Выпускники Мастерской
давно запрашивали тему коротких тренинговых сессий. Просили вынести на очную
встречу Клуба. И вот, через пол года…, я нашел время… ;-)
Short
training – не совсем новинка. Хорошо проработанные продукты представлены
на международном рынке не первое десятилетие.
Ниже будут изложены приёмы и советы по
использованию данного формата.
К сожалению, в России всё имеет свою
специфику.
Чаще всего в нашей бизнес реальности
короткий тренинг, относится к нормальному обучению и развитию персонала, как
микро пенис к счастью. Вроде всё тоже, а как в том анекдоте – «не радует»…
Short
training
Плюсы:
∙ Не занимает полного дня, не
надо отрывать сотрудников от работы.
∙ При наличии серии тренингов
(модульной линейки) можно лучше отработать навык.
∙ Стоит дешевле полноценного
тренинга.
Минусы:
∙ В разы сокращает
возможность (по сравнению с двухдневным форматом) использования групповой
динамики, синергии группы, инерции и т.д. – что приводит к резкому падению
эффективности и продуктивности работы, читайте – возврата вложений.
∙ Повышается сопротивление
группы (из за полного рабочего дня + довесок, из за усталости, и т.п.).
∙ Краткость воздействия.
∙ Повышение стоимости (при
работе профессионального тренера).
∙ При уменьшении
эффективности рост загрузки и выработки тренера (как минимум из за увеличения
подготовки).
Маркеры
организационного развития
Это чисто российский пункт в описании
технологии.
Например, в Канаде короткие тренинги
используются следующим образом:
- приглашаются три международных эксперта (как вы думаете, кто то
рассматривает вопрос сокращения вложений в персонал?);
- навык разбивается на части (например, Лидерство – 46 полуторачасовых
сессий);
- сотрудники приходят на тренинг к 7 утра (все, без опозданий);
- полтора часа отрабатывают тему;
- затем весь день работают, параллельно выполняя задание тренера; линейный менеджер, выполняя собственную
работу, отслеживает выполнение заданий тренера…
Стоит описывать далее? Всё это
действительно эффективно и дорого.
Надо описывать нашу тренинговую реальность?
Или просто прослушать композицию Васи Обломова «Унылое г..но»?
В России, как только компания запрашивает,
или практикует короткие тренинги, можно сделать некоторые выводы:
∙ компания настолько
маленькая, что не может снять всё подразделение на тренинг;
∙ руководство относится не
серьёзно к обучению и развитию персонала и компании;
∙ тренер дешевая обслуга,
персонал – расходный материал;
∙ мероприятие для галочки,
никто не будет и, скорее всего, не умеет считать «выхлоп»;
∙ профессионализма от тренера
не требуется;
∙ нет профессионализма в финансах, обучение расценивается, как расход
(убыток), а не как вложения;
∙ HR и внутренние тренеры не
профессионалы, они не могут или боятся объяснить разницу руководству (или
персоналу);
∙ на вас (как тренере) и
персонале тупо хотят сэкономить.
Выводы делайте сами. Далее мы будем
говорить только о том, как можно извлечь эффективность из данного формата.
Принципы
группового навыкового тренинга
Не стоило бы это описывать, если бы
отечественный рынок бизнес образования не был сделан на коленке…
∙ Взрослые знают! «Через
группу».
∙ Люди учатся по разному ( с
разной скоростью и в разном формате).
∙ Каждый должен поработать с
каждым.
∙ Каждые 10 мин. смена
деятельности / формата взаимодействия.
∙ Люди учатся по особому
алгоритму.
∙ Тренинг не лекция!
Интерактивность.
∙ На применение мотивируют
только позитивные эмоции! Они же повышают обучаемость, понимание, скорость
работы, и т.д.
∙ Тренинг строится на основе
концепции. Набор упражнений не является тренингом.
∙ Тренинг строится на основе
драматургии.
∙ Тренинг не безразмерен. В
конкретное время укладывается / упаковывается
конкретное количество единиц тренинга (тем, блоков, упражнений,
результатов).
Это далеко не все принципы, и уж тем
более, технологические приёмы, но это материал не о технологии тренинга вообще.
Нюансы
short training
1. Вы не сможете уйти от
требований драматургии.
2. Всегда необходимы - начало,
основная часть и окончание. Окончание и начало не могут занимать менее 15 – 20%
времени 1,5 часовой тренинговой сессии каждое. Другой вопрос: КАК их построить?
3. Значит, на основную часть
тренинга остаётся не более 60% времени. КАК его использовать?
4. Помните, в коротком формате
(1,5 часа) вы сможете транслировать только один посыл / сообщение, одну идею,
одну мысль, одну сложную технологию.
5. Если у вас 4 часа, разбейте их на две 1,5 часовых сессии
с перерывом (в классике – 30 мин.) с обязательным кофе и сластями.
6. 4 часа по драматургии и
процентам необходимого времени на составляющие никак не отличаются.
Отличия только в количестве реального
времени на шаг.
7. Короткий тренинг должен
оплачиваться как полный рабочий день. Так как тренер в этот день ничего другого
толком не сделает; подготовка займёт
такое же время (а чаще и большее), как к «большому тренингу»; и выложится тренер по полной, никак не
меньше, чем за весь день (короткий формат требует большей концентрации).
Два варианта концепции
дизайна короткого тренинга…
Письма, присланные автору рассылки, могут
быть опубликованы в рассылке - в полном объёме или частично - без
предварительного уведомления. Если Вы не хотите, чтобы Ваше письмо было
опубликовано - пожалуйста, явно укажите это в начале письма. Спасибо.