Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Перечитывая - Павел Флоренский. Общечеловеческие корни идеализма

Перед глазами - копия оттиска из № 1 и 2 "Богословского Вестника" за 1909 г. пробной лекции pro venia legendi Павла Александровича Флоренского "Общечеловеческие корни идеализма", "читанной в Московской Духовной Академии 17-го сентября 1908 года" (32 стр.).

С этой гениальной лекцией мне довелось ознакомиться через пятьдесят лет после её прочтения, когда я учился на физическом факультете МГУ и имел возможность пользоваться абонентом университетской библиотеки на Моховой. И читал тома "Богословского Вестника", и наткнулся на этот текст, и выучил его наизусть, и потом сделал копию оттиска, который по сей день у меня на столе.

На первой странице оттиска - "Посвящается дорогой матери и памяти любимого отца". В конце - "Печатать дозволяется Января 24 дня, 1909 г. Ректор Академии, Епископ Евдоким" (даты даны по старому стилю).

Правая Вера выкристаллизовалась Святой Русью. Русская "философия всеединства" в коротком замыкании с первобытной интуицией "вечного возвращения" породила "прикладную эсхатологию", и прежде всего концепцию Словострела, Великого Богосаможертвоприношения. Для меня Словострел - фактически предвосхищен в лекции Павла Флоренского:

"Вещее заклятие - это судьба мира, рок мира. Да и что такое рок, как ни приговор, как ни изречение, как ни слово, как ни заклятие? Вспомним, что наше "рок" происходит от "ракати", т.е. шуметь, рокотать, "рещи", т.е. изречь, совершенно так же, как латинское fatum - от fari, т.е. говорить, сказать. Слово кудесника - это рок вещей, их fatum, и все, на что направлено ладное и складное заклятие, ритмическая incantatio, carmen, столь же мало убежит от него, как дрожащая серна - настигающей её певучей стрелы. Недаром древние эллины называли слово "крылатым": бросишь крылатое слово - оно и летит, само настигая жертву" (стр.22).

Как же такое не впечатлеть в себя! Разве Хайдеггер вещает не о том же? Не надо ругать меня за увлечение Хайдеггером - через мудрого немца я сопрягаю русскую традицию с западной, как через мудрого индийца Шанкару и более раннего Будду сопрягаю её с восточной. Признаюсь - ближе и главнее для меня моё родное, русское. Ни у Хайдеггера, ни у Деррида нет мыслей о Словостреле, хотя оба осмыслили сопряженность сущего (Seiende) и Бытия (Sein) через Dasein. А Флоренский и наряду с ним Филиппов, Фёдоров, Муравьев, Лосев стремились сотворить Словострел практически как инструмент, как прибор, как Постав (хайдеггеровский Gestell). И запатентованное мной квантовомеханическое устройство Панком - первый реальный шаг к этой эсхатологической цели.


В избранное