Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику ДУХОВНАЯ АЗБУКА ФИЗИКИ - 3


Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику ДУХОВНАЯ АЗБУКА ФИЗИКИ - 3   22   2006-04-03 12:21:52

Добрый день Вам, Друзья - со-путники!

Данный выпуск содержит окончание краткого авторского курса Духовной азбуки физики преподавателя Клайпедской гимназии "Ветрунге", рыцаря гуманной педагогики Ирены Стульпинене (тепловые и электрические явления), продолжение цикла «Тайны славянской письменности» о сути второй буквицы, во вложении смотрите файл с изначальным изображением Буки; завершает выпуск подборка новостей.

Ирена СТУЛЬПИНЕНЕ,
преподаватель Клайпедской гимназии "Ветрунге"

ДУХОВНАЯ АЗБУКА ФИЗИКИ

(окончание)  

ТЕПЛОВЫЕ  ЯВЛЕНИЯ

    Изучая тепловые явления имеем возможность разговора с детьми о том, что у тепловых изменений – круговой характер, что жар и холод – лишь разные полюсы единого  обменного процесса. Как есть пора посева и срок жатвы, так существует время получать и срок отдавать. Вся Жизнь – едина, но в ней все двойственно, и очень надо обратить внимание ребят на возможность   «мирного сосуществования» противоположений в нас самих, т.е. на умение вмещать при росте понимания.

Изменение состояний вещества.

Состояния веществ меняются при получении или отдаче тепла. В Природе  такой порядок: отдают лишь более горячие тела, холодным отдавать нечего. Тепло отдавший – остывает сам. Но экономь лишь для себя, никого не согревай и никому не свети – будут ли вообще знать о твоем существовании?

  • Желая быть живым, дающим, щедрым – потрудись собрать. Но сам! Под лежачий камень вода не течет.
  • Даяние на жертвенность похоже.

Температура и кинетическая энергия частиц.

Ноль градусов по Цельсию – жарко или холодно? По разному ответят нам гренландец и индус. В чем разница между теплом и холодом? Ведь на термометре такого места нет, где кончается тепло и начинается холод. Все – только уровень вибраций. Большие вибрации частиц – тело горячее, малые  вибрации – тело холодное. Отдача энергии есть уменьшение вибраций и охлаждение.

  • Но надо ли нам ждать, чтоб нас согрели? Рука дающего – не оскудеет, говорят. Дающий снова получает, ибо живет в потоке энергетического обмена.
  • В Природе – только животворные обмены: принять и поделиться, ибо и нам дают.

Энергетические рессурсы.      

  • Почему эту тему иллюстрируют старинные символы Солнца, используемые в орнаментах балтов? Вечное ритмическое движение, цикличность «обновления» Солнца подсказывает: не потребительство до истощения рессурсов, но выбор обновляющихся энергетических источников.
  • Чтоб клад искать – учиться символы понять. 

Парниковый эффект. Изменение климата. 

  • Продукт полноценного горения – углекислый газ  СО2  , который через фотосинтез природу обновляет. Неполноценное горение порождает смертоносный газ СО. Во всех ядах много углерода. Планета отравлена продуктами человеческой деятельности и угарным газом, человек – токсинами, образующимися  в организме при неполном сгорании углерода в результате неправильного образа жизни, вредных привычек, действий и т.п. Причина – неправильная жизнь человека, последствие – изменение климата всей планеты.
  • Выбор за человеком: гореть полноценным пламенем или погибать вместе с планетой? 

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ  ЯВЛЕНИЯ 

    Последний раздел учебника о том, что все в Природе – целесообразно, ибо единство противоположностей строится на принципе дополнительности; о том, что бесконечный поиск ответов на вопросы – обязательное условие роста человека; о том, что поиск настоящий – не в розовых заоблачных мечтаниях, но в грозе и молниях. 

Тайна электричества. 

  • Нейтрален тот, у кого одинаковое количество положительных и отрицательных зарядов. Разделяют заряды разными способами, напр., трением. Атом, отдавший электрон (опять на первом плане действий – электроны), заряжается положительно, получивший – отрицательно.
  • Быть заряженным вообще или быть заряженным положительно? Много разных оттенков: и терпеливо, и безразлично, и алчно можно накоплять, но щедро, но бездумно, но расчетливо – отдать. Так брать или давать? Не будем терзать себя: трет-то всегда кто-то третий! В Природе все благоразумно. Все целесообразно.
  • Просто – не плачь теряя, не радуйся найдя. 

Притяжение и отталкивание. 

  • Непознанное больше притягивает, чем знакомое. Заряд противоположного знака – как  необычное явление, которое хочется изучать. Не в этом ли секрет притяжения противоположного и отталкивания одноименного заряда?
  • Что стоило бы жить, если бы тайн не стало? 

Молния. 

  • Отрицательные заряды, которые накопились в нижней части тучи, притягивают к поверхности Земли положительные заряды. Сближению зарядов препятствует загрязненная атмосфера. Но блещет молния – и вновь мы дышим чистым озоном (кислородом). Сгорели яды. 
  • «...Я молнию у неба взял,

      Взял громовые тучи

      И ввел их в дом,

      Насытил ими воздух

      Людских жилищ,

      И этот воздух,

      Наполненный живым Перуном,

      Сверкающий и огнеметный,

      Вдыхать заставил человека.

 

      Сквозь легкие, через дыхание

      Провел его я в кровь,

      А кровь огонь небес

      По органам и тканям

      Разнесла, и человек

      Преображенный ожил!»

                    А.Чижевский  «В науке я прослыл поэтом». Изд. «Золотая аллея», Калуга, 1996, с.125. 

  • Молния – бич или электрошок, спасающий задыхающееся сердце планеты? 

Электрический ток. 

  • Когда молекулы воды начинают дружно течь в одном направлении, рождается живительный источник. Лишь в гниющем болоте наблюдаем беготню частиц в разные стороны. Когда много заряженных частиц движется целенаправленно, течет электрический ток. Ток в металле – это движение частиц с отрицательным зарядом (электронов!) к положительному полюсу. В жизни, жаль, бывает и наоборот.
  • Зарядиться. Двигаться. Но только к положительному полюсу! 

Источники электрического тока.

  • У источников всегда два полюса. Отрицательный полюс – как ученик со своими вопросами. Положительный полюс – как учитель, знающий ответы и ждущий вопрошающих. Между вопросом и ответом – поиск, а между положительным и отрицательным полюсами – напряжение. Если одного полюса нет, то нет и напряжения, и не потечет тогда ни слабейший ток. Это – закон физики.
  • Поиск и напряжение – обязательные условия для течения творческой энергии: греющей, светящей, дарящей. 

Проводники и изоляторы.

  • Лучшие проводники – металлы. Возможно потому, что в кристаллах металлов стройный порядок, и всегда находятся электроны, которые не «боятся» быть свободными и самостоятельными. По веществам, в которых электроны «связаны», ток не течет. Это – изоляторы.
  • Быть проводниками. Никогда – изоляторами! 

* * * * *    

   В конце учебного года мы с ребятами уверены: «расщепление» логической скорлупы физического явления есть еще один и иной способ познавания самих себя в Природе.

   О всем, о чем с ребятами беседовали и еще будем говорить, наш учебник вовсе не пишет. Это я – учитель – сознательно склоняю разговор в нужном направлении, ибо знаю цель, знаю, для чего прихожу в класс с наукою по имени Физика. Цель – приблизить эту науку к человеку, оживить ее для ребят – с каким бы учебником и в какого типа школе не приходилось бы работать. Использую хотя бы малейший намек в тексте учебника на чувства, на этику взаимоотношений, на духовные ценности. Цепляюсь за отдельные слова и фразы, ищу подходящие факты. Глаз остро отслеживает текст любого учебника, в котором обязательно найдутся фразы-ключи для раскрытия глубинного смысла содержания. В этом моя – учителя – сила и их – учеников – радость. Главная цель – помочь детям понять, что точные знания, будь то физика, химия или математика, также ведут к осознанию себя в мире и приближают к ответам на самые главные, самые жизненные вопросы: кто я? куда? как надо? почему?.. К тому же, никто не придумал еще более универсального средства от уныний и депрессий, чем радость познавания!

   Но «высечь искру» удается не на каждом уроке – день дню не равен. Бывает, класс не настроен. Бывает, что и сам учитель расстроен, словно забыл ключ от сокровищницы. Бывает, интуиция подсказывает: сейчас об этом говорить нельзя. Тогда не мудрствую и не вымышляю. Ведь если была о них дума, то эти сравнения, эти аналогии сами всплывут из памяти в момент их наибольшей надобности. Да и ребята запомнят их легко лишь тогда, когда сказаны они к месту и к сроку. Учитель должен точно знать, почему и какую аналогию он хочет сказать, и ясно чувствовать, когда такое можно говорить.

   Где он черпает такое знание? Откуда ясность действий?

   Конечно же – из ясности убеждений! «Ведь новые эпохи слагаются новым мировоззрением, когда оно достигает масс», - писала Е.И.Рерих (Письма в Америку, т.2, стр.277. «Сфера» М. 1996). А знаменитый литовский педагог и философ Стасис Шалкаускис, основоположник педагогики целостного воспитани, в своем труде «Наука воспитания» в 1936г. высказал три очень важных положения. Первое. «Школа, как организованное воспитание, не может не зависеть от мировоззрения». Второе. «Учитель, как воспитатель, в глазах своих учеников не может остаться мировоззренчески нейтральным». Третье. «Так называемая нейтральная, в смысле мировоззрения, школа есть наивное недоразумение либо нечестная фикция». (S.Šalkauskis. Pedagoginiai raštai. Kaunas. „Šviesa“. 1991, p.346-347). И потому слова учителя, которому человек и его сердце всего лишь бездушный и бездуховный аппарат, не имеют воздействия, ибо они холодны, не зажигают и не убеждают. Невозможно рассуждать о духовных ценностях, тайком думая, что мир есть всего лишь банальная трехмерная материя. Двоемыслие (точнее – ложь!) дети отлично распознают.

   Если учитель не имеет мировоззренческих основ, на которых весь свой труд строит, то, конечно, изменения в системе просвещения могут выбить его из колеи и заставят искать все новые спасительные методики. Методика – вещь отличная и нужная, но любая методика – лишь следствие, которое сопряжено с личностными способностями самовыражения того или иного учителя. Движущая сила и причина всех методик – высшие духовные принципы, общие для нас всех. Когда эти основы принимаем и осознаем, получаем следствия, т.е. находим в самих себе самые лучшие для нас методики.

   Тем же ключем аналогии можно «расколоть» и строгую математическую скорлупу содержания физики в старших классах. Обнаруживается богатейший этический смысл формул и законов, но уроки в седьмом классе – как духовная азбука физики, которую освоить надо непременно в срок, ибо без азбуки невозможны ни грамматика, ни синтаксис, ни поэзия физики. То, что почти безотказно действует в седьмом классе (идем через чувства), старшеклассники принимают с некоторой осторожностью. Потому в старших классах, когда крепнет ментальное тело человека, пора чувства укреплять точными знаниями. Ведь о живой Вселенной, о неизбежности сближения науки и веры, о существовании Творца ученые уже почти кричат!

   Успешно продолжим начатае имея на руках очень конкретные факты и данные о научных открытиях: содержание, автор, его звания и степени, им представляемое научное заведение и др. Все это действует как достаточно веский аргумент. Когда точности нет, то даже самая важная информация воспринимается всего лишь как мнение. Очевидна неизбежность исполнения совета, данного в учении Живой Этики:

   «Нововведения во всех областях науки и в школах необходимы. Со старой наукой в будущем мире далеко не уедешь. С одной стороны, надо искоренять все ненужные награмождения, с другой – нужно глубже вникнуть в явления, прибавляя современные достижения. Слишком много лет проходит сейчас, пока достижения лабораторий, исследования и открытия доходят до школы и народа. Нужно при школах устроить информационные центры с популярным изложением новейших достижений. Явление ускорения сообщения сведений очень необходимо, ибо газеты не дают важнейших сведений. Широкое распространение знаний может переродить мир. Знание может делать чудеса». (Беспредельность, 492-493).

   Да, духовную сущность человека утверждать, опираясь на научные данные и не ожидая, пока эти знания когда-то придут в учебники.

   Да, информационные центры не где-то, а в своих школах. Самое необычное – возможность передачи новых научных знаний детьми из этих инфоцентров в семьи, в общество.

* * * * *              

   Н.К.Рерих в статье «Народный учитель» (Н.К.Рерих. Светлые врата. Новосиб. 1996, стр.12) цитировал слова фантаста Герберта Уэллса о том, что ни завоевателям, ни государям не дано изменить сущность масс. Только «...они, учителя, могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества».

   Если в руках человека ключ от понимания миров, а воспитание человека доверено учителю, то что в руках учителей?

   Ключ ключа?

                         Ирена Стульпинене, учитель-методист физики

гимназии «Ветрунге», г. Клайпеда, Литва.

 

ЦИКЛ «ТАЙНЫ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ»

2. Буки — вторая буква русского алфавита. Есть поговорка: «Не суйтесь, буки, поперек аза». Буки олицетворяет собой второе место в мире, потому фигурка человека как бы сдерживает его движе­ние. Если Аз символизирует начало начал, солнеч­ный и извечный свет, то Буки сложным перепле­тением орнамента, напоминающего травы, деревья, животный орнамент с вплетенной внутрь него че­ловеческой фигурой, символизирует собой приро­ду. Человек как бы вплетается в эту природную вязь трав, деревьев, птиц.

Смотрите файл Буки во вложении.

 НОВОСТИ И ССЫЛКИ:

Журнал "Оранжевое солнце" .:. новый журнал для родителей и их детей    Умение рисовать, музицировать, танцевать, написать стихи в альбом всегда было неотъемлемой частью хорошего светского образования и воспитания. Занимаясь творчеством, маленький человек стимулирует работу левого полушария мозга и тренирует все каналы восприятия (визуальный, аудиальный, сенсорный). Он обогащается эмоционально и расширяет кругозор, становится обаятельней и коммуникабельней. Иными словами – развивается гармонично, а значит, когда вырастет, быстрей и успешней сделает любую карьеру. Уже не говоря о том, что из него может получиться настоящий художник, поэт или музыкант. А разве не об этом мечтают родители, склонясь над колыбелью? Как определить способности ребенка, для чего их развивать, куда его при этом водить, что и зачем для этого покупать, как достичь того или иного эффекта, занимаясь с ребенком творчеством? Ответам на эти и другие вопросы посвящен наш журнал. Мы надеемся, что «Оранжевое солнце» будет светить, даря радость общения и детям, и родителям, и всем, кто работает с детьми и для детей.

            Елена Жукова, главный редактор журнала

      2004-2005 Издательский дом ГАММА

Свежий номер:

      Ищите в "Затеях" нового номера:

        «Рождественская фантазия» – сценарий мультфильма Р. Хуснутдиновой –  книжка в журнале (с.29-36);  «Рождественская» – премьера песни К. Панкратова (с.37-38); рождественский вертеп – как cделать модель священной пещеры из пластилина (с.39-42); борода из ваты – новогодний конструктор из ватных дисков и шариков (с.43-49);

      Смотрите на сайте в разделе «Афиша»: репертуары московских театров – спектакли для детей, где покататься на коньках.

http://www.os.gammabook.ru./index/main/

            ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

МАМЫ И ПАПЫ, МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ!

Для самых маленьких и больших - с апреля месяца в клубе «Молодые Сердца» (г. Киев, М «Дружба Народов», ул. Ивана Кудри, 38б) открывается «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ «ДАР» (в рамках работы Семейного клуба). В программе работы «ТМД»:

       Театральные постановки (минимум две в учебном году);

       Ролевые игры и танцкласс;

       Экскурсии, походы и занимательные прогулки на природе;

       Кружок «Мастер» и экологический дозор;

       Развитие творческих способностей индивидуально и вместе;

       Видеопросмотры лучших детских программ и материалов;

       Подготовка и проведение вечеров для мам и пап, а также их родителей;

       Художественное и фототворчество;

       И многое другое, чего не опишешь…

ЖДЕМ ВАС!

Контактная информация через педагога-организатора клуба «Молодые Сердца», т. (044) 284-5729. Ближайшая встреча 06.04.06 г. в 19-00.

http://ecc-kyivdar.narod.ru/announcement.html

Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске!

С уважением,

Ведущий рассылки Алексей Сеев  

Архив Рассылки

Письмо Ведущему рассылки:

economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru


В избранное