Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Забавное и поучительное о бизнесе


Реклама, НЛП и 25 кадр

Меня не проведешь!

Курьезы бизнеса.

Реклама, НЛП и 25 кадр

Как вы думаете, что будет, если одновременно два человека будут говорить вам разные вещи? Один в левое ухо, другой - в правое? Если вы читали Кастанеду, то, наверное, помните, что там такую штуку проделывали. А произойдет весьма любопытная вещь: как бы вы не силились, но вы сможете слышать и осознавать только один какой-то текст, а другой будет вам недоступен. То есть ваш слух работает отменно, вы все прекрасно слышите, но только что-нибудь одно из двух предложенных вариантов. Второй в этот же самый момент вы слышите, но не осознаете. Но. Есть две важные вещи. Даже три. Первая: ваше подсознание слышит оба (!) текста, а если один из них не слышит сознание - это как бы его проблемы. Второе: вы можете произвольно переключаться с одного канала на другой. То есть слышите Васю, но Коля в этот момент тоже говорит, и вы при желании сможете сфокусироваться на нем. И третье: при каких-то важных ключевых словах или звуках сознание непроизвольно переключается на другой канал, который оно до этого времени не осознавало. Говорят, к примеру, два ваших друга про какие-то весьма далекие вещи наперебой, что-нибудь про любовь к партии и правительству, ну вот вы выбираете кого-то одного и его слушаете, но в это время другой вдруг говорит: - а хочешь, я тебе сто долларов подарю? - и ваше сознание автоматически поворачивается к нему, потому как сто долларов всегда важнее, чем любовь к партии и правительству.

Техника вставленных сообщений В 1936 году Милтон Эриксон, всемирно известный психотерапевт и гипнотизер, написал одну статью. В ней он рассказал о результате одного эксперимента с тестом словесных ассоциаций. В самом простом рассмотрении тест словесных ассоциаций выполняется следующим образом. Вы предлагаете испытуемому некоторый набор заранее подготовленных слов, предлагая найти для каждого и сообщить самую первую ассоциацию, которая приходит в голову. Корова может ассоциироваться с полем, лампочка - с Лениным, стол - с запахом свежемолотого кофе. Совершенно не важно, что с чем ассоциируется. А важно время реакции на каждое предъявленное стимульное слово. По Юнгу чем больше запаздывание с ассоциативным ответом, тем больше вероятность, что данное слово бессознательно носит травматический оттенок, вызывает тревогу и беспокойство. И если ответ на слово 'родник' находится в течение секунды, а на слово 'неверность' или 'измена' - в течение пяти или десяти, то тут явно не без греха и можно бросать камень.

Ну так вот, возвращаясь к Милтону Эриксону. Его испытуемой была молодая женщина со страхом беременности. В исследовании Эриксон предъявил ей стимульное слово 'живот' и получил несколько значимых слов-реакций, из которых у него получился связанный рассказ о нежелательной беременности и последующем аборте, о которых испытуемая не помнила: больной, беспокойство, младенец, бояться, операция, болезнь, забыто. Таким образом, женщина бессознательно рассказала Эриксону историю из ее прошлого опыта, которая в дальнейшем была вытеснена и забыта. Но Эриксон пошел дальше простого получения бессознательной информации. Он предположил, что этот процесс можно полностью обратить, развернуть до наоборот, и тогда уже терапевт сможет посылать клиенту замаскированные бессознательные сообщения.

Маркированное сообщение передается клиенту в виде любого сообщения, эмоционально нейтрального и как бы никак не связанного с некоторой, травматичной или болезненной для клиента темой. Однако, в этом сообщении присутствуют вложенные слова, которые маркируются тем или иным способом. Например, упрощенное словесное сообщение для клиента, который испытывает головную боль: наш городской голова решил, что эта светлая краска будет очень хорошо смотреться, если ею покрасить строительные участки, особенно когда стоит ясная погода. В этом случае мы имеем вставленное сообщение голова светлая ясная, которое может быть подчеркнуто или жестами, или интонацией, или даже другим шрифтом, если оно, предположим, написано. Таким образом, клиент получает не одно сообщение, а целых два. Первое ориентировано на сознание, и полностью понимается клиентом. Второе же сообщение адресовано исключительно подсознанию, которое остается для клиента незамеченным. Вот классический образец такого разговора.
_________________________________________________________________________________
Может быть, это звучит по детски, может быть этот томат
чувствует себя удобно и спокойно, когда он растет. Каждый день он растет, растет и растет, это так удобно, уютно, Джо, наблюдать за тем, как растет растение, и не видеть его рост, не чувствовать его, а просто знать, что все идет хорошо для этого маленького томата, у которого прибавился еще один листок, и еще один, а вот уже появилась и веточка, и он спокойно растет во всех направлениях. ['Шаблоны гипнотических техник Милтона Эриксона с точки зрения НЛП', Р. Бэндлер, Д. Гриндер]
_________________________________________________________________________________

В психотерапевтическом плане это дает нам неоценимые возможности взаимодействовать напрямую с подсознанием на очень глубоком уровне: причем, без всякого транса и в то время, когда клиент и терапевт мило разговаривают о цветочках или преимуществах одних автомобилей над другими. Поэтому терапия методом вставных сообщений может проходить совершенно в любом месте, а не только в кабинете у психолога. И эта волшебная возможность не прошла мимо заинтересованных взглядов рекламистов. Ведь если это срабатывает где угодно, то сработает и в рекламе. А сказать сознанию, что некоторый товар очень хорош, и сказать это же, но подсознанию, - согласитесь, это очень и очень разные вещи!

Поэтому сегодня, открыв любой рекламный справочник, газету или журнал, вы легко найдете рекламные тексты с явными признаками вставного сообщения. Оно реализуется методом цветового, шрифтового или любого другого, различимого на глаз отличия в определенных словах рекламного обращения. Кстати, техника вставных сообщений в телевизионной рекламе может быть реализована без всякого 25-го кадра, о котором так любят говорить. Достаточно лишь произносить нужные слова с несколько иной интонацией - и дело сделано. Можно также синхронизировать определенные участки текста, который произносит диктор, с каким-нибудь подкреплением в виде повторяющегося элемента изображения, которое появляется синхронно с определенным набором слов. Актер также может жестикулировать, повторяя в нужных местах один и тот же жест, например, взмах или кивок головы. Что мы получаем? А тот же самый 25 кадр и получаем - без всяких вставок и каких-либо признаков нелегальности. Можно будет покадрово просматривать: никакого 25-го кадра нет в рекламе. И все же он есть, если определить его как непосредственное обращение к подсознанию без возможности зрителя это распознать.

В радиорекламе, где есть только звук, аудиальная модальность, можно также играть интонациями, или чуть усиливать звук в нужных местах, или же накладывать случайный звук, совпадающий со словами вставного сообщения. И опять же - никаких субсенсорных вставок в том смысле, как это понимается: субсенсорным становится вполне осознаваемый фрагмент текста, который вы хорошо слышите, но который выделяется из контекста общего рекламного сообщения и воспринимается исключительно бессознательно.

В видео- и аудиорекламе заметить вложенное сообщение невозможно, если, конечно, оно не сделано слишком топорно. Согласитесь, если бы Эриксон в нужных местах сопровождал свои слова ударами молотка по сковородке или кувырком через голову, то никакого вложенного сообщения бы не получилось. Первое правило вложенного сообщения: вкрадчивость. Подсознание все замечает, ему не нужен умопомрачительный звук или голые женщины в нужных местах. Вполне достаточно решения наподобие тех точек в местах разрыва пленки, на которые нам указывал Тайлер в фильме 'Бойцовский клуб', помните? Не обязательно, конечно, рвать пленку, это как бы понятно, можно просто внедрять элементы принудительно. Или показывать нужный план в нужном месте, определенный ракурс или цветовой фон. Можно чуть насыщать цвета или осветлять. Как угодно. Замечу, что, скорее всего, с первого раза не сработает. Но реклама выгодно отличается от любого сеанса гипноза тем, что у нее велико количество одинаковых проходов, повторов. И если с первого контакта подсознание не успеет вычислить вложенное сообщение, то на второй раз оно это сможет стопроцентно. И еще раз подчеркну: без всякого двадцать пятого кадра. Все честно!

