Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Забавное и поучительное о бизнесе


Почему иностранные инвестиции не приживаются на российской почве

Страшная правда о МакДоналдсе

Забавное и поучительное

о бизнесе.

Рассылка Ирины Пичушкиной

 

Здравствуйте, дорогие подписчики, давайте проведем время весело и с пользой!

Почему иностранные инвестиции не приживаются на российской почве

 

       Нашим бизнесменам очень трудно делать деньги на Западе – мешает разница культур. Даже российских олигархов там воспринимают крайне подозрительно. Их обобщенный образ, сложившийся у европейцев, к сотрудничеству не располагает: человек с шальными деньгами, мот, пьяница, бабник, мафиози, окруженный сомнительными персонажами.
       А недопонимание западных правил деловой жизни и языковой барьер приводят к очень нелепым ситуациям. Я как-то был участником переговоров английского судостроителя и директора нашего завода. Последний просил кредит. На вопрос: «Чем и как будете отдавать?» — он ответил: «Денег нет, а можно по бартеру?» Где-то полчаса я объяснял англичанину, что английский бартер — это и есть русский кредит. Наконец тот понял и решил выяснить, какой товар конкретно ему будет предложен. Наш директор, радуясь благоприятному повороту событий, неожиданно решил блеснуть познаниями в английском. «Ай хэв самшит», — сказал он, имея в виду, естественно, дорогую древесину. Ни один мускул не дрогнул на лице англичанина, он взял паузу и спустя несколько секунд попросил конкретизировать, какой именно «шит» («шит» (shit) означает «дерьмо», а «сам» (some) — «некоторое количество») имеет в виду его визави.
       Но те же самые культурные противоречия мешают и западному человеку делать свой бизнес в России. Здесь его не понимают точно так же, как наших — в Швейцарии. И точно так же сложившийся обобщенный образ отбивает всякую охоту вести дела. Ведь западный предприниматель — это обязательно жлоб, который ничего не понимает в бизнесе, не умеет одеваться, не говорит ни на одном языке (потому что не знает русского), вообще тупой и бизнес делать не хочет. Не знает, кто такой Иван Иваныч, мыслит стереотипами, всего боится и полностью лишен чувства юмора – не понимает наших анекдотов. Сколько раз, например, наши пытались через переводчика довести до партнера фразу: «Нет некрасивых женщин — бывает мало водки», — ни один из европейцев ни разу даже не улыбнулся. Ну и как с таким можно иметь дело?
       
       Западные бизнесмены, имеющие отношение к России, распадаются на две категории: те, которые приезжают сюда, и те, которые работают там, но с нашими партнерами. Некоторые из первых оседают в России: они какое-то время сопротивляются местным традициям ведения бизнеса, потом привыкают полностью и становятся бо€льшими роялистами, чем сам король. То бишь постигают в тонкостях технику отката, взяток и ухода от налогов, не собираясь никуда уезжать, потому что на исторической родине им нужно будет учиться вести дела заново. И даже внешне начинают походить на наших олигархов.
       С теми, кто сидит в своей Европе, труднее всего: они не понимают ничего из того, что им предлагает российский партнер. Наталкиваясь на упрямство иностранца, который совершенно не хочет занижать цену и выдавать «дельту» нашему бизнесмену, чтобы тот, соответственно, украл ее по дороге, перекинув в офшор, наш предприниматель приходит в полное замешательство. И никакие объяснения, увещевания и просьбы совершенно не действуют: иностранец не понимает, что весь российский бизнес только для того и существует, чтобы получить откат в виде этой самой «дельты», а не в том, чтобы поставлять продукцию на прилавок.
       Как правило, партнерские отношения изначально пытаются выстроить на неравных условиях: у западного человека есть деньги, у нашего – идеи. Но наши никак не могут понять, что эти идеи совершенно не применимы к западным деньгам. Ведь даже под инвестициями понимаются совершенно разные вещи. Для иностранца инвестиция – это покупка части дела, например в виде акций; для русского бизнесмена инвестиция – спонсорская помощь, в крайнем случае – кредит, который совершенно не обязательно отдавать. Продавать же свои родные акции наш человек абсолютно не хочет.
       Основная история про наших деловых людей, которую рассказывают на Западе, такова: ко мне приезжал имярек из России и говорил, что знает человека, который знает помощника министра (прокурора, генерала ФСБ), и поэтому ему нужно выдать кредит. На самом деле именно в этом, собственно, и заключена идея русского бизнеса, ноу-хау, которое наши пытаются продать, искренне не понимая, почему скучный взгляд иностранца обозначает: «Ну и что?»
       По рынку ходит огромное количество предложений вложить, например, деньги в строительство дач в направлении Рублевского шоссе на том основании, что кто-то знает приятеля, у которого есть другой приятель, который, в свою очередь, там, кажется, какие-то земли приобрел.
       «У нас есть земля», — говорит наш бизнесмен и просит денег на строительство коттеджей у руководителя корпорации по производству электроники. И, не получив кредита, начинает обкладывать банкира матом, не понимая, что мы хотим от них того, что они не могут нам дать. И этот, и эскапады дальше превращаются в детализацию того дауна, что сидит напротив и не понимает своей выгоды. У него часы пластиковые – и это банкир? У него даже джипа с охраной нет, значит, и денег нет. Он просто липовый, фуфловый банкир и вообще «козьел»… Надо искать нового «инвестора», с деньгами.
       
       Еще одна коллизия происходит с гарантиями. Сплошь и рядом швейцарским банкирам под гарантии предлагаются земли и недвижимость в России. На что всегда следует ответ, что в Швейцарии гарантии выдаются только под швейцарские земли. Ответная реакция наших: «Во, тупые, не хотят зарабатывать».
       Наши бизнесмены просили при мне кредит в швейцарском банке, их спросили: «Какие гарантии?» Заулыбавшись, наши ответили: «Гарантий сколько угодно!» Тут удивился я, потому что знал их бизнес. «Мы подпишем любые гарантийные письма», — продолжили наши. Недоумение в глазах банкира сменилось желанием найти дверь.
       Западные банки существуют для того в первую очередь, чтобы сохранить деньги своих клиентов, а не вкладывать их в экономику России под непонятные им гарантии. Ну не хотят инвестировать в нашу экономику — и точка, какие бы прибыли им ни сулили. А когда им обещают 200 процентов годовых, они вообще стараются побыстрее удрать, потому что там так не бывает.
       Попытки же научить западного человека делать деньги — безрезультатны. Западные бизнесмены приняли для себя такую форму сотрудничества: мы вам даем что-то на условиях предоплаты и под гарантии, а дальше – вы у себя делайте что хотите: офшоры на острове Коровьей Кости, взятки, учредители в виде пенсионеров из Республики Коми – все это ваши трудности, и никакие сверхприбыли нам не нужны.
       Пришлось принять эти правила. И торговые отношения таким образом устоялись. Они продают так, как они продают, мы покупаем так, как мы покупаем. Правда, иногда накалывают и нас, когда приходится иметь дело с несостоятельным партнером.
       Например, лопнула какая-то фирма – мы требуем назад свою предоплату, обескураженно бежим в суд, чтобы раздербанить компанию, накрывшуюся медным тазом. Но работали-то мы через офшоры, поэтому устоявшаяся западная система определяет нас в конец очереди кредиторов: сначала выплаты государству, потом – работникам, потом – местным компаниям, потом – европейским, американским, третьего мира, а уж то, что останется, – офшорам. Как правило, кроме скрепок, ничего не остается. «Ну и жулье!» – думают наши попавшиеся на деньгах бизнесмены.
       
