Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Все о развитии детей-дошколят

  Все выпуски  

Все о развитии детей-дошколят. Как с пользой смотреть мультфильмы?


Все о развитии детей-дошколят

Как с пользой смотреть мультфильмы?

Здравствуйте, дорогие друзья!

Мы, взрослые, порой считаем, что мультфильмы - пустое развлечение, бесполезная трата времени. Часто мы, не задумываясь, запрещаем детям проводить время у телевизора. Однако некоторые из нас, уже вполне взрослые люди, не страдающие инфантильностью, до сих пор сами с искренним удовольствием и трогательной ностальгией по детству смотрят мультфильмы. Почему?

Для многих взрослых мультфильмы становятся просто ожившей сказкой. Для детей же они - реальность, пусть даже и не настоящего мира, но реальность детского мира, где соседствуют гномы и люди, добрые животные и отъявленные злодеи - лесные чудища. Прочитать - значит понять, увидеть же - значит поверить в реальность происходящего по ту сторону "голубого" экрана.

Просмотр мультфильмов детьми может быть прекрасным занятием, приносящим определенную пользу в случае, если родители будут соблюдать некоторые несложные правила.

∙ Знакомство с мультфильмами лучше отложить, пока малышу не исполнится 3 года. Это связано со способностью к восприятию изображения и психологическим развитием детей;

∙ В начале знакомства необходимо, чтобы возле ребенка находился кто-то из взрослых, если малыш испугается или не поймет происходящего на экране;

∙ Расстояние от телевизора до глаз маленького зрителя должно быть не меньше 2-х метров. Во время первого знакомства с мультфильмами сеанс должен длиться не больше 20 минут. Впоследствии его можно увеличить до часа;

∙ Необходимо разнообразить сюжет. Следует показывать ребенку как отечественные, так и зарубежные мультики. При этом необходимо следить, чтобы в них было как можно более разнообразных героев: людей, животных, волшебных существ. Если ребенок полюбит какого-либо героя, и будет постоянно просить поставить мультик именно с ним – предложите ему поиграть вмини-игры с его участием. Ребенок переключится на него в игре и снова будет с удовольствием смотреть другие мультфильмы;

∙ Желательно заранее знать, что будет происходить на экране. Действительно ли этот мультфильм понравится крохе, подходит ли он по возрасту, не несет ли в себе негативной информации, нет ли в нем громких резких звуков и прочее. Это может привести к пресыщению восприятия ребенка, и он впоследствии откажется смотреть более размеренные и спокойные мультфильмы;

∙ Лучше подбирать мультфильмы, которые будет познавательны, и смогут чему-то научить малыша. Например, можно показать мультик про любовь к животным, а после усвоения урока закрепить материал походом в зоопарк или в гости, где есть домашние питомцы.

В последние годы мультфильмы становятся все более и более приближенными к настоящей жизни: те же проблемы (деньги, экология, борьба за власть, преступления). Некоторые мультфильмы достаточно реалистично воссоздают непосредственные отношения между детьми и взрослыми. И тут, безусловно, стоит задуматься о том, насколько адекватно детям показывают те или иные стороны жизни, насколько допустима демонстрация насилия, что несет в себе авторская интерпретация мира, добра и зла. Существует мнение, что дети не выдерживают демонстрацию большого количества взрослых проблем в мультфильмах.

Решение педагогической (а может, и этической) проблемы находится в разграничении и анализе мультфильмов: что ребенок воспримет адекватно, а что - нет. Здесь каждый родитель должен провести частную диагностику со своим чадом: во-первых, осмысляя игру детей, порожденную мультфильмом, и, во-вторых, занимаясь совместным творчеством, например:

  • рисование,
  • лепка,
  • написание небольших рассказов или стихов.

И все это после просмотра мультфильма и выделения его основных мотивов.

Итак, ребенок вступает в эту жизнь, чтобы овладеть речью, мышлением, воображением, понять взаимоотношения людей, в конечном итоге, чтобы стать полноценным членом общества и одновременно развить свои индивидуальные свойства. Начинается активный процесс познания, который стимулируется неизведанностью и таинственностью окружающего мира. Источником знаний и побудителем к действию становятся не только реально существующие предметы, явления, но и игры, которые являются зеркалом окружающей ребенка жизни. Детская игра напрямую связана с переосмыслением мультфильмов, использованием их сюжетов в игре.

Мультфильмы, как и игра, являются своего рода символами, сигналами, вызывающими в сознании ребенка определенные реакции. Очевидно, что мультфильмы влияют на развитие ребенка: уже одно то, что эти "бегающие картинки" провоцируют игру, которая становится основой для будущей деятельности и социальных ролей, позволяет выделить их на фоне влияния окружающего мира. То, как будет осуществляться это развитие, и сможет ли ребенок перейти вскоре в реальный мир, а не навсегда остаться в мире фантазий, зависит и от взрослых, и от окружающей среды.

Родители, безусловно, должны проявить повышенное внимание к играм детей, порожденных мультфильмами, ведь в них, как мы уже поняли, скрыты глубинные процессы, определяющие становление и развитие личности ребенка. Как только в игре начинает проявляться жестокость, отрешенность от реальности в такой степени, что ребенок не может разграничить вымысел и истину, требуется незамедлительное вмешательство родителей, которым необходимо действовать по следующей схеме.

  • Узнать, какой персонаж копирует ребенок, и почему именно его.
  • Поинтересоваться, что привлекает ребенка в данном мультфильме.
  • Объяснить ребенку с помощью определенных стимулов (например: дружба со сверстниками, хорошие оценки, поощрение родителей, красивые или желанные игрушки и т.д.), что таким поведением, копирующем героя мультфильма, он добьется скорее обратного.
  • Совместно посмотреть мультфильмы, например, один из приведенных ниже, и попросить ребенка самостоятельно составить формулу: добрый (умный, красивый) герой - счастье, любовь, дружба; злой (хитрый, коварный) - несчастье и т.д.

Мультипликационный фильм можно использовать с целью воспитания. Итак, родители прежде, чем допускать ребенка к экрану, должны просмотреть мультфильм, ознакомиться с ним, попытаться выделить плюсы и минусы в увиденном, другой вариант- совместный просмотр фильма и его обсуждение. Приведем пример выделения из известных мультфильмов дидактического и психологического смысла:

  • "Золушка", "Чебурашка" - обретение семьи, любимого человека, друга.
  • "Чуня" - "Не смотри, кто ты, а смотри, какой ты".
  • "Каникулы в Простоквашино" - дружелюбие, самостоятельность, хозяйственность, дружба.
  • "Бюро находок" - "Друзей не теряйте, их никто вам не вернет".
  • "Пластилиновая ворона" - (развитие творческих способностей) "Из ничего - все"; на базе мультфильма можно организовать занятия по лепке.
  • "Мама для мамонтенка" - любовь к родителям.
  • "К.О.А.П.П." - познание окружающего мира, концепция "я - ты", сосуществование, содружество.

Использовать данный анализ может каждый родитель, достаточно лишь немного задуматься о просмотренном мультфильме. С воспитательными и обучающими целями можно составить таблицу "задача - решение с помощью просмотра мультфильма" (количество задач и мультфильмов может быть расширено во много раз).

пример задачи качества, которыми должен обладать мультфильм пример мультфильма
1. привить ребенку любовь к животным Герои - очеловеченные животные. Обязательная оппозиция добра и зла. "Котенок по имени Гав", "Умка", "Доктор Айболит"
2. привить ребенку умение дружить Герои - люди/животные, живые и легкие по характеру; мораль - альтруизм, уважение и любовь к ближним, взаимопомощь. Серия мультфильмов "Чебурашка", "Крошка Енот", "Большой секрет для маленькой компании", "Приключения Домовенка Кузи"
3. познание окружающего мира Герои - животные, инопланетяне, роботы. Знания, расширяющие кругозор. "К.О. А. П. П." "Доктор Айболит"
4. приучить ребенка к выполнению определенных обязательств Герои - люди/животные, статус которых изменяется во времени с приобретением тех или иных качеств, умений (несчастный, когда не умел, счастливый, когда научился). "Винни-Пух" "Топчумба" "Приключения Домовенка Кузи"

Однако нельзя забывать об опасности, которая скрывается за безобидным на первый взгляд развлечением - просмотром мультфильмов. Ребенок не должен стать пленником экрана и нереальной действительности, поэтому следует помнить, что в день ребенок может смотреть не более 2-3 мультфильмов (30-60 минут).

Очевидно, что невозможно решить все проблемы воспитания и обучения с помощью одних лишь мультфильмов, это лишь один из вариантов, и, как мне представляется, довольно действенный. Для того, чтобы каждый родитель мог понять, насколько позитивно влияют мультфильмы на его ребенка, необходимо:

  • после просмотра выбранного вами мультфильма с определенным обучающим (или воспитывающим) содержанием побеседовать с ребенком о том, что он вынес, понял, осознал. Положительным результат можно назвать, если то, что понял ребенок, и то, что вы хотели до него донести, совпало;
  • понаблюдать за игрой ребенка, порожденной мультфильмом. Положительным результатом будет отсутствие в игре жестоких действий, несправедливости, не свойственной данному возрасту проблематики (деньги, криминал и т.п.). Сравнить, совпадает ли присутствующее в мультфильме деление на положительных и отрицательных героев, с тем, как себе это представляет ваш ребенок.

Безусловно, мультфильмы, как и любое другое воздействие на формирование личности ребенка, неоднозначны. Однако позиция ограждения детей от влияния среды, быта, культуры во всех их проявлениях нелепа, т.к., несмотря на известный афоризм: "Дети - цветы жизни", ребенок все же не тепличное растение, требующее искусственной изоляции.

Автор статьи Дьякова Марианна

 

Работа в Интернете

Крупная международная компания Skinny Body Care приглашает дистрибьюторов. Работа в Интернете! Без продаж! Не выходя из дома! Все надежно и легально! Карьерный рост, обучение и помощь в работе. Трудитесь дома, планируйте свое рабочее время, проводите свободные часы с родными и получайте достойный доход. Зарплата на именную карту, которую Вам пришлет компания! Новичкам - помощь в работе, бесплатное обучение! Подробная информация здесь.

 

С уважением, Ирина Александрова,
автор проекта – детский сайт www.baby2000.ru «Развитие ребенка от рождения до школы


В избранное