В печатной же рекламе подобные трюки, как правило, заметны. Более того, они заметны настолько, что иногда сознательным становится то, что, по хорошему, хотелось бы предъявить подсознанию. Поэтому я хотел бы обратить внимание на несколько важных моментов при использовании вложенного сообщения в печатной рекламе.

Правило шизофренического разрыва

Однородный текст и воспринимается однородно. Но если одну часть этого текста сделать зеленой, а другую - красной, то при этом каждая часть текста может выступать как самостоятельный смысловой носитель. То же самое - в случае со шрифтами: если часть текста написана десятым кеглем, а другая - двадцатым, то эффект получается тот же самый, когда вам говорят в оба уха одновременно. Бессознательно вы можете прочитать сначала то, что написано красным цветом, или то, что написано двадцатым шрифтом, а потом уже и все остальное. Правило шизофренического разрыва - это ситуации (которые нельзя допускать!), когда однородные части вложенного текста начинают говорить нечто совершенно несуразное и бессмысленное.

Простой пример: предположим, вы написали вот такую фразу, где для пущей убедительности сделали частицу 'не' красным шрифтом - чтобы, значит, клиент особенно об нее спотыкался и радовался, что все по честному. Это верно, поводов для радости у него как-то по особенному много, так как вы ему буквальным черным шрифтом говорите, что обмануть его вы как раз намерены и с радостью, на что указывает восклицание в конце фразы. Плюс в голове клиента, где-то там в подсознании, организуется частица 'не' красного цвета. На что 'не' - непонятно, но 'не'. Ну и красный шрифт, как наиболее волнующий согласно знаменитым исследованиям Люшера, придаст этому 'не' повышенное сердцебиение. Не просто отрицание, а с чувством, с толком, с расстановкой.

То же самое относится и к одиночным словам, которые иногда содержат умопомрачительное количество извращений: отдельные буквы увеличиваются в размере, подставляются другие шрифты, вместо отдельных букв используются иллюстрации, сходные по форме с той или иной буквой, например, пуговица вместо буквы 'о' у многих пуговичных фирм. В некоторых случаях это оправдано, в некоторых - страшно смотреть. Насколько я понимаю, теория о том, что все, что вверх ногами и с трудом читается, вызывает страшный и очень повышенный интерес у клиента, продолжает процветать. Для этих случаев я рекомендую купить самое дорогое место в самом дорогом журнале и сделать такую рекламу, которую можно увидеть только в ультрафиолетовом излучении или с помощью рентгеновского аппарата. И тогда уж точно интерес будет неописуемый.

Правило коротких фраз

Если рекламное обращение содержит два или три слова, то наивно полагать, что одно из них - например, слово 'супер', - набросится на подсознание клиента со страшной силой. Ничего такого не произойдет. Ради Бога, экспериментируйте со шрифтами, их размерами и цветностью, но без иллюзий. Наиболее вероятно, что короткий текст из нескольких слов будет восприниматься целостно и полностью осознанно.

Правило вкрадчивости То, что вы хотите предъявить подсознанию клиента, не имеет никакого смысла сопровождать оглушительным грохотом кастрюли или фейерверками. Ценность подсознательного восприятия в том, что оно некритично и синкретично, то есть гораздо более склонно принимать мир таким, какой он видится или слышится. Выпячивать нужно то, что клиент должен именно осознать, на чем он должен сфокусироваться. Например, вот в такой фразе - У нас очень дешево и вы срубите кучу денег! - первая часть фразы выпячивается, а вторая минимизируется. Это как бы очевидно, но, тем не менее, будьте к этому повнимательнее - нет смысла запихивать в подкорку то, что слишком явно требует эмпирической проверки, оно будет немедленно оттуда 'выброшено' на контроль сознания.

Ну а всем тем, кто весьма далек от рекламных дел, я рекомендую обратить самое пристальное внимание на возможность обращаться к подсознанию собеседника, говоря о вполне невинных вещах вроде игры в теннис или разведении аквариумных рыбок. Можно попробовать таким образом снять у близкого человека головную боль или поднять его настроение. Поэтому для всех желающих попробовать - небольшое домашнее задание: напишите текст, примерно в один-два абзаца, со вложенными сообщениями, которые помогут избавиться от головной боли. А я их опубликую. Вот и поучимся друг у друга полезному и интересному делу. Жду ваших писем! До скорых встреч!

 

Меня не проведешь!

Бизнес – жесткая игра, в которой есть и лукавство, и ложь. Какие жесты и оговорки выдают неискреннего партнера?

Речевые ловушки

Многим хотелось бы читать мысли других людей, чтобы знать наверняка, обманывают нас или нет. Впрочем, для этого телепатические способности не нужны. Главное – внимательно слушать собеседника и знать, какие признаки помогают распознать ложь.

– Речь обманщика содержит очень мало конкретной информации, в ней много общих слов, таких как «успех», «удача», – говорит консультант «НЛП-Центра» Александр Герасимов. – В итоге слушатель сам додумывает, что они могут значить для него, а обманщик умело дирижирует процессом.

– Очень действенный прием обманщика – делать бесконечные паузы в разговоре, которые вынуждают вас постоянно напрягаться и додумывать слова собеседника, – добавляет бизнес-тренер Вячеслав Летуновский. – Такая искусственно нагнетаемая обстановка порождает стресс, весьма выгодный для обманщика, ведь он знает, что вам очень хочется поскорее выйти из этого дискомфортного состояния.

– Заманчивые предложения и скрытая лесть чаще всего мешают распознать обман, – предупреждает Леонид Кроль, директор центра обучения персонала «Класс». Чтобы избежать этих ловушек, необходимо давать трезвую оценку происходящему и не торопить события. Поэтому Леонид Кроль советует устраивать себе время от времени «пятиминутки трезвости».

– Когда человек говорит чересчур уверенно, то я не считаю зазорным резко его оборвать и задать незапланированный вопрос, – признается генеральный директор «Корпорации ПИКЪ» Сергей Конин. – Если вы выбьете человека из колеи, то ему по-требуется время, чтобы придумать правдоподобный ответ.

По мнению бизнес-тренера компании ProTraining Дмитрия Лазарева, чтобы вывести человека на чистую воду, можно расспрашивать его о том, что произошло с его бизнесом некоторое время назад. Если он не может рассказать, например, о самом большом достижении в своем бизнесе, значит, скорее всего, события просто не было, как, возможно, и самого бизнеса.

– Чтобы не оказаться обманутым, я внимательно слушаю человека. Если он часто повторяет что-то вроде «ей-богу» или «клянусь» и это режет мне слух, я прекращаю переговоры с этим человеком, – считает Сергей Орловский, генеральный директор компании «Нивал» (производство и продажа компьютерных игр).

Однако не все согласны со столь категоричным выводом.

– Многих настораживает, когда собеседник постоянно повторяет «Клянусь!», но порой это говорит лишь об особенностях его воспитания и экспрессивного стиля, а не о желании вас обмануть, – отмечает доктор филологических наук Елена Зарецкая, основатель Академии риторики «Власть слова».

Все ясно без слов

Оговорки помогают поймать обманщика на слове. Но встречаются и такие опытные лгуны, которые привыкли контролировать свою речь. Однако их тоже можно вывести на чистую воду. Хрестоматийным стало утверждение о том, что лишь 30% информации человек передает с помощью речи, остальные 70% – с помощью невербальных сигналов, то есть интонации, жестов и мимики.

Наталья Красноперова, владелица кафе «Другое место», вспоминает, как ей удалось вовремя распознать обман:

– Когда я еще искала помещение для своего кафе, нашла объявление о том, что продается готовый бизнес. Цена была привлекательная. Однако поведение женщины, разместившей объявление, меня насторожило. Она была какая-то очень резкая, дерганая, даже агрессивная, и ее явно смущало обилие моих вопросов. Глаза у нее бегали, руки она постоянно прятала под столом и напряжена была как струна. Вдобавок ко всему не захотела показать мне все необходимые документы. А потом один мой знакомый риэлтор узнал по своим каналам о том, что этот дом стоял в городских планах на реконструкцию, а фирма, указанная в объявлении, там вообще не значилась.

– Чтобы распознать обман, стоит больше доверять невербальным сигналам. Если, например, у вашего собеседника выступил пот над верхней губой, он внезапно побледнел или у него резко изменился размер зрачков, стоит скептически отнестись к его словам, – считает независимый бизнес-тренер и коуч Вера Кобзева. – Характерным признаком может быть то, что он шумно дышит, часто моргает, нервно покашливает или постоянно облизывает пересохшие губы.

Однако психологи сходятся во мнении, что жесты, интонации, мимику нельзя расценивать однозначно как явное доказательство обмана. Это свидетельство того, что человек сильно волнуется. А вот почему именно – потому что лжет или потому что просто смущен, испуган, плохо себя чувствует, – зависит от ситуации. К тому же человеку может быть просто дискомфортно у вас, например, из-за сквозняка.

– Если собеседник сидит в закрытой позе, положив ногу на ногу, скрестив руки на груди или спрятав их под стол, если у него бегают глаза, то да, скорее всего, это обман. Но отдельно закрытая поза или отдельно влажные руки ничего не значат – может, человек просто волнуется, что вполне естественно. Наоборот, было бы странно, если бы накануне переговоров он нисколько не волновался, – говорит Николай Татарченко, директор компании «Контур», занимающейся разработкой средств автоматизации и безопасности.

Чтобы научиться распознавать все признаки обмана в комплексе, стоит рассмотреть их по отдельности. Начнем с мимики.

Ложь налицо

По выражению лица легче всего судить об истинных мыслях человека.

– Очень часто в первую секунду после вашего вопроса на лице человека отображается то, что он действительно думает, – говорит Дмитрий Лазарев. – Если его лицо выражает удивление, растерянность или сомнение и при этом он говорит о том, как он уверен в будущем, стоит насторожиться. Он, возможно, что-то от вас скрывает или хочет обмануть. А если человек тяжело вздыхает и морщится, то вы сами можете вспомнить, в каких ситуациях вы ведете себя подобным образом, и, возможно, дальнейший разговор с ним вообще не имеет смысла.

– Во время переговоров я всегда наблюдаю за лицом человека, – говорит генеральный директор компании VPS Bowling Георгий Рябоконь. – Оно очень точно отражает его подлинное отношение к своему делу. Если он абсолютно спокоен, когда речь идет о его обязательствах по договору, или не проявляет никакого интереса к штрафным и форс-мажорным разделам, то я считаю это возможным признаком обмана. Когда я вижу такое безразличие к своим обязательствам, то настораживаюсь сразу.

Антону Кулику, генеральному директору компании «Сиском», занимающейся производством и продажей LCD-мониторов, однажды предложили купить партию товара по очень низкой цене.

– Мы были готовы принять положительное решение, но меня насторожило то, что партнер во время переговоров выглядел удручающе плохо, постоянно бледнел, – рассказывает Антон Кулик. – Позже мы узнали от других наших партнеров, что он не платит своим сотрудникам зарплату уже два месяца. Более того, мы узнали, что на его складах этого товара вообще не было. Он просто хотел за наш счет решить свои проблемы с наличными.

По словам Дмитрия Лазарева, пространство, охватываемое взглядом человека, поделено на зону конструирования образов и зону воспоминаний. У 90% правшей зона конструирования находится слева, зона воспоминаний – справа. А у большинства левшей – наоборот. Поэтому если обманщик – правша, то после вашего вопроса он отведет глаза вверх и влево. Это будет верным знаком, что сейчас он конструирует необходимый образ – то, чего не было в его сознании раньше. Но существует одна тонкость – если человек заранее придумал ответ на такой вопрос, его глаза будут двигаться так, как будто он вспоминает, и тогда его ложь окажется неотличима от правды.

Жесты

Мимику, взгляд, движения своих рук обманщику контролировать достаточно легко, однако изменение темпа жестикуляции может выдать обманщика.

– Если скорость жестикуляции замедлилась, вероятно, человек задумался на мгновение, возможно, чтобы придумать правдоподобный ответ, – говорит Вера Кобзева. – Кроме того, полезны для выявления лжи непроизвольные жесты: лгун может проколоться на том, что будет нервно перебирать мелкие предметы, теребить в руках карандаш, барабанить пальцами по столу. Женщинам свойственно прихорашиваться, постоянно поправлять прическу.

Александр Герасимов, консультант «НЛП-Центра», считает, что когда между людьми установилась доверительная коммуникация, то их жесты и поведение сходны. Например, вы киваете головой в ответ на предложение – вам кивают, вы скрестили руки на груди – и ваш жест тут же повторяет собеседник. Однако это может быть использовано и обманщиками. Лжец настраивается на вашу волну, «отзеркаливая» ваши действия, и притупляет вашу бдительность.

 

 

Курьезы бизнеса.

Борясь с нерациональным расходованием рабочего времени, некоторые компании прямо запрещают подобные информационные обмены. Однако бывает и так, что бизнес как таковой становится объектом шуток: некоторые совершенно правдивые истории настолько нелепы, что воспринимаются как настоящие анекдоты. Мы представляем 10 забавных историй из подборки журнала Business 2.0.

1. Многие компании регламентируют внешний вид своих сотрудников. Дальше всех пошла корпорация Disney, обязавшая сотрудников 'Диснейлендов', изображающих мультипликационных персонажей вроде Микки-Мауса, носить диснеевское нижнее белье.

Белье выдавалось ежедневно, непосредственно на рабочем месте, стирку брала на себя компания. Однако вскоре появились жалобы на антисанитарное состояние белья: оно оказалось идеальным переносчиком различных паразитов. После вмешательства профсоюза, компания вынесла вердикт: актеры обязаны носить белье, но могут стирать его дома.

2. Организаторы финской конференции в сфере текстиля - 'Textiles of the Future' - обратились к Всемирной торговой организации с просьбой направить своего представителя. Однако сайт, который они приняли за официальный сайт ВТО, в действительности был создан группой антиглобалистов. Приглашение попало к известному шутнику Энди Бихльбауму.

Бихльбаум подготовил соответствующие слайды, одел строгий костюм и выступил с речью. Он подверг критике Абрахама Линкольна и Махатму Ганди и обозначил две наиболее важных управленческих проблемы: поддержка связи с удаленными работниками и поддержание душевного равновесия менеджера.

В завершение он торжественно представил новейшее изобретение - Management Leisure Suit - золотистый, облегающий тело, комбинезон с гигантским надувным фаллосом. Бихльбаум пояснил, что костюм 'даст менеджерам возможность удаленно контролировать рабочую силу в развивающихся странах': используя видеоинтерфейс на конце бутафорского фаллоса, менеджер сможет 'включать электрошок, чтобы подстегнуть недостаточно быстро работающих сотрудников, которым будут имплантированы специальные чипы'.