       Еще смешнее с теми иностранцами, которые приезжают в Россию. Подход наших к ним следующий: «Ты приехал, значит, тебе чего-то надо, значит, там чего-то не получилось». (Они же помнят, как сами ездили выпрашивать кредиты.) У западника взгляд другой: «Бизнес должен быть выгоден обоим партнерам». Наши удивляются: «Ты же приехал, тебе там плохо, поэтому мне 75 процентов, а тебе — 25».
       Иностранцы реагируют «странно», почему-то подобного расположения к себе не понимая. Поэтому поток иностранцев в Россию стал потихоньку иссякать. Остались большие компании, потому что они должны обозначить свое присутствие и посмотреть на перспективу.
       В России есть представительство одного крупнейшего западного инвестиционного банка, который не вложил в Россию ни копейки, хотя содержит здесь внушительный штат. Глава этого банка говорил мне много раз, как ему крутили пальцем у виска и посылали подальше, когда он отказывался в чем-либо участвовать. Смысл его бизнеса у нас не понимает никто.
       А он просто не понимает того, что хотят от него. Я хорошо помню удивленное интервью в «Уолл-стрит джорнэл» вице-президента «Кодака», который в начале 90-х приехал в Россию. Ему тогда вместо крупного договора какой-то наш министр предложил установить в гостинице «Националь» будку, в которой продавали бы фотоаппараты.
       Или же мы бросаемся в другую крайность, предлагая продуктовой корпорации вложиться в ядерную энергетику. «Вы подождите с поставками ботинок, давайте сначала построим гостиницу – очень быстро окупится». Иностранцы в панике, а наши в шоке: почему те отказались от выгодного проекта? Просто наши – всеядны, а западные привыкли заниматься тем, в чем разбираются, и на подобные предложения, как правило, отвечают отказом: «Это не моя профессия».
       Всеядность наших подтверждается даже на уровне лексики. Когда они заполняют графу «профессия» в визовой анкете, то пишут: «бизнесмен». Западный человек никогда так себя не обозначит, он всегда конкретизирует: глава мебельной компании, например. Слово «бизнесмен» для них на самом деле непонятно.
       Это наш торговец изюмом может стать строителем подводных лодок. А иностранец видит, конечно, что если он сюда вложит два доллара, то, по странному стечению обстоятельств, через два месяца получит двести. Но он опасается подвоха, тем более что ничего не понимает в новой для себя сфере бизнеса. Русский ему говорит: «Не забивай себе голову, дай денег — и я сам все сделаю». На этом переговоры прерываются.
       Вот почему наши так любят делать бизнес с выходцами из России – у них в генах заложена наша же ментальность. Поэтому-то крупные русские компании стали приглашать к себе западных специалистов на постоянную работу, сажают их в свои офисы, чтобы те пообтерлись и попривыкли, поняли что к чему. Нефтяники, металлурги и лесовики почти все так делают. Потому что с западником должен разговаривать западник: без коммутатора — никак. Иначе ничего не сложится. Иначе – непонятно, откуда взявшиеся убытки.
       Один мой знакомый, например, решил вызвать к себе американских адвокатов из очень престижный фирмы – на три дня. По истечении этого времени он предложил повеселиться в выходные: повозил по достопримечательностям, сводил на балет и в ночной клуб. Каково же было его удивление, когда ему в итоге пришел счет, куда была включена оплата этих двух прогулочных дней как рабочих, только умноженная на два – за сверхурочную работу в выходные. А за посещение ночного клуба цена была еще увеличена в два раза – за ночную смену. Приятель чуть не упал в обморок. Но ведь адвокаты были правы…
       
       Александр ДОБРОВИНСКИЙ, адвокат, ведущий рубрики «Новой газеты»

 

 

 

Страшная правда о МакДоналдсе

 

Данные, котрые были помещены мною ниже, с которыми вы можете ознакомиться прочитав до конца данное сообщение, не были придуманы. Возможно, данные, изложенные ниже, позволят вам по-новому взглянуть на успешный бизнес транснациональной компании и переосмыслить ее историю. Эта информация взята с официалного сайта ФБР и официалного сайта McDonalds .
Если посмотреть все имеющиеся доступные источники, касающиеся истории развития данной корпорации, то основные постулаты сводятся к тому, что Дик и Мак Макдоналд в поисках пути усовершенствования своего небольшого ресторана для автомобилистов в Сан Бернардино, в Калифорнии изобрели абсолютно новую концепцию, основанную на быстром обслуживании, низких ценах и большом объеме.
Они смогли снизить цены, более эффективно расставить оборудование и за счет этого увеличить объемы продаж и дать известное имя компании. Шокирующие подробности развития корпорации стали известны недавно и …

Чуть позже к ним присоединился Рей Крок, которому было 52 года. Именно он основа компанию, которая стала той компанией «Макдоналдс», которую мы знаем сегодня. Крок, бросивший школу в 15 лет, чтобы работать водителем «скорой помощи» Красного Креста во время Первой мировой войны, был мечтателем…(Советую запомнить этот факт. Именно он имеет важное значение для этой истории - работа Рея Крока водителем скорой помощи во время Первой мировой войны.
Он был контужен 4 раза и стал мечтателем...) Чуть позже ФБР обвинило Крока в том, что коктейлях МакДоналдса и присутствовал кокаин (в гамбургерах изначально присутствовали листья коки. У кого возникают сомнения дождитесь следующей истории, она будет посвящена компании Кока-Кола, либо найдите соответсвующую информацию об истории компании Кока-Колы в интерненте (в ней тоже изначально присутствовал кокаин)). Благодаря этому в конце 1956 года товарооборот 14 ресторанов «Макдоналдс» составлял 1,2 миллиона долларов, было продано около 50 миллионов гамбургеров.


