Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Этапы созревания речевых зон и развитие эмоционального общения


Этапы созревания речевых зон и развитие эмоционального общения

Приветствую вас в рассылке «Советы практикующего логопеда и Логопедические Программы»!

Сегодня в выпуске:

  1. Этапы созревания речевых зон.
  2. Развитие эмоционального общения с помощью потешек и массажа.

Этапы созревания речевых зон

Созревание зон мозга и речевых зон в частности – это процесс миелинезации нервных пучков, другими словами, это процесс изоляции нервов, по которым в дальнейшем будут идти сигналы вверх к головному мозгу и вниз к органам. И этот процесс будет тем успешнее, чем лучше будет доступ кислорода и насыщение мозга глюкозой и другими полезными веществами. Так, к моменту рождения «изолированы» (миелинизированы) только нервы и структуры, которые необходимы для жизненно важных функций: дыхания, сердцебиения, питания. Из нервных центров миелинизирован, и то не полностью, только ствол мозга, который и контролирует эти жизненно важные функции. Также изолированными оказываются такие структуры как вокализационный центр и гипоталамус.

Гипоталамус – это очень важная структура нервной системы и у новорожденного, и у взрослого человека. В первые недели жизни гипоталамус (та его часть, что расположена ближе к середине) «управляет» первыми звуками, которые издает ребенок. Эта часть, называемая медиальной, и у новорожденного, и у взрослого реагирует на негативные ощущения. Другая часть гипоталамуса (латеральная) реагирует на позитивные ощущения. Поэтому к трем месяцам, когда созревает эта часть ребенок начинает улыбаться и его вокализации выражают полное удовольствие. В 3–4 месяца ребенок способен даже смеяться от удовольствия!

Также одной из эмоциональных зон мозга является миндалина. Первый признак созревания миндалины (обычно к 8-9 месяцам): у младенца появляется страх перед незнакомыми. Совсем маленький ребенок с удовольствием идет на руки к любому, но как только созрела миндалина – он начинает яростно сопротивляться, плакать, едва его возьмет на руки чужой человек. Поскольку миндалина – эмоциональный центр нервной системы, с ее созреванием усиливается эмоциональность гуления, лепета, криков ребенка, они выражают (даже в отсутствие слов), богатый репертуар эмоциональных оттенков. Итак, в 8–9 месяцев появляется новая эмоциональная реакция – страх перед незнакомыми людьми.

Вскоре после миндалины созревает гиппокамп, структура очень важная для процессов обучения и памяти. Гиппокамп (в переводе «морской конек») – самая важная структура в преобразовании кратковременной памяти в долговременную. В нем есть нервные клетки, которые реагируют на новую информацию. Как раз это время для более активного накопления пассивного словаря.

К концу первого года жизни созревает поясная извилина. Есть много научных данных, подтверждающих, что передняя часть поясной извилины активно участвует в речевой функции. Высказываются предположения, что поясная извилина является первичным центром речи у детей до тех пор, пока не созреют корковые центры речи (которые миелинизируются к трех - четырехлетнему возрасту, может быть, поэтому многие современные дети упорно молчат до этого возраста, в связи с задержкой миелинизации сначала извилины, а затем и центров речи – что говорит о недостатке кислорода и нужных веществ в процессе онтогенеза).

Далее идёт развитие межполушарной организации. До 5 лет правое полушарие является ведущим, поэтому у ребёнка преобладает наглядно-образное, чувственное мышление. Очень важно в этот период стимулировать развитие правого полушария как багажа для дальнейшей творческой жизни. Поэтому нейропсихологи призывают в этот период проводить воспитательно-педагогическую работу на базе сказок и игры и не торопиться развивать словесно-логическое мышление, учить читать и писать раньше положенного времени.

Далее в 6–7 лет происходит определение доминантного полушария (у правшей – левое, и левшей – правое). У правшей это носит название левополушарной латерализации, у левшей – правополушарной латерализации.

Если отмечается доминирование левой стороны, и прежде всего руки (леворукость), то перед родителями и педагогами неизбежно встает вопрос, надо ли принимать «соответствующие» меры, т.е. переучивать ребенка, приучать его действовать преимущественно правой рукой? Ответ на этот вопрос таков: если можно переучить ребенка безболезненно, без негативизма и невротических реакций с его стороны, то лучше это сделать, и как можно раньше. Если же ребенок выказывает при этом признаки невротизации, то переучивание следует немедленно прекратить.

Развитие эмоционального общения с помощью потешек и массажа

На 3-м месяце, постоянно слыша голос матери и родственников, малыш начинает гулить. Вспоминаем, что как раз в это время созревает латеральная часть гипоталамуса, ответственная за положительные эмоции. Этот период тактильно-эмоционального общения со взрослым продолжается весь первый год жизни малыша. И чем насыщенней положительными эмоциями будет этот период, тем активнее будет развиваться речь вашего малыша. Также в этот период очень важно развивать тактильные ощущения с помощью массажа и гимнастики.

Сегодня я привожу примеры потешек, которые произносятся одновременно с выполнением массажа и гимнастики и служат развитию эмоционального общения со взрослым в период от рождения до 1 года.

Массаж лица «Римбимбуля» (выполняется синхронно подушечками пальцев обеих рук 2-3 раза)

Густой лес, (гладим корни волос на границе со лбом движением вверх к голове)
Чисто поле, (круговые движения по лбу)
Две тополи, (разглаживаем бровки)
Два оконца, («рисуем» глазки)
Две подушки, (гладим по кругу щёчки)
Римбимбуля, (поглаживем переносицу)
Лепетуля, (проводим по губкам)
Точка. (нажимаем на бородку)

Массаж спинки (поглаживание)

На малышку глядя,
Спинку мама гладит:
Рыбка по морю плывет,
Белка хвостиком метет,
Как по небу облачкá
Мы погладили бочкá.
Как летят снежинки,
Так мы гладим спинку!

Массаж живота

Это же стихотворение можно читать при вечернем массаже животика в случае колик. Гладим животик по часовой стрелке, медленно проговаривая следующий текст:

Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком,
Забулькал ручеечком.
Ах животик ты, живот,
Кто же там внутри живет?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котенок.
Улыбается ребенок.

На лугу, на лугу (гладим животик по часовой стрелке)

Стоит миска творогу (кладём ладонь на животик),
Прилетели две тетери (пощипываем бочка снизу вверх)
Поклевали (двумя пальцами пробегаем по животику)
Улетели (поглаживаем животик)

Для малышей постарше (8-12 мес), предлагается использовать более сложные варианты массажа в сочетании с игровыми элементами:

«ДОЖДЬ» (снятие напряжение со спины, одновременное вызывание звукоподражаний)

Посмотрите, дождь полил и щеночка намочил. (поглаживание по спине)
Он бежит к себе домой весь до ниточки сырой. (поколачивание пальчиками)
АВ АВ АВ

Посмотрите, дождь полил воробьишку намочил. (растирание по кругу ладошками)
Он летит к себе домой весь до ниточки сырой. («бег» пальчиками)
ЧИВ ЧИВ ЧИВ

Посмотрите, дождь полил, лягушонка намочил. (разминание, легкое пощипывание)
Прыгает к себе домой весь до ниточки сырой. (ладошки «прыгают» по спине)
КВА КВА КВА

Ой, ой, ой! Дождь полил и утёнка намочил. (вибрация - ладошки «боятся»)
Он идёт к себе домой весь до ниточки сырой.  («качаются» из стороны в сторону)
КРЯ, КРЯ, КРЯ

Ой, ой, ой! Дождь полил, медвежонка намочил. («мишка не боится», поглаживание по спине)
Мишка топает домой весь до ниточки сырой. (поглаживание по спине)
У, У, У

Массаж спинки «Медвежий, сельскохозяйственный».

Шееел медведь. Большооооой медведь (топчемся ладонями по спине)...
Шла медведица... (топчемся меньшей площадью, кулаком, например).
Шел мааааленький медвежонок (пальцами идем по спине).
Нашли они большоооое поле (растираем ладонью спину).
Медведь сказал: "Моееее поле" (говорим басом, бегаем кругами ладошками по спине).
Медведица сказала: "Моеее поле" (повыше голосом и шаги помельче).
Медвежонок закричал "Мое" (тоненьким голоском, мелкимипрыжками).
Подумали они и решили, что поле будет общее. Всем хватит.
И решили они посадить пшеницу.
Вспахали поле (производим какие-нибудь копательные движения снизу вверх по спине, потом вниз),
разровняли (растираем ладонями)
и посадили зернышки (стучим меленько концами пальцев по всей спинке).
Дождик зернышки полил (тыльной стороной пальцев водим волнообразно по спине),
солнышко согрело, и пшеница взошла...
Выросли большие и красивые колоски...
Пришло время и стали они жать пшеницу (левой рукой берем складку кожи как бы щипая, правой ребром ладони подрезаем).
Собрали все пшеницу в снопы, много снопов получилось (низом кулака ставим плотненько отметины по спинке).
"Ура! Ура! Ура! (разными голосами)
Ой, как много у нас пшеницы выросло, вот это урожай!.." обрадовались медведи...
Собрали все снопы на телегу и повезли на мельницу...
Лошадка повезла пшеницу на мельницу (скачем по спинке четырьмя копытами).
Осталось поле чистое-чистое (гладим ладонью круговыми движениями по спинке).
А медведи смололи зерна пшеницы - получилась мука.
Муку привезли домой и испекли вкусный-вкусный хлебушек

Массаж пальцев рук с помощью колючего шарика «Су-джок» («Ёжик»)

Катится колючий ёжик, нет ни головы ни ножек.
По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. (шарик между ладошками)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да. (движения по пальцам)
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь! (пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)

Радостного общения вам!

С уважением, Юлия.
Жду ваших писем

Другую полезную информацию Вы найдете на нашем сайте "Логопедические Программы".

Вы сможете обмениваться опытом с другими участниками, вступив в нашу группу вКонтакте "Логопедические Программы".


В избранное