Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Системы управления: ИСО 9000 и другие стандарты


Информационный Канал Subscribe.Ru

рассылки от abbeyhouse.ru

 выпуск 06

 СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ИСО 9000 и другие стандарты

02.08.04

Основой для создания данной рассылки послужили многочисленные литературные источники и большой опыт коллектива экспертов по сертификации систем менеджмента качества, от имени и по поручению которого выступает автор.

   

ПРИВЕТ ВСЕМ!

 

Как уже говорилось ранее, система вообще представляет из себя совокупность системных объектов, их свойств и связей между ними. Требования Стандарта к СМК охватывают всю эту совокупность, отчасти непосредственно, отчасти это следует из контекста. К системным объектам относятся входы процессов, сами процессы (см. п.4.1 Стандарта), выходы процессов, обратные связи и ограничения в виде требований различного плана (см. п.7.2). Обратные связи срабатывают в качестве управляющих для процессов в случае несоответствия выходов процессов эталонам выходов (запланированным выходам). Ограничения возбуждаются потребителями выходов процессов и также воздействуют на управление процессами (системой) для обеспечения соответствия требованиям.

Существуют различные способы классификации (идентификации) процессов организации (иногда их называют бизнес-процессами, приводя при этом какие-либо отличительные признаки; мы не будем делать различий). Не существует единой для всех «процессной модели организации», хотя для однотипных могут иметь место шаблоны (или эталонные модели).

Как правило, на практике выделяют (и это соответствует Стандарту) три большие группы процессов:

-         процессы управления (организационные процессы);

-         процессы жизненного цикла продукции (основные, центральные, бизнес-процессы );

-         вспомогательные процессы (дополнительные, периферийные, поддерживающие).

К основным процессам в большинстве своем относят следующие категории процессов: материально-техническое обеспечение, производство, товародвижение, маркетинг и продажи, сервисное обслуживание, т.е. те процессы, в результате которых создается ценность для потребителя.

Деятельность, осуществляемая в рамках вспомогательных процессов, направлена на обеспечение процессов жизненного цикла без оказания влияния на производимые товары или услуги: техническое обслуживание, контроль (обеспечение) качества, управление персоналом и т.д.. Эта деятельность приводит к увеличению себестоимости изделий.

Процессы управления имеют отношение ко всем процессам предприятия в плане выработки политики, целей и осуществления других функций управления.

Не существует в большинстве случаев и единой терминологии в наименованиях процессов. Невозможно причесать под одну гребенку машиностроительное предприятие, где часто используется нормативная лексика, и торгово-закупочное предприятие с большей свободой в употреблении терминов; и выделенные группы  процессов, и категории процессов внутри групп, и их обозначения скорее всего будут отличаться. Как вам нравится процесс верхнего уровня руководства под названием «Boss – процесс»?

Идентификация процессов организации не является чем-то из ряда вон выходящим: эти процессы имеют место быть всегда, иначе все давно бы уже развалилось, просто таким образом осуществляемую деятельность никто не называл процессами и не рассматривал как процессы.

.Рассмотрим на примерах, как на практике проводится классификация (идентификация) процессов в организации.

Пример 1. Источник – ИСО/МЭК ТО 15504.

Приводится классификация процессов, обычно происходящих в организациях, занимающихся разработкой, поддержкой, приобретением, поставкой и использованием программных средств.

Эталонная модель выделяет три группы процессов жизненного цикла:

-         группа основных процессов жизненного цикла состоит из категорий процессов «потребитель – поставщик CUS» и «инженерной ENG»;

-         группа вспомогательных процессов жизненного цикла состоит из «вспомогательной категории процессов SUP»;

-         группа организационных процессов жизненного цикла состоит из «управленческой MAN» и «организационной ORG» категории процессов.

И далее по группам.

Основные процессы.

Категория процессов CUS.

Процессы: CUS 1. Приобретение. CUS 2. Выявление требований. CUS 3. Поставка.

CUS 4. Использование.

Категория процессов ENG.

Процессы: ENG 1. Разработка. ENG 2. Сопровождение системы и программных средств.

Вспомогательные процессы.

Категория процессов SUP.

Процессы: SUP 1. Документирование. SUP 2. Конфигурационное управление.

SUP 3. Обеспечение качества. SUP 4. Верификация. SUP 5. Контроль соответствия.

SUP 6. Совместные проверки. SUP 7. Аудит. SUP 8. Разрешение проблем.

Организационные процессы.

Категория процессов MAN.

Процессы: MAN 1. Административное управление. MAN 2. Управление проектами.

MAN 3. Управление качеством. MAN 4. Управление рисками.

Категория процессов ORG.

Процессы: ORG 1. Организационные установки. ORG 2. Усовершенствование.

ORG 3. Управление кадрами. ORG 4. Инфраструктура. ORG 5. Измерение.

ORG 6. Повторное использование.

Понятие категории здесь можно вовсе не использовать, но в данном случае (описание эталонной модели) удобно.

Как понять, следует ли относить выделенный процесс к СМК, или нет? Очень просто. Если вы в состоянии сформулировать требования к его выходу, то да. И наоборот.

Пример 2. От Б. Андерсена, «Бизнес-процессы».

Общая схема процессов и ее составляющие.

Бизнес-процессы:

1.Разработка продукции (-исследование продукции, -разработка и конструирование продукции, -разработка и конструирование процесса, -технологическая подготовка производства);

2.Требования потребителей (-развитие рынка, -организация маркетинга и продаж, -тендерное размещение заказов);

3.Выполнение заказов (-обеспечение и материально-техническое снабжение, -планирование и управление производством, -производство и сборка продукции, -распределение продукции и выходящая логистика, -обслуживание договора);

4.Обслуживание потребителя (-послепродажное обслуживание, -возврат продукции).

Вторичные процессы:

1.Поддержка (-финансовый менеджмент, -управление человеческими ресурсами, -управление информацией, -текущий ремонт и обслуживание оборудования, -медицинский контроль персонала, окружающая среда и техника безопасности);

2.Перспективное развитие (-совершенствование текущего процесса, -исследование технологии производства продукции, -повышение квалификации персонала, -расширение базы материально-технического снабжения, -расширение внешних связей, -стратегическое планирование).

Далее мы еще не раз будем обращаться к теме «процессы».

 

Перепечатка материалов статьи данной рассылки допускается при условии обязательного включения внизу статьи, без каких-либо изменений, следующего текста:

"И.А. Скотников - автор рассылки «Системы управления: ИСО 9000 и другие стандарты». E-mail:      skotnikov@abbeyhouse.ru. Сайт рассылки: http://www.abbeyhouse.ru"

Copyright 2003. Скотников Игорь Александрович .

Наш сайт

Написать нам 

Ближайшие семинары и другие мероприятия

Бонусы для подписчиков

Архив рассылки

Рассылки подробно

 

Наши рассылки:

БИЗНЕС

ОТ А ДО Я

Подписаться здесь

рр

 СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ИСО 9000 и другие стандарты

Подписаться здесь

Подпишитесь

 на наши

 рассылки

 и Вы

 сможете

 избавиться  

  от проблем 

 в бизнесе, 

или не

 подписывайтесь

 и оставайтесь

 со своими

 проблемами.

 

 


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Адрес подписки
Отписаться

В избранное