...переписывание истории на новый лад —
любимейшее занятие любой из победивших в стране властей. Так было после
1917-го, так случилось и после 1991, по-видимому, так было и в старину, всегда,
кто это сейчас проверит? Очень важно здесь отделить стремление более-менее
честных историков восстановить историческую справедливость от попыток идеологов
"новой власти" приукрасить или, наоборот, в своих интересах очернить
те или иные исторические события...
Мне с каждым днём всё сложнее и сложнее находить время для ведения
рассылки — моего любимого детища. Этот выпуск я собирался выпустить именно 16
февраля, но помешали другие заботы.
Тема
дня.
16-е февраля — национальный праздник Литовской Республики.
То,
что я сегодня предоставляю вашему вниманию, перепечатано мной один к одному с
первой страницы самой массовой литовской газеты «Летувос ритас» (Утро Литвы).
Не давая никаких комментариев, я просто замечу, что данная информация полностью
соответствует концепции моей рассылки. Далее цитирую:
16 февраля — день восстановления
Литовского государства. В исторический календарь нашей страны эта дата была
вписана в 1918 году. В каждую из успевших за восемьдесят минувших лет сменить
друг друга исторических формаций день этот оценивался по-разному. Для одних он
всегда был праздничным, свидетельством величия духа. Другие 16 февраля жили по
тревоге, по принципу "держать и не пущать". История —
дама со своими капризами. Дадим ей, непостоянной, слово.
Твердо стоя
на основе независимой демократической республики, Литовская тариба должна была
в первую очередь оговорить условия независимости с фактически управлявшей тогда
Литвой кайзеровской Германией. 11 декабря 1917 года такое соглашение было
достигнуто. Тариба согласилась на тесный военный и хозяйственный союз с
Германией. Вскоре, однако, выяснилось, что Германия не хочет соблюдать и это
соглашение. Оно было необходимо ей всего лишь как аргумент на переговорах с
Россией.
Литовская бостонская
энциклопедия
Немецкие оккупанты управляли Литвой с помощью
буржуазного Литовского совета, а члены совета старались угодить оккупантам,
надеясь добиться этим выгод для своего класса
11 декабря
1917 года Литовский совет принял заявление об отделении от революционной России
и высказался "за вечный, прочный союз Литовского государства с Германской
империей".
История Литовской
ССР, 1976
***
С самого
начала оккупации литовцы стали донимать немецкое правительство, требовать,
чтобы краю и народу были предоставлены соответствующие права. Наши
представители заявили германскому правительству, что литовский народ не хочет
возвращаться под иго России и хотел бы восстановить свое древнее государство.
18-22 сентября 1917 года состоялась Вселитовская конференция. Приехали 222
человека изо всех уголков Литвы. Они выбрали 20 человек, назвавшихся Литовской
тарибой, которой было поручено дело восстановления государственности.
Тариба,
выполняя решения конференции и осуществляя чаяния всех литовцев, 16 февраля
1918 года огласила в Вильнюсе документ такого содержания: "Литовская
тариба как единственный представитель литовского народа, основываясь на
общепризнанном праве самоопределения народов и решении Вселитовской
конференции, объявляет о восстановлении Литовского государства, строящегося на
демократических основах, со столицей в Вильнюсе и то, что оно отныне не считает
себя связанным государственнымисвязями. Которые до того были с другими народами.
А.
Юшкявичюс, Ю. Мацейна. Вильнюс и его окрестности, 1937
***
Акт 16 февраля, направленный против
аннексионистской политики немцев, поначалу ничего не значил. Из-за
сопротивления Германии он не мог даже быть доведен до общества. Немецкая
цензура не пропустила не только листовку с текстом о провозглашении
независимости, но и задержала очередной номер газеты "Летувос айдас"
с соответствующим текстом. Немцы признавали только соглашение от 11 декабря
1917 года. Они вынуждали тарибу отказаться от декларации 16 февраля. Только
после того, как тариба согласилась вернуться к документу, принятому 11 декабря,
кайзер, поддержав его, объявил 23 марта 1918 года о восстановлении Литовского
государства.
