Школьная химия - легко!

Школьная химия - легко! Урок 28. История открытия водорода

Информационный Канал Subscribe.Ru

Здравствуйте

Здравствуйте, уважаемые читатели рассылки! Мы продолжаем изучать элемент водород и образуемые им вещества. Пришла пора рассказать кое-что о человеке, впервые описавшем водород. Отрывок взят из книги Сенковских "Шеренга великих химиков".

"  Представьте себе человека, который входит в собственную библиотеку, долго роется в каталоге, затем берет с полки нужную книгу и аккуратно вписывает свою фамилию в тетрадь с названиями выданных во временное пользование сочинений.

Именно так поступал один из прославленных ученых XVIII века Генри Кавендиш. Этот, пожалуй, самый большой оригинал среди ученых, был необычайно точен и педантичен в своих исследовательских работах. Благодаря его исключительной аккуратности в его работах не могло быть ничего случайного, ничто не оставалось незамеченным. С необычайной скрупулезностью он записывал не только результат, но и мельчайшие подробности проведенных опытов. Даже ныне, в эпоху величайших открытий и научных достижений, Генри Кавендиш служит примером усердия и добросовестности в исследовательской работе.

В домашней лаборатории, прекрасно оборудованной для того времени, он провел одиноко почти всю свою жизнь.  Он был человеком весьма обеспеченным, унаследовал после отца немалое состояние, но деньги его мало интересовали. Он жил и одевался чрезвычайно скромно, а деньги тратил, в основном, на книги, различные пособия, аппаратуру и химикалии.

Чего же достиг в работе этот удивительный человек?

Много лет он занимался изучением газов. Различными способами он получил открытый им водород, стремясь доказать, что независимо от способа получения этот газ имеет одни и те же особенности. Полученный водород он сжигал  в воздухе и исследовал получившийся при сгорании продукт. Продуктом этим, как доказал Кавендиш, всегда оказывалась вода. То, что нам сегодня кажется вполне очевидным и понятным, для современников Кавендиша составляло полнейшую неожиданность.

Узнав, что Пристли открыл кислород, Кавендиш начал экспериментировать и с этим газом. Взрывная реакция сгорания смеси водорода с кислородом едва не стоила жизни английскому ученому. Несмотря на это, он с риском для здоровья продолжал свои эксперименты, так как непременно хотел исследовать продукт этой реакции. К своему огромному удивлению он убедился, что и тут продуктом оказалась вода. Одновременно он проводил анализ полученной химическим путем воды. В результате этих исследований Кавендиш впервые очень точно определил состав воды.

Изучая попутно воздействие на воздух электрической искры, он обнаружил возникновение оксидов азота. Спустя двести лет эта реакция легла в основу производства азотной кислоты.

Кавендиша очень интересовали явления, относящиеся к той области, которая в дальнейшем получила название электрохимии. При помощи самодельных приборов он сумел определить электропроводность многих металлов, морской воды и растворов различных солей. Большинства своих открытий при жизни Кавендиш не обнародовал при жизни. Лишь через много лет после его смерти этим занялись английские ученые".

Если жидкий водород охладить до -259 С, он превращается в прозрачные кубические кристаллы голубоватого цвета, а при огромном давлении водород становится похожим на металл.

Водород легко проникает в железо и сталь, и они теряют прочность, становятся хрупкими. Этот процесс называется водородной коррозией. Водород проникает через каучук, резину, фарфор; при высоких температурах - через стенки стеклянных  и кварцевых сосудов,  а при 500 С проходит сквозь сталь.

Атомы водорода, подобно атомам кислорода, могут иметь разную массу. Так, водород с атомной массой 1 называется легким водородом, или протием;  с атомной массой 2 - тяжелым водородом или дейтерием  D; с атомной массой 3 - сверхтяжелым водородом, или тритием  Т. Дейтерий и тритий имеют такие же химические свойства, как и обычный водород. Но вода, образованная такими химическими элементами - тяжелая    D2O  и сверхтяжелая вода  Т2О - губительна для живых организмов.  Значительные количества таких молекул накапливаются в обычной воде при ее долгом кипячении, так как испаряются прежде всего молекулы легкой воды. Вот почему гораздо полезнее пища, которую не слишком долго варили.

Автор рассылки Татьяна Кузьмина,  astera52@mail.ru  Пишите письма, задавайте вопросы.

Интернет-репетиторство: astera52@mail.ru