Здравствуйте, уважаемые
читатели рассылки! Продолжаем изучать
школьную химию с легкостью.
Продолжаем разговор об
электронных оболочках атомов. Мы уже знаем,
что электронная оболочка имеет слоистое
строение (похожа на луковицу в разрезе), что
число электронных уровней определяется по
номеру периода, где стоит элемент. На первом
уровне может двигаться не более двух
электронов, на втором - не более восьми,
на третьем - не более восемнадцати. У
атомов элементов главных подгрупп
электронов на внешнем энергетическом
уровне столько же, каков номер группы, а у
элементов побочных подгрупп обычно два
наружных электрона или один в случае
провала - что это такое, узнаем позже.
Внешние, или наружные электроны в атоме еще
называют валентными, потому что именно за
счет них происходит образование химических
связей, определяющих валентность элемента
в соединениях. Например, атом водорода
одновалентен, так как имеет один наружный
электрон.
Н +1 )1
- эта запись показывает, что заряд ядра
атома водорода равен +1, в его атоме один
электронный уровень. на котором движется
один валентный электрон. Тогда строение
атомов некоторых других элементов можно
обозначить так:
Не +2
)2
Li +3 )2
)1
C +6 )2
)4
Na +11 )2 )8 )1
K +19 )2 )8 )8
)1
Mg +12 )2 )8 )2
Са +20 )2 )8 )8
)2
Р +15 )2 )8
)5
S +16 )2 )8 )6
На первых порах
будем считать, что атомы металлов
тоже имеют определенную валентность, хотя,
строго говоря, это не совсем так. Тем не
менее, будем пока считать натрий, калий,
литий одновалентными - они находятся в
главной подгруппе первой группы, и в их
атомах один валентный электрон;
кальций, магний, барий - двухвалентными;
алюминий - трехвалентным. Таким образом,
валентность металла определяется числом
его валентных электронов.
У неметаллов же
валентность может быть двух видов:
- в соединениях с другими
неметаллами наибольшая валентность может
быть равна числу наружных электронов. Это
так называемая положительная валентность.
Поэтому углерод может быть четырехвалентен,
фосфор - пятивалентен, сера - шестивалентна.
- в соединениях в водородом и
металлами неметаллы проявляют
валентность, равную числу свободных
орбиталей на наружном электронном уровне (или
числу электронов, недостающих до 8).
Поэтому атом углерода, у которого снаружи 4
электрона, может быть опять же
четырехвалентным, атом фосфора -
трехвалентным, атом серы - двухвалентным.
Такая валентность еще называется
отрицательной.
Отличаются ли
чем-либо атомы металлов и неметаллов?
Конечно:
- Атомы металлов имеют,
как правило, немного валентных электронов -
1 или 2, а если больше, то эти электроны более
удалены от ядра, на четвертый электронный
уровень или дальше. Притяжение наружных
электронов к ядру атома металла довольно
слабое: либо из-за малого числа электронов,
либо из-за их удаленности от ядра. Поэтому в
ходе химических реакций валентные
электроны металла могут легко отделяться
от атома - металл как бы отдает их другому
атому. Это характерная особенность атомов
всех металлов.
- У атомов
неметаллов, напротив, валентных электронов
много, 4 и больше. Поэтому такие атому
прочнее удерживают их, и могут не только
отдавать свои валентные электроны, но часто
и принимать чужие электроны на свободные
орбитали своего наружного электронного
уровня. С этим связаны неметаллические
свойства элементов: чем больше
валентных электронов или чем ближе
они расположены к ядру, тем более активным
неметаллом считается этот элемент.
Вот и все на сегодня.
Сегодня я прошу
помощи у тех читателей моей рассылки,
кто , в отличие от меня, уверенно владеет
компьютером. Дело в том, что я
не умею писать в Frontpage верхние
индексы, а в ближайших темах это
потребуется для обозначения степеней
окисления элементов и зарядов ионов. А
еще хотелось бы узнать, как в этой же
программе (я именно в ней набираю этот
текст) можно записывать обыкновенные дроби
и делать надписи над формулами - это
нужно для объяснения хода решения задач.
Поэтому буду очень благодарна за дружескую
помощь и консультации!
Почтовое репетиторство -
что-то среднее между обычным
репетиторством с преподавателем и
самостоятельными занятиями. Учебные
тексты и задания вы будете получать по
электронной почте, и все ваши ответы будут
проверены, а сложные вопросы разъяснены.
Плюс этого вида занятий - возможность
оперативной связи с преподавателем не
только по почте, но и с помощью СМС, а также
помощи в приготовлении домашних заданий.
Пробные уроки бесплатно.