в этот момент начну усиленно
применять приёмы самообороны? Собственность свою защищать... (то самое
мороженое, которое вывалится у меня из рук от любого акта физического
насилия надо мной). Ну, конечно, оставаясь в пределах соответствующего
закона о необходимой самообороне. Что со мной будет, если я пронесу еду в сумке и стану есть её в зале? Какое наказание подразумевает запрет на вход с мороженым? И если всё-таки с покупателем, который ест мороженое в магазине, ничего сделать нельзя, какой смысл в запрете на вход? Расширение запретаОт совсем узкой темы "вход с мороженым в магазин" — можно перейти к глобальной теории права собственника на установления определенных правил. Ведь запретить таким образом можно вход не только с мороженым: с беляшом, чебуреком, гамбургером и т.д. Короче - в магазине НЕ ПИТАТЬСЯ. Как вариант - может ли магазин (не занимающийся торговлей
алкоголем) разрешить покупателям, например, находиться на своей
территории в состоянии алкогольного опьянения? И таким образом, вывести
их из-под статьи 20.20 КоАП о распитии алкоголя в общественных местах?
Ну и употребление наркотиков до кучи. Так и представляю себе магазин
собственника-наркомана, который обслуживает только покупателей в
состоянии наркотического опьянения. Позиция представителей ОЗПППредседатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин: Мои комментарии"...магазин может устанавливать определенные правила для своего предприятия..." - с этим согласен, пусть устанавливает для своих сотрудников любые правила. "...в том числе и по отношению к покупателям" - с этим не согласен. Когда власти давали разрешения на торговлю - в документах торгового предприятия были прописаны все эти ограничения? «На самом деле, магазин может
устанавливать любые ограничения, если эти ограничения приняты в
интересах обеспечения безопасности покупателей» -
а с вышестоящими органами эти ограничения не нужно согласовывать? Вдруг
они не приняты в интересах покупателей? «К тому же подобный запрет не лишает потенциального покупателя возможности зайти в магазин и сделать покупку. Надо лишь доесть мороженое за пределами торгового зала» - не совсем понял термин "потенциальный покупатель". Насколько я понимаю, человек на входе с мороженым - это потребитель. Со всеми вытекающими и стекающими. С точки зрения текущего законодательстваПрямого запрета на посещение магазина с мороженым нет. Запрещен только вход в пачкающей одежде и с собаками. Если будет НПА по мороженому, останутся ещё беляши. Если примут НПА по беляшам, останется ещё шаурма. Если примут НПА по еде, останется ещё несъестные пачкающие предметы. Если и по ним примут НПА - останется ещё фейс-контроль в клубах. Насколько я знаю, в Сингапуре вполне официальным законом была запрещена продажа, ввоз и употребление жевательной резинки на всей территории страны. Думаю, понятно, какую проблему этим решали. Почему бы тогда заинтересованным лицам не пролоббировать Закон "Об ограничении потребления мороженого в общественных местах"? А пока картинка следующая. Я пытаюсь пройти в дверь с мороженым, а охранник или продавец тащит меня за руку обратно. А если я милицию вызову? На мелкое хулиганство подобное поведение потянет. Ещё есть статья 19.1 «Самоуправство»: «Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам». А вот выхватывание мороженого из рук в магазине - это уже лишение собственности. И вряд ли суд оправдает из-за какой-то наклейки на стекле магазина. Право на поддержание себя в жизнеспособном состоянии - это осуществление права на жизнь (статья 20 Конституции РФ). Может, я с ног валюсь от недостатка углеводов? Или жор на меня напал. Я уже не говорю про инсулинозависимых. И тех, кому нужно таблетки запивать. А ходить по современным торговым центрам можно весь день в поисках нужного товара. А кстати, почему ни разу не видел надписи "Покупателям с
мороженым товар не продаём"? Не потому ли, что это слишком очевидное
нарушение законов? Ну и по той же Конституции (статья 55) - права и
свободы гражданина могут быть ограничены только федеральным законом
(как в примере с Сингапуром). Ну, и конечно, ещё есть право на защиту чести, достоинства и
так далее. Подобные действия, да ещё в качестве должностного лица
организации - могут повлечь подачу соответствующего иска. Мороженое
упало, рубашку порвали, настроение испортили, сделать покупки не
дали... Да ещё мои знакомые всё это видели. А то и - деловые
партнёры... Сделка миллионная из-за этих действий сорвалась... В Конституции есть ещё статья 15: "Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции" и "Любые НПА, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения". Я так понимаю, правила, устанавливаемые собственником, тем более не должны противоречить Конституции, не говоря уже о том, что они должны быть донесены официально до потребителей. Пока я вижу противоречие права на свободу передвижения по территории РФ и запрета на вход с мороженым в магазин, являющийся общественным местом. Собственник вправе владеть и распоряжаться - имуществом, а не другими людьми, которые по этому имуществу ходят. Защита прав продавцаНапример, если бомж зашёл в магазин модной одежды, у него есть право на свободное перемещение. Но у магазина есть право получать прибыль