Здравствуйте, уважаемые
читатели рассылки! Продолжаем изучать
школьную химию с легкостью.
Не за горами начало
очередного учебного года. Не начать ли с
первого сентября новую жизнь - жизнь
успешного ученика, для которого нет
ничего невозможного? Во всяком случае, на
уроках химии! Для подготовки к этому
вам потребуются:
1. Учебник по химии,
рекомендованный вашим учителем.
2. Три-четыре учебника
для того же класса других авторов, можно
прошлых лет издания.
3. Химический
справочник (можно и не один).
4. Несколько дисков с
обучающими программами по химии - самыми
разными. Главное - чтобы с тестами.
5. Толстенькая тетрадь
по химии. Совсем не обязательно покупать
типовую, сгодится любая с бумагой, по
которой вам комфортно будет писать.
Заднюю часть этой тетради хорошо
приспособить под справочный раздел - вклеим
туда периодическую таблицу элементов,
таблицу растворимости, а впоследствии
будем вписывать туда разные справочные
материалы: расчетные формулы для решения
задач, всякие напоминалки - все, что
потребуется для эффективной работы на
уроках и дома. Потом ищем место в
тетради, которое чаще всего будет нам
попадаться на глаза и красиво пишем там
какую-нибудь вдохновляющую на подвиги
фразу - например: "Была бы цель, а
средства подтянутся!", или "Дорогу
осилит идущий!" ну и так далее.
6. Надежный
микрокалькулятор.
Прочие
канцелярские мелочи подбираем тоже
обдуманно - на хромой козе и с кривой палкой
на подвиги не собираются.
А теперь - к делу!
Итак, о первых попытках классификации
веществ.
Давайте представим на
минуту, что в новое здание переезжает
библиотека. Все книги, журналы, подшивки
газет сложены в одной большой комнате, и на
поиски, например, учебника химии, придется
потратить немало времени. Нелегко найти
что-то там, где нет порядка, нет системы.
Заглянем спустя недели
две-три в ту же библиотеку. Все книги
аккуратно расставлены по стеллажам, у
каждой свое строго определенное место на
строго определенной полке: есть свои места
у сказок, стихов, справочников, учебников,
журналов, художественных книг. И вот теперь
нужную нам книгу мы найдем за несколько
секунд - поможет порядок.
За долгое время своей жизни
на Земле и познания окружающего мира
человечество накопило много сведений об
этом мире. Такие сведения часто называются
фактами и передаются от одних людей к
другим в устных рассказах или через книги,
рукописи, рисунки, схемы, фотографии, фильмы.
И чем старше человечество, тем больше самых
разных сведений: о Земле и Космосе, о
животных, растениях, минералах, природных
явлениях, людях - да мало ли чем
заинтересуется любознательный человек!
Конечно же, разных сведений
накопилось превеликое множество, и в них
потребовалось навести порядок, или, как еще
говорится, объединить их в систему. Для
этого сначала требуется классификация -
разделение фактов на группы по каким-то
признакам. Классификация может быть
удачной, а может быть и не очень. Когда-то
ученые-зоологи разделили всех живущих на
планете животных по месту их обитания:
сухопутные, водные и живущие в воздухе. И
вот что получилось. В группу сухопутных
вошли олени, тараканы, змеи; водных - рыбы,
киты, морские черепахи, ну а к воздушным
были отнесены птицы, летучие мыши, бабочки и
т.п.
Конечно же, нельзя признать
эту классификацию удачной: уж слишком
непохожими могут оказаться животные,
попавшие в одну группу. Современная система
животного мира делит всех животных на
группы по строению их тела. Более подробно
об этом можно узнать на уроках биологии.
А теперь обратимся к
истории химических знаний. С давних пор
человек знал золото, серебро, железо, стекло,
уголь, воздух, огонь, почву, воду; умел
добывать пищевые, лекарственные вещества,
руды, изготавливать мыло. В начале 19
века стало быстро увеличиваться
количество открытых химических элементов и
их соединений. Чтобы не запутаться во всем
этом многообразии, потребовалось все
знания систематизировать. И опять
понадобилась классификация. Удобнее всего
оказалось разделить изученные к тому
времени простые вещества на металлы и
неметаллы, а все сложные вещества -
соответственно на соединения металлов и
неметаллов. Вот как это выглядело:
Простые
вещества
Металлы
Неметаллы
Физические
свойства
Твердые вещества (кроме
ртути), пластичные, блестят, проводят
тепло и электрический ток, по цвету
обычно белые или серебристо-серые (кроме
меди, золота и осмия).
Вещества могут
быть жидкими, твердыми и газообразными,
при нормальных условиях не блестят, не
проводят тока и тепла, более
разнообразны внешне
Химические
свойства
Взаимодействуют с
неметаллами, многие - с кислотами и водой,
растворами солей
Взаимодействуют с
металлами, другими неметаллами
Оксиды
этих элементов
Основные, по
физическим свойствам - твердые вещества;
взаимодействуют с водой, кислотами,
кислотными оксидами.
Кислотные, могут
быть твердыми, жидкими и газообразными;
взаимодействуют с водой, щелочами,
основными оксидами.
Гидроксиды этих
элементов
Основания, твердые
вещества, взаимодействуют с кислотами,
образуя соли.
Кислоты, могут быть
и жидкими, и твердыми; взаимодействуют с
основаниями, образуя соли.
Генетические
ряды
металл - основный
оксид - основание - соль
неметалл -
кислотный оксид - кислота - соль
Со свойствами
гидроксидов - кислот и оснований - мы уже
знакомы и знаем, что они зависят от того, чем
образован гидроксид:
Однако есть
элементы, которые мы привыкли считать
металлами, но их оксиды и гидроксиды могут
вести себя двойственно: они
взаимодействуют не только с кислотами, но и
с щелочами. Например, гидроксид цинка,
формулу которого мы можем записать двумя
разными способами, в зависимости от того, с
чем это вещество взаимодействует:
Zn(OH)2 +
H2SO4
=> ZnSO4 + 2H2O
- бесцветный желеобразный
осадок легко растворяется в кислоте - это
признак реакции;
H2ZnO2
+ 2KOH => K2ZnO2
+ 2H2O
- этот же осадок
исчезает в растворе щелочи.
Следовательно, гидроксид
цинка является одновременно и основанием, и
кислотой. Такие гидроксиды называются
амфотерными, и оксиды, соответствующие им,
тоже амфотерны, а сам элемент цинк является
переходным элементом, а не металлом в
полном смысле этого слова. К переходным
элементам относятся еще и алюминий, железо,
хром, золото, свинец, олово и еще довольно
много элементов.
Таким образом, более
точной классификацией (но не абсолютно
полной!) химических веществ можно считать
такую:
Почтовое репетиторство -
что-то среднее между обычным
репетиторством с преподавателем и
самостоятельными занятиями. Учебные
тексты и задания вы будете получать по
электронной почте, и все ваши ответы будут
проверены, а сложные вопросы разъяснены.
Плюс этого вида занятий - возможность
оперативной связи с преподавателем не
только по почте, но и с помощью СМС, а также
помощи в приготовлении домашних заданий.
Пробные уроки бесплатно.