Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Бог и Сатана, Христос и АнтиХрист. Часть 2

Кто же был низвергнут с Небес? Неужто лишь один из ангелов, один из векторов сущего? Или речь идёт также о «перевороте» Бытия и Времени, о смене «хозяина» бытия сущего?

Такое бытийное Событие, сопряженное с «революцией» в основе основ, с сотворением Адама-человека и с его Грехопадением и изгнанием из Рая, должно было остаться в архетипической, генетической, лингвомифической памяти всех народов. У потомков Сима и тем самым у нынешних иудаистов, христиан и мусульман низвергнутый Светоносец (Люцифер) называется Иблис или Сатана или Дьявол, а у потомков Яфета и тем самым у нынешних индуистов и буддистов и ранее у античных греков и римлян эта ключевая фигура «золотого века» до Поворота Времени зовется Кронос (Хронос) или Сатурн или Вритра (у ариев, однокорневое с «время» и «поворот»). Божественный Платон в диалоге «Политик» космологично сопрягает появление человека с обращением времени вспять (269-274).

В Правой Вере все эти вроде бы взаимоисключающие трактовки Бога и Сатаны, добра и зла непротиворечиво увязываются в модели «Вечного Возвращения», Круга Времени. Хотя Начало и Конец, альфа и омега переходят друг в друга и вместе они заодно, как инь и янь в известном китайском символе или как Ормузд и Ариман у древних иранцев, тем не менее некогда господствующее светоносное Восхода (Востока) сущностно отличается от несущего тьму и доминирующего ныне Заката (Запада). Как сказано в Библии, когда-то до низвержения Иблиса и до Грехопадения «насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал» (Бытие 2:8), а ныне, как сказано в Первом соборном послании Святого апостола Иоанна Богослова, «весь мир лежит во зле» (5:19). Значит, зло взяло верх в мире после свержения того, кого ныне называют Сатаной-Дьяволом. Значит, до Поворота было добро, а после Поворота стало зло. Значит, зло сопряжено не вообще с сущим, а с тем преобразованием сущего, которое связано с Грехопадением человека, сотворенного «по образу и подобию Божьему». Кто же тогда Кронос (Сатурн, Вритра) и кто тогда свергнувший его громовержец Зевс (Юпитер, Индра)? Как эти высшие ипостаси соотносятся с Элохим (Аллах) и с Иблисом (Сатана)?

Вернемся к питерским сатурнианцам. Сознательно или бессознательно они ассоциируют себя с будущим «золотым веком» Сатурна (Кроноса, Вритры), который должен наступить после Конца Времени, на Восходе (Востоке) бытия сущего, «в начале» (БРАШИТ) нового цикла Круга Времени. Здесь сатурнианцы из НИИ Апокалипсис вполне следуют христианскому Апокалипсису (Откровению Святого апостола Иоанна Богослова). Как доказал немецкий богослов Герман Гункель (1862-1932) более ста лет назад в весьма ученом фолианте «Творение и хаос в Начале и Конце: религиозно-историческое исследование о Бытие 1 и Откровение Иоанна 12» (Gunkel Hermann. Schöpfung und Chaos in Urzeit und Endzeit: eine religionsgeschichtliche Untersuchung über Gen 1 und Ap Joh 12 / mit Beiträgen von Heinrich Zimmern. Göttingen: Vandenhoeck und Ruprecht, 1895. – XIV, 431 S.), который мне посчастливилось прочесть в свои студенческие годы почти полвека назад, - грядущие события «нового творения», предвосхищенные в последней книге Библии (Апокалипсис), сопрягаются с первыми событиями первой книги Библии (Бытие).

Находясь тогда под впечатлением откровеннической книги «Так говорит Заратустра» Ницше с его учением о «Вечном Возвращении», я вопреки вульгарно-поверхностному обрядоверию пришел к выводу, продолжающему догадки Гункеля до логической точки, что время в христианстве является не «стрелой», а «кругом». И стрела-жало творческой силы Демиурга-Всесильного (Элохим, однокорневое с Аллах - буквально означает «множество высших сил») или «метаболизм»-энергия Элохим естественно ассоциируется с ещё непадшим Люцифером-Светоносцем-Иблисом-Сатаной. Эта ипостась Демиурга проявляется в самом начале Главы 1 Книги Бытие (цитирую по Торе, Книга Брейшит) –

«/1/ В НАЧАЛЕ СОТВОРИЛ ЭЛОХИМ /ВСЕСИЛЬНЫЙ/ НЕБО И ЗЕМЛЮ, /2/ КОГДА ЗЕМЛЯ БЫЛА ПУСТА И НЕСТРОЙНА, И ТЬМА НАД БЕЗДНОЮ, А ДУХ ВСЕСИЛЬНОГО ПАРИЛ НАД ВОДОЮ, /3/ СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: «ДА БУДЕТ СВЕТ» И СТАЛ СВЕТ. /4/ И УВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ СВЕТ, ЧТО ОН ХОРОШ, И ОТДЕЛИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ СВЕТ ОТ ТЬМЫ. /5/ И НАЗВАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ СВЕТ ДНЕМ, А ТЬМУ НАЗВАЛ НОЧЬЮ. И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО: ДЕНЬ ОДИН».

Тот «вектор» Всесильного-Элохима, который проявился как Свет, назовем Светоносцем-Люцифером. После Начала Времени господствовали «хозяева» неба, света и времени. В греческой мифологии – это Уран-Небо, сын и супруг Геи-Земли, отец титанов, скрывавший их от Света в чреве Земли, пока младший из титанов Хронос-Кронос не кастрировал и не сверг Его и не «освободил» ранее самозамкнутые измерения Света сущего расширяющейся Вселенной. При господстве в Небесах «вектора» Хроноса-Кроноса-Сатурна (в ведийской религии – Вритра) всё было вроде бы благостно, всё хорошо, всё райско («золотой век» Сатурна, отсюда нынешние питерские сатуринианцы), хотя, заметим, Хронос-Время пожирал Своих детей, что опять-таки не нравилось Матери-Земле (Гея), порождающей бутстрепом новые подавлямые векторы-измерения. Свет с Восхода-Востока-Расширения (Ex Oriente Lux) озаряет библейский Шестиднев, когда господствует Элохим.

Затем после шестого дня и сотворения (бара) человека-Адама из земли-Геи (имя «Адам» производно от «адама» = земля) происходит какая-то Революция-Поворот в Небесах, и Тора с Главы 2 начальной книги Брейшит начинает называть Бога-хозяина Небес уже не Элохим («множество высших сил»), а Адонай – замена высшего четырехбуквенного Имени (по-гречески «Тетраграмматон»). Поскольку Тора предшествует Библии, а первая её книга Брейшит – первой библейской книге Бытие, и строки обеих книг совпадают, то анализ буду вести по Торе и соответственно по корням и выражениям древнееврейского языка.

Итак, греческое «Тетраграмматон» - это четыре буквы, выражающие Имя Всевышнего, Которое не может быть представлено как слово какого-либо языка и как слово языка не имеет значения. Эти четыре буквы представляют собой наложение друг на друга трех древнееврейских слов – «был», «есть» и «будет». Лишь раз в году, в Йом-Кипур, первосвященник во время исполнения службы в Храме произносил это Имя несколько раз. В момент произнесения весь народ распростирался на плитах двора и провозглашал: «Благословенно Имя Того, Чьё великое царство навеки и во веки веков». Таким образом, тетраграмматон указывает на извечное, непрерывающееся, не зависимое ни от кого существование. Иногда в литературе данное Имя Всевышнего переводится как Превечный.

В молитве и при чтении Торы это обычно непроизносимое Имя заменяется на Адонай. В первой главе книги Брейшит, в которой описано сотворение мира в целом (Шестиднев), употребляется имя Элохим, а во второй главе, где начинается рассказ о человеке, на первое место выдвигается имя Адонай. Существование человека невозможно, если не проявляется новое качество-интенция-ориентация Божьей воли. Сотворение-делание человека – это глубинный переворот-поворот Божьей интенции, «революция» Хроноса-Времени и его низвержение или обращение вспять, смена Расширения – Сжатием, Востока – Западом.

Итак, «смена хозяина» в Небесах сопряжена с творением-деланием Адама на Земле. Начал его творить Элохим-Всесильный, продолжил делать Адонай-Тетраграмматон при «участии» свергнутого прежнего «хозяина» Небес. Начиная с Шестого дня творения, хронологически-терминологически это проявляется следующим образом. «И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ /ЭЛОХИМ/: «ДАВАЙТЕ СДЕЛАЕМ /не сотворим-бара, а сделаем-ваицер/ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ НАШЕМУ, ПО ПОДОБИЮ НАШЕМУ, И ДА ВЛАДЫЧЕСТВУЮТ ОНИ НАД РЫБОЮ МОРСКОЮ И НАД ПТИЦАМИ НЕБЕСНЫМИ И НАД СКОТОМ И НАД ВСЕЮ ЗЕМЛЁЮ И НАД ВСЕМИ ГАДАМИ, ПРЕСМЫКАЮЩИМИСЯ ПО ЗЕМЛЕ» (1:26). Это – план действий по «деланию» (ваицер) человека на будущее. Характерно множественное число, указывающее на участие в «делании» человека как бы нескольких «векторов» Бога, отражаемых в Его различных Именах (Элохим, непроизносимый Тетраграмматон-Адонай и низвергнутый на Землю вектор прежнего «хозяина» Небес). Но начать надо с «творения» (бара), и следующая строка книги Брейшит (соответственно Бытие 1:27) гласит – «И СОТВОРИЛ ЭЛОХИМ /ВСЕСИЛЬНЫЙ/ ЧЕЛОВЕКА /АДАМА/ ПО ОБРАЗУ СВОЕМУ, ПО ОБРАЗУ ВСЕСИЛЬНОГО СОТВОРИЛ ЕГО, МУЖЧИНУ И ЖЕНЩИНУ СОТВОРИЛ ИХ» (1:27). Далее Тора сообщает, что «ЗАВЕРШИЛ ЭЛОХИМ /ВСЕСИЛЬНЫЙ/ В СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ДЕЛО СВОЁ, КОТОРОЕ ОН СОЗИДАЛ /барам/, И ОТСТРАНИЛСЯ /шават/ ОТ ВСЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ СВОЕГО, КОТОРОЕ ОН СОЗИДАЛ» (2:2). Как видим, Тора констатирует, что первоначальный «хозяин Небес» с седьмого дня отставлен от дел, что можно истолковать – отстранен, низложен, свергнут.

И далее суммируется уже с употреблением «Тетраграмматона» (переводится как «БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ») – «ВОТ ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБА И ЗЕМЛИ ПРИ СОТВОРЕНИИ ИХ, ВО ВРЕМЯ СОЗИДАНИЯ БОГОМ ВСЕСИЛЬНЫМ ЗЕМЛИ И НЕБА» (2:4). Указывается на период Времени, который в греческой мифологии соответствует эре Урана и затем Хроноса-Кроноса-Сатурна.

В своей работе «Три Адама» я уже рассматривал этапы «делания» человека при пересменках в Небесах. Первый Адам был сотворен (бара) в Шестой день творения. А в Главе 2 книги Брейшит (и Бытие), где речь идёт о седьмом дне, сказано, что Адам был «сделан» (ваицер) – «И СДЕЛАЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА ИЗ ПРАХА ЗЕМНОГО И ВДУНУЛ В НОЗДРИ ЕГО ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ, И СТАЛ ЧЕЛОВЕК СУЩЕСТВОМ ЖИВЫМ» (2:7). Далее следует рассказ о пребывании Адама в райском саду Едена (Эдема) «на Востоке» и о той способности человека давать имена живым существам, что возвысило Адама над ангелами, и наконец о странной операции над Адамом под наркозом («НАВЕЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ СОН НА АДАМА» 2:21), «И ПЕРЕУСТРОИЛ /ваивен/ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ РЕБРО, КОТОРОЕ ОН ВЗЯЛ У ЧЕЛОВЕКА, В ЖЕНУ, И ПРИВЕЛ ЕЁ К ЧЕЛОВЕКУ» (2:22).

Еврейская Тора (соответственно библейский Ветхий Завет) довольно приземленная и уделяет мало внимания событиям на Небесах, ей интереснее события на Земле. Зато Новый Завет, и прежде всего Апокалипсис, сопрягает Небо с Землей и через небесное проясняет земное.

Ибо, если в Библии заложена модель «вечного возвращения» и Конец переходит в Начало, а Сам Господь Бог говорит в последней главе Апокалипсиса «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откровение 21:6), - то в Апокалипсисе должен предстать весь Круг Времени, включая Поворот-Переворот-Революцию прошлого. О том, о чем «приземленная» еврейская книга Брейшит (-->Книга Бытия) лишь намекает или красноречиво умалчивает, в «пронебесном» Откровении Иоанна говорится проникновенно. Причем открывается Иоанну именно то, о чем подробно говорится в арийских мифах – в ведах Индии, в гатах Авесты, в теогониях Египта, Месопотамии, Греции, Рима. Пророк видит не просто Конец, но и то, что за Концом (то есть Начало), и прежде всего Поворот Времени после Шестиднева, когда Дьявол-Сатана-Иблис-Хронос-Кронос-Сатурн-Вритра низвергается с Небес на Землю, когда «делается» и затем совращается Адам и начинается История человечества.

(Продолжение следует)


В избранное