Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2010-01-22

[TIFLO] Детям-инвалидам будет легче получить образование

Детям-инвалидам будет легче получить образование
22.01.2010

Мона Платонова

Минобрнауки обсудило проблемы, связанные с обучением детей-инвалидов

Министерство по науке и образованию Российской Федерации приступило к разработке
нового федерального закона, который предоставит молодым людям с ограниченными
возможностями здоровья возможность получать полноценное среднее и высшее образование.
Также в законе будет закреплено право выпускников вузов, техникумов
и колледжей, имеющих инвалидность, трудоустраиваться в ведущие российские компании.

Московская городская дума уже больше года работает над региональным законом об
образовании инвалидов.

В нем, как мы уже неоднократно рассказывали, будет законодательно закреплена
инклюзивная система образования. Также закон даст родителям детей-инвалидов
право выбирать для своих детей то учебное заведение, которое они считают наиболее
подходящим для ребенка.

Еще одна составляющая столичного закона - развитие системы дистанционного образования,
которое позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья, не
выходя из дома, получать среднее и высшее образование. До конца 2009 года по
таким программам обучались уже около тысячи московских школьников.

И вот федеральное Министерство образования тоже решило обратить свое внимание
на развитие дистанционного обучения.

- Количество детей-инвалидов, которые будут учиться дистанционно в домашних условиях,
за три года вырастет в десять раз - с 3 тысяч в 2009 году до 30 тысяч
к концу 2012 года, - сообщила на коллегии Минобрнауки РФ директор Департамента
госполитики в сфере воспитания, допобразования и соцзащиты детей министерства
Алина Левитская. - В настоящее время на дому в дистанционной форме в России обучаются
более 3 тысяч детей-инвалидов.

30 тысяч дистанционных рабочих мест, а ведь ребенку-инвалиду для такого образования
требуется оборудовать функциональное рабочее место: установить компьютер,
подключить его к сети Интернет - это практически 75 процентов от потребности,
считают в Минобрнауки.

- В России по состоянию здоровья не могут посещать школу и обучаются на дому
ежегодно более 40 тысяч детей-инвалидов, - считает заместитель министра образования
Исаак Калина. - Однако, по мнению участников коллегии, до принятия закона об
обучении молодых людей с ограниченными физическими возможностями необходимо
пересмотреть и обновить перечень заболеваний, наличие которых дает детям право
на домашнее обучение.

Существующий перечень был утвержден еще в 1980 году и не только морально, но
и технически устарел.

Для расширения доступности образования для детей-инвалидов, нуждающихся в обучении
на дому, по поручению главы государства в Нацпроект <Образование> на
2009-2012 годы включено новое направление <Развитие дистанционного образования
детей-инвалидов>. На его реализацию из федерального бюджета в 2009 году
был выделен 1 миллиард рублей, в 2010-2012 годах на эти цели будет выделяться
по 2,5 миллиарда рублей ежегодно. Предполагается, что в каждом субъекте РФ
будут созданы центры дистанционного образования детей-инвалидов, будет вестись
специальная подготовка учителей, будут оснащены рабочие места для детей
и педагогов компьютерным, телекоммуникационным оборудованием и программным обеспечением
для организации дистанционного образования, а также подключение
их по широкополосным каналам доступа к сети Интернет.

Богатый опыт работы со студентами-инвалидами накоплен у Московского государственного
технического университета им. Баумана, в котором есть специальная кафедра,
где обучаются инвалиды по слуху.

- МГТУ сотрудничает по этому направлению с вузами США, Японии и Китая. Например,
совместно с Национальным техническим институтом для глухих при Рочестерском
технологическом институте (США) создана всемирная сеть технических университетов
и колледжей, открытых для глухих и плохо слышащих людей, - рассказал ректор
МГТУ им. Баумана Игорь Федоров. - Студенты этой кафедры <раскупаются> работодателями
уже на третьем-четвертом курсах. Их ценят за усердие, потрясающую
работоспособность, отличные знания. Так что с распределением у таких студентов
проблем не бывает.

В тему

Накануне Нового года стали известны имена победителей второго, заключительного,
тура московской общегородской олимпиады Интеллектуальный марафон среди учащихся
с ограниченными возможностями здоровья. Награждение победителей олимпиады прошло
в Центре образования N 1406.

В этот раз в олимпиаде Интеллектуальный марафон приняли участие 209 учащихся
в возрасте от 13 до 21 года из 20 школ для детей с ограниченными возможностями
здоровья. Среди них - подростки, страдающие различными недугами: детским церебральным
параличом, слабовидящие, слабослышащие.

Победителями Интеллектуального марафона-2009 в номинациях русский язык, культура
речи, физика, математика стали ученики московских школ для детей с ограничениями
жизнедеятельности. Им были вручены дипломы и ценные призы. Кроме того, все участники
олимпиады получили подарки от организаторов.

По словам директора Центра образования N 1406 Людмилы Васиной, первый подобный
турнир при поддержке Департамента образования Москвы прошел в 2001 году.
Тогда в нем участвовали всего 40 детей с нарушениями слуха из 4 столичных школ.

С 2005-го Интеллектуальный марафон приобрел больший размах, к нему присоединились
учащиеся с различными ограничениями по здоровью.

Организаторы Интеллектуального марафона стремятся выявлять высокомотивированных
детей, которые способны продолжать обучение, получать среднее специальное
и высшее образование.

В планах организаторов - вывести олимпиаду на региональный уровень, предоставив
право участвовать в ней талантливым и любознательным детям сначала из Подмосковья,
а со временем со всей страны.

Газета
<Вечерняя Москва>

Выпуск листа на новом месте: 5018
количество подписчиков: 221
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2010-01-22 19:21:50 (#984374)

[TIFLO] Президент ввел аттестацию для школьников после четвертого и девятого кла

Президент ввел аттестацию для школьников после четвертого и девятого классов

21.01.2010 в 17:56 , обновлено сегодня в 13:34
Анна Богомолова

В школах будут проводить независимую аттестацию школьников при переходе в пятый
и в десятый класс.

Источник:
Алексей Смагин

В школах будут проводить независимую аттестацию школьников при переходе в пятый
и в десятый класс.

Дмитрий Медведев заявил о введении независимой проверки знаний российских школьников
при переходе из начальной школы в среднюю и из средней - в старшую.
В какой форме будет проходить проверка - пока точно не известно.

Президент России Дмитрий Медведев 21 января сообщил о развитии механизмов независимой
оценки знаний школьников. <В 2010 году будут введены новые требования
к качеству образования. Очевидно, что нужна независимая проверка знаний школьников,
в частности, при переходе из четвертого в пятый и из девятого в десятый
класс>,- сказал президент на торжественной церемонии открытия года учителя в
России. <ЕГЭ должен быть основным, но не единственным способом оценки качества
образования>,- заявил президент.

Дмитрий Медведев также признал необходимость проводить мониторинг академических
достижений, компетенций и способностей каждого ученика.

Президент отметил, что профессиональные педагогические союзы и ассоциации могут
создавать механизмы независимой промежуточной оценки.

Впервые о необходимости введения промежуточной школьной аттестации, Медведев
заявил еще в начале ноября 2009 года в послании Федеральному собранию. Тогда
к инициативе о промежуточной аттестации и мониторинге президент добавил слова
о необходимости уделять особое внимание старшеклассникам и прямо связывать
программы их обучения
с выбором будущей специальности.

Промежуточная психологическая травма

Идею введения промежуточной аттестации школьников при переходе на среднюю и старшую
ступень сейчас активно обсуждают в педагогическом сообществе. Это предложение
имеет даже больше противников, чем идея ЕГЭ, поделился мнением с
GZT.RU
Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования.

Тестирование детей при переходе из четвертого в пятый класс может кончиться трагедией:
ребенка запишут в разряд <необучаемых> или повесят ярлык <с проблемами
в развитии>, хотя у ребенка просто могут быть какие-то психологические особенности
на данном этапе развития, уверен г-н Комков.

По версии эксперта, Дмитрий Медведев высказал такое предложение, поскольку в
его окружении есть некие советники, которые считают, что нововведение пойдет
во благо образованию. Однако когда тестирование введут повсеместно, с жестким
контролем - в этом случае перегибы неизбежны, уверен президент фонда.

Андрей Фурсенко, министр образования и науки в онлайн-интервью GZT.RU:

<
Чем хорош ЕГЭ? Благодаря ему мы имеем полную картину того, что происходит в сфере
образования.
И на основании этой картины можем делать выводы и принимать решения - как модернизировать
систему образования, кому помогать, где и как бороться с коррупцией.
Все нарушения гораздо лучше видны.

Есть определенные законы, система распределения - сколько учится отличников,
хорошистов, троечников, двоечников - и эти кривые универсальны. Мы сегодня
точно понимаем, где надо искать коррупцию, и знаем не только республику, а тот
пункт сдачи, в котором получены аномально высокие оценки. Все исправления
и подправки - это все видно по базе данных.

Есть и другие объективные способы оценки того, насколько, результаты ЕГЭ справедливы.
В этих же регионах проводились олимпиады. Есть достаточно жесткая
корреляция между победами в олимпиадах и высокими баллами по ЕГЭ. Поэтому если
в регионе нет ни одного победителя в олимпиадах, но при этом есть 100-балльники
в ЕГЭ - возникают вопросы.

ЕГЭ хорош тем, что он дает возможность бороться с коррупцией, не ограничиваясь
только приемными экзаменами. Вузовское сообщество будет анализировать результаты
первых сессий и сверять их с результатами студентов по итогам ЕГЭ и олимпиад>.

Впрочем, какие-либо проверки или тестирования на разных этапах школьного обучения
необходимы, признал Комков. Однако, чтобы вводить их, необходимо понимать
психологию детей разного возраста, добавил он. При переходе из начальной школы
в среднюю проверять детей нужно в игровой форме: конкурсы, познавательные
викторины и тому подобное.

Для выпускников девятого класса необходимо сохранить традиционные экзамены, уверен
Сергей Комков. В этом случае диктант помогает выявить уровень элементарной
грамотности, а устные экзамены - способности ученика размышлять и доказывать
свои аргументы.

В любом случае, говорить о каких-либо серьезных промежуточных проверках знаний
школьников рано - чиновники и учителя еще не до конца разобрались с Единым
государственным экзаменом, уверен эксперт.

<Без проверок ЕГЭ выглядит странно>

Без промежуточной проверки, ЕГЭ как независимая оценка знаний на выходе из школы,
когда ничего сделать уже нельзя, выглядит странно, заявил
GZT.RU
Евгений Бунимович, уполномоченный по правам ребенка в Москве, педагог, один
из сторонников идеи промежуточной проверки.

Такая аттестация может вообще <никак не сказываться на ребенке> - дети просто
могут не получать оценку, заметил Бунимович. Главное понять, что нужно оценить
с помощью промежуточных проверок: показатели ребенка, учителя, школы или чего-то
еще. Омбудсмен заметил, что в этом заключается главная ошибка ЕГЭ, когда
одним тестом замеряется все: способности ученика, талант учителя, общие показатели
конкретной школы, региона (при этом в некоторых регионах зарплаты учителей
теперь зависят от результатов ЕГЭ).

Бунимович считает, что должна быть создана система независимых оценок школьников
по разным параметрам даже для одних и тех же предметов. Это поможет выявить
в том числе какие-то проблемы на уровне школ и регионов. Вопрос только в том,
что систему нужно выстроить грамотно, осмысленно и цивилизовано, добавил
эксперт.

Евгений Бунимович уверен, что нововведение придется по вкусу и родителям, так
как они наверняка захотят получить объективную картину образования ребенка.
Скорее всего, полагает Бунимович, проверки будут проходить в форме тестов. Это
дешевле, и для выявления минимальных базовых знаний тестов вполне достаточно.
Для выявления творческих и других способностей есть другие методы, более сложные,
добавил Евгений Бунимович.

Не только тесты

Новое заявление президента прямо отражено в законе <Об образовании>, где также
сказано, что промежуточная аттестация может проходить не только в форме теста,
заявил
GZT.RU
Ефим Рачевский, директор Центра образования N548, заслуженный учитель России.

Ученик может написать эссе, сочинение, выполнить контрольную работу, проект,
исследовательскую работу или с выражением прочитать стихотворение и все это
может быть признано в качестве промежуточной аттестации, заметил педагог. Ефим
Рачевский добавил, что такая аттестация необходима, и это общемировая практика:
ребенка нельзя перевести на следующую образовательную ступень, если он не усвоил
материал предшествующей.
http://www.gzt.ru/topnews/society/283849.html?subscribename=subscribe&category=society&date=210110

Выпуск листа на новом месте: 5017
количество подписчиков: 221
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2010-01-22 19:13:04 (#984366)

[TIFLO] Аэропорт "Толмачево" становится удобным для инвалидов

Аэропорт "Толмачево" становится удобным для инвалидов
21.01.2010 НОВОСИБИРСК

В 2009 году аэропорт потратил более 40 тыс. евро на программу адаптации инфраструктуры
для лиц с ограниченными физическими возможностями. Для терминала
внутренних авиалиний были приобретены наклонные подъемные платформы RPSP (Германия),
инвалидный эвакуатор (кресло с двумя лямками), кресло-каталка и др.
Аэровокзалы аэропорта "Толмачево" снабжены пандусами, лифтами, оборудованы адаптированными
санузлами, комнатой предполетного отдыха инвалидов и соответствующими
информационными указателями. На привокзальной площади расположена автопарковка
для транспорта лиц с ограниченными физическими возможностями.
Агентство социальной информации

Выпуск листа на новом месте: 5016
количество подписчиков: 221
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2010-01-22 01:01:34 (#983550)