Крупные интернет-магазины вложили немало времени и средств в развитие
своих ресурсов. Естественно, менее оборотистым интернет-продавцам есть
чему у них поучиться. Тем более что многие практики и решения не требуют
значительных инвестиций. В этом материале – десяток приемов, решений,
«фич», принципов, которые доказали свою эффективность на практике.
Сегментация клиентов
Каждый покупатель генерирует немалый объем информации о себе: заказы,
выбор товаров, просмотренные страницы, использованные поисковые
термины, адреса. Все это можно собирать и использовать для
индивидуализации подхода. Такая практика называется сегментацией
покупателей, или персонализацией. Большинство крупных интернет-магазинов
анализирует свою клиентскую базу, выделяет различные сегменты
покупателей, определяет стратегию работы с каждым сегментом. Контент,
предлагаемый клиенту на страницах интернет-магазина, в рассылках и т.п.,
зависит от его прежнего опыта общения с ресурсом.
В англоязычной сети есть ряд сервисов, которые предлагают удобные
инструменты для анализа базы клиентов. Например, на организации и
проведении опросов специализируются ForeSee Results, Zoomerang, SurveyMonkey. В обработке полученных результатов и подготовке сегментированных предложений/контента могут помочь Monetate и Adobe’s
Test&Target.
Богатые контентом страницы товаров
Процесс подбора и покупки товара в интернет-магазине существенно
отличается от приобретения чего-либо в магазине обычном: товар нельзя
потрогать. Чтобы минимизировать отрицательный эффект такого различия,
крупные интернет-магазины наполняют страницы товаров полноценным
содержанием: несколько фото с возможностью приближения, детальные
описания, тех. характеристики и спецификации, рейтинг и отзывы
покупателей, данные о возможном сроке доставки и промо-акциях.
Внедрение полного набора радостей может потребовать доработки движка интернет-магазина,
но размещение ряда фото с возможностью их приближения – функция,
доступная в любом стоящем наборе скриптов. Фотографии товара, сделанные с
разных ракурсов, и фото «в действии» помогут покупателю принять верное
решение. Кроме того, в сети есть бесплатные компоненты и софт,
позволяющие создавать 3D фото, которые можно вращать, приближать и
снабжать комментариями. Примеры – Webrotate360, компонент от FlashXML, jQuery-плагин и инструкция по его применению. Также существуют платные решения, достойный пример – полноценный набор
(оборудование + софт) от ProductOrbit.
Для каждого магазина в списке были вычислены конверсия и
среднемесячный оборот. Данные о посещаемости предоставлены
стат-сервисами Alexa.com и Liveinternet.ru. Данные о среднемесячном
обороте основаны на результатах опроса владельцев интернет-магазинов,
конверсия посчитана как количество заказов, деленное на среднемесячную
посещаемость. Чтобы узнать среднее количество заказов, исследователи
оформляли пару покупок в интернет-магазине с разницей в три недели;
сообщаемые магазином номера заказов позволили сделать выводы об их
количестве. В общем, интересное исследование, хотя в комментариях к
записи на сайте «Коммерсанта» уже появились критики. Даже если не
принимать в расчет полученные «Секретом фирмы» данные, ознакомиться с
топом полезно просто для того, чтобы знать конкурентов в лицо.
Швейцарский армейский нож — удивительно удобная штука, на редкость
полезное изобретение. Сама концепция многофункциональности постоянно
привлекает дизайнеров, и они выдумывают все новые и новые вещицы,
сочетающие в себе функции, казалось бы, несовместимые. Как вам
понравится ручка (Metapan),
в которой, помимо собственно стержня, есть вилка, ложка, флэшка,
отвертка, зубная щетка, щипчики для ногтей? Или кожух для ключа (Keytool),
который при своих миниатюрных размерах поможет закрутить гайки/шурупы,
подрезать что-нибудь лишнее, избавиться от заусенцев? Есть варианты и с
привычной формой, но необычным содержанием: швейцарский нож с MP3-плеером, или набор садовых инструментов (10 в 1!), «запакованный» в увеличенный футляр того же ножа. Журнал Trenhunter сделал подборку таких вещиц:
Реальная полезность некоторых из них сомнительна, но если в вашем магазине товаров для женщин появятся женские отвертки
(анти-мужские, розовые, с пушком), они как минимум привлекут внимание
покупателей. Большинство же представленных вещей отлично подходят для
продажи в интернет-магазине: маленькие, в меру дорогие, легкие, не
бьются. Так что если вы раздумывали, чем интересным пополнить
ассортимент, или что продавать в своем следующем интернет-магазине — вот
вам список достойных кандидатов.