от своей экономической деятельности. Подобное поведение в магазине затрагивает право собственника "на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности" (статья 34 Конституции). Присутствие бомжа не позволяет это сделать (все клиенты разбегаются, а товары становятся заразными). Между правом на свободу перемещения и правом на экономическую деятельность суд, естественно, примет сторону собственника. Теперь сужаем границы. Убираем у бомжа запах. Получается человек в пачкающей одежде. Сужаем одежду до мороженого. И приходим к тому же противостоянию - права на свободу передвижения и права на предпринимательскую деятельность. Можно долго копать в эту сторону. И всё-равно без рассмотрения всех подробностей "входа с мороженым" - этот вопрос не решается. Хотя бы потому, что права и свободы граждан приоритетней "прав и свобод" организаций - по той же Конституции. Вопрос же правильности выбранных приоритетов в каждом конкретном случае будет решать суд. Потому что законом эти приоритеты пока прямо не установлены. Третья сторонаЗа кадром остаётся тот, кто получает основную выгоду с потребления мороженого — продавец мороженого. Есть мнение, что проблему поедания мороженого должен решить именно тот, кто его продал, т.е. оборудовать место - как это делают кафе и рестораны. И других продавцов задевает, что они должны решать проблему, где поесть мороженое, хотя его не продают (и прибыли, соответственно, не получают): «если у лоточника нет такого места, то почему таким местом должен быть мой магазин». Плюс к этому, в конечном итоге, от людей с мороженым страдают именно конечные покупатели, которым достаётся заляпанный товар. Милиция и судНаиболее реальный вариант развития событий в случае вызова милиции: когда приезжает милиция и начинает выслушивать гневные тирады от несостоявшегося покупателя об ограничении конституционных прав и т.д. - выходит заведующий магазином, и милиция спрашивает: на каком основании не пустили внутрь покупателя. Заведующий отвечает, что правилами магазина запрещено входить внутрь с открытыми продуктами питания (в т.ч. и мороженым). Показывает правила, подписанные собственником помещения, показывает документы на право собственности на помещение, показывает табличку на входе "Вход с едой запрещен". Покупатель, в общем-то, и не отрицает, что пытался зайти с мороженым. Милиционеры задаются логичный вопросом: "Ну и какого хрена??? Написано же - нельзя!" И уезжают. Замечу, что действия, и особенно слова милиционеров - не являются показателем законности/не законности. Они в Законе "О милиции" не разбираются, не то что в ЗоЗПП, ГК или Конституции. И в суде всё не так однозначно. Вдруг этот магазин докажет, что за последний год его убытки от посетителей с мороженым превысили миллион рублей, допустим. Конечно, и покупатель может доказать, что это ограничение привело к крупному ущербу с его стороны. Варианты решения проблемыПризнание этого вопроса делом воспитания или личных моральных качеств человека - это признание невозможности что-либо исправить в этой ситуации. Потому что всё воспитание заканчивается в юношеском возрасте. А некоторые считают - что ещё раньше. По моим оценкам, процентов 40 отсекается одним лишь объявлением о запрете мороженого. Ещё столько же - "нейтрализуются" охранником. 10 процентов - могут пройти и с мороженым, если захотят. И ещё 5 процентов, которые предусмотрительны и умеют думать дальше, чем на два шага в прямом и переносном смысле, и 5 процентов, которых с детства "правильно" воспитали. Отсюда видно - для решения проблемы входа с мороженым нужно увеличивать процент "стратегически" мыслящих граждан. Ну, или охранников больше просвещать юридически, чтобы они могли аргументировано разворачивать людей с мороженым обратно. Вместе с этим, здесь вопрос воспитания - с обеих сторон. В идеале - собственники помещений не вешают предупреждающие знаки на входе (зачем же так плохо думать о покупателях и заранее подозревать их в желании навредить, да?), посетители не входят с мороженым. Это называется "общественный договор". Если субъект на роликах с мороженым разобьет витрину или испачкает дорогостоящую технику — нужно решать проблему по мере ее возникновения. В чётком соответствии с законом. Только и всего. Но многие продавцы используют превентивные меры. Поэтому подходящее решение - обратиться к охраннику/собственнику и попросить разрешения войти с мороженным. Не разрешили? Извинитесь и доешьте его. А ещё лучше -купите его после посещения магазина. Ещё один выход - привлекать стоящих рядом покупателей. Если в
зале кинотеатра неудобство принятия пищи вроде попкорна очевидны для
окружающих, то в торговом зале последствия нахождения покупателей с
мороженым становятся заметными не сразу и не всегда. Но страдают всё
равно эти самые потребители - как материально, так и морально. Поэтому
как продавец, так и другие покупатели могут сделать замечание тем, кто
ставит свои желания выше общепринятых норм поведения. Учитывая, что все
более-менее адекватные граждане отсекаются на предыдущих
уровнях, вполне рабочее решение. Да, приблизительно на 1 процент это
тоже не подействует. Зато остальные стройными рядами вынуждены будут
переместиться в категорию "стратегически думающих".
|
В избранное | ||