Выступление завершилось бурными апплодисментами. Из 150 участников конференции в здравомыслии докладчика не усомнился ни один. На следующий день Aamulehti, крупнейшая газета в Тампере, опубликовала в деловом разделе большую фотографию нелепого костюма и репортаж, восхваляющий это изобретение, включая и 'небольшие безвредные чипы'. Ошибка организаторов была обнаружена, когда Бихльбаум признался в розыгрыше.

3. Компания Burger King проводила очередное мероприятие по укреплению командного духа. С десяток топ-менеджеров маркетингового подразделения, ходивших по раскалённым углям, получили ожоги первой и второй степеней. Дэна Фрайдман, вице-президент по маркетингу продукции, попыталась придать инциденту позитивный смысл. В интервью Miami Herald она сказала, что ожог 'дает такое чувство наполненности энергией, что кажется, что вы можете добиться всего'.

4. Через 11 лет, после того как компания McDonald's сообщила о том, что все жареные блюда будут готовиться на растительном масле, корпорация признала, что 'натуральный ароматизатор' в составе масла для жарки - говяжий жир.

5. 11 сентября прошлого года, в 14:40 по местному времени, ресторатор из Нью-Джерси Майкл Хайден подал заявку на регистрацию торговой марки: World Trade Center. В интервью журналисту сайта Smoking Gun он поведал, что надеется заработать, когда Disney будет снимать фильм о событиях этого дня, подобный 'Перл Харбору'.

6. Gartner Group выпустила коллекционные карты с портретами своих аналитиков.

7. Прибегнув к защите законодательства о банкротствах, сообщив о намерении ликвидировать активы и прекратить предоставление медицинских льгот пенсионерам, менеджмент Polaroid направил в суд по банкротствам прошение о выделении примерно 19 млн. долл. в качестве бонусов 45 топ-менеджерам.

8. Как ни странно, стоящие на пороге банкротства компании бывают склонны к филантропии. Позле назначения Джона Легера, CEO Global Crossing, компания списала ему две трети кредита в 15 млн. долл., который он получил в период работы в азиатском подразделении. Перейдя из подразделения в штаб-квартиру, он получил и signing bonus - 3,5 млн. долл.

Вскоре компания была признана банкротом. Основатель и председатель совета директоров Гэри Винник, несмотря на то, что компания Global Crossing за весь период своей работы ни разу не показала прибыли, заработал 734 млн. долл. только на продаже принадлежавших ему акций. Хотя последний номер Fortune называет г-на Винника не иначе как 'император жадности', корпоративный сайт рассказывает о его благотворительной деятельности.

9. Джон Раснак, склонный к риску трейдер балтиморской 'дочки' Allied Irish Banks, регулярно фальсифицировал данные о трансакциях, которые он якобы совершил, чтобы компенсировать большой процент ценных бумаг с высоким риском в своем инвестиционном портфеле.

Потери составили 691,2 млн. долл. Когда Allied Irish обнаружил злодеяния трейдера, тот был немедленно уволен. Джон Раснак не сумел превзойти абсолютный рекорд ущерба, установленный знаменитым Николасом Лисоном, - 1,4 млрд. долл. и банкротство Barings Plc., британского банка с безупречной репутацией и 232-летней историей. Однако он заслужил почетное второе место.

10. Питер Чанг, новый партнер в Carlyle Group, был так доволен своей работой, что разослал своим многочисленным друзьям e-mail, в котором хвастался своей удачей. Он рассказал о 'горячих девочках', с которыми встречался, и завершил послание словами: 'Чанг - король в своих владениях'. Адресаты пересылали e-mail своим друзьям, те - своим. В итоге письмо попало к руководству. Чанг был уволен.

 


В избранное