Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Законы рыночных джунглей

  Все выпуски  

Законы рыночных джунглей #04


Информационный Канал Subscribe.Ru

Выпуск 04

Законы рыночных джунглей

23.01.04

 
     Эти материалы не для развлечения. Тут думать приходится. Посмотрите серию страниц  –  все поймете. Публикуемые материалы это фрагменты:

 

Фокусы с переводом

  • Студенты экономического факультета Университета штата Аляска собрали коллекцию парадоксальных ошибок, сделанных американскими компаниями из-за неточностей в языковом переводе и непонимании реалий, существующих в других странах...
 
     Известная компания Gеnеrаl Моtоrs потерпела фиаско, пытаясь вывести на рынки Латинской Америки свой новый автомобиль Сhеvrоlеt Nоvа. Как вскорости выяснилось, "Nо vа" по-испански означает "не может двигаться".
 
     В США при рекламе пива Сооrs использовался слоган "Тurn It Lооsе!" (значение  –  "Стань Свободным!"). Буквальный перевод слогана на испанский привел к появлению шедевра "Страдай от поноса!".
 
     Компания Рерsi дословно перевела на китайский язык свой главный рекламный девиз Соmе Аlivе With thе Рерsi Gеnеrаtiоn ("Живи с поколением Пепси"). Китайцы были шокированы: слоган приобрел неожиданное звучание "Пепси заставит ваших предков подняться из могил".
 
     Компания Соса-Соlа долгое время не могла подобрать свое название для продажи в Китае. Дело в том, что китайцы произносят это название как "Кеку-кела", что означает "Кусай воскового головастика". Компания была вынуждена перебрать 40 тыс. вариантов написания своей торговой марки, прежде чем было выбрано "Коку-Коле", что по-китайски означает "Счастье во рту".
 
     На Украинский рынок пару лет назад проталкивали минералку Вluе wаtеr. В рекламном ролике на фоне стакана с этой самой водичкой девушка томным голосом несколько раз повторяла на английском: [Блювота], [Блювота], что на украинском означает "Рвота".
 
 

Капиталист и бизнесмен

     Чем капиталист от бизнесмена отличается?
     Капиталист всегда был заклятым врагом коммунистов. Поносили те и другие друг друга по страшному. Идеологизированность у нас была сильнейшая в мире. Вот и въелось в сознание: капиталист  –  паразит, тиран и т.д. Бизнесмен звучало более нейтрально, даже слегка загадочно, потому что не знали толком, что это такое. Учились-то по Марксу-Энгельсу-Ленину-Сталину-КПСС, а у них везде  –  "капитал" и производные от него. Собственно термины "капитал", "капитализм", "капиталист" и ввели в обиход немецкие основатели политэкономии. Слово "капитал" (нем. - kapital) происходит от латинского "имущество" (лат. - capitalis). Капиталист, таким образом,  –  человек имеющий имущество, собственник. Только и всего. Слово "бизнес" (business) американского происхождения, от староанглийского "дело" (bising). Бизнесмен  –  деловой человек, человек, имеющий свое Дело, Бизнес. Капиталист и бизнесмен  –  одно и то же! Синонимом слов "бизнесмен" и "капиталист" в русском языке является слово "предприниматель". Это последнее время в России, в связи с появлением несуразной юридической конструкции "Частный предприниматель без образования юридического лица" (ПБОЮЛ), слово "предприниматель" стало ассоциироваться с этим самым ЧП или ПБОЮЛ. В любом случае с точки зрения русского языка и экономической терминологии:
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ = БИЗНЕСМЕН = КАПИТАЛИСТ.
    Человек выросший в условиях рыночной экономики с малых лет понимает, что перед ним три пути-дороги (три способа существования):
- наемный работник (человек у которого нет собственных средств для ведения дела),
- государственный служащий (военный, полицейский, пожарник, работник муниципальной школы, налоговый инспектор, депутат, чиновник ...),
- бизнесмен (хозяин своего собственного дела).
(Причем, вероятно, оптимальное соотношение такое 1бизнесмен:10госслужащих:100работников.)
Бизнесмен: "бизнес"  –  дело, "мэн"  –  человек.
    Что есть "бизнес"?
    Современный бизнес  –  это профессиональная юридически законная деятельность, один (не единственный!) из результатов которой  –  получение прибыли через удовлетворение потребностей общества, и являющаяся способом существования части общества (класса предпринимателей=собственников=буржуазии).
Бизнес  –
деятельность (рантье  –  не бизнесмен),
самостоятельная (тут по команде не получится),
под свою ответственность (на свой риск!),
за свой счет (и заемные средства  –  кредит  –  вернешь и проценты, и за свой счет),
с результатом в виде прибыли (или убытка?),
не противоречащая интересам общества (Бизнесмен заинтересован "заплатить налоги и спать спокойно". Каждый должен заниматься своим делом: полицейский  –  внутренний порядок держать, военный  –  безопасность от внешней агрессии обеспечивать, дворник  –  улицу в чистоте содержать, бизнесмен  –  свое дело делать. Темными делами тоже найдется кому заняться, но только не настоящему бизнесмену. Настоящему бизнесу по законам экономики выгодно быть прозрачным.)
    Кто есть "бизнесмен"?
    Бизнесмен (предприниматель)  –  человек, для которого способом обеспечить свое существование является его дело.
    Таким образом, бизнес представляется как независимая коммерческая деятельность человека, являющаяся для него способом существования. Современный бизнес можно определить и как систему знаний, умений, навыков и поведения людей, осуществляющих активную деятельность на рынке. Причем, в большей степени, именно поведения.
    Первооснова и рыночной экономики, и бизнеса  –  частная собственность. Это хорошо поняли большевики-революционеры: пока народ переваривал "Мир  –  народам, землю  –  крестьянам", рубанули по частной собственности. Экспроприация  – безвозмездное изъятие частной собственности и передача ее в собственность государства. Приватизация  – передача государственной собственности в частную собственность. Ничего хорошего в передачах, перераспределениях собственности и благ нет. Ломать не строить! Есть во всем этом один момент, не очень понятный для постсоветского человека,  –  частная и личная собственность. Дело в том, что мы привыкли к юридическому определению собственности: "частная собственность  – это форма юридического закрепления за человеком прав владения, пользования, и распоряжения имуществом". Не так все это с точки зрения некоторых направлений обществоведения и экономики. Личная собственность  –  это то, что нужно человеку для существования. Частная собственность  – собственность способная работать в бизнесе, собственность способная давать прибавочный продукт. В какой-то степени, избыточная собственность, средства производства (которых нет у наемного работника).
    И так, для бизнеса необходима частная собственность и рыночная экономика. Можно сказать, что бизнес  –  это экономический субъект, производящий избыточный продукт. Девиз бизнеса мог бы выглядеть так:
капитал - прибыль - конкуренция.
"Я имею средства, которые хочу приумножить, и я готов приложить огромные усилия в борьбе за это".
    Основные качества изнесмена:
        1. Способность действовать в условиях неопределенности
        2. Счётность мышления
        3. Энергия
        4. Готовность к риску
        5. Умение ценить и использовать время
        6. Умение использовать имеющиеся возможности
    Помимо денежного интереса, занятие бизнесом, приносит ощущения своей полезности, чувство морального удовлетворения, открывает возможности самовыражения. Бизнес  – очень многогранное явление. И условия у каждого свои, и способности.
    Уровни бизнесмена:
        4. предприниматель (напр.: венчурная фирма, микробизнес)
        3. учредитель-менеджер (хозяин и руководитель собственной фирмы)
        2. инвестор (в т.ч. "бизнес-ангел")
        1. лидер (в т.ч. "олигарх")
    Всё, дошли до олигарха, теперь можно к тете Дусе возвращаться. Пусть ее справки о том, что она предпринимателем стала, чиновник и смотрит. Мы посмотрим на вопрос экономически:
        1. Частная собственность есть? (Газовая плита и две мозолистых, от раскатывания теста, руки.)
        2. Способом существования является? (Прибавкой к пенсии - неболее.)
        3. Степень законности?
        4. Возможность продать, подарить, завещать?
        5. Степень расширенности воспроизводства, перспектива развития, тангенс угла наклона касательной к кривой графика роста объемов производства, доля рынка, степень использования сегмента, конкурентоспособность, коэффициент эластичности спроса, этап жизненного цикла товара, рассчетная рентабельность... рассчетное время выхода на проектную мощность: 100 лет.
Всё.
    Типичный постсоветский вопрос: "Можно ли заниматься бизнесом в свободное от работы время". Вы с этим сами, пожалуйста, определитесь: можно ли заниматься Бизнесом и работать наемным работником. Можете еще посмотреть здесь. На досуге прикиньте, какими глазами посмотрел бы на вас западноевропеец, скандинав, американец, японец, если его спросить об этом.
    К сожалению, несовершенство и специфичность нашего рынка выражаются в отсутствии благоприятных условий для развития цивилизованного бизнеса, в хронической недоразвитости и низкой культуре производства, нестабильном качестве товаров, низкой экономической культуре в целом, слабости конкуренции, наличии неэкономических (в том числе, криминальных и бюрократических) регуляторов рынка, "естественном монополизме" в ряде сфер экономики. (Рассказать, как немец посоветовал мне сменить телефонную компанию, в ответ на мое сетование на качество связи?) Несовершенство законодательства и его исполнения пока не позволили рынку значительно продвинуться по пути совершенствования. Немало проблем и чисто психологического плана. Налоги  – отдельная тема. Но, тем не менее, многие из постсоветских людей рынок приняли и поддерживают либеральные реформы. Многие, даже далеко немолодые люди, кинулись изучать рыночную экономику (не даром книги по экономике, наряду с книгами по английскому языку и компьютерам, одни из самых дорогих  – взаимодействие спроса и предложения родило цену). Миллионы российских предпринимателей делом доказали, что даже в существующих условиях бизнесом заниматься можно... тем, кто на это способен. (Перечислить, какие слои оказались наиболее способными? Ничего не попишешь  – законы рыночных джунглей)
    В советское время фабрики, заводы, магазины, транспорт, ресурсы  – все принадлежало государству. Государство с его централизованной административно-командной экономикой за хозяйствующие субъекты решало кому, что, где и сколько производить, сколько продавать, сколько иметь. Сейчас пытаются строить рыночную экономику. Без инициативы ничего не построишь. Инициатива в хозяйственной сфере принимает форму предпринимательства. К сожалению, традиции предпринимательства у нас отсутствуют. Этика бизнеса тоже. Только начинает появляться опыт рыночной деятельности у всех групп населения (если угодно, классов). Большинство еще не понимает сущности современных рыночных отношений, их условий и требований. Мы еще мало знаем о рынке и его законах (родители не могли нам тут ни чем помочь, и то, что в развитых странах усваивается естественно и с детства, нам приходится постигать методом проб и ошибок). Общество с рыночной экономикой устанавливает законы ("правила игры"), в соответствии с которыми строится и ведется хозяйственная деятельность, а государство следит за неукоснительным их выполнением. Государство обеспечивает защиту прав собственности и подкрепляет выполнение взаимных обязательств субъектов рынка. Но не забывайте, что американское "общество равных возможностей", на пример, строит рынок уже более 200 лет (при чем, без изменения основ политики и общественных устоев, при стабильной денежной системе, благоприятных природно-климатических условиях, богатых полезных ископаемых, практически при отсутствии воин и т.д.) и считает, что до совершенства еще далеко.
    "500 дней" перехода к рынку? Хм.

 

 
Рассылка подготовлена ресурсом "Акула"
 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное