Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Школьная химия - легко!

  Все выпуски  

Школьная химия - легко! Урок 43. Периодическая система элементов


Информационный Канал Subscribe.Ru

Здравствуйте, уважаемые читатели рассылки!  Продолжаем изучать школьную химию с легкостью.   

   На прошлом уроке речь шла о первых попытках классификации химических элементов и их соединений. Сегодня же вы узнаете о наиболее признанной во всем мире системе элементов - периодической. Она была сформулирована   в 1869 году нашим великим соотечественником Дмитрием Ивановичем Менделеевым. Он расположил все известные ему элементы (а к тому времени их было описано 63) в порядке возрастания их атомных масс. Оказалось, что сходные в химическом отношении элементы и их соединения встречаются через определенные интервалы, т.е. повторяются периодически.

   Как  же выглядит  периодическая  система химических элементов?  Она существует в двух вариантах, длиннопериодном и короткопериодном. Наиболее известен и знаком короткопериодный вариант, более компактный. Он есть в каждом учебнике неорганической или общей химии, поэтому советую вам положить перед собой  такую систему-таблицу и по ходу объяснения смотреть в нее - так будет понятнее ее устройство.

   Итак, периодическая система элементов представляет собой большой многоэтажный дом, но счет этажей идет в нем не снизу, от земли, а наоборот,  сверху:

1 этаж - 2 элемента

2 этаж - 8 элементов

3 этаж - 8 элементов

4 и последующий этажи - не простые, а двойные, в них расположено по 18 элементов,  и есть еще отдельные "пристрои", где живут еще две семейки по 14 элементов в каждой - лантаноиды и актиноиды.

   Каждый этаж называется периодом и имеет свой номер. Первые три периода - малые, остальные - большие, двухэтажные, причем последний, седьмой период, не закончен. Если же посмотреть повнимательнее, то увидим, что и клетки-комнаты располагаются строго одна под другой и образуют как бы столбцы, называемые группами. Знак элемента может быть расположен в одной из двух сторон клетки, и тогда говорится, что элемент находится в главной или побочной подгруппе системы. Все элементы первых трех периодов расположены в главных подгруппах, и стоящие под ними элементы больших периодов - тоже. Остальные элементы занимают места в побочных подгруппах. Это расположение элементов в той или иной подгруппе очень важно.

   Ну а теперь заглянем в одну из клеток.  В ней мы обязательно увидим знак элемента, его порядковый номер и атомную массу. Обычно атомная масса тем больше, чем больше порядковый номер элемента, но есть и исключения (найдите их). Если написать знаки металлов черными, неметаллов красными, а переходных элементов зелеными красками, то мы увидим интересные вещи:

1. Каждый период начинается активным металлом, затем идут переходные элементы, а в конце периода - неметаллы. Следовательно, в периоде с увеличением порядкового (атомного) номера  ослабевают металлические свойства элементов и усиливаются неметаллические.

2. В группе же сверху вниз - наоборот, ослабевают неметаллические свойства и усиливаются металлические.

   Причина этих изменений кроется в особенностях строения атомов элементов.

     Изменение свойств элементов в периоде хорошо видно в опыте: одним из свойств металлов является, как известно,  их активное взаимодействие с водой,  при этом образуются гидроксид данного металла и газообразный водород. Чем ярче металлические свойства элемента, тем активнее протекает реакция/ Так, натрий быстро бегает по поверхности воды, подталкиваемый выделяющимся водородом; могут быть даже вспышки:

2Na  +  2H2O  => 2NaOH  +  H2

  Магний реагирует только с горячей  водой и  более медленно:

Mg  + H2O  => MgO +  H2

Алюминий не спешит вступать в реакцию с водой:

2Al  +  6H2O  =>  2Al(OH)3  +  3H2

  А теперь сравним свойства металлов, относящихся к одному семейству щелочных металлов и занимающих в системе главную подгруппу первой группы:

2Li + 2H2O  => 2LiOH + H2

2Na  + 2H2O  =>  2NaOH  +  H2

2K  + 2H2O  =>  2KOH  +  H2

  Литий довольно спокойно реагирует с водой, плавая по ее поверхности и сердито шипя; натрий "бегает" по воде, выделяющийся водород от теплоты реакции может вспыхнуть. Калий же при попадании в воду тут же взрывается.

   Следовательно, чем тяжелее щелочной металл, тем он активнее.

   Это правило четко соблюдается во всех периодах и главных подгруппах периодической системы элементов:

1. Чем левее стоит элемент в периоде, тем он металличнее, чем правее - тем неметалличнее.

2. Чем выше стоит элемент в главной подгруппе- тем он неметалличнее, чем ниже - тем металличнее.

   Проследим за изменением химических свойств у первых восемнадцати элементов, расположенных в первом, втором и третьем периодах. Мы наблюдаем как бы повторяемость свойств:

неметаллы => металлы =>  переходные элементы  =>  неметаллы  =>   металлы  =>  переходные элементы  => неметаллы

  Эта повторяемость свойств имеет и другое название - периодичность. Поэтому изучаемая нами система элементов называется периодической системой. По месту элемента в периодической системе можно довольно много узнать об этом элементе, и этому мы обязательно научимся. А от чего зависит эта периодичность - узнаем уже совсем скоро.

 

Вот и все на сегодня. 

Автор рассылки Татьяна Кузьмина  astera52@mail.ru  

Пишите письма, задавайте вопросы.

Архив рассылки доступен по адресу:  http--content.mail.ru-arch-arch_14853

Репетиторство по электронной почте: astera52@mail.ru

  Почтовое репетиторство - что-то среднее между обычным репетиторством с преподавателем и самостоятельными занятиями.  Учебные  тексты  и задания вы будете получать по электронной почте, и все ваши ответы будут проверены, а сложные вопросы разъяснены.  Плюс этого вида занятий - возможность оперативной связи с преподавателем не только по почте, но и с помощью СМС, а также помощи в приготовлении домашних заданий.  Пробные уроки бесплатно. 

До встречи через неделю!



 

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.education.1181952
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное