Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Школьная химия - легко!

  Все выпуски  

Школьная химия - легко! Урок 42. Классификация веществ


Информационный Канал Subscribe.Ru

Здравствуйте, уважаемые читатели рассылки!  Продолжаем изучать школьную химию с легкостью.  

Не за горами начало очередного учебного года. Не начать ли  с первого сентября новую жизнь - жизнь успешного ученика,  для которого нет ничего невозможного? Во всяком случае, на уроках химии!   Для подготовки к этому вам потребуются:

1. Учебник по химии, рекомендованный вашим учителем.

2. Три-четыре учебника для того же класса других авторов, можно  прошлых лет издания.

3. Химический справочник (можно и не один).

4. Несколько дисков с обучающими программами по химии - самыми разными. Главное - чтобы с тестами.

5. Толстенькая тетрадь по химии. Совсем не обязательно покупать типовую, сгодится любая с бумагой, по которой вам комфортно будет писать.  Заднюю часть этой тетради хорошо приспособить под справочный раздел - вклеим туда периодическую таблицу элементов, таблицу растворимости, а впоследствии будем вписывать туда разные справочные материалы: расчетные формулы для решения задач, всякие напоминалки - все, что потребуется для эффективной работы на уроках и дома.  Потом  ищем место в тетради, которое чаще всего будет нам попадаться на глаза и красиво пишем там какую-нибудь вдохновляющую на подвиги фразу - например:  "Была бы цель, а средства подтянутся!", или "Дорогу осилит идущий!" ну и так далее.

6. Надежный микрокалькулятор.

   Прочие канцелярские мелочи подбираем тоже  обдуманно - на хромой козе и с кривой палкой на подвиги не собираются.

А теперь  - к делу!   Итак, о первых попытках классификации веществ.

   Давайте представим на минуту, что в новое здание переезжает библиотека. Все книги, журналы, подшивки газет сложены в одной большой комнате, и на поиски, например, учебника химии, придется потратить немало времени.  Нелегко найти что-то там, где нет порядка, нет системы.

   Заглянем спустя недели две-три в ту же библиотеку. Все книги аккуратно расставлены по стеллажам, у каждой свое строго определенное место на строго определенной полке: есть свои места у сказок, стихов, справочников, учебников, журналов, художественных книг. И вот теперь нужную нам книгу мы найдем за несколько секунд - поможет порядок.

  За долгое время своей жизни на Земле и познания окружающего мира человечество накопило много сведений об этом мире. Такие сведения часто называются фактами и передаются от одних людей к другим в устных рассказах или через книги, рукописи, рисунки, схемы, фотографии, фильмы. И чем старше человечество, тем больше самых разных сведений:  о Земле и Космосе, о животных, растениях, минералах, природных явлениях, людях - да мало ли чем заинтересуется любознательный человек!  

  Конечно же, разных сведений накопилось превеликое множество, и в них потребовалось навести порядок, или, как еще говорится, объединить их в систему. Для этого сначала требуется классификация - разделение фактов на группы по каким-то признакам. Классификация может быть удачной, а может быть и не очень. Когда-то ученые-зоологи разделили всех живущих на планете животных по месту их обитания: сухопутные, водные и живущие в воздухе. И вот что получилось. В группу сухопутных вошли олени, тараканы, змеи; водных - рыбы, киты, морские черепахи, ну а к воздушным были отнесены птицы, летучие мыши, бабочки и т.п.

  Конечно же, нельзя признать эту классификацию удачной: уж слишком непохожими могут оказаться животные, попавшие в одну группу. Современная система животного мира делит всех животных на группы по строению их тела. Более подробно об этом можно узнать на уроках биологии.

   А теперь обратимся к истории химических знаний. С давних пор человек знал золото, серебро, железо, стекло, уголь, воздух, огонь, почву, воду; умел добывать пищевые, лекарственные вещества, руды,  изготавливать мыло. В  начале 19 века стало  быстро увеличиваться количество открытых химических элементов и их соединений. Чтобы не запутаться во всем этом многообразии, потребовалось все знания систематизировать. И опять понадобилась классификация. Удобнее всего оказалось разделить изученные к тому времени простые вещества на металлы и неметаллы, а все сложные вещества - соответственно на соединения металлов и неметаллов. Вот как это выглядело:

 

Простые вещества
Металлы Неметаллы
Физические свойства
Твердые вещества (кроме ртути), пластичные, блестят, проводят тепло и электрический ток, по цвету обычно белые или серебристо-серые (кроме меди, золота и осмия). Вещества могут быть жидкими, твердыми и газообразными, при нормальных условиях не блестят, не проводят тока и тепла, более разнообразны внешне
Химические свойства
Взаимодействуют с неметаллами, многие - с кислотами и водой, растворами солей Взаимодействуют с металлами, другими неметаллами
Оксиды этих элементов
Основные,  по физическим свойствам - твердые вещества;   взаимодействуют с водой, кислотами, кислотными оксидами. Кислотные, могут быть твердыми, жидкими и газообразными; взаимодействуют с водой, щелочами, основными оксидами.

Гидроксиды этих элементов

Основания, твердые вещества, взаимодействуют с кислотами, образуя соли. Кислоты, могут быть и жидкими, и твердыми; взаимодействуют с основаниями, образуя соли.
Генетические ряды
металл - основный оксид - основание - соль неметалл - кислотный оксид - кислота - соль

  Со свойствами гидроксидов - кислот и оснований - мы уже знакомы и знаем, что они зависят от того, чем образован гидроксид:

Гидроксид металла - основание:   Cu(OH)2   KOH   Fe(OH)2

Гидроксид неметалла - кислота:   H2CO3   H2SO4   H3PO4

  Однако есть элементы, которые мы привыкли считать металлами, но их оксиды и гидроксиды могут вести себя двойственно: они взаимодействуют не только с кислотами, но и с щелочами. Например, гидроксид цинка, формулу которого мы можем записать двумя разными способами, в зависимости от того, с чем это вещество взаимодействует:

Zn(OH)2  +  H2SO4  => ZnSO4  +  2H2O  

-  бесцветный желеобразный осадок легко растворяется в кислоте - это признак реакции;

H2ZnO2  +  2KOH  => K2ZnO2  +  2H2O

-  этот же осадок  исчезает  в растворе щелочи.

  Следовательно, гидроксид цинка является одновременно и основанием, и кислотой. Такие гидроксиды называются амфотерными, и оксиды, соответствующие им, тоже амфотерны, а сам элемент цинк является переходным элементом, а не металлом в полном смысле этого слова. К переходным элементам относятся еще и алюминий, железо, хром, золото, свинец, олово и еще довольно много элементов.

   Таким образом, более точной классификацией (но не абсолютно полной!) химических веществ можно считать такую:

Простые вещества: металлы, переходные элементы, неметаллы;

Оксиды: основные, амфотерные, кислотные;

Гидроксиды: основания, амфотерные гидроксиды, кислоты.

 

Вот и все на сегодня. 

Автор рассылки Татьяна Кузьмина  astera52@mail.ru  

Пишите письма, задавайте вопросы.

Архив рассылки доступен по адресу:  http--content.mail.ru-arch-arch_14853

Репетиторство по электронной почте: astera52@mail.ru

  Почтовое репетиторство - что-то среднее между обычным репетиторством с преподавателем и самостоятельными занятиями.  Учебные  тексты  и задания вы будете получать по электронной почте, и все ваши ответы будут проверены, а сложные вопросы разъяснены.  Плюс этого вида занятий - возможность оперативной связи с преподавателем не только по почте, но и с помощью СМС, а также помощи в приготовлении домашних заданий.  Пробные уроки бесплатно. 

До встречи через неделю!



 

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.education.1181952
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное