Еврейская глубинная мудрость - регулярные материалы от Меира - Десять добродетелей еврейской женщины
Сегодня мне хочется поделиться интересной находкой, описанной в книге "Зоhар" и комментариями к ней рава Ицхака Гинзбурга.
Пишет книга Зоhар в типичном мистическом стиле, что однажды Раби Шимон бар Йохай (автор Зоhар) отправился с учениками в ПаРДеС (место мистических знаний) и там спросил он у ангела - куда попадают в Ган Эдене (в раю) после ухода из нашего
мира праведные женщины.
И ответил ему ангел, что в Ган Эдене есть "десять дворцов" и каждым заведует одна из знаменитых праведниц еврейской истории.
Вот список этих десяти знаменитых женщин еврейского народа.
Это четыре праматери - Сара, Ривка, Лея и Рахель.
И это "избранный" список из шести героинь:
Пророчица и судья - Двора.
Йохевед
- мама Моше, Аарона и Мирьям.
Мама пророка Шмуэля - Хана.
Внучка Яакова - Серах (о ней чуть позже).
Дочь фараона Батья, которая вынула из воды корзинку с Моше и усыновила его.
И царица Эстер - героиня Пурима.
У рава Гинзбурга, который пересказал эту историю на лекции спросили - какие заслуги и качества связаны с какой из этих женщин, то есть как
определить - в какой "дворец" удостоится попасть праведная женщина из еврейского народа.
И рав Гинзбург предложил разъяснение тех заслуг, которые выделили этих женщин.
Авраам - приближал к духовности и вере в единого Б-га. Он общался с мужчинами, а его жена и верная соратница Сара - приближала женщин.
Поэтому во "Дворец Сары" попадают те женщины, которые приводят и приближают людей к духовным путям (занимаются
кирувом).
С Ривкой связаны мудрые женщины. Мы помним из Торы, что Ривка должна была вопреки мнению мужа, предпочитавшего сына Эсава - "продвигать" сына Яакова и для нахождения решений ей нужна была - мудрость.
У Леи - было шесть детей. Поэтому во "Дворец Леи" попадают те женщины, которые создают многодетные семьи, стремясь к увеличению еврейского народа.
Рахель была красивой своей одухотворенной красотой. И также
Рахель обладала состраданием.
Двора прославилась тем, что под ее руководством евреи победили в войне с хананейцами, и также она была судьей. Поэтому во "Дворец Дворы" попадут женщины "воительницы" и женщины судьи.
Хана была матерью пророка Шмуэля. Самый известный эпизод ее жизни - то как она молилась Вс-вышнему, чтобы Он дал ей сына. Из описания ее молитв мы учим правила молитвы. Поэтому во "Дворец Ханы" попадают
те женщины, которые проникновенно и искренне молятся.
Йохевед была мамой трех гениальных детей - Моше, Аарона и Мирьям. Чтобы воспитать талантливых детей, нужно проявлять специальные усилия в их образовании и воспитании. Поэтому те женщины, которые преуспели в сфере образования и выращивания способностей в талантливых детях попадают во "Дворец Йохевед".
Про личность Серах многие почти не знают, так как главная ее заслуга не описана
в Торе, но записана в Мидраше.
Когда братья продали Йосефа в Египет, они много лет не знали, что происходило с братом. А папа Йосефа - Яаков считал, что Йосефа нет в живых. И когда Йосеф после 20 лет жизни в Египте - раскрылся братьям, у них возникла задача - как сказать папе эту радостную новость, что Йосеф жив.
Дело в том, что не только большая драма, но и большая радость могут привести к большому стрессу. И они придумали план, как
"смягчить" эффект. Серах была маленькой девочкой, внучкой Яакова. Братья попросили ее, чтобы она подошла поближе к дедушке и стала петь песню в которой были слова "Йосеф жив". Яаков бы постепенно на уровне подсознания привыкал к этой мысли. И тогда "официальная" новость не была бы для него столь неожиданной. В заслугу того, что Серах "подготовила" дедушку, принеся ему хорошую новость, Б-г дал ей очень длинную жизнь.
В связи с этой историей
Серах "заведует" Дворцом искусств, куда попадают женщины, преуспевшие в мире искусства и творчества.
Про египетскую принцессу Батью мы знаем, что она не только спасла и усыновила Моше, но и приняла гиюр (перешла в еврейство), и Моше попал в "еврейские руки" Батьи. Поэтому во "Дворец Батьи" попадают те Праведные женщины, которые сделали гиюр или стали "баалей-тшува", перейдя из светского образа жизни в религиозно-еврейский.
Царица Эстер - главная героиня Пуримской истории - символизирует величие и царственность, а также она спасла еврейский народ. Эти качества характеризуют женщин, попадающих во "Дворец Эстер".