Литовская
бостонская энциклопедия
***
В стране росло
революционное движение. Пользуясь доверием немецких оккупантов и добиваясь
расширения своих политических прав, буржуазный совет 16 февраля 1918 года
принял новую декларацию, названную "актом независимости". В этом
документе предусматривалось создание буржуазного Литовского государства. Однако
германский кайзер отклонил этот акт буржуазии и заявил, что он признает Литву
только на основании заявления от 11 декабря, то есть
Литовское государство, соединённое вечными и прочными узами с Германией. 28
февраля 1918 года Литовский совет подтвердил, что отношения между Литвой и
Германией
будут обоснованы актом от 11 декабря 1917 года, однако и после этого акта
немецкие войска и военная администрация продолжали держать Литву в своих руках,
эксплуатируя ее экономически и распространяя в ней свое политическое влияние.
История Литовской
ССР, 1976
***
В широком смысле день 16 февраля, ставший национальным праздником
и для литовского государства, и для всех разбросанных по миру литовцев,
отражает усилия соотечественников, положенные на алтарь свободы и
независимости. Актом 16 февраля Литовская тариба, единственная на то время
выразительница суверенных интересов нации, возвестила миру не о создании нового
Литовского государства, а о его восстановлении. Тариба вправе была делать упор
на традиции государственности, никогда не исчезавшие из литовского
национального сознания и восходящие к событиям семивековой давности, к временам
правления короля Миндаугаса.
Актом 16 февраля Литва
снимала с себя все обязательства перед другими государствами, в том числе и
политические. Этим документом литовская нация как важнейший социальный фактор
страны изъявляла через литовскую Тарибу свою волю и самоопределение.
Литовская бостонская энциклопедия
***
С национальными
меньшинствами бывшей царской России немцы заигрывали все годы оккупации,
поощряя стремление к отделению от России и сея надежды на создание
«независимых» государств под протекторатом Германии. И делали это самыми
различными способами... С поляками они предпочитали вести чинные беседы, однако
особенно помогать не хотели, видя в них извечных и довольно сильных врагов.
Какой же смысл сажать себе чирей на шею?.. С белорусами нянчились и через свою
газетенку "Гоман" ("Беседа"), выходившую на белорусском
языке, вбивали им в голову, что хорошо будет только в отдельном государстве — конечно же, под немецкой эгидой...
В начале 1918
года немцы демонстративно приступили к созданию литовской "державы".
По их проекту, в руках немцев должны были находиться литовская армия, литовские
финансы, литовские пути сообщения и все литовское народное хозяйство... Дела же
"самоуправления" они обещали передать "тарибе" — литовскому государственному совету.
Первую скрипку
среди литовских националистов играл тогда господин Сметона, иначе говоря — Сметана, так все и называли его тогда в Вильно на своих
языках. Сей господин Сметана, а за ним и остальные литовские националисты
охотно соглашались на немецкие предложения, лишь бы поскорей замесить свое,
поначалу пусть жиденькое, но свое, литовское государственное тесто. Однако они
были вынуждены считаться не только с немцами, но и с различными местными
национальными и политическими организациями и группами.
Поляки,
понятно, никакой тарибы признавать в Вильно не собирались, поскольку считали
город своим, польским. Слабенькие белорусы —
те были рады, пока не окрепнут, поделиться даже самим Вильно, хотя тоже
считали, что у них прав на этот город не меньше, если не больше, чем у литовцев.
Евреям было выгодно идти с более
слабыми литовцами, чем с более сильными поляками.
Таким образом,
с национальными организациями господин Сметона быстро навел в своих делах
ясность и порядок. Значительно труднее ему было прийти к согласию с
политическими партиями и группировками... Ведь среди самих вождей этих партий и
группировок не было согласия.
М. Горецкий. Виленские коммунары
Вот, господа, такие вот исторические документы.
Хочу
сообщить также, что газета белорусов Литвы «РУНЬ», о которой я вам уже
рассказывал, появилась теперь и в сети Интернет — www.runbel.lt. Так что всех, кто
интересуется Беларусью и белорусскими делами, а также понимает по-белорусски,
милости прошу! Среди других статей есть там и опусы вашего покорного слуги.
Кое-что из этого было и в рассылке, кое-что — нет.
Усе л╕сты
дасылайце вядучаму -Яўгену Лiцьвiну зь Вiльнilicvin@runbel.lt