В 1961 году в подвале ресторана в Елк Гроув Вилледж, штат Иллинойс, Крок открыл университет гамбургерологии. Студенты, которые хотели продолжать обучение после поступления должны были весить не менее 98 кг. и съедать 14 гамбургеров в день. В этом же году Крок придумал Роналда МакДоналда.
Первый Роналд был выточен из дерева и раскрашен акварелью. С момента установки первого Роналда МакДоналда объем продаж всего за 2 недели вырос в 2 раза. Рей Крок молился на деревянную фигуру Роналда, молитвы Роналду произносил также каждый работник МакДоналдса. Многие сотрудники специально выезжали в Калифорнию для того, чтобы воздать мольбы Деревянному Идолу - именно так сначала называли Рональда МакДональда.
После первого дождя с Деревянного Идола сошла вся краска ...с этого дня объем продаж МакДоналдса стал стремительно снижаться а Рей Крок подумывал о самоубийстве. Но!!!Не стоит забывать: контузия во время Первой Мировой войны и склонность к мечтанию сделали свое дело. Именно эта идея позволила Кроку стать миллионером и именно за эту идею ФБР упекло Крока в тюрьму на 580 лет.

Крок сделал удивительный ход. Он предложил лучшему сотруднику, который уважал Деревянный Идол, стать самим Идолом. Как вы уже догадались, сотрудника звали Роналд (Запомните имя Роналд. Это имя также появилось неспроста. Рей Крок прочитал "Мастера и Марнариту" задолго до экранизации Бортко и уже тогда уловил семантическое сходство в именах Воланд-Роналд). Роналд согласился. Его подвергли процедуре "залития воском" (кто хочет посмотреть на эту процедуру, может посмотреть фильм "ДОм восковых фигур"), при этом Роналд был одет в традиционную одежду Роналда Макдоналда, которую мы можем увидеть и сегодня, он был в парике и с улыбкой на лице. Тело его медленно покрывали воском.

На следующий день новый Роналд Макдоналд появился возле МакДоналдса в Калифорнии. Теперь он назывался именно Роналд Макдоналд,а не Деревянный Идол. Продажи опять пошли вверх. Родственники лучшего работника Роналда негласно получили компенсацию в 150 000 долларов и бесплатное питание в Маке до конца жизни. Они умерли от передоза коки, которая была в гамбургерах, в 1968 г.

В 1971 году МакДоналдс также открыл первые рестораны в Германии и Австралии. На сегодняшний день в Германии свыше 600 ресторанов, а в Австралии– около 635. Во Франции и Англии первые рестораны появились в начале 1970-х, в настоящее время во Франции работают 625 предприятий, а в Англии – более 700.

В каждом из этих городов нужен был свой Роналд. Та же самая процедура "залития воском" лучшего сотрудника проходила и в этих городах. Это считалось большой честью для работника МакДоналдса "умереть Роналдом". К 1980 году по данным ФБР и Интерпола количество Роналдов увеличилось до 20 000!!!

В 1990 году открылся первый МакДоналдс в Москве. Долгое время представители МакДоналдса убеждали руководство ЦК Партии и сотрудников КГБ о необходимости установки Роналда МакДоналда в ресторане на Пушкинской. После длительных переговоров на территорию СССР был разрешен ввоз французского Роналда 1985 года "изготовления". Эти действия привели к тому что холодным утром 31 января 1990 года более 30 000 человек выстроились в очередь в первый ресторан «Макдоналдс» в Москве площадью 23 680 квадратных футов. До этого ни один ресторан не обслуживал столько посетителей за один день. ВСЕ ЭТО ЗАСЛУГА РОНАЛДА МАКДОНАЛДА. К сожалению, жизнь восковых Роналдов коротка. По данным ФБР их меняют каждые 3 месяца. Присмотритесь повнимательнее к Роналду в одном МакДоналдсе, запомните его и посмjтрите на него через 3 месяца... Фотографии сделанные ФБР поражают, Роналд меняется!!!

В результате расследования выяснилось, что каждые три месяца компания МакДоналдс выбирает лучшего сотрудника и "заливает" нового Роналда. Первый русский Роналд появился в России в 1993 году. Им стал Виктор Голованов, ученик 10 класса одной из московских школ. Родители Вити получили беспрецедентную компенсацию в размере 300 000 долларов США. К сожалению, все эти деньги были потрачены на приобретение бумаг МММ...

В 2000 году ФБР раскусило МакДоналдс. В результате операзии по всему миру было обнаружено более 100 000 "восковых Роналдов". Рей Крок был осужден. Генеральные директора МакДоналдсов Франции, Германии и многих других европейских и азиатских стран были приговорены к пожизненному заключению. В настоящее время не осталось ни одного "воскового Роналда", все они теперь изотовляются из пластика, но многие охранники в МакДоналдсе (часть из них находятся в психиатрической клинике) утверждают, что по ночам к ним приходит настоящий Деревянный Идол с остатками краски на теле и разговаривает с ними...
Кто-то говорит, что в некоторых МакДоналдсах в Москве еще можно обнаружить "восковых Роналдов", кто-то видел как Роналд моргает. Скорее всего, это выдумки...А может быть нет?

До новых встреч!

 

 

 

 


В избранное