Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур: Новые статьи


Э Н Ц И К Л О П Е Д И Я    К У Л Ь Т У Р

НОВЫЕ   СТАТЬИ

 

Антиутопия футурологии и футурология антиутопий   Рассуждения о том, что человечество находится на одном из переломных этапов своего развития, в социально-исторической точке бифуркации, стали своего рода магической формулой современной науки и общественных диспутов. Вопрос о том, куда мы движемся, ожидает нас углубление кризиса современности или же его благополучное разрешение, сегодня более чем когда-либо актуализирует проблему прогнозирования человеческого будущего. Однако не сегодня и не вчера впервые была поставлена проблема предсказания или прогнозирования нашего завтра...

 

И. Тузовский 312 c. (файл pdf)

 

 

И. Шафаревич - человек с двумя биографиями   В первой биографиион член-корреспондент АН СССР, лауреат Ленинской премии за выдающиеся достижения в области алгебры. Сфера занятий "второго Шафаревича" - обществоведение, размышления на актуальные темы истории. В 1977 г. он дает телеинтервью для Би-би-си, прямо говорит об отсутствии свободы в СССР и высказывается против социализма и марксизма. КГБ его не преследует, других ссылали и сажали за более невинные акты, а Шафаревич словно неприкасаем. То ли у него иммунитет, то ли он персонифицирует для Запада непреследуемое инакомыслие...

 

М. Золотоносов

 

 

Славянское движение XIX-XX веков   Революционные события 1848-1849 гг. привели в движение почти все слои европейского общества. Вступили в политическую борьбу многие народы, ранее не отличавшиеся революционностью. Славянский вопрос в Европе получил именно тот характер, который ранее приписывался ему различными критиками панславизма. Фантом панславизма впервые приобрел реальные контуры. Почти во всех европейских государствах, в том числе и в России, революционные потрясения потребовали уточнения социально-политических и идейных программ различных общественных течений...

 

М. Досталь, В. Дьяков, Г. Рокина

 

 

"Пророк" Пушкина в кораническом контексте   Под образом пророка обычно здесь понимается репрезентация темы поэта и его роли в обществе. Исследователи религиозного толка предпочитают видеть в этом стихотворении христианский "стержень" личности и творчества Пушкина. Для биографов закономерным остается декабристский подтекст, а для исследователей тавматургической литературы "пророк", "змея", "уголь" и некоторые другие данности текста свидетельствуют о масонском влиянии...

 

П. Алексеев

 

 

Кумранский комментарий на Псалом 37   Несмотря на свое фрагментированное состояние, этот текст содержит важный материал для изучения жизни и идеологии кумранской общины. Среди кумрановедов преобладает точка зрения, что собственные произведения общины были созданы задолго до рождения христианства. Но наверняка известно лишь одно: рукописи были спрятаны в пещерах во время Иудейской войны (66-73 гг.). В основе статьи лежит допущение, что некоторые тексты были созданы в I веке н. э.

 

С. Рысев

 

 

Bad trip. Трагедия в двух частях с картинками   Для того, чтобы попасть на сайт, нужно нажать на картинку с изображением лабиринта. За время строительства сего сооружения оно мне порядком надоело, даже было ощущение, что это уже не лабиринт, а водоворот, который всех нас куда-то затягивает. Что в таких случаях говорит Джек Воробей? "Лево руля!" В начале трагедии - Манифест. Вышло это совершенно случайно - когда была закончена первая часть трагедии, стало лениво всякий раз ползать в конец страницы, и вторая часть писалась сверху, а когда она была дописана, выяснилось, что это вовсе не вторая часть, а Манифест, и написал его какой-то параноик. А. Бокшицкий

 

А. Бокшицкий

 

 

Феномен артистизма   Извечная потребность приспособиться к миру, чтобы выжить, получила невероятно широкий выход. Долго культивируемая способность превращаться в Другого, развилась настолько, что сами рамки реальности стали для нее тесными. Преодолев многие нормы культуры, связанные с реальностью, человек стал сам творить миры, порождая их силой воображения. При этом постарался придать им статус второй реальности, где можно иногда жить. Тем самым он погрузил себя в новую культурную среду, полную симулякров, знаков, отсылающих к активности воображения...

 

Р. Бажанова 9 стр.

 

 

Наркотики и религия   У. Джеймс сказал фразу, которая определила многое в культуре XX в.: "Наше нормальное или, как мы его называем, разумное сознание представляет лишь одну из форм сознания, причем другие, совершенно от него отличные, формы, существуют рядом с ним, отделенные от него лишь тонкой перегородкой". Именно благодаря такому новому подходу стало возможно научное исследование трансовых состояний, как иных или измененных состояний сознания (ИСС), ведь раньше подобные феномены считались чем-то сродни душевной болезни или (с высоты философии Просвещения) просто мошенничеством...

 

Т. Чумакова 10 стр.

 

 

К теории масс или о "человеке без свойств"   Cамореализация человека в повседневности и в составе масс имеет некоторые сходные черты: стереотипы мышления и поведения не поглощают полностью индивидуальное, которое при этом принимает анонимный способ существования. Поэтому трудно однозначно согласиться с Ж. Бодрийяром, утверждающим, что массы, главная характеристика которых пребывание в качестве "нулевого субъекта", - это "Черная дыра, куда проваливается социальное". В массах есть и другая сторона их существования: быть естественным корректором чрезмерной склонности общества к искусственной "правильности" образа жизни людей, приводящей к его стандартизации...

 

Л. Мурейко 17 стр.

 

 

Китай: Вэнь ("культура")   Согласно китайскому словарю, вэнь есть "переплетение линий, узор, сплетения. Изображение, образ рождается в сплетении линий в узоре". Один из первых узоров - пиктографическое изображение человеческой фигуры, которое служит нижним элементом в написании вэнь. Сверху - пиктограмма "сердце". Словарь дает определение вэнь и как орнамента, нанесенного на тело человека, т.е. татуировки для "украшения". Древние, воспринимая мир как единое целое, рисовали его образ, картину, в которой нераздельно слиты природные, эзотерические и эстетические его начала...

 

С. Серова 4 стр.

 

 

Братство в "темные времена"   История знает немало эпох, когда пространство публичности помрачается и мир становится сомнительным. Эпохи эти можно с полным правом назвать "темными временами" (Брехт). Те, кто в такие времена жил, всегда были склонны презирать публичное пространство и, насколько возможно, их игнорировать - или даже их перескакивать, словно мир всего лишь фасад, за которым скрываются сами люди, - чтобы найти взаимопонимание с людьми, не обращая внимания на лежащий между ними мир. В такие времена - при благоприятных условиях - развивается особый вид человечности...

 

Х. Арендт 7 стр.

 

 

А.С. Макаренко   Макаренко был педагогом в той же мере, в какой он был чекистом: едва ли не всю свою педагогическую жизнь Макаренко был так или иначе связан с системой ГПУ-НКВД. Макаренко, утверждал, что его педагогику немедленно подобрали смелые чекисты и не только не дали ей погибнуть, но дали высказаться до конца...

 

Е. Добренко 14 стр.

 


В избранное