Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Системы управления: ИСО 9000 и другие стандарты


Информационный Канал Subscribe.Ru


рассылки от abbeyhouse.ru

 выпуск 1

 СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ИСО 9000 и другие стандарты

11.05.04

Основой для создания данной рассылки послужили многочисленные литературные источники и большой опыт коллектива экспертов по сертификации систем менеджмента качества, от имени и по поручению которого выступает автор.

 

ПРИВЕТ ВСЕМ!

Во вступительном слове мы хотели бы коротко изложить общее понимание темы, наше к ней отношение и остановиться на схеме изложения материала.

Причиной того, что понятие качества в его современном толковании появилось на свет, вне всякого сомнения, является осознание и признание факта пришествия эпохи конкуренции товаров массового потребления. По времени это где-то середина прошлого века. Лидерство в качестве товаров и услуг обеспечивало и обеспечивает одно из главных преимуществ в конкурентной борьбе.

 В отдельности термины «качество», «системы качества» и даже «системы менеджмента качества» в общем то мало что проясняют человеку, впервые с ними столкнувшемуся. Из них не следует, что речь идет о планировании и организации деятельности, о снабжении и сбыте, о проектировании и производстве и т. д., а дело обстоит именно так: все эти термины подразумевают управление качеством практически всех видов работ, выполняемых в организации.

О значимости фактора «качество» свидетельствует наличие различных национальных программ и международных организационных мероприятий, посвященных проблемам качества. В Европе уже почти полвека ежегодно проводятся конгрессы Европейской организации по качеству при не спадающем интересе к непрерывно развивающейся концепции качества. Приверженность Японии качеству общеизвестна. Америка и здесь старается быть на высоте, активно вырабатывая и практически испытывая все новые инициативы в области управления качеством.

 В чем  суть такого длительного и всеобъемлющего интереса к данной концепции? Она проста и понятна: управление качеством имеет самое непосредственное отношение к созданию экономических ценностей, к доходности и соответственно выживанию бизнеса в жестких условиях современного рынка. Другие экономические и управленческие инициативы в области улучшения деятельности предприятий носят, как правило, или ограниченный по времени реализации, или более частный характер.

Надо отметить, что современная концепция качества охватывает не только технические и экономические аспекты; общество и личность, финансы, экология и безопасность и многое другое также включаются в орбиту данной концепции. Наша задача будет значительно скромнее по сравнению с воплощением глобальной концепции качества.

В основном она связана с техническими моментами в деятельности предприятий различных отраслей и сфер деятельности, чего, собственно, будет вполне достаточно при необходимости сертификации системы менеджмента качества предприятия на соответствие требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001(Системы менеджмента качества. Требования). (Российская версия).

Немного истории.

Неправительственная организация ИСО (ISO) (www.iso.ch) была образована в 1947 году и располагается в Женеве. Это международная организация по стандартизации ( International Organization for Standardization ). Название ИСО происходит от греческого isos, что означает «равный для всех». Основная задача ИСО заключается в развитии международной стандартизации с целью упрощения обмена товарами и услугами на мировом рынке. 

Стандарты серии 9000  ИСО разработала и выпустила в 1987 году. В качестве прототипа, в основном,  был использован  британский стандарт BS 5750 (1979), созданный для систем качества Британским институтом стандартов. Помимо упомянутого выше, существует еще два стандарта этой серии: ГОСТ Р ИСО 9000-2001(Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь) и ГОСТ Р ИСО 9004-2001 (Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности).

Стандарты ИСО серии 9000 не относятся к какой бы то ни было конкретной отрасли или виду продукции и могут использоваться как в сфере производства, так и при оказании услуг.

Для любой системы управления предприятием, в которой в том или ином виде реализованы требования ГОСТ Р ИСО 9001-2001, можно будет сказать, что предприятие имеет систему менеджмента качества (СМК) и что оно может, при необходимости, обратиться в выбранный орган по сертификации СМК  для подтверждения соответствия требованиям и получения сертификата.

С другой стороны, предприятия, особенно не имеющие еще глубоких традиций, могут использовать описанную в стандарте систему менеджмента качества как основу для собственной системы управления предприятием.

В стандарте в виде требований тщательно сформулированы и изложены все те действия, которые должны совершаться на предприятии для подтверждения и обеспечения его способности достигать заявленных целей (соблюдать сроки, выполнять требования контрактов, стабильно выпускать качественную продукцию и т.д.), что очень важно для клиентов.

Следует отметить, все эти действия проверены на практике и доказали свою ценность для потребителей и, соответственно, для предприятий. ИСО 9000 приняты Министерством обороны Великобритании и НАТО, Министерство обороны США допускает использование ИСО 9000 в контрактах и т.д. Количество выданных сертификатов на соответствие требованиям стандартов ИСО измеряется сотнями тысяч по всему миру. Изо всего этого следует, что правильный и ответственный взгляд на «управление качеством» следует отнести к основным ценностям общества.

Коллектив комитета ИСО / ТК 176, занимавшийся разработкой рассматриваемых нами стандартов, вполне мог бы быть лауреатом Нобелевской премии с формулировкой «За значительный вклад в повышение благосостояния Человечества».

Общая схема изложения материала будет следующей: принципы управления качеством; стандарты ИСО; процессы в организации; система менеджмента качества; документация системы менеджмента качества; измерение, анализ и улучшения в СМК; сертификация СМК.

 

Перепечатка материалов статьи данной рассылки допускается при условии обязательного включения внизу статьи, без каких-либо изменений, следующего текста:

"И.А. Скотников - автор рассылки «Системы управления: ИСО 9000 и другие стандартыот». E-mail:      skotnikov@abbeyhouse.ru. Сайт рассылки: http://www.abbeyhouse.ru"

Copyright 2003. Скотников Игорь Александрович .

 

Наш сайт

Написать нам 

Ближайшие семинары и другие мероприятия

Бонусы для подписчиков

Архив рассылок

Рассылки подробно

Наши рассылки:

БИЗНЕС

ОТ А ДО Я

Подписаться здесь

рр

 СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ИСО 9000 и другие стандарты

Подписаться здесь

Подпишитесь

 на наши

 рассылки

 и Вы

 сможете

 избавиться  

  от проблем 

 в бизнесе, 

или не

 подписывайтесь

 и оставайтесь

 со своими

 проблемами.

 

 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное