Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Центр Европы. Краткий курс истории 22


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

...переписывание истории на новый лад — любимейшее занятие любой из победивших в стране властей. Так было после 1917-го, так случилось и после 1991, по-видимому, так было и в старину, всегда, кто это сейчас проверит? Очень важно здесь отделить стремление более-менее честных историков восстановить историческую справедливость от попыток идеологов "новой власти" приукрасить или, наоборот, в своих интересах очернить те или иные исторические события...

Игорь Заречанский

Прывiтаньне, шаноўнае спадарства! Приветствую Вас, господа!

Мне с каждым днём всё сложнее и сложнее находить время для ведения рассылки моего любимого детища. Этот выпуск я собирался выпустить именно 16 февраля, но помешали другие заботы.

Тема дня.
16-е февраля
— национальный праздник Литовской Республики.

То, что я сегодня предоставляю вашему вниманию, перепечатано мной один к одному с первой страницы самой массовой литовской газеты «Летувос ритас» (Утро Литвы). Не давая никаких комментариев, я просто замечу, что данная информация полностью соответствует концепции моей рассылки.
 Далее цитирую:

 

16 февраля день восстановления Литовского государства. В исторический календарь нашей страны эта дата была вписана в 1918 году. В каждую из успевших за восемьдесят минувших лет сменить друг друга исторических формаций день этот оценивался по-разному. Для одних он всегда был праздничным, свидетельством величия духа. Другие 16 февраля жили по тревоге, по принципу "держать и не пущать". История дама со своими капризами. Дадим ей, непостоянной, слово.

 

 Твердо стоя на основе независимой демократической республики, Литовская тариба должна была в первую очередь оговорить условия независимости с фактически управлявшей тогда Литвой кайзеровской Германией. 11 декабря 1917 года такое соглашение было достигнуто. Тариба согласилась на тесный военный и хозяйственный союз с Германией. Вскоре, однако, выяснилось, что Германия не хочет соблюдать и это соглашение. Оно было необходимо ей всего лишь как аргумент на переговорах с Россией.

 

Литовская бостонская энциклопедия

Немецкие оккупанты управляли Литвой с помощью буржуазного Литовского совета, а члены совета старались угодить оккупантам, надеясь добиться этим выгод для своего класса

 11 декабря 1917 года Литовский совет принял заявление об отделении от революционной России и высказался "за вечный, прочный союз Литовского государства с Германской империей".

История Литовской ССР, 1976

***

С самого начала оккупации литовцы стали донимать немецкое правительство, требовать, чтобы краю и народу были предоставлены соответствующие права. Наши представители заявили германскому правительству, что литовский народ не хочет возвращаться под иго России и хотел бы восстановить свое древнее государство. 18-22 сентября 1917 года состоялась Вселитовская конференция. Приехали 222 человека изо всех уголков Литвы. Они выбрали 20 человек, назвавшихся Литовской тарибой, которой было поручено дело восстановления государственности.

Тариба, выполняя решения конференции и осуществляя чаяния всех литовцев, 16 февраля 1918 года огласила в Вильнюсе документ такого содержания: "Литовская тариба как единственный представитель литовского народа, основываясь на общепризнанном праве самоопределения народов и решении Вселитовской конференции, объявляет о восстановлении Литовского государства, строящегося на демократических основах, со столицей в Вильнюсе и то, что оно отныне не считает себя связанным государственными связями. Которые до того были с другими народами.

А. Юшкявичюс, Ю. Мацейна.
 Вильнюс и его окрестности, 1937

***

Акт 16 февраля, направленный против аннексионистской политики немцев, поначалу ничего не значил. Из-за сопротивления Германии он не мог даже быть доведен до общества. Немецкая цензура не пропустила не только листовку с текстом о провозглашении независимости, но и задержала очередной номер газеты "Летувос айдас" с соответствующим текстом. Немцы признавали только соглашение от 11 декабря 1917 года. Они вынуждали тарибу отказаться от декларации 16 февраля. Только после того, как тариба согласилась вернуться к документу, принятому 11 декабря, кайзер, поддержав его, объявил 23 марта 1918 года о восстановлении Литовского государства.

Литовская бостонская энциклопедия

***

В стране росло революционное движение. Пользуясь доверием немецких оккупантов и добиваясь расширения своих политических прав, буржуазный совет 16 февраля 1918 года принял новую декларацию, названную "актом независимости". В этом документе предусматривалось создание буржуазного Литовского государства. Однако германский кайзер отклонил этот акт буржуазии и заявил, что он признает Литву только на основании заявления от 11 декабря, то есть Литовское государство, соединённое вечными и прочными узами с Германией. 28 февраля 1918 года Литовский совет подтвердил, что отношения между Литвой и Германией будут обоснованы актом от 11 декабря 1917 года, однако и после этого акта немецкие войска и военная администрация продолжали держать Литву в своих руках, эксплуатируя ее экономически и распространяя в ней свое политическое влияние.

История Литовской ССР, 1976

***

 В широком смысле день 16 февраля, ставший национальным праздником и для литовского государства, и для всех разбросанных по миру литовцев, отражает усилия соотечественников, положенные на алтарь свободы и независимости. Актом 16 февраля Литовская тариба, единственная на то время выразительница суверенных интересов нации, возвестила миру не о создании нового Литовского государства, а о его восстановлении. Тариба вправе была делать упор на традиции государственности, никогда не исчезавшие из литовского национального сознания и восходящие к событиям семивековой давности, к временам правления короля Миндаугаса.

Актом 16 февраля Литва снимала с себя все обязательства перед другими государствами, в том числе и политические. Этим документом литовская нация как важнейший социальный фактор страны изъявляла через литовскую Тарибу свою волю и самоопределение.

Литовская бостонская энциклопедия

***

 

С национальными меньшинствами бывшей царской России немцы заигрывали все годы оккупации, поощряя стремление к отделению от России и сея надежды на создание «независимых» государств под протекторатом Германии. И делали это самыми различными способами... С поляками они предпочитали вести чинные беседы, однако особенно помогать не хотели, видя в них извечных и довольно сильных врагов. Какой же смысл сажать себе чирей на шею?.. С белорусами нянчились и через свою газетенку "Гоман" ("Беседа"), выходившую на белорусском языке, вбивали им в голову, что хорошо будет только в отдельном государстве конечно же, под немецкой эгидой...

В начале 1918 года немцы демонстративно приступили к созданию литовской "державы". По их проекту, в руках немцев должны были находиться литовская армия, литовские финансы, литовские пути сообщения и все литовское народное хозяйство... Дела же "самоуправления" они обещали передать "тарибе" литовскому государственному совету.

Первую скрипку среди литовских националистов играл тогда господин Сметона, иначе говоря Сметана, так все и называли его тогда в Вильно на своих языках. Сей господин Сметана, а за ним и остальные литовские националисты охотно соглашались на немецкие предложения, лишь бы поскорей замесить свое, поначалу пусть жиденькое, но свое, литовское государственное тесто. Однако они были вынуждены считаться не только с немцами, но и с различными местными национальными и политическими организациями и группами.

Поляки, понятно, никакой тарибы признавать в Вильно не собирались, поскольку считали город своим, польским. Слабенькие белорусы те были рады, пока не окрепнут, поделиться даже самим Вильно, хотя тоже считали, что у них прав на этот город не меньше, если не больше, чем у литовцев.

Евреям было выгодно идти с более слабыми литовцами, чем с более сильными поляками.

Таким образом, с национальными организациями господин Сметона быстро навел в своих делах ясность и порядок. Значительно труднее ему было прийти к согласию с политическими партиями и группировками... Ведь среди самих вождей этих партий и группировок не было согласия.

М. Горецкий.
Виленские коммунары

 

Вот, господа, такие вот исторические документы.

 

Хочу сообщить также, что газета белорусов Литвы «РУНЬ», о которой я вам уже рассказывал, появилась теперь и в сети Интернет www.runbel.lt . Так что всех, кто интересуется Беларусью и белорусскими делами, а также понимает по-белорусски, милости прошу! Среди других статей есть там и опусы вашего покорного слуги. Кое-что из этого было и в рассылке, кое-что нет.


Усе л╕сты дасылайце вядучаму - Яўгену Лiцьвiну зь Вiльнi licvin@runbel.